Турбина Л.Г.

Применение агомелатина в профилактической терапии мигрени

Авторы:

Турбина Л.Г.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1058 раз


Как цитировать:

Турбина Л.Г. Применение агомелатина в профилактической терапии мигрени. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(2):56‑58.
Turbina LG. The use of agomelatine for the preventive treatment of migraine. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014;114(2):56‑58. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­ла­то­ни­нер­ги­чес­кий ан­ти­деп­рес­сант аго­ме­ла­тин: ауг­мен­та­ция ан­тип­си­хо­ти­ков в те­ра­пии пос­тши­зоф­ре­ни­чес­ких деп­рес­сий. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(8):5-12
Оп­ре­де­ле­ние рис­ка де­за­дап­та­ции по элек­тро­эн­це­фа­лог­рам­ме для пре­дуп­реж­де­ния пси­хи­чес­ко­го пе­ре­нап­ря­же­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(8):97-102
Фак­то­ры, влияющие на ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов при нев­ро­ло­ги­чес­ких про­яв­ле­ни­ях пос­тко­вид­но­го син­дро­ма. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(9):44-50
Осо­бен­нос­ти ЭЭГ у па­ци­ен­ток мо­ло­до­го воз­рас­та с деп­рес­сив­ны­ми сос­то­яниями на раз­ных эта­пах эн­до­ген­ных пси­хи­чес­ких за­бо­ле­ва­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(9):100-103
Ме­то­ды прог­но­зи­ро­ва­ния рис­ков раз­ви­тия, те­че­ния и ре­ци­ди­вов рег­ма­то­ген­ной от­слой­ки сет­чат­ки. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):92-97
Мно­го­уров­не­вый ана­лиз струк­ту­ры за­бо­ле­ва­емос­ти спортсме­нов и пу­ти сни­же­ния рис­ков для здо­ровья. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(3):33-45
Сов­ре­мен­ные на­уч­ные и прак­ти­чес­кие под­хо­ды к по­ис­ку би­омар­ке­ров ста­ре­ния. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(3):46-52
Выяв­ле­ние по­вы­шен­ной мас­сы те­ла и по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка ее раз­ви­тия в рам­ках дис­пан­се­ри­за­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):37-43
Осо­бен­нос­ти вы­бо­ра пре­па­ра­тов для ку­пи­ро­ва­ния прис­ту­пов миг­ре­ни и го­лов­ной бо­ли нап­ря­же­ния жен­щи­на­ми во вре­мя бе­ре­мен­нос­ти. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(3):12-18
Эпи­де­ми­оло­ги­чес­кие по­ка­за­те­ли сто­ма­то­ло­ги­чес­ко­го здо­ровья жи­те­лей Юр­гин­ско­го ра­йо­на Тю­мен­ской об­лас­ти. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2024;(3):35-39

Мигрень в структуре первичных головных болей занимает 2-е место по распространенности после головных болей напряжения - 15-30% [1, 2].

В зависимости от частоты, интенсивности и длительности мигренозных пароксизмов в большей или меньшей степени нарушается жизнедеятельность больных и качество их жизни. В этой связи становится актуальной проблема как надежного и быстрого купирования приступов головной боли, так и профилактики последующих атак.

Патогенез мигрени сложен и полностью не изучен.

У страдающих мигренью пациентов было отмечено нарушение стволовой и корковой нейрональной активности, которые нейрофизиологически проявляются волной распространяющейся корковой депрессии (РКД) и антидромной стимуляции тригеминальной системы [3-6]. Предполагается, что указанные нейрофизиологические процессы инициируют развитие мигренозной ауры и последующего приступа головной боли [7, 8]. Но иные проявления мигрени (половой диморфизм, инсомния, нарушение влечений и дисфория продромального периода) с позиции РКД и активации тригеминальной системы объяснить трудно [4, 9]. В этом случае определенная роль в патогенезе заболевания отводится прямым гипоталамо-тригеминальным связям.

Помимо указанных симптомов при мигрени установлены циркадианные нарушения, ассоциирующиеся с инсомнией и/или депрессией, одной из причин которых является недостаточность продукции мелатонина [4, 6, 9-12]. Внутривенное введение мелатонина во время мигренозной атаки приводило к снижению интенсивности боли и улучшению состояния больного. Считают, что терапевтический эффект мелатонина обусловлен широким спектром его активности, в частности активацией опиоидной аналгезии, ингибированием NO-синтазы, стабилизацией нейрональной мембраны, активацией ГАМК­ергических систем, ингибированием нейротоксичности глутамата, модуляцией серотонинергической системы [10, 13].

Клинические и экспериментальные исследования [3, 4, 9, 14, 15] подтвердили участие мелатонинергических систем в патогенезе мигрени и эффективность препаратов, действующих на мелатониновые рецепторы.

Цель исследования - изучение эффективности и безопасности агомелатина (вальдоксан) для профилактики приступов мигрени.

Агомелатин - антидепрессант, агонист МТ1- и МТ2-мелатониновых рецепторов и селективный антагонист 5-НТ2с-серотониновых рецепторов.

Рецепторы указанных типов представлены в супрахиазматическом ядре, участвующем в регуляции циркадианных ритмов и боль-контролирующей системы. В отличие от природного мелатонина, в основном регулирующего циркадианные ритмы через воздействие на МТ1- и МТ2-рецепторы, агомелатин, благодаря синергизму действия на мелатонинергические МТ1- и МТ2- и серотониновые 5-НТ2с-рецепторы, обеспечивает высокую антидепрессивную эффективность, нормализует циркадианные ритмы и активность серотонинергических антиноцицептивных систем, что актуально при лечении хронической боли. Препарат обладает высокой эффективностью при депрессии и благоприятным профилем безопасности, что обусловлено фармакокинетикой и фармакодинамикой агомелатина. Агомелатин быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта, обладает высокой биодоступностью, максимальная концентрация в плазме крови достигается через 1-2 ч. Он метаболизируется в печени системой изоферментов CYP1A2 (90%) и в виде гидроксилированного и деметилированного (неактивный) агомелатина выводится почками. На концентрацию препарата в крови оказывает влияние состояние функции печени и почек, что необходимо учитывать при назначении агомелатина. Кроме того, курение уменьшает концентрацию агомелатина в плазме крови в 3-4 раза, а прием оральных гормональных контрацептивов - увеличивает [10].

Материал и методы

Обследовали 17 женщин в возрасте 25-45 лет, страдающих мигренью.

Диагноз мигрени устанавливали в соответствии с критериями Международной классификации головных болей 2-го пересмотра (2004). Отбор в группу для проведения профилактического лечения проводился с учетом рекомендаций Европейской федерации неврологических обществ (EFNS).

Всем пациентам проводилось клинико-неврологическое обследование. Интенсивность боли во время приступов мигрени оценивали по 10-балльной визуально-аналоговой шкале боли (ВАШ), выраженность депрессии - по шкале Бека, личностной и ситуационной (реактивная) тревожности - по тесту Спилбергера-Ханина. Все пациенты заполняли дневник головной боли, анализ которого проводился в процессе лечения и по завершении курса.

Агомелатин (вальдоксан) назначали в дозе 25 мг перед сном (в 21 ч) ежедневно в течение 3 мес.

Результаты и обсуждение

Переносимость препарата была хорошей. Существенных нежелательных явлений на фоне приема вальдоксана отмечено не было.

На 18-20-й дни от начала лечения многие пациенты отметили улучшение общего самочувствия: снижение интенсивности головной боли во время пароксизма констатировали 10 человек, уменьшение пре- и постсомнических расстройств - 9, улучшение настроения - 12; 1 пациентка отметила повышение аппетита к вечеру.

Через 1,5 мес от начала лечения наряду с уменьшением интенсивности головной боли во время приступов было отмечено урежение приступов мигрени у 14 обследованных, улучшение сна - у 12.

В конце лечения положительно оценивали его эффект 15 больных; по мнению 2 больных, существенного улучшения не было.

Обобщенные результаты лечения приведены на рис. 1.

Рисунок 1. Особенности клинических проявлений мигрени в процессе лечения агомелатином. А - частота приступов мигрени в месяц до лечения (7,6±0,2); В - частота приступов мигрени в месяц после лечения агомелатином (3,1±0,9), р=0,03; С - интенсивность боли по ВАШ во время приступа мигрени до лечения (7,8±1,1 балла); D - интенсивность боли по ВАШ во время приступа мигрени после лечения агомелатином (6,7±1,8 балла), р=0,001; Е - средняя продолжительность приступа мигрени до лечения (31,7±13,5 ч); F - средняя продолжительность приступа мигрени после лечения агомелатином (23,2±10,4 ч), р=0,003.

Результаты психодиагностического тестирования показали, что выраженность депрессии, ситуационной и личностной тревожности в процессе профилактического лечения также снизилась (рис. 2, 3).

Рисунок 2. Выраженность депрессии по шкале Бека (баллы - ось ординат) до (1) и после лечения агомелатином (2).
Рисунок 3. Показатели ситуационной и личностной тревожности (баллы) до (1) и после (2) терапии агомелатином. Темные столбцы - ситуационная тревожность, светлые - личностная тревожность.

Таким образом, проведенное исследование показало эффективность агомелатина в качестве средства превентивной терапии мигрени. В процессе лечения у большинства больных снизились частота и длительность приступов мигрени, а также интенсивность головной боли, улучшились настроение и жизнедеятельность.

Полученные в процессе исследования данные косвенно подтверждают участие мелатонинергических систем в патогенезе мигрени и могут служить обоснованием для дальнейшего изучения возможностей агомелатина при профилактике мигренозных атак.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.