Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пивень Б.Н.

Алтайский государственный медицинский университет

Новая суть или только новые названия?

Авторы:

Пивень Б.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 462

Загрузок: 12

Как цитировать:

Пивень Б.Н. Новая суть или только новые названия? Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(5):104‑107.
Piven' BN. A new essence or just new names? S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014;114(5):104‑107. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
По­тен­ци­ал МР-спек­трос­ко­пии в ди­аг­нос­ти­ке ког­ни­тив­но­го сни­же­ния у по­жи­лых. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(11):105-110

В последние годы терминологический словарь психиатрии заметно расширился и продолжает расширяться за счет новых терминов, часть из которых прочно закрепилась. Среди них такие как «синдром хронической усталости», «синдром дефицита внимания и гиперактивности» и т.п. Между тем вопрос о том, действительно ли это новые психопатологические феномены или лишь пере­обозначенные давно и хорошо известные формы патологии, практически не рассматривается. По крайней мере, нам не известны работы, в которых бы этот вопрос серьезно поднимался. Лишь в отдельных публикациях можно усмотреть некоторое к нему приближение. Так, Л.С. Чутко и соавт. [1] констатируют, что во многих странах в последние годы вместо диагноза «неврастения» ставят диагноз «синдром хронической усталости».

Ю.А. Алек­сандровский [2] отмечает, что постстрессовое расстройство (ПСР) - современное определение известных в прошлом психических нарушений, описанных в рамках невротических (психогенные) реакций, состояний, личностного развития у лиц, переживших чрезвычайные ситуации». В.Н. Краснов [3] пишет о том, что до появления в литературе и классификациях новых терминов «панические приступы», «панические расстройства», эти состояния назывались вегетативными кризами, вегетативной дисфункцией.

Забегая вперед и пока не прибегая к какой-либо аргументации (она будет представлена позже), ответим на поставленный вопрос высказыванием известного немецкого психиатра K. Conrad, сделанным им в 1967 г.: «...современная психиатрия не слишком далеко ушла вперед по сравнению с психиатрией недавнего прошлого… принципиально новых открытий со времен Bonhoeffer, повторяем, не было» [4].

Подтверждая справедливость утверждений указанного автора, мы можем заявить, что и к настоящему времени в клинической психиатрии, кроме новых терминов, ничего нового не появилось. Столь категоричное суждение основано на сопоставлении описаний (характеристики) расстройств, вошедших в литературу как новые, и расстройств, давно и хорошо известных в психиатрии.

Среди таких расстройств можно назвать: «синдром эмоционального выгорания», «посттравматическое стрессовое расстройство», «синдром дефицита внимания и гиперактивности», «паническое расстройство», «синдром хронической усталости», «биполярное аффективное расстройство», «аддикции», «recovery».

Синдром эмоционального выгорания (синдром выгорания). Этот синдром был описан американским психиатром H. Frendenberger в 1974 г. [5] под названием «burnout» (в переводе - выжечь, выгореть) для характеристики психического состояния людей, находящихся в силу профессиональной деятельности в условиях длительного выраженного эмоционального напряжения. К настоящему времени в литературе накоплено значительное число работ, посвященных данному состоянию. Остановимся на основных его проявлениях.

По C. Maslach [6] синдром выгорания включает физическое и эмоциональное истощение, отрицательные самооценку и отношение к работе, ощущение собственной бесполезности. Близкую характеристику данному синдрому приводит П. Сидоров [7] - это психическое, душевное переутомление, обусловленное несоответствием между личностью и предъявляемыми к ней требованиями, высокой рабочей нагрузкой, высокой степенью не­определенности в оценке выполняемой работы, постоянным риском штрафных санкций, однообразной, монотонной и бесперспективной деятельностью.

Согласно МКБ-10, рассматриваемое состояние относится к ХХI классу, рубрике Z73 «Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни».

Таким образом, основными проявлениями синдрома выгорания считаются психическое и физическое пере­утомление, неудовлетворенность своей деятельностью с оценкой ее как бесперспективной, причиной которых является длительное эмоциональное напряжение.

Между тем рассмотренные расстройства близки, практически идентичны, давно и хорошо известному состоянию, описанному еще полтора века назад G. Beard [8] и названному им «неврастения или невроз изнеможения, истощения». Здесь сходно даже само название (выгорание - истощение, изнеможение), не говоря уже о сути расстройств, и причинах, их вызывающих, что следует из характеристик неврастении, содержащихся во многих публикациях [1, 2, 9-12], а также в МКБ-10 (F48. Неврастения).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Термин «посттравматическое стрессовое расстройство» был впервые введен в 1980 г. в классификации DSM-III [13] и с тех пор фигурирует в значительном и все возрастающем числе публикаций, а также включен в МКБ-10 (F43.1). Между тем анализ литературы показывает, что эта патология изучалась и описывалась под разными названиями задолго до включения данного термина в психиатрический словарь. Важно подчеркнуть, что представления о ПТСР и реактивных состояниях развивались и формировались не только одновременно, но и были практически идентичными, что, к примеру, убедительно показано в монографии В.М. Волошина [13]. Более того, выделяемые основные критерии ПТСР соответствуют классической реактивной (психогенная) триаде К. Ясперса.

Одной из особенностей ПТСР в трактовке многих специалистов, а также МКБ-10 считается его патогенез - основанное место занимает событие или ситуация исключительно угрожающего или катастрофического характера, способные вызвать общий дистресс почти у любого человека [14].

Однако названное своеобразие ПТСР, его автономность можно поставить под сомнение, опираясь на существующие в литературе оценки, приравнивающие эти состояния к обычным психогениям. Так, В.М. Волошин [13] пишет: «Симптомы ПТСР выявляются у лиц, для которых конфликтная ситуация на работе, в семье приобретает особую психотравмирующую значимость, однако стрессор в этих случаях не является экстремальным и не представляет угрозы для жизни».

Отметим, что некоторые авторы [2] отождествляют ПТСР и хорошо известные психогении. В этом плане особенно показательно, что и в МКБ-10 отождествляются эти состояния - в рубрике ПТСР (F43.2) используется как термин включения «травматический невроз».

Отступим от конкретной заявленной темы и попутно отметим, что и сами термины «стресс», «стрессовые расстройства» нуждаются в существенном уточнении, поскольку в оценках разных авторов имеют далеко не однозначное смысловое наполнение [3].

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

СДВГ имеет давнюю зарубежную историю. Его относящиеся в основном к детской и подростковой патологии проявления под разными обозначениями стали описываться уже с середины позапрошлого века, а свое современное название («синдром дефицита внимания с гипер­активностью») он получил в 1980 г. в классификации DSM-III [15].

Основные появления СДВГ - нарушения внимания, импульсивность и гиперактивность [16]. Одной из значимых его причин считается органическое поражение головного мозга.

В отечественной психиатрии этот синдром (точнее сам термин), длительное время не привлекал особого интереса специалистов. Причем, несмотря на то что это состояние по МКБ-10 относится к психическим расстройствам (F90.0 Нарушение активности и внимания), им занимались и все активнее занимаются преимущественно неврологи.

Однако изложенное не свидетельствует, что патологическое состояние, описываемое как СДВГ, является для российской психиатрии чем-то новым. В отечественной психиатрии давно выделяется синдром церебрастении. Он имеет органическое происхождение, а его основная симптоматика у детей и подростков [17-19] практически идентична той, что является типичной для СДВГ.

Паническое расстройство (панические атаки)

Вегетативные кризы, в качестве составной части состояний, называемых паническим расстройством, в медицине известны с давних пор. Сам же термин в современном виде вошел в психиатрический терминологический словарь в рубрификации DSM-IIIR в 1980 г., а затем был включен в МКБ-10 (F41.0) с расшифровкой («эпизодическая пароксизмальная тревожность»). К основным проявлениям этого состояния, согласно названным классификациям, с некоторыми вариациями относятся повторные приступы, сопровождающиеся страхом смерти, тяжелой тревогой и вегетативными дискомфортными явлениями. Последние включают головокружения, одышку, ощущение нехватки воздуха, удушье, сердцебиения, боли в грудной клетке, неприятные ощущения в области живота, озноб, потливость. Сами атаки часто приводят к постоянному страху возникновения других атак.

Обращаясь к литературе, мы видим, что рассматриваемые состояния, обозначаемые сейчас как панические атаки, не являются чем-то новым. Больше того, они неоднородны по своей природе. По крайней мере, можно назвать две хорошо известные в психиатрии патологические формы, вегетативная и аффективная симптоматика которых соответствует расстройствам, включаемым в круг «панических атак» - это гипоталамический синдром [20] и обсессивно-фобические расстройства [3].

Синдром хронической усталости

В последнее время термин «синдром хронической усталости» все больше входит в понятийный словарь медицины, а обозначаемое им состояние, рассматриваемое преимущественно как гомогенное, привлекает внимание все большего числа специалистов разных ее областей. Одним из основных клинических проявлений является чувство постоянной усталости. Называемые причины - от последствий инфекций до влияния психологических факторов (единых представлений на этот счет не выработано). Тем не менее хроническая усталость не является однородным состоянием. В пользу этого утверждения говорит уже то, что в МКБ-10 в рубрике, к которой можно отнести этот синдром (R53 Недомогание и утомляемость - класс XVIII), рассматриваются разные термины включения. Среди них - «слабость хроническая», «слабость невротическая», «усталость» и т.п.

Более того, в классической клинической психиатрии можно выделить ряд патологических форм, в которых «усталость» является одним из основных признаков либо занимает заметное место. Например, стойкая, хроническая астения во многом определяет картину органических заболеваний головного мозга. Вялость и слабость являются одной из частых жалоб при депрессиях разной природы. Сюда же можно отнести и некоторые случаи апатии при шизофрении, маскирующейся в жалобах больных утомлением, слабостью при попытках оправдать свое ничегонеделанье.

Биполярное аффективное расстройство (БАР)

Состояние, обозначаемое как БАР, является нечем иным, как маниакально-депрессивным психозом (МДП). Практическое тождество этих расстройств утверждается самой МКБ-10. В ее рубрике F31 («Биполярное аффективное расстройство») в качестве терминов включения называются и клинические варианты маниакально-депрессивного психоза. Правда, данная классификация трактует БАР несколько шире, чем МДП, включая в него и приступообразную шизофрению с биполярным аффектом.

Аддикция

Термин «аддикция» появился в отечественной психиатрии около 20 лет назад [21] и стал приобретать достаточно широкое распространение. Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния и доминированием в сознании этого стремления, становящегося центральной идеей, вторгающейся в жизнь и определяющей деятельность человека [22].

Отметим, что в английском языке этот термин обозначает склонность к чему-либо, пагубную привычку (addiction), что сближает его с прочно вошедшим в психиатрию и наркологию термином «зависимость». Более того, сравнение описаний картины аддиктивных состояний и синдромов зависимости [14, 23, 24] показывает, что это одни и те же клинические формы, имеющие одни и те же видовые проявления (зависимость от психоактивных веществ, игромания, пищевая зависимость и т.д.).

Recovery

Термин «recovery» вошел в психиатрический словарь в последние несколько лет и обозначает личностно-социальное восстановление пациентов, страдающих шизофренией и расстройствами шизофренического спектра [25, 26]. Речь идет о практически полном выздоровлении. Причем утверждается, что модель recovery является новой концепцией в клинической и организационной психиатрии.

Однако данное утверждение при обращении к литературе вряд ли выдерживает критику. Еще в 1939 г. М.Я. Серейский [27], разрабатывая методики учета терапевтической активности при лечении психических заболеваний, предложил градацию ремиссий (A, B, C, D), которая используется и в настоящее время в повседневной врачебной практике. При этом ремиссия «А» характеризуется полным выздоровлением и восстановлением социальных функций больных (т.е. recovery). Близкий вариант ремиссий при шизофрении с выделением группы «практически здоровых» находим и у Г.В. Зеневича [28].

Очевидно, имеется ряд причин появления и закреп­ления в психиатрии новых терминов, которые лишь переобозначают названия давно и хорошо известных психических расстройств.

Одной из таких причин, по нашему мнению, является феномен «демедицинизации» [29] и «депсихиатризации» психиатрии [30, 31] - вмешательство в область нашей деятельности врачей других специальностей, а также специалистов, вообще далеких от медицины. Они привносят в психиатрию свое видение патологии и дают ей свои названия, которые зачастую без критического осмысления принимаются самими психиатрами. Феномен «демедицинизации», описанный В.В. Мотовым [29] на примере американской психиатрии, заключается в перераспределении функций между психиатрами, психологами и социальными работниками. На протяжении многих лет, несмотря на противодействие американского психиатрического сообщества, функции врачей (психиатры) ограничиваются, не врачей (психологи и социальные работники) расширяются. Подобное положение в значительной мере обусловлено политикой страховых компаний, стремящихся нести меньшие затраты в условиях, когда «...стоимость услуг психиатра на 50% выше, чем клинического психолога, и более чем в 2 раза выше, чем социального работника». «Депсихиатризацией» психиатрии мы [30, 31] называем все большую экспансию в психиатрию врачей разных специальностей, о чем свидетельствуют теперь уже многочисленные и в большей части случаев поверхностные, а нередко и неграмотные их публикации на темы психической патологии, а также личный опыт общения с этими «коллегами». Подкрепим сказанное рядом примеров. В 2006 г. в Москве проходила представительная конференция, посвященная СДВГ. Несмотря на то что это состояние, как отмечалось выше, по МКБ-10 относится к психической патологии, в ее работе доминировали неврологи. Одно из первых описаний состояния, названного синдромом эмоционального выгорания, принадлежит психологу С. Maslach [6]. Работы, посвященные аддикциям, публикуются также в основном в психологических журналах. Внедрение психологов в психиатрическую компетенцию в виде «психологизации» психических расстройств, таких как панические атаки и стрессовые расстройства, отмечает В.Н. Краснов [3].

Еще одна из причин переобозначения названий давно и хорошо известных в психиатрии расстройств об­условлена тем, что приходящие в нее специалисты не всегда учитывают исторический опыт и накопленные ранее знания нашей области медицины, а в итоге и совершают «открытие» якобы новых форм патологии либо без критического отношения принимают новые названия.

Представляя свои соображения по проблеме, обозначенной в названии статьи, мы ни в коей мере не выступаем вообще за отмену терминов новых и которые могут появляться. Новая терминология отражает определенные тенденции развития психиатрии, с которыми необходимо считаться. Тем не менее важно сохранять терминологические традиции клинической психиатрии для обеспечения преемственности деятельности психиатров разных поколений, направлений и школ.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.