Заваденко Н.Н.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Скрипченко Н.В.

ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней» ФМБА; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Гайнетдинова Д.Д.

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Халецкая О.В.

ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России; ООО «НИЖМЕДКЛИНИКА»

Доронина О.Б.

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Суворинова Н.Ю.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Сагутдинова Э.Ш.

ГБУЗ Свердловской области «Детская клиническая больница восстановительного лечения» и Научно-практический центр «Бонум»

Бойчевская Ю.О.

ГБУЗ «Специализированная клиническая психиатрическая больница №1» Министерства здравоохранения Краснодарского края

Пантелеева М.В.

ГБУЗ Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского»

Теплякова Е.Д.

МБУЗ «Детская городская поликлиника №4 г. Ростова-на-Дону»

Антонова Т.И.

Санкт-Петербургское ГБУЗ «Детская городская поликлиника №35»

Нарушения развития учебных навыков у детей: эффективность и безопасность Тенотена детского по данным многоцентрового двойного слепого плацебо-контролируемого рандомизированного исследования

Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(9): 28-36

Просмотров : 395

Загрузок : 2

Как цитировать

Заваденко Н.Н., Скрипченко Н.В., Гайнетдинова Д.Д., Халецкая О.В., Доронина О.Б., Суворинова Н.Ю., Сагутдинова Э.Ш., Бойчевская Ю.О., Пантелеева М.В., Теплякова Е.Д., Антонова Т.И. Нарушения развития учебных навыков у детей: эффективность и безопасность Тенотена детского по данным многоцентрового двойного слепого плацебо-контролируемого рандомизированного исследования. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(9):28-36.
Zavadenko NN, Skripchenko NV, Gaynetdinova DD, Khaletskaya OV, Doronina OB, Suvorinova NYu, Sagautdinova ESh, Boychevskaya YuO, Panteleeva MV, Teplyakova ED, Antonova TI. Developmental disorders of academic skills in children: the efficacy and safety of Tenoten for children in the multicenter double-blind placebo-controlled randomized study. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2020;120(9):28-36.
https://doi.org/10.17116/jnevro202012009128

Авторы:

Заваденко Н.Н.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Все авторы (11)

Специфические расстройства развития школьных учебных навыков — группа расстройств, проявляющихся характерными выраженными нарушениями в освоении чтения, письма и счета при условии отсутствия тяжелых неврологических заболеваний, снижения интеллектуального уровня или нарушений остроты зрения и слуха. При этом уровень школьных знаний ребенка значимо не соответствует хронологическому или умственному возрасту [1—6].

В соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10) [5] к специфическим расстройствам развития учебных навыков относятся расстройства чтения (дислексия, для которой характерны пропуски, замены, искажения или дополнения слов, медленный темп чтения, недостаточность в понимании прочитанного), расстройства спеллингования (нарушения письма — оптическая, фонематическая, орфографическая дисграфия), расстройства формирования арифметических навыков (дискалькулия — нарушение счета, недостаточность в понимании арифметических понятий, терминов или знаков, неспособность выучить таблицу умножения) и смешанное расстройство школьных навыков. Показано, что данные расстройства связаны с нарушениями формирования высших психических функций и процессов обработки когнитивной информации, в реализации которых определенную роль играют генетическая предрасположенность и повреждение в раннем онтогенезе участков головного мозга, ответственных за их развитие [1—4, 6].

Распространенность расстройств развития учебных навыков составляет от 1 до 40% в общей популяции [1, 4—7]. По мнению M. Wiznitzer и соавт. [3], специфические трудности обучения встречаются приблизительно у 10—20% школьников, их частота зависит от диагностических критериев, инструментов оценки и выборки популяции.

Специфические расстройства школьных навыков, как правило, не присутствуют изолированно. Нарушения развития навыков чтения зачастую сопровождаются трудностями в обработке зрительной и слуховой информации, эмоциональными и поведенческими расстройствами [1, 3—6, 8—10]. Значимым предрасполагающим фактором служит отставание в развитии речи, которое в дальнейшем нередко приводит к специфическому нарушению развития навыков чтения и/или расстройства спеллингования. Установлено, что признаки дислексии, дисграфии и дискалькулии нередко сохраняются в подростковом и взрослом возрасте [1, 2, 8]. Школьники со специфическими расстройствами обучения находятся в группе риска нарушений социального взаимодействия, таких как снижение коммуникативной компетенции и изолированность от сверстников [1, 8].

Диагностика специфических расстройств развития учебных навыков проводится в процессе логопедического и психолого-педагогического тестирования с помощью методов оценки развития интеллекта (например, теста Векслера), теста Assessment of Basic Language and Learning Skills — Revised (ABLLS-R), программы оценки навыков The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program (VB-MAPP), методики Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной [11—14].

Терапевтические подходы строятся на основе логопедических и нейропсихологических коррекционных методов, наряду с которыми применяется медикаментозная терапия нейрометаболическими средствами, способствующими улучшению когнитивных функций. При обнаружении эмоциональных и поведенческих расстройств назначаются анксиолитики, антидепрессанты и корректоры поведения [2, 15]. Тактика лечения недостаточно разработана: терапия проводится курсами, длительность которых определяется индивидуально на основании экспертного мнения. В связи с этим является актуальным внедрение в педиатрическую практику безопасных и эффективных препаратов, изучаемых в исследованиях высокого уровня доказательности.

Тенотен детский создан на основе технологически обработанных антител в высоком разведении к мозгоспецифическому белку S100. В основе действия препаратов высоких разведений лежит их специфичное резонансное взаимодействие с мишенью, приводящее к изменению конформационных характеристик молекулы-мишени [16]. Антитела в высоких разведениях к S100 не ингибируют функционирование мозгоспецифического белка, а приводят к модификации его активности [17]. Препарат имеет широкий спектр фармакологической активности в сочетании с высоким уровнем безопасности [18—28]. В основе фармакологического действия Тенотена детского лежит способность модифицировать функциональную активность белка S100 — ключевого молекулярного компонента сложных внутриклеточных систем, участвующих в регуляции фосфорилирования белков и кальциевого гомеостаза, механизмах пролиферации и дифференцировки клеток, росте аксонов, индукции апоптоза, аттракции лейкоцитов и макрофагов [29, 30]. Тенотен детский обладает анксиолитическим, антидепрессивным, ноотропным, стресс-протекторным, антиастеническим, антиамнестическим, нейропротекторным и антигипоксическим действиями [21].

В клинических исследованиях (КИ) была доказана эффективность и безопасность применения Тенотена детского в лечении пациентов с тревожными расстройствами, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также в терапии нарушений развития на фоне последствий перинатального поражения ЦНС [23, 31—34].

Цель исследования — изучение эффективности и безопасности Тенотена детского в терапии специфических расстройств развития учебных навыков у учащихся 1—3-го классов.

Материал и методы

Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое рандомизированное КИ было проведено в соответствии с Руководством по надлежащей клинической практике (Guideline for Good Clinical Practice, GCP) и Хельсинкской декларацией на основании разрешения Министерства здравоохранения (МЗ) РФ №2 53 от 20.05.15 на территории Российской Федерации в 10 клинических центрах в течение 4 лет: с 2015 по 2019 г. КИ зарегистрировано в международной базе исследований (ClinicalTrials.gov Identifier: NCT03159104).

В исследование включали учащихся 1, 2 и 3-го классов обоих полов в возрасте 7—9 лет (учащиеся 1-го класса включались в начале второго учебного полугодия) с жалобами на трудности обучения в школе, классифицируемые по МКБ-10 [5] как специфические расстройства развития учебных навыков (F81), в том числе диагностированные расстройства чтения (F81.0), спеллингования (F81.1), арифметических навыков (F81.2), смешанные расстройства учебных навыков (F81.3; расстройство, одновременно отвечающее критериям подрубрик F81.2+F81.0, либо F81.2+F81.1, либо F81.2+F81.0+F81.1), подтвержденными результатами осмотра невролога/психиатра и логопедического и психолого-педагогического тестирования (15—35 баллов при оценке чтения и 15—30 баллов при оценке письма по методу Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной [11], 5—15 баллов по результатам проведения субтеста №3 «Арифметический» теста Векслера [12]).

Не включались пациенты с хроническими заболеваниями, влияющими на возможность участия в исследовании; острым инфекционным заболеванием; болезнями и врожденными аномалиями нервной системы, глаз и уха; органическими психическими расстройствами, умственной отсталостью различной степени; заиканием, обсессивно-компульсивным расстройством, общими расстройствами психологического характера; наследственными метаболическими болезнями, постконтузионным синдромом, онкологическими заболеваниями, хромосомными нарушениями; непереносимостью компонентов лекарственного препарата, синдромом мальабсорбции. Кроме того, критериями невключения являлись наличие психических заболеваний у родителей и/или употребление ими наркотиков, алкоголя более 2 доз/сут. За 4 нед до включения в исследование и на протяжении всего периода терапии пациентам не разрешалось применять следующие препараты: анксиолитики, снотворные и седативные средства, психостимуляторы, противоэпилептические и ноотропные препараты, антихолинергические и дофаминергические средства, антигипоксанты и антиоксиданты.

Всего в исследование со специфическими расстройствами развития учебных навыков были включены 240 пациентов (Total Set — совокупная выборка). Средний возраст участников исследования составил 8,6±0,7 года. Мальчиков было 144 (59,9%), девочек — 96 (40,1%). Все они были рандомизированы в 2 группы: 122 — в группу Тенотена детского и 118 — в группу плацебо. Блоковая рандомизация пациентов проводилась с помощью автоматизированной интерактивной голосовой системы, основанной на генераторе случайных цифр. Пациенты и исследователи не были информированы о назначенной терапии до завершения исследования. Эта выборка использовалась для оценки безопасности исследуемой терапии (Safety Population — выборка для оценки безопасности). Пациенты группы Тенотена детского получали исследуемый препарат в течение 12 нед по 1 таблетке 3 раза в день, пациенты группы плацебо − плацебо в течение 12 нед по схеме исследуемого препарата.

В исследовании применялся двойной слепой плацебо-контроль. Таблетки Тенотена детского и плацебо имели одинаковый вид, органолептические свойства и поставлялись в упаковках, не несущих на себе информации, указывающей на содержащееся действующее вещество. Пациенты, исследователи, сотрудники исследовательских центров и команда спонсора проекта не были информированы о назначенной исследуемой терапии (Тенотен детский или плацебо) до завершения исследования и закрытия базы данных.

На первом визите (визит 1, день 1) проводилось общеклиническое обследование (сбор жалоб и анамнеза; объективный осмотр с оценкой показателей жизненно важных функций — частоты дыхания, частоты сердечных сокращений и артериального давления). Родителям/усыновителям ребенка выдавались препарат и дневник для регистрации нежелательных явлений (НЯ) и случаев использования сопутствующей терапии. В ходе визита врачом-исследователем проводилось исследование учебных навыков по методу Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной [11] и тесту Векслера.

Методика Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной [11] позволяет обнаружить нарушения навыков письма и чтения у детей разного возраста. Для исследования развития навыков чтения по данной методике первоклассникам предлагается прочитать слова, учащимся 2—3-го классов — текст. Оценивается скорость, способ и правильность чтения (для учеников 1-го класса), а также понимание смысла прочитанного текста (для учеников 2—3-го классов). При проверке учитываются количество и типы дисграфических ошибок, а также количество недисграфических ошибок. Максимальная оценка — 45 баллов.

Субтест №3 «Арифметический» из детского варианта теста Векслера включает 16 заданий из курса арифметики начальной школы [12]. В субтесте оценивается легкость оперирования числовым материалом, правильность и затраченное на выполнение заданий время. Максимальная суммарная исходная оценка за тест 16 баллов, что соответствует 20 баллам шкальной оценки.

В ходе телефонного визита 2 (6 нед) исследователь опрашивал родителей о состоянии пациента, наличии/отсутствии у него сопутствующих заболеваний, НЯ на фоне лечения.

На завершающем визите 3 (12 нед) исследователь проводил повторное тестирование для оценки чтения, письма и счета методом логопедического и психолого-педагогического тестирования, оценивал безопасность и комплаентность. Врач заполнял шкалу общего клинического впечатления (Clinical Global Impression — Efficacy Index — CGI-EI).

Критерии эффективности

Первичным критерием эффективности был выбран средний суммарный балл сформированности учебных навыков (чтения, спеллингования и счета) в группах через 12 нед лечения по сравнению с исходным состоянием.

В качестве вторичных критериев эффективности оценивались средний балл теста «Исследование навыков чтения» в группах через 12 нед лечения по сравнению с исходным состоянием; средний балл теста «Исследование навыков письма» в группах через 12 нед лечения по сравнению с исходным состоянием; средний балл субтеста 3 «Арифметический» (теста Векслера) в группах через 12 нед лечения по сравнению с исходным состоянием; доля детей с улучшением суммарного балла сформированности учебных навыков (чтения, спеллингования и счета) в группах через 12 нед лечения по сравнению с исходным состоянием; показатели шкалы общего клинического впечатления к концу периода лечения (по шкале CGI-EI).

Критерии безопасности

Критериями безопасности препарата являются наличие и характер НЯ в период терапии, их интенсивность (степень тяжести), связь с приемом препарата и исход.

Определение размера выборки

Оценка размера выборки для анализа эффективности проводилась с учетом следующих правил и допущений: мощность статистических критериев принималась равной 80%; вероятность ошибки первого рода принималась <5%; используемые статистические критерии являлись двусторонними; расчет размера совокупной выборки проведен, исходя из предположений об ожидаемых эффектах по основному критерию эффективности. Учитывая представленные статистические положения, и возможное выбывание не менее 30% пациентов в процессе скрининга, а также в ходе исследования по различным причинам, предполагаемый размер каждой группы (Тенотен детский/плацебо) составил 132 пациента (всего 264 человека в двух группах).

В ходе мониторирования выявлено, что 3 пациента были включены в исследование ошибочно, так как не соответствовали критериям включения. За исключением этих 3 пациентов все остальные (n=237) составили выборку для полного статистического анализа; на основании результатов лечения этой выборки (n=121, группа Тенотена детского; n=116, группа плацебо) проводили Intention-to-treat (ITT, «намерение лечить»), анализ эффективности.

Данные еще 17 пациентов не вошли в Per-protocol (PP, «по протоколу») анализ эффективности в связи с желанием родителей досрочно завершить исследование или невозможностью следовать требованиям протокола. Таким образом, число пациентов, получивших терапию в полном объеме, составило 220, в том числе 115 группы Тенотена детского и 105 группы плацебо.

Схема движения пациентов в процессе клинического исследования представлена на рисунке.

Схема движения пациентов в процессе клинического исследования.

* — в каждой группе у 1 пациента были по две причины для исключения из РР анализа.

Исследование одобрено Советом по этике при Минздраве России (выписка из Протокола №101 от 07 апреля 2015 г.) и локальными этическими комитетами медицинских центров. До включения в исследование родители/усыновители пациентов были ознакомлены с информацией о КИ и подписывали форму информированного согласия.

Для обработки данных применялись стандартные методы частотного анализа: точный критерий Фишера и модификация Cochran—Mantel—Haenszel критерия χ2 для множественных сравнений (CMH χ2); анализ непрерывных переменных осуществлялся с использованием непараметрического критерия Вилкоксона и однофакторного анализа медиан (χ2 Median One-Way Analysis), так как по результатам проверки на нормальность критерием Шапиро—Уилка все анализируемые показатели были распределены ненормально; многофакторный анализ проводился с помощью дисперсионного анализа для повторных измерений (Repeated Measures ANOVA, PROC MIXED). В качестве поправки на множественность использовался метод Хольма (PROC MULTTEST). Обработка данных и все статистические расчеты по этому протоколу производились с использованием статистического пакета SAS-9.4.

Результаты

Демографические, клинические данные и эффективность терапии далее представлены в соответствии с результатами ITT анализа, поскольку данные РР анализа были сходными.

Пациенты групп Тенотена детского и плацебо не имели различий по демографическим характеристикам и исходным показателям тестирования учебных навыков (см. таблицу).

Исходные показатели тестирования школьных навыков и демографические данные

Показатель (M±SD)

Группа Тенотен детский (n=121)

Группа плацебо (n=116)

Достоверность

Возраст, годы

8,5±0,7

8,6±0,6

***p=0,5605

Мальчики, n (%)

72 (59,5)

70 (60,3)

**p=0,8950

Суммарный балл сформированности учебных навыков

61,39±12,04

60,46±11,04

*p=0,52

Тест «Исследование навыков чтения», баллы

27,69±6,52

27,76±6,16

*p=0,98

Тест «Исследование навыков письма», баллы

22,56±7,53

21,59±7,48

*p=0,32

Тест «Арифметический», баллы

11,14±2,24

11,1±2,27

*p=0,86

Примечание. Данные ITT, * — анализ с помощью критерия Вилкоксона,** — анализ с помощью критерия χ2, *** — анализ с помощью критерия медиан.

Сопутствующие заболевания выявлялись у 28,1% пациентов группы Тенотена детского и 36,2% группы плацебо (p=0,211). Болезни нервной системы (неврозоподобный синдром, синдром вегетососудистой дистонии, цефалгии, церебрастенический синдром, астенотревожный синдром) диагностированы у 18,2 и 21,6% детей; психоневрологические расстройства в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), ночного энуреза, инсомнии, простых тиков — у 8,3 и 10,3%; болезни глаз — у 7,4 и 8,6%; инфекционные заболевания — у 4,1 и 5,2%; болезни органов дыхания — у 2,5 и 4,3%; врожденные и наследственные заболевания (малые аномалии развития сердца, почек, костей) — у 3,3 и 3,4%; патология костно-мышечной системы — у 4,1 и 4,3% детей соответственно.

Для лечения сопутствующей патологии и интеркуррентных инфекций в течение 12 нед исследования 35,5% пациентов группы Тенотена детского и 28,4% пациентов группы плацебо получали лекарственные средства различных фармакологических групп, в том числе противокашлевые препараты и средства для лечения простудных заболеваний и заболеваний горла, назальные препараты, антисептики, антигистаминные, нестероидные противовоспалительные препараты, анальгетики, противовирусные, антибактериальные, противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты, средства для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей.

Результаты оценки эффективности

Первичный критерий

Средний суммарный балл сформированности учебных навыков (суммарный балл тестов, оценивающих чтение, спеллингование и счет) в группах через 12 нед лечения по сравнению с исходным состоянием увеличился с 61,39±12,04 до 79,94±18,22 в группе Тенотена детского (по сравнению с 60,46±11,04 и 74,56±18,75 в группе плацебо соответственно). В результате лечения Тенотеном детским суммарный балл изменился на 18,55±15,87 по сравнению с 14,10±15,86 в группе плацебо. Выявлена статистически значимая итоговая разница между медианными изменениями суммарного балла (непараметрический критерий Вилкоксона p=0,0113).

Оценка эффективности по первичной конечной точке показала превосходство препарата Тенотен детский над плацебо в лечении специфических расстройств развития учебных навыков у детей. Результаты тестирования свидетельствуют об улучшении чтения, спеллингования и счета у учащихся, принимавших Тенотен детский в течение 12 нед.

Вторичные критерии

Средний балл теста «Исследование навыков чтения» увеличился до 34,96±6,66 через 12 нед применения Тенотена детского по сравнению с исходным (в группе плацебо 33,66±7,7 балла). Таким образом, увеличение среднего балла в группе Тенотен детский составило 7,27±6,32 по сравнению с 5,91±5,99 в группе плацебо. Статистический анализ не выявил значимых различий между группами (непараметрический критерий Вилкоксона p=0,0608).

Средний балл теста «Исследование навыков письма» после лечения Тенотеном детским улучшился на 10,17±13,02 (с 22,56±7,53 до 32,73±13,69), в группе плацебо — на 7,50±13,49 (с 21,59±7,78 до 29,09±14,58). Статистически значимых различий между группами не выявлено (непараметрический критерий Вилкоксона p=0,0824).

Средний балл субтеста «Арифметический» теста Векслера изменился незначительно — с 11,14±2,24 до 12,26±2,80 в группе Тенотен детский по сравнению с 11,10±2,27 и 11,80±2,73 в группе плацебо. Статистически значимых различий между группами не выявлено (непараметрический критерий Вилкоксона p=0,2391).

Доля детей с улучшением суммарного балла сформированности учебных навыков (чтения, спеллингования и счета) через 12 нед лечения в группе Тенотена детского составила 85,1%, что было значимо больше, чем в группе плацебо (69,0%) (точный критерий Фишера p=0,0033).

Анализ результатов по вторичной конечной точке показал, что применение Тенотена детского в течение 12 нед приводит к совершенствованию навыков чтения, письма и счета у школьников 1, 2 и 3-го классов. Среднее значение индекса эффективности Тенотена детского было значимо выше плацебо при оценке по шкале CGI-EI (2,36±0,87 у.е. по сравнению 1,98±0,83 у.е.; непараметрический критерий Вилкоксона p=0,0012). Полученный результат свидетельствует об эффективности Тенотена детского в терапии специфических расстройств развития учебных навыков, по мнению врачей-исследователей.

Результаты оценки безопасности

Показатели жизненно важных функций находились в пределах возрастной нормы у всех участников исследования до и после лечения.

В ходе исследования было зарегистрировано 73 НЯ у 42 пациентов группы Тенотена детского и 95 НЯ у 31 пациента группы плацебо (p=0,207). Частота НЯ не имела различий между двумя группами.

В группе Тенотена детского степень тяжести большинства (78,4%) НЯ была легкой (против 82,1% в группе плацебо), 21,6% НЯ были средней степени (против 16,8% в группе плацебо). В группе Тенотена детского не выявлены НЯ тяжелой степени и серьезные нежелательные явления (СНЯ). В группе плацебо зарегистрировано 2 СНЯ, в том числе 1 СНЯ тяжелой степени. 75,7% НЯ не имели связи с назначением Тенотена детского, в 9,5% случаев связь была маловероятной, в 13,5% — возможной и в 1,4% — вероятной (аллергический дерматит). Не выявлено ни одного НЯ, достоверно связанного с применением исследуемого препарата.

В ходе терапии не зарегистрировано случаев взаимодействия Тенотена детского с лекарственными средствами различных классов, применявшимися в качестве сопутствующей терапии. Лечение хорошо переносилось пациентами, что также обусловливало высокую приверженность лечению (среднее значение показателя комплаентности было близким к 100%).

Заключение

Специфические расстройства развития учебных навыков характеризуются высокой частотой встречаемости в популяции. Нарушения формирования чтения, письма, счета впервые проявляются в школьном возрасте, но во многих случаях сохраняются у подростков и взрослых, сопровождаются эмоциональными и поведенческими расстройствами, нарушениями школьной, социальной и профессиональной адаптации. Тактика лечения расстройств школьных навыков разработана недостаточно, поэтому является актуальным внедрение в педиатрическую практику эффективных и безопасных препаратов, изучаемых в соответствии с современными принципами доказательной медицины.

В проведенном исследовании было достигнуто значимое увеличение суммарного балла сформированности учебных навыков по данным комплексного тестирования учащихся 1—3-го классов, принимавших Тенотен детский в течение 12 нед. Применение Тенотена детского, обладающего ноотропными, нейропротекторными и антигипоксическими свойствами, позволило достигнуть существенного улучшения навыков чтения, письма и счета после окончания терапии у 85% детей. Результаты оценки эффективности по шкале CGI-EI продемонстрировали возможность применения препарата в лечении специфических расстройств развития учебных навыков, по мнению врачей-исследователей. Можно отметить тенденцию к положительному влиянию терапии на средние значения результатов выполнения тестов чтения и письма, однако характер распределения баллов в выборках не позволил получить статистически значимые различия между группами.

Полученные результаты согласуются с опубликованными ранее данными об эффективности препарата в терапии нарушений развития речи [34] и СДВГ [31] у детей. Включение Тенотена детского в комплексную терапию детей с речевой патологией на фоне последствий перинатального поражения ЦНС позволило достоверно улучшить состояние экспрессивной речи, увеличить объем и амплитуду движений органов артикуляции, уровень сформированности слоговой структуры слова. Положительная тенденция отмечена в отношении состояния импрессивной речи, уровня устойчивости внимания, объема памяти, эмоционального контроля [34].

Как известно, успешность школьного обучения зависит не только от достаточного развития речи, но и сформированности компонентов и функций внимания. Клиническая эффективность терапии Тенотеном детским при СДВГ в течение 3 мес была подтверждена в ходе двойного слепого плацебо-контролируемого рандомизированного исследования [31]. Так, эффект Тенотена детского превосходил плацебо по всем подразделам шкалы Коннерса. В группе детей, получавших Тенотен детский, редукция выраженности симптомов по шкалам гиперактивности составила 41,9% (против 25,5% в группе плацебо), оппозиционного поведения — 28,6% (против 18,6%), когнитивных нарушений — 27,8% (против 11,4%). Следовательно, положительное влияние Тенотена детского проявлялось в отношении не только показателей поведения, но и состояния когнитивной сферы и функций внимания.

Настоящее исследование показало, что препарат Тенотен детский не оказывает отрицательного влияния на жизненно важные функции. В течение 12 нед лечения не зарегистрированы СНЯ и НЯ с достоверной степенью связи с препаратом, а частота несерьезных НЯ в основной группе не имела значимых различий при сравнении с группой плацебо. За время проведения исследования не было выявлено случаев негативного взаимодействия Тенотена детского с лекарственными средствами различных классов, что свидетельствует о высокой безопасности препарата.

Результаты анализа безопасности Тенотена детского в КИ согласуются с данными о хорошей переносимости препарата в ранее проведенных исследованиях с участием детей различного возраста с нарушениями речи, тревожными расстройствами и СДВГ [31, 32, 34]. Исходя из полученных результатов, можно заключить, что применение препарата Тенотен детский в лечении специфических расстройств развития учебных навыков у детей младшего школьного возраста является эффективным и безопасным, хорошо переносится и сочетается с высоким уровнем приверженности детей и их родителей терапии.

Многоцентровой рандомизированный двойной слепой контролируемый дизайн, сравнение с плацебо, изучение эффективности препарата в терапии широкого спектра расстройств учебных навыков, достаточный размер выборки и ее однородность по демографическим и исходным клиническим показателям являются преимуществами исследования. К возможному ограничению КИ относится использование отечественной методики Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, не имеющей международного одобрения и не прошедшей валидизацию в других странах, в качестве диагностического инструмента.

Другим относительным ограничением данного КИ могут быть сроки терапии, составившие 12 нед. Так, результаты международных двойных слепых плацебо-контролируемых исследований терапии пирацетамом на протяжении 8—12 нед показали улучшение скорости и точности чтения, а также показателей слухоречевой памяти у детей с дислексией. Что касается понимания смысла прочитанного, то положительное действие на него пирацетама проявлялось после более длительной терапии — 20—36 нед [35]. В целом терапия специфических расстройств развития учебных навыков должна быть комплексной и продолжительной в связи с достаточно стойким характером имеющихся нарушений. Поэтому правомерно ожидать, что более значительных результатов можно добиться после проведения нескольких курсов лекарственной терапии. Тем не менее продолжительность терапии 12 нед также может считаться обоснованной и позволяет достичь определенного прогресса в отношении показателей навыков обучения, что подтверждают результаты проведенного КИ.

Таким образом, применение Тенотена детского в течение 12 нед приводит к значимому увеличению степени сформированности учебных навыков по данным комплексного тестирования учащихся 1—3-го классов. Существенное улучшение навыков чтения, письма и счета через 12 нед приема препарата Тенотен детский отмечается у 85% детей, что значимо больше, чем на фоне плацебо (p=0,0033). Эффективность Тенотена детского в лечении специфических нарушений развития учебных навыков подтверждается высоким показателем индекса эффективности по шкале CGI-EI. Лечение препаратом Тенотен детский в течение 12 нед хорошо переносится и сочетается с высоким уровнем приверженности детей и их родителей терапии.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail