Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Чутко Л.С.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург;
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Сурушкина С.Ю.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург;
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Рожкова А.В.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург

Яковенко Е.А.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург

Быкова Ю.Л.

Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург

Никишина И.С.

Институт мозга человека им.Н.П. Бехтеревой, РАН, Санкт-Петербург

Астенические расстройства и когнитивные нарушения у пациентов с головной болью напряжения

Авторы:

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., Яковенко Е.А., Быкова Ю.Л., Никишина И.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3098

Загрузок: 79

Как цитировать:

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., Яковенко Е.А., Быкова Ю.Л., Никишина И.С. Астенические расстройства и когнитивные нарушения у пациентов с головной болью напряжения. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(5):31‑35.
Chutko LS, Surushkina SYu, Rozhkova AV, Iakovenko EA, Bykova IuL, Nikishina IS. Asthenic disorders and cognitive dysfunction in patients with tension headache. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(5):31‑35. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Це­реб­ро­ли­зин в ле­че­нии ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):20-25
Вли­яние пре­па­ра­та Уни­фу­зол на сос­то­яние ког­ни­тив­ных фун­кций в ус­ло­ви­ях эк­спе­ри­мен­таль­но­го хро­ни­чес­ко­го на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):94-103
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния па­ци­ен­тов с ар­те­ри­аль­ны­ми анев­риз­ма­ми го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):41-49
Пе­ри­оди­чес­кие дви­же­ния ко­неч­нос­тей во сне и прог­рес­си­ро­ва­ние це­реб­раль­ной мик­ро­ан­ги­опа­тии: прос­пек­тив­ное ко­гор­тное ис­сле­до­ва­ние. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):69-75
Ана­лиз жа­лоб на на­ру­ше­ния сна как ин­ди­ка­тор низ­ко­го ка­чес­тва сна у боль­ных с пер­вич­ны­ми го­лов­ны­ми бо­ля­ми. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):89-94
Глим­фа­ти­чес­кая сис­те­ма моз­га — ней­ро­би­оло­гия и кли­ни­чес­кая па­то­ло­гия. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):13-19
Ас­те­ния, пси­хи­чес­кая утом­ля­емость и ког­ни­тив­ная дис­фун­кция. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):38-47
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при раз­лич­ных ва­ри­ан­тах ре­мо­де­ли­ро­ва­ния ми­окар­да. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):53-57
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность при­ме­не­ния пре­па­ра­та Цел­лекс для ле­че­ния па­ци­ен­тов с ког­ни­тив­ны­ми на­ру­ше­ни­ями с хро­ни­чес­кой ише­ми­ей го­лов­но­го моз­га — ре­зуль­та­ты мно­го­цен­тро­во­го ран­до­ми­зи­ро­ван­но­го двой­но­го сле­по­го пла­це­бо-кон­тро­ли­ру­емо­го кли­ни­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):108-116
Кар­ди­оме­та­бо­ли­чес­кие и пси­хо­ког­ни­тив­ные осо­бен­нос­ти пос­тко­вид­но­го пе­ри­ода у боль­ных с фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):43-50

Хронические головные боли напряжения (ХГБН) по частоте занимают одно из ведущих мест среди хронических болевых синдромов. По данным литературы, ХГБН в популяции встречаются в 2-4% случаев, при этом частота заболевания выше у женщин [13, 20].

Цефалгии при ГБН отличаются постоянным, монотонным, тупым, сдавливающим характером, не имеют четкой локализации, чаще диффузные, двусторонние, с максимальной выраженностью в затылочной или теменно-височной областях. Головные боли могут сопровождаться тяжестью и болью в области шеи, потливостью, дисфорией [1, 9]. Боль пульсирующего характера для ГБН не характерна. Интенсивность болевого синдрома, как правило, составляет 50-60% (5-6 баллов) по визуальной аналоговой шкале. Нередко пациенты жалуются на ощущение болезненности кожи черепа, наличие тяжести, скованности в виде «каски» или «обруча» вокруг головы. Эти ощущения усиливаются при ношении головного убора, причесывании. Пациенты обычно не могут дать определенного ответа, что провоцирует возникновение боли, или связывают ухудшение самочувствия с переутомлением. При этом головная боль негативно влияет на профессиональную и повседневную деятельность больных.

Следует остановиться на психологических аспектах возникновения ГБН. H. Wolf [24] установил, что пациент с ГБН обычно представляет собой сенситивную, обязательную личность, постоянно находящуюся в психическом напряжении, с наличием специфической тревожности, сопровождающейся страхом перед возможным обнаружением у нее скрытой ненависти и непереносимости по отношению к родителям или любимым людям. Автор установил, что головная боль является только частью реакции индивидуума на жизненные трудности. Кроме нее имеют место ощущение утомления, напряженности и депрессия. По мнению А.М. Вейна [2], ведущую роль в патогенезе ГБН играет хронический эмоциональный стресс, который формируется под влиянием индивидуально значимых психогенных факторов у лиц с определенными особенностями личности и недостаточностью механизмов психологической защиты, а также функциональной недостаточностью антиноцицептивных систем. Снижение порога антиноцицептивной системы в настоящее время считается ведущим фактором в патогенезе ГБН [11, 16, 18, 21].

Согласно диагностическим критериям Международной ассоциации головной боли (IHS) 2003 [22], выделяют: нечастую ГБН (приступы цефалгии реже 1 раза в месяц); частую (эпизодическую) ГБН (ЧГБН) (частота дней с болью 1-15 в месяц или 12-180 в год при длительности заболевания не менее 3 мес); ХГБН (более 15 дней с болью в месяц или более 180 дней в год при длительности заболевания не менее 6 мес).

Основными предрасполагающими факторами для развития ХГБН являются дисфункция стволовых структур мозга и повышение рефлекторной возбудимости тригеминальной системы [6].

D. D'Amico и соавт. [12] свидетельствуют о том, что в хронизации боли более значима роль психологической реакции на стресс, а не сила вызывающих стресс факторов. По мнению И.Г. Подымовой и А.Б. Данилова [7], пациенты с ХГБН отличаются от страдающих эпизодической ГБН более высоким уровнем дезадаптивных установок, оказывающих неблагоприятное влияние на прогноз заболевания. Пациенты воспринимают боль как необъяснимую, что ведет к ее хронизации.

Группа пациентов с ХГБН характеризуется большей длительностью заболевания, частой представленностью сопровождающих симптомов (тошнота, фото-, фоно-, осмофобия), большей выраженностью и перманентным характером вегетативных нарушений, гипервентиляционного, алгического, мышечно-тонического, миофасциального синдромов. Больные склонны к выраженным эмоционально-личностным нарушениям, депрессивным реакциям, повышению значимости фактора боли и его влияния на различные стороны жизнедеятельности. Они зачастую злоупотребляют анальгетическими средствами, что приводит к возникновению абузусной боли [8].

Хронический характер головной боли ведет к снижению качества жизни и работоспособности.

A. Frierman с соавт. [14] отмечают, что больные, страдающие ХГБН, с удовольствием смотрят телевизионные передачи (возможно, что просмотр передач позволяет им «забыть» о боли), но при этом не способны к длительной концентрации внимания, чтению. Необходимо отметить, что когнитивные нарушения у пациентов с ГБН мало изучены, единичные работы посвящены когнитивным нарушениям у детей [17, 19, 23].

Цель исследования - изучение когнитивных нарушений у пациентов с ХГБН и оценка эффективности церебролизина в лечении данной патологии.

Материал и методы

Под наблюдением находились 70 пациентов, 53 женщины и 17 мужчин, в возрасте от 25 до 50 лет (средний - 41,8±7,9 года), страдающих ГБН. Контрольную группу составили 36 практически здоровых лиц в возрасте от 25 до 50 лет (средний - 40,6±8,3 года).

Критериями исключения были возраст старше 50 лет, цереброваскулярные заболевания, выраженные проявления депрессии, тяжелые черепно-мозговые травмы в анамнезе.

В зависимости от частоты возникновения приступов головной боли в соответствии с критериями IHS 2003 было выделено 2 группы: 1-я - пациенты с ЧГБН (36 человек, 51,4%); 2-я - пациенты с ХГБН (34 человека, 48,6%).

Диагностику цефалгий осуществляли в соответствии с классификацией международного общества по изучению головной боли [14]. Оценку цефалгий проводили с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ, 10-балльный вариант). Неврологическое обследование проводили по общепринятой схеме. В ходе психологического обследования использовали госпитальную шкалу оценки тревоги и депрессии (HADS), шкалу тревоги Спилбергера в обработке Ю.Л. Ханина. Для объективизации степени выраженности астенических расстройств и их динамики в процессе лечения применяли субъективную шкалу оценки астении (MFI-20) c 5 подшкалами и ВАШ астении (10-балльный вариант).

Нейропсихологическое обследование включало анализ жалоб на нарушение памяти и внимания, а также исследование когнитивных функций с помощью методики А.Р. Лурия, тест повторения рядов цифр в прямом и обратном порядке по методу Векслера. Степень нарушения внимания оценивали при помощи теста непрерывной деятельности TOVA (the Test of Variables of Attention), позволяющего оценить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным.

У 32 пациентов с ХГБН с целью коррекции когнитивных и астенических нарушений назначался церебролизин в дозе 5 мл внутримышечно в течение 10 дней. Церебролизин представляет собой пептидный препарат, полученный с помощью стандартизированного ферментативного гидролиза свободных от липидов белков головного мозга свиней. Пациенты были осмотрены до начала терапии и через 1 мес. Другая терапия в течение данного периода не проводилась

Результаты

При клиническом обследовании очаговой неврологической симптоматики у пациентов выявлено не было.

При оценке болевого синдрома с помощью ВАШ средняя интенсивность головной боли в исследуемой группе составила 6,5 балла. Средняя интенсивность головной боли у больных 1-й группы (7,6±1,9 балла) была достоверно выше, чем во 2-й группе (5,2±1,4 балла) (табл. 1).

Психологическое обследование выявило повышение уровня тревожности у абсолютного большинства пациентов с ГБН по сравнению с контрольной группой. Достоверных различий в уровне реактивной тревожности при различных формах ГБН не выявлено, в то же время уровень личностной тревожности был достоверно выше во 2-й группе больных (с ХГБН).

При оценке степени выраженности депрессивных расстройств средний балл по шкале HADS оказался достоверно выше при ХГБН, что свидетельствовало о субклинически выраженном уровне депрессии. В группе контроля депрессивные расстройства выявлены не были.

По результатам исследования астении по ВАШ регистрировались высокие баллы по шкалам психической и физической астении, пониженной активности, утомляемости у 26 (63,9%) больных с ЧГБН и 30 (88,2%) больных с ХГБН. Количественные показатели в исследуемых группах показывают бо`льшую выраженность астении при ХГБН (см. табл. 1).

Жалобы на нарушения внимания и памяти предъявляли 13 (36,1%) пациентов с ЧГБН и 26 (76,5%) больных с ХГБН. Количественные показатели внимания и памяти в исследуемых группах также показывают значительно бо`льшую выраженность данных нарушений при ХГБН, при этом достоверных различий между группой пациентов с ЧГБН и контрольной группой не отмечено.

Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у пациентов с ХГБН выявляется достоверное повышение показателей невнимательности и времени реакции по сравнению с группой пациентов с ЧГБН и контрольной группой (табл. 2).

После курса церебролизина клиническое улучшение отмечено у 21 (65,6%) пациента с ХГБН, что проявлялось снижением утомляемости, тревожности, улучшением когнитивных функций. Отсутствие эффекта отмечено у 11 (34,4%) пациентов.

При оценке головной боли по ВАШ показано снижение ее средней интенсивности боли до 3,1±0,9 балла, что свидетельствует о достоверном улучшении (p<0,05). Необходимо отметить, что после лечения было зарегистрировано достоверное улучшение ряда показателей, входящих в шкалу оценки астении (психической и физической астении, пониженной активности), а также достоверное снижение показателей утомляемости по ВАШ. Оценка результатов лечения показывает тенденцию к уменьшению показателей депрессии, при этом динамики показателей тревожности не отмечалось. Кроме этого необходимо отметить выраженное улучшение показателей слуховой и зрительной памяти. Результаты повторных психологических обследований отражены в табл. 3.

При повторном психофизиологическом обследовании после курса церебролизина было отмечено достоверное cнижение невнимательности и времени реакции. Изменений импульсивности не отмечалось.

В качестве побочного эффекта можно отметить появление на фоне лечения в 2 случаях жалоб на нарушения сна (трудности при засыпании).

Обсуждение

Актуальность вопроса лечения ГБН определяется широкой распространенностью заболевания, склонностью этой патологии к хроническому течению, снижением качества жизни и работоспособности пациентов.

Комплексная оценка особенностей клинической картины заболевания с учетом данных психологического и психофизиологического обследования позволила установить, что пациенты с ХГБН характеризуются не только эмоциональными, но также астеническими и когнитивными нарушениями. При сравнении результатов нейропсихологического тестирования у пациентов с ХГБН по сравнению со здоровыми испытуемыми и с пациентами с ЧГБН у первых отмечались нарушения памяти и внимания.

По нашему мнению, общим звеном в патогенезе когнитивных нарушений и ХГБН может быть изменение пластичности нервной системы. Е.И. Гусев и П.Р. Камчатнов [4] рассматривают нейропластичность как способность нервной ткани изменять структурно-функциональную организацию под влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Это обеспечивает адаптацию организма и эффективную его деятельность в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды.

В ходе исследования установлено, что использование церебролизина позволяет уменьшить клинические проявления ХГБН и когнитивные нарушения у пациентов, страдающих данным расстройством. На фоне приема препарата происходят снижение интенсивности цефалгий, уменьшение выраженности астенической симптоматики, улучшение памяти и внимания.

Механизм действия церебролизина сходен с естественными нейротрофическими факторами. Препарат хорошо проникает через гематоэнцефалический барьер в условиях парентерального (внутривенного или внутримышечного) введения, поскольку содержит только низкомолекулярные олигопептиды (молекулярный вес до 10 000 Да). Ранее проведенные исследования показали способность церебролизина повышать жизнеспособность и выживаемость нейронов за счет влияния на процессы эксай­тотоксичности и свободнорадикального окисления, которые поддерживают апоптоз, обусловленный различными факторами (ишемия, гипоксия, окислительный стресс, интоксикация) [15]. Церебролизин оказывает влияние на двух терапевтических уровнях: нейропротекция и нейрорегенерация. Он является препаратом с доказанной нейронспецифической нейротрофической активностью, аналогичной действию естественных факторов нейронального роста, но проявляющейся в отличие от них в условиях периферического введения. Он стимулирует дифференциацию нейронов и спроуттинг нейритов в процессе постнатального развития мозга, поддерживает жизнедеятельность нейронов, защищая их от повреждающих воздействий. За счет нейротрофического действия церебролизин препятствует процессу нейродегенерации и активирует синтез нейромедиаторов. Также следует отметить, что терапия церебролизином позволяет значительно увеличить регенеративный потенциал нервной ткани, так как препарат стимулирует рост олигодендроцитов, восстанавливая структуру не только нейронов, но и клеток глии [3, 5, 10, 25].

Результаты настоящего исследования позволяют сделать вывод об эффективности применения церебролизина для коррекции когнитивных расстройств при ХГБН. Можно предположить, что сочетанное применение церебролизина вместе с транквилизаторами (анксиолитиками) и/или антидепрессантами повысит эффективность терапии.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.