Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кутько И.И.

ГУ "Институт неврологии, психиатрии и наркологии" Национальной академии медицинских наук Украины, Харьков;
кафедра психиатрии и наркологии ГУ "Луганский государственный медицинский университет", Луганск

Терешина И.Ф.

Влияние иммуномодулирующей терапии на уровень циркулирующих иммунных комплексов у больных с рекуррентным депрессивным расстройством

Авторы:

Кутько И.И., Терешина И.Ф.

Подробнее об авторах

Просмотров: 460

Загрузок: 7


Как цитировать:

Кутько И.И., Терешина И.Ф. Влияние иммуномодулирующей терапии на уровень циркулирующих иммунных комплексов у больных с рекуррентным депрессивным расстройством. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(3):41‑45.
Kut'ko II, Tereshina IF. Effect of immunomodulatory therapy on circulatory immune complexes in patients with recurrent depressive disorders. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014;114(3):41‑45. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Хро­ни­чес­кий вер­хне­че­люс­тной ате­лек­таз, или син­дром мол­ча­ще­го си­ну­са. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(1):60-65
Диаг­нос­ти­ка и ле­че­ние нев­ро­ло­ги­чес­ких оро­фа­ци­аль­ных бо­ле­вых син­дро­мов. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):5-12
Ле­че­ние боль­ных с пос­ледстви­ями че­реп­но-моз­го­вой трав­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):26-33
Ас­те­ни­чес­кий пос­тко­вид­ный син­дром. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):61-69
Осо­бен­нос­ти ле­че­ния и ре­аби­ли­та­ция боль­ных, пе­ре­нес­ших COVID-19, с ише­ми­чес­ким ин­суль­том. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):76-84
Слу­чай нор­веж­ской че­сот­ки у па­ци­ен­та с им­бе­циль­нос­тью. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(2):161-164
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ле­че­нию пе­ред­не­кап­су­ляр­но­го кон­трак­ци­он­но­го син­дро­ма. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(2):89-94
Оп­ти­ми­за­ция ле­че­ния деп­рес­сии наз­на­че­ни­ем этил­ме­тил­гид­рок­си­пи­ри­ди­на сук­ци­на­та (Мек­си­кор). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):78-84
Ке­ра­то­ко­нус: ос­нов­ные нап­рав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):11-20
Хи­рур­ги­чес­кая миоэк­то­мия у боль­ных с обструк­тив­ной ги­пер­тро­фи­чес­кой кар­ди­омиопа­ти­ей и со­путству­ющей кар­ди­аль­ной па­то­ло­ги­ей. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(3):297-308

Проблема депрессивных расстройств в психиатрии является актуальной уже на протяжении длительного времени, но особое значение она приобрела в последние десятилетия. Это связано прежде всего с ростом числа больных с данной патологией и увеличением ее влияния на качество жизни пациента [1, 2]. Известно, что депрессивные расстройства в настоящее время выходят на лидирующее место среди причин потери трудоспособности населения экономически развитых и развивающихся стран [3, 4]. По прогнозам экспертов ВОЗ, к 2020 г. депрессии выйдут на 1-е место по частоте среди всех патологических состояний, превышая тем самым по распространенности сердечно-сосудистые и онкологические заболевания [4, 5]. Актуальность рекуррентных депрессивных расстройств (РДР) обусловлена также сравнительно высокими показателями смертности вследствие суицидального поведения [6, 7].

Учитывая высокую значимость проблемы РДР для современной медицины, целесообразным и клинически перспективным является детальное изучение патогенетических механизмов развития и течения данного заболевания.

К настоящему времени установлено, что нервная, иммунная и эндокринная системы являются неотьемлемыми составными частями общей системы адаптации организма, обеспечивающей взаимодействие человека с окружающей средой [8, 9]. К настоящему времени определены многие аспекты взаимодействия ЦНС и иммунной системы при ряде психических заболеваний [1-12]. В наших предыдущих исследованиях было установлено, что у больных РДР отмечается увеличение в сыворотке крови уровня циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК), что подтверждает концепцию о роли аутоиммунных механизмов в патогенезе депрессивных расстройств [13].

Цель настоящей работы - изучение влияния иммуноактивного препарата циклоферон на концентрацию ЦИК и их молекулярный состав у больных РДР при лечении в амбулаторных условиях.

Материал и методы

Были обследованы 192 больных с диагнозом РДР.

В соответствии с критериями МКБ-10 ставились диагнозы легкого - (F33.0), умеренного - (F33.1) и тяжелого эпизода без психотических симптомов - (F33.2). «РДР текущий эпизод легкой степени» (F33.0) был установлен у 63 (32,8%) больных, «РДР текущий эпизод средней степени» (F33.1) - у 68 (35,4%) пациентов и «РДР текущий эпизод тяжелый без психотических симптомов» (F33.2) - у 61 (31,8%) больного. Пациенты с диагнозом «РДР текущий эпизод тяжелый с психотическими симптомами» нами не рассматривались, поскольку они нуждались в лечении в условиях психиатрического стационара.

Средний возраст больных был 30,8±5,4 года, женщин среди наблюдавшихся лиц было 124 (64,6%), мужчин - 68 (35,4%).

Больные, находившиеся под наблюдением, были разделены на две рандомизованные группы: 98 пациентов основная группа и 94 - группа сравнения. Основная группа включала 32 пациентов с диагнозом «РДР текущий эпизод легкой степени», 35 - с диагнозом «РДР текущий эпизод средней степени» и 31 пациента с диагнозом «РДР текущий эпизод тяжелый без психотических симптомов»; в группе сравнения с «РДР текущий эпизод легкой степени» (F33.0) был 31 больной, с «РДР текущий эпизод средней степени» (F33.1) - 33 и с «РДР текущий эпизод тяже­лый без психотических симптомов» (F33.2) - 30.

Контрольную группу составили практически здоровые лица.

Больные находились на амбулаторном лечении и обследовались один раз в месяц на протяжении 2 лет. В ходе наблюдения отмечались все обострения заболевания и повторные эпизоды, при этом регистрировалась степень тяжести, время возникновения и продолжительность. Под рецидивом понимали длительность депрессивной симптоматики не менее 2 нед. При возникновении депрессивного расстройства между запланированными визитами проводилось дополнительное обследование больных.

Больные РДР получали общепринятую поддерживающую терапию антидепрессантами и антипсихотиками согласно рекомендациям [7, 8]. Больные основной группы в ходе лечения получали дополнительно циклоферон по 2 таблетки на прием на 1, 2, 4, 6, 8, 11, 14, 17, 20 и 23-е сутки и далее по поддерживающей схеме по 2 таблетки на прием 1 раз в 3 дня в течение 2 мес.

Циклоферон - современный иммуноактивный препарат, который относится к гетероароматичным соединениям класса акридионов, обладающий иммунотропными свойствами [14]. В клинической практике отмечена способность циклоферона регулировать антителообразование, естественную киллерную активность Т-лимфоцитов и стимулировать фагоцитоз наряду с выраженным противовоспалительным и мембраностабилизирующим эффектом [15-17]. Иммуномодулирующий эффект циклоферона проявляется коррекцией иммуннного статуса организма при иммунодефицитных состояниях различного генеза, при этом в зависимости от типа нарушений имеет место активизация тех или других звеньев иммунной системы [14]. Циклоферон малотоксичен, не обладает канцерогенным, мутагенным, эмбриотоксическим эффектами [14].

В обеих группах обследованных больных проводили иммунологическое исследование, которое включало из­учение уровня ЦИК в сыворотке крови методом преципитации в растворе полиэтиленгликоля (ПЭГ) с молекулярной массой 6000 дальтон. Молекулярный состав ЦИК анализировали с помощью метода дифференцированной преципитации в 2, 3,5 и 6% растворе ПЭГ [18]. При этом определяли содержание мелко- (<11S), средне- (11S-19S) и крупномолекулярных (>19S) иммунных комплексов [19]. За норму были взяты данные, полученные у 30 практически здоровых лиц (добровольцы) аналогичного возраста.

Статистическую обработку полученных результатов производили методом дисперсионного анализа с использованием пакетов лицензионных программ Microsoft Office 2003, Microsoft Excel Stadia 6.1/prof и Statistica [20], при этом учитывали принципы использования статистических методов в клинических испытаниях лекарственных препаратов.

Результаты и обсуждение

До начала терапии было установлено, что в основной группе больных РДР отмечалось увеличение общей концентрации ЦИК в сыворотке крови, преимущественно за счет наиболее патогенных среднемолекулярных (11S-19S) и мелкомолекулярных (<11S) фракций, при этом изменения изученных показателей были сходными при разной степени тяжести РДР, отличаясь лишь количественно (табл. 1).

Как видно из табл. 1, до начала лечения общий уровень ЦИК в основной группе больных РДР-F33.0 превышал соответствующий показатель нормы в среднем в 1,3 раза (р<0,05), в группе больных РДР-F33.1 общий уровень ЦИК в данный период исследования был больше нормы в 1,78 раза (р<0,001), у больных РДР-F33.2 общий уровень ЦИК до начала лечения был выше аналогичного показателя у практически здоровых в среднем в 2,0 раза (р<0,001).

Увеличение уровня ЦИК происходило преимущественно за счет наиболее токсичних средне- и мелко­мо­лекулярных фракций, при этом прослеживалась четкая тенденция к увеличению как процентного содержания, так и абсолютного количества соответствующих фракций. Следует также отметить, что степень их изменения коррелировала с тяжестью заболевания.

У больных основной группы с наличием РДР-F33.0 в абсолютном исчислении содержание наиболее патогенной среднемолекулярной фракции ЦИК достоверно превышало соответствующий показатель у здоровых (р<0,001), во всех диагностических группах. В относительном исчислении уровень данной фракции у обследован­ных основной группы с наличием РДР-F33.0 до начала лечения также был выше соответствующего показателя у практически здоровых лиц (р<0,01), а также у пациентов с наличием РДР-F33.1 - РДР-F33.2.

До начала лечения у больных РДР-F33.1 отмечалось также повышение уровня и мелкомолекулярных ЦИК, при этом концентрация данной фракции в абсолютном исчислении у пациентов этой группы превышала соответствующий показатель нормы (р<0,001). Наиболее выраженное повышение данной фракции отмечалось у больных при РДР-F33.2 - р<0,001. В относительном исчислении у больных РДР-F33.0 основной группы уровень мелкомолекулярных ЦИК до начала лечения был больше соответствующего показателя нормы (р<0,05), у больных РДР-F33.1 и у больных с наличием РДР-F33.2 он был выше аналогичного показателя у практически здоровых лиц (р<0,05).

У пациентов группы сравнения до лечения также отмечались аналогичные изменения со стороны общего уровня ЦИК и их фракционного состава (табл. 2).

При этом общий уровень ЦИК при наличии РДР-F33.0 был выше соответствующего показателя у здоровых (р<0,05), у пациентов с РДР-F33.1 и больных с РДР-F33.2 общий уровень ЦИК также превышал норму (р<0,001).

Содержание наиболее патогенной среднемолекулярной фракции ЦИК в сыворотке крови больных группы сравнения до начала лечения было выше соответствующего показателя у здоровых во всех диагностических подгруппах (р<0,001). В относительном исчислении уровень среднемолекулярной фракции у больных группы сопоставления с наличием РДР-F33.0 до лечения был достоверно выше соответствующего показателя нормы (р<0,05). Это же отмечено у больных с РДР-F33.1 и РДР-F33.2 при р<0,01и р<0,001.

Уровень мелкомолекулярных ЦИК в сыворотке крови у больных группы сравнения в абсолютном исчислении при РДР во всех диагностических подгруппах был выше аналогичного показателя нормы (р<0,001). Эти же изменения отличали и мелкомолекулярные ЦИК в группе сравнения при степени достоверности р<0,01.

Анализируя уровень ЦИК и их молекулярный состав после завершения курса лечения, установили, что у пациентов основной группы, получавших циклоферон, отмечена практически полная нормализация изученных иммунологических показателей (табл. 3).

У больных основной группы с РДР-F33.0 на момент завершения лечения общий уровень ЦИК снизился в динамике лечения в среднем в 1,33 раза по отношению к первоначальному значению, достигнув значений нормы (р<0,05). Концентрация крупномолекулярных ЦИК (>19S) у лиц данной группы в абсолютном и в относительном значении также стала нормальной. Показатели наиболее патогенных среднемолекулярных (11S-19S) фракций ЦИК также снизились как в абсолютном, так и в относительном значении по оношению к исходным показателям (р<0,001) и стали укладываться в границы нормы; мелкомолекулярные ЦИК у лиц данной группы в свою очередь снижались, приближаясь к значениям нормы (р>0,05).

У больных с РДР-F33.1 основной группы общий уровень ЦИК также снизился по сравнению с первоначаль­ным значением и на момент завершения терапии достоверно не отличался от соответствующего показателя у практически здоровых лиц (р>0,05). Это же относится и к концентрации крупномолекулярной фракции. Что касается среднемолекулярной фракции, то у больных РДР-F33.1 основной группы в абсолютном значении она уменьшилась по сравнению с исходной (р<0,001) и достоверно не отличалась от соответствующих показателей нормы (р>0,05). Отмечалась выраженная позитивная динамика и со стороны мелкомолекулярной фракции, данный показатель достоверно снизился по сравнению с начальным как в абсолютном, так и в относительном исчислении, достигнув соответствующих показателей у практически здоровых лиц (р>0,05). Следовательно у больных РДР-F33.1, получавших циклоферон, на момент завершения курса поддерживающей терапии наблюдалась нормализация как общего уровня ЦИК, так и концентрации их молекулярных фракций.

У больных основной группы с диагнозом РДР-F33.2 на момент завершения лечения общий уровень ЦИК снизился по сравнению с исходным значеним (р<0,001), перестав отличаться от нормы (р>0,05). Значительно снизилось и содержание наиболее патогенных средне- и мелкомолекулярных фракций ЦИК, при этом концентрация (11S-19S) на момент завершения терапии также достоверно не отличалась от соответствующих значений нормы (р>0,05), снизившись в ходе терапии как в абсолютном, так и в относительном значении.

Как видно из полученных в данной работе результатов, при использовании предложенного нами метода лечения у пациентов основной группы при всех степенях тяжести течения РДР отмечалась выраженная позитивная динамика со стороны концентрации ЦИК и их молекулярного состава.

У пациентов группы сравнения на момент завершения лечения также наблюдалась некоторая позитивная динамика изученных показателей, однако не настолько выраженная, как в основной группе. Концентрация ЦИК и их молекулярный состав отличались не только от нормы, но и от аналогичных значений у пациентов основной группы, при этом степень отличий изученных иммунологических показателей была максимальной при более тяжелом течении заболевания, т.е. в диагностической подгруппе F33.2, в то время как в подгруппе F33.0 превышение уровня ЦИК было мини­мальным (табл. 4).

Так, при РДР-F33.2 общий уровень ЦИК снизился по отношению к исходному в 1,28 раза (р<0,05), но при этом достоверно превышал соответствующий показатель нормы (р<0,001). У больных РДР-F33.1 общий уровень ЦИК в группе сравнения снизился (р<0,05), но при этом оставался выше нормы (р<0,01). У больных РДР-F33.0 общий уровень ЦИК на момент завершения курса поддерживающей терапии также снизился, но превышал со­ответствующий показатель у практически здоровых лиц (р<0,05).

Кроме того, у пациентов группы сравнения на момент завершения лечения сохранялся дисбаланс фракционного состава ЦИК. Как видно из табл. 4, у больных группы сравнения при РДР-F33.0 в абсолютном исчислении содержание наиболее патогенной среднемолекулярной фракции ЦИК снизилось по сравнению с начальным уровнем (р<0,001), но при этом оно по-прежнему превышало соответствующий показатель нормы (р<0,05), у больных с наличием РДР-F33.1 это содержание уменьшилось (р<0,001), оставаясь выше нормы (р<0,001); у пациентов с РДР-F33.2 оно также уменьшилось (р<0,05), оставаясь значительно выше соответствующего показателя у практически здоровых лиц (р<0,001). В основной группе после лечения у больных РДР-F33.0 отмечалось стойкое повышение уровня мелкомолеку­лярных ЦИК в сыворотке крови, при этом концентрация данной фракции в абсолютном исчислении уменьшилась по сравнению с исходной величиной (р<0,05), но по-прежнему превышала соответствующий показатель нормы (р<0,05); у обследованных с наличием РДР-F33.1 - снизилась в 1,47 раза (р<0,001), оставаясь при этом выше соответствующего показателя у здоровых (р<0,01). Наиболее выраженное повышение данной фракции (р<0,001) отмечалось у больных с наличием РДР-F33.2, при этом оно было ниже исходного значения (р<0,01).

Полученные данные свидетельствуют, что назначение циклоферона способствует нормализации как общей концентрации ЦИК, так и и молекулярного соотношения, в то время как применение лишь общепринятого лечения не обеспечивает полной нормализации изученных иммунологических показателей. В целом полученные данные позволяют считать применение циклоферона при лечении больных РДР патогенетически обоснованным и клинически перспективным.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.