Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Карлов В.А.

Московский государственный медико-стоматологический университет

Трудный пациент

Авторы:

Карлов В.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2098

Загрузок: 49

Как цитировать:

Карлов В.А. Трудный пациент. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(6):99‑100.
Karlov VA. A difficult patient. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(6):99‑100. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Бес­сим­птом­ная ги­пе­ру­ри­ке­мия: оче­вид­ное, спор­ное, ги­по­те­ти­чес­кое. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):103-109

Тема «трудный пациент» является актуальной общей клинической проблемой, при этом малоразработанной. Трудный пациент - это кто? Трудный - для кого? Трудный - почему? В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» [6] определение трудного случая отсутствует, нет соответствующей дефиниции и в «Энциклопедическом словаре терминов фармакологии, фармакотерапии и фармации» Г.Я. Шварца [5], а также в издающемся с 2002 г. в России журнале «Трудный пациент».

Итак, на сегодняшний день фактически нет определения термина «трудный пациент». Следует заметить, что практические врачи чаще используют другое выражение - «интересный больной», но оно не адекватно понятию «трудный», ибо в действительности каждый больной индивидуален и уже даже поэтому по-своему интересен. «Нет неинтересных больных, есть неинтересные врачи» [3].

Что касается понятия «трудный», то сразу подчеркнем, что речь не идет о трудностях диагностики того или иного заболевания, т.е. не о болезни как таковой, а об особенностях личности и поведения пациента, точнее, об акцентуированной личности с рядом свойственных ей поступков, жалоб, его некомплаентностью и иногда имитацией тяжелого заболевания. Такого рода по-существу психогенно обусловленное поведение у больных нередко связано с материальными проблемами, недоступностью дорогостоящих исследований и лекарств. При этом заметим, что в России часто действительно нарушаются декларированные, например Международной противо­эпилеп­тической лигой еще в 1997 г., права пациентов, гарантирующие доступ больного к инструментальным (в частности, и нейровизуализационным) нейрофизиологическим обследованиям, консультированию в центрах планирования семьи и беременности, центрах хирургии эпилепсии. Крайне тяжело получить консультацию клинического психолога, не говоря уже о социальных работниках, специалистах по гигиене труда и профессиональным заболеваниям.

Перечисленные обстоятельства, естественно, имеют лишь косвенное отношение к анализируемой проблеме, но они затрудняют работу врача. На ней отражается и отсутствие в России четкой системы непрерывного постдипломного образования, стимулирующей специалиста к непрерывному обучению, как это имеет место в некоторых других странах.

Если исходить тем не менее из постулата о достаточной квалификации врача, возникает вопрос - какие факторы все же могут изменять поведение больного, затрудняя его контакты с врачом и в итоге переводить его в категорию «трудных пациентов»? К ним можно отнести прежде всего проблемы, связанные с особенностями самого заболевания: 1) редкие заболевания и синдромы, о которых даже опытный врач может не знать или не помнить (например, невралгия якобсонового нерва); 2) атипично протекающие заболевания (например, дебют оптико-мие­лита с дискинезии взора); 3) атипичный синдром (например, описанный нами синдром «альтернативная анестезия плюс агевзия», ошибочно принимаемый за вариант синдрома Валленберга-Захарченко).

Еще одна проблема, в связи с которой пациент может оказаться «трудным», - лечение. При этом речь идет не о заведомо неизлечимых и быстро прогрессирующих заболеваниях, в частности прионных болезнях, катастрофических эпилептических энцефалопатиях и т.д. Имеются в виду обычные пациенты, которые оказываются в силу тех или иных причин (при адекватной терапии) некурабельными. Наиболее значимыми здесь являются непереносимые больными побочные лекарственные эффекты вплоть до большой лекарственной болезни и парадоксального действия лекарств, либо просто их неэффективность, т.е. фармакорезистентность. Последняя, к сожалению, нередко носит институциональный характер: когда врач в силу административно-финансовых ограничений (например, номенклатуры льготных медикаментов) вынужден «переключать» больного с оригинального на воспроизведенный (дженерик) препарат, к тому же плохого качества. По нашим данным, срыв ремиссий в таких случаях происходит у 42% больных, хотя в литературе приводятся и более высокие цифры [1, 2, 4].

Следующая проблема - некомплаентность, которая может зависеть не только от пациента, но и от врача. Как не вспомнить, читая литературные произведения, написанные в дореволюционный период, о замечательном существовавшем тогда институте земской медицины. Традиции земской медицины продолжались и в советское время, когда отечественная система организации здравоохранения была признана Всемирной организацией здравоохранения лучшей в мире. В наше время ситуация в этой области существенно изменилась: снизилось качество подготовки врачей в медицинских ВУЗах, начиная с системы приема абитуриентов; выявились трудности замены патерналистской модели отношения врача к больному партнерской; на клинической практике стала отражаться плохая подготовка врачей по общей и клинической психологии. С большим сожалением можно констатировать, что общей тенденцией настоящего времени стала утрата «клиницизма» вследствие технического прогресса в медицине. Сократилось время амбулаторного приема больных специалистами (так, невролог должен принять 5 пациентов в час). На медицине не могла не отразиться и общая дегуманизация общества.

Таким образом, трудный пациент - это больной, представляющий для квалифицированного врача серьезные затруднения при диагностике или лечении потенциально курабельного заболевания. Алгоритм действий врача в этом случае должен быть следующим: оценка комплаентности; детальная проработка анамнеза пациента и особенностей его семьи; ревизия соматического статуса; оценка психического статуса (консультация клинического психолога, психиатра); определение маркеров заболевания (если таковые имеются) в биологических жидкостях; консультация специалиста-генетика и других специалистов в соответствии с характером заболевания; информационный поиск.

«Трудные» пациенты всегда были, есть и будут. Основной путь, ведущий к сокращению их числа, - это качественная подготовка и создание системы, мотивирующей врача к непрерывному постдипломному пополнению своих знаний. А это уже задача государства, но ее решение во многом зависит от активности и гражданской позиции самих врачей.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.