Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лебедев М.А.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва

Палатов С.Ю.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва

Особенности астенических расстройств у подростков

Авторы:

Лебедев М.А., Палатов С.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1315

Загрузок: 17

Как цитировать:

Лебедев М.А., Палатов С.Ю. Особенности астенических расстройств у подростков. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(7):29‑31.
Lebedev MA, Palatov SIu. Characteristics of astheniс disorders in adolescents. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(7):29‑31. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ле­че­ние боль­ных с пос­ледстви­ями че­реп­но-моз­го­вой трав­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):26-33
Ас­те­ни­чес­кий пос­тко­вид­ный син­дром. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):61-69
Осо­бен­нос­ти ле­че­ния и ре­аби­ли­та­ция боль­ных, пе­ре­нес­ших COVID-19, с ише­ми­чес­ким ин­суль­том. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):76-84
Оп­ти­ми­за­ция ле­че­ния деп­рес­сии наз­на­че­ни­ем этил­ме­тил­гид­рок­си­пи­ри­ди­на сук­ци­на­та (Мек­си­кор). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):78-84
Хро­ни­чес­кий вер­хне­че­люс­тной ате­лек­таз, или син­дром мол­ча­ще­го си­ну­са. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(1):60-65
Диаг­нос­ти­ка и ле­че­ние нев­ро­ло­ги­чес­ких оро­фа­ци­аль­ных бо­ле­вых син­дро­мов. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):5-12
Слу­чай нор­веж­ской че­сот­ки у па­ци­ен­та с им­бе­циль­нос­тью. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(2):161-164
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ле­че­нию пе­ред­не­кап­су­ляр­но­го кон­трак­ци­он­но­го син­дро­ма. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(2):89-94
Ке­ра­то­ко­нус: ос­нов­ные нап­рав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):11-20
Хи­рур­ги­чес­кая миоэк­то­мия у боль­ных с обструк­тив­ной ги­пер­тро­фи­чес­кой кар­ди­омиопа­ти­ей и со­путству­ющей кар­ди­аль­ной па­то­ло­ги­ей. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(3):297-308

Подростковый возраст относится к периоду повышенного риска развития психогенных и иных форм психической патологии вследствие био-, психологических и социальных пубертатных сдвигов [3]. Наиболее выраженное увеличение распространенности функциональных и иных нарушений происходит в школьном возрасте [1, 4]. В то же время изменения порядка учета больных в психиатрических диспансерах привели к тому, что значительная часть пациентов оказываются вне поля зрения психиатров. Исключительное значение в связи с этим приобретают эпидемиологические исследования, результаты которых позволяют установить более достоверные показатели распространенности психических заболеваний, а также выявить факторы, оказывающие влияние на их возникновение и развитие [5, 7, 8-15]. Результаты таких исследований позволяют получить представление о естественном распространении в населении больных с различными психическими расстройствами, установить связь между клиническими проявлениями и факторами, играющими определенную роль в возникновении и динамике заболеваний, оценить эффективность существующей системы учета, наблюдения, применяемых видов терапии и других реабилитационных мероприятий, определить объем необходимой психиатрической помощи.

Заболеваемость и болезненность психическими расстройствами в детско-подростковой популяции на протяжении 10 лет превышают по темпам роста аналогичные показатели у взрослых в 2 раза. Доля лиц, уволенных с военной службы в связи с психическими расстройствами, составляет 45,9%. Как правило, большинство расстройств возникает и формируется в детско-подростковом возрасте [2, 6, 9].

В структуре пограничных нарушений в детском и подростковом возрасте доминирующее положение занимает астенический невроз. Астеническая симптоматика встречается в инициальном периоде многих психических и соматических заболеваний. Это позволяет рассматривать проявления астении как определенный прогностический признак возможного развития патологии, который соответственно может быть использован для выделения групп пациентов, нуждающихся в профилактических и терапевтических мероприятиях [4].

Цель настоящего исследования - определение прогностической значимости астенических нарушений, изучение их динамики, выявление ведущего комплекса факторов риска возникновения и развития астенических состояний, а также разработка профилактических и терапевтических программ их коррекции.

Материал и методы

Проведено клинико-эпидемиологическое, катамнестическое исследование динамики астенических расстройств психогенного характера у подростков.

Обследовали учащихся массовых школ мужского пола 14-15 лет, проживающих на территории одной из детских поликлиник Москвы.

Обследование пациентов проводили по единой программе с использованием специализированного опросника-интервью выявления отдельных признаков (симптомы) состояний школьников. При диагностике состояния использовали критерии МКБ-10. Обследование осуществлялось в процессе диспансерного осмотра подростков (оформление документации перевода во взрослую поликлинику). Оценка психического состояния проводилась группой независимых врачей-психиат­ров, что обеспечивало достоверность полученных данных. Соматическое состояние обследованных определялось терапевтами и педиатрами. После такого обследования осуществлялось катамнестическое наблюдение в течение 1 года.

Из исследования исключались подростки с хроническими соматическими заболеваниями.

Были выделены 56 подростков мужского пола, у которых выявлены астенические симптомы, развившиеся в психотравмирующей ситуации семейного характера, возникавшие и усиливающиеся при целенаправленной учебно-производственной деятельности. Во всех случаях отмечались нарушения адаптации в школьном коллективе (конфликты с преподавателями и сверстниками).

Результаты и обсуждение

Подробное изучение астенических состояний дало основание выделить два синдромальных варианта - соматовегетативный и аффективный.

Соматовегетативный вариант был отмечен у 32 человек. В этих случаях имело место доминирование выраженной вегетативной лабильности, сопровождавшейся множественными жалобами подростков на соматическое здоровье, а также головными болями (часто возникавшие периодически и без собственно ситуаций психофизического напряжения), субъективным «ощущением физической слабости», выраженным гипергидрозом, частым отказом от выполнения каких-либо нагрузок, плаксивостью, трудностью концентрации внимания, при относительно хорошей школьной адаптации. Родители (и сами подростки) связывали астенические проявления с предполагаемой соматической патологией и в связи с этим охотно соглашались на проведение разного рода обследований и лечение.

Аффективный вариант был выявлен у 24 человек. Он характеризовался доминированием выраженной гипотимии с приступами раздражительности. Кроме того, имелись умеренно выраженные соматовегетативные нарушения в виде ортостатических обмороков, умеренных эпизодических головных болей напряжения, быстрая утомляемость (при завышенных требованиях и задачах), снижение массы тела, нарушение засыпания или поверхностный сон, а также школьная дезадаптация. Как правило, родители таких подростков рассматривали проявления астенических нарушений как «капризность» или «следствие переходного возраста» и считали медицинское вмешательство излишним.

При катамнестическом обследовании были отмечены некоторые особенности динамики астенических состояний в зависимости от типа синдрома.

Динамика соматовегетативного варианта синдрома отличалась отсутствием выраженных колебаний психического состояния подростков. В случаях даже однократного проведения курса общеукрепляющей терапии отмечалось снижение интенсивности симптоматики. Купирование симптоматики наблюдалось в ⅔ всех случаев.

Динамика аффективного варианта астенического синдрома включала периодическое усиление нарушений, чередовавшееся с периодами относительной компенсации состояния. Улучшение состояния отмечалось в ⅓ случаев, преимущественно при разрешении психотравмирующих семейных ситуаций, а также активном обращении за врачебной помощью и проведении курсов фармакотерапии и физиотерапевтического лечения.

Влияние биологических и социально-демографических факторов на формирование и течение астенических расстройств могло быть благоприятным и неблагоприятным. Наиболее благоприятное влияние оказывали факторы, характеризующие устойчивую социальную адаптацию, - стабильные взаимоотношения в семье, гармоничные типы воспитания в раннем детстве, позитивные взаимоотношения в производственном коллективе. При анализе факторов, оказывавших негативное влияние, выявлены как биологические, так и социально-демографические и микросоциальные факторы (хронические психотравмирующие ситуации семейного характера - неполные и деформированные семьи, дефектные типы воспитания, злоупотребление алкогольными напитками одного или обоих родителей и др.).

Наибольшее значение для формирования астенической симптоматики в целом имели наследственная отягощенность соматическими заболеваниями, наличие анте- и перинатальных вредностей, социальное положение (характер производственной деятельности), образование родителей имело меньшее значение; из макросоциальных факторов ведущее значение имели нарушения семейной ситуации и конфликтов в семье. В большинстве случаев для возникновения вариантов астенической симптоматики было необходимо не менее двух факторов. При проведении катамнестического обследования было отмечено, что усиление интенсивности астенической симптоматики наблюдалось в случаях увеличения количества психотравмирующих факторов, устойчивого сохранения и расширения психотравмирующих ситуаций.

Терапия подростков с астеническими расстройствами проводилась в амбулаторных условиях и определялась вариантом нарушений. Использовались психокоррекционные мероприятия, прежде всего собеседования с родителями и подростками, а также общеукрепляющие курсы терапии под контролем терапевтов (педиатры). Так, в отдельных случаях отмечалось купирование астенической симптоматики при проведении общеукрепляющих (физио-, витаминотерапия) процедур врачами-педиатрами поликлиники.

При сформированных астенических синдромах терапия включала психотерапевтические мероприятия - рациональная психотерапия разрешения эмоционального конфликта (дезактуализация недостижимых целей); применение адаптогенов; применение анксиолитиков (диазепам) и антидепрессантов (препараты зверобоя).

Психотерапия и адаптогены применялись при обоих вариантах синдрома, транквилизаторы и антидепрессанты - преимущественно при аффективном варианте астении. Купирование симптоматики различалось в зависимости от структуры нарушений. Так, соматовегетативный вариант астенической симптоматики купировался в пределах 1,5 нед, интенсивность проявления симптоматики при аффективном варианте синдрома снижалась неравномерно - первоначально (18 дней) существенно уменьшались депрессивные переживания при относительно устойчивых проявлениях соматовегетативных нарушений. В целом купирование вегетативной симптоматики наступало к 28-35-му дню лечения. В отдельных случаях отмечались рецидивы гипотимии. При соматовегетативном варианте синдрома купирование симптоматики носило сравнительно плавный, но длительный характер, достоверное снижение интенсивности нарушений фиксировалось к 35-42-му дню лечения.

Таким образом, существует необходимость проведения специализированных профилактических и коррекционных мероприятий для подростков с астенической симптоматикой и нарушениями семейной и школьной адаптации психологического и медицинского характера. Проведение таких мероприятий может быть осуществлено на базах детских поликлиник путем открытия кабинетов психологического консультирования и психотерапии. Достаточно частое обращение пациентов с астенической симптоматикой за врачебной помощью к врачам общей практики обусловливает необходимость дополнительной подготовки врачей по вопросам ранней диагностики невротических расстройств у детей и подростков.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.