Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Екушева Е.В.

Отдел патологии вегетативной нервной системы Научно-исследовательского центра Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Москва

Шавловская О.А.

Роль уровня поражения центральной нервной системы в формировании спастичности

Авторы:

Екушева Е.В., Шавловская О.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 489

Загрузок: 4


Как цитировать:

Екушева Е.В., Шавловская О.А. Роль уровня поражения центральной нервной системы в формировании спастичности. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(4):54‑56.
Ekusheva EV, A role of the level of the nervous system lesion in the development of spasticity. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(4):54‑56. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Опыт ис­поль­зо­ва­ния в ин­ди­ви­ду­аль­ных прог­рам­мах дви­га­тель­но­го вос­ста­нов­ле­ния рит­ми­чес­кой транскра­ни­аль­ной маг­нит­ной сти­му­ля­ции, экстра­кор­по­раль­ной удар­но-вол­но­вой те­ра­пии и бо­ту­ли­но­те­ра­пии у па­ци­ен­тов со спас­ти­чес­ким па­ре­зом ниж­ней ко­неч­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):118-123
При­ме­не­ние бо­ту­ли­ни­чес­ко­го ток­си­на ти­па A в сим­пто­ма­ти­чес­кой те­ра­пии и ме­ди­цин­ской ре­аби­ли­та­ции па­ци­ен­тов с рас­се­ян­ным скле­ро­зом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):17-25
Ком­плексное ле­че­ние ади­на­ми­чес­ких деп­рес­сий с со­че­тан­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем тра­ди­ци­он­ной пси­хо­фар­ма­ко­те­ра­пии, транскра­ни­аль­ной маг­нит­ной сти­му­ля­ции и тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной ре­аль­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(11):75-81
Ней­ро­ме­та­бо­ли­чес­кая те­ра­пия уме­рен­ных ког­ни­тив­ных расстройств у па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой ише­ми­ей го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):42-51
Ме­то­ды и ре­зуль­та­ты ней­ро­хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния дет­ско­го це­реб­раль­но­го па­ра­ли­ча. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(3):106-112

Спастичность наряду с парезом наиболее часто отмечается у пациентов с поражением верхнего мотонейрона (ВМН). Она развивается в результате дисфункции супраспинальных или спинальных нисходящих двигательных систем с обязательным вовлечением кортикоспинального тракта [1, 2]. Развитие спастичности в значительной степени снижает функциональную активность и увеличивает инвалидизацию пациентов, ухудшая качество их жизни.

В зависимости от уровня поражения ЦНС выделяют церебральную и спинальную спастичность [2, 4, 6] с определенными клиническими и нейрофизиологическими особенностями [2, 4, 5, 7, 8]. Однако, несмотря на многочисленные исследования в этой области [1, 2, 4], механизмы формирования этих нарушений остаются до конца невыясненными.

Цель настоящего исследования - уточнение патофизиологических механизмов формирования спастичности у пациентов с поражением ВМН на церебральном и спинальном уровнях.

Материал и методы

Обследовали 89 пациентов с синдромом верхнего мотонейрона (СВМН), характеризовавшимся повышением мышечного тонуса. Средний возраст больных был 42,1±5,3 года. В числе обследованных, составивших 1-ю группу, было 30 больных с синдромом нижнего парапареза: 16 пациентов с торакальной миелопатией (ТМ), 14 - с экстрамедуллярной опухолью (менингиомой) грудного отдела спинного мозга (ОСМ). Во 2-ю группу вошли 59 пациентов с гемипарезом вследствие острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) в предшествующие 6-18 мес по ишемическому типу в правом (27 больных) и левом (32) полушариях головного мозга.

У всех пациентов диагноз был верифицирован с помощью магнитно-резонансной томографии; все обследованные были правши.

Контрольную группу составили 25 сопоставимых по возрасту (32,2±6,7 года) здоровых.

При исследовании выраженности нарушений двигательной сферы в случаях СВМН применялась специально разработанная анкета; для оценки мышечного тонуса использовалась модифицированная шкала Эшворта.

Исследование систем, участвующих в контроле моторных и афферентных функций, проводилось с помощью следующих нейрофизиологических методов: 1) транс­кра­ниальной магнитной стимуляции (ТМС) - для определения скорости проведения по кортикоспинальному тракту (время центрального моторного проведения - ВЦМП) и порога вызванного моторного ответа (ВМО) как в покое, так и при небольшом произвольном напряжении - тесте фасилитации [3]; 2) вызванных брюшных рефлексов (ВБР) - для анализа состояния спинального моторного аппарата (возбудимости и функциональной активности интернейронов ствола и спинного мозга [9]) - латенции, порога вызывания коротколатентного рефлекторного ответа (КЛРО), длиннолатентного рефлекторного ответа (ДЛРО) и габитуации на повторные стимулы ДЛРО; 3) коротколатентных соматосенсорных вызванных потенциалов (ССВП) - для анализа активности нейронов соматосенсорной системы (латенция N22-, P37-, N45-компо­нентов при исследовании нижних конечностей) и определения скорости проведения афферентации по проводящим трактам (центральное время проведения - ЦВП N22-Р37). Учитывая то, что анализировались пациенты с нижним парапарезом и гемипарезом, основное внимание при нейрофизиологическом анализе с помощью ТМС и ССВП уделялось исследованию нижних конечностей.

Статистическая обработка данных проводилась при помощи программы Statistica 6.0 for Windows с использованием параметрических и непараметрических методов и критериев Стьюдента, Вилкоксона-Манна-Уитни, а также корреляционного анализа (с уровнем достоверности не ниже 0,05).

Результаты и обсуждение

У больных с ТМ и ОСМ (см. таблицу) отмечалось преобладание проксимального пареза и повышения мышечного тонуса в мышцах-сгибателях ног, чаще определялись и были более выраженными рефлекс Бабинского, клонусы стоп и коленных чашечек, рефлексы приводящих мышц, тазовые нарушения и крампи (46,7%).

Больных с патологическим очагом на церебральном уровне отличало достоверное преобладание дистального пареза и большее повышение мышечного тонуса в антигравитационных мышцах (осуществляющих приведение бедра, разгибание колена и подошвенное сгибание в голеностопном суставе); гиперрефлексия и синкинезии в руках и ногах (синкинезии Бабинского, голени, большого пальца) чаще отмечались и были более выражены.

При использовании метода ТМС у всех пациентов отмечалось достоверное увеличение ВЦМП как в покое, так и в тесте фасилитации при исследовании нижних конечностей по сравнению со здоровыми испытуемыми (рис. 1).

Рисунок 1. ТМС у пациентов с поражением ВМН на церебральном и спинальном уровнях. ВЦМП - время центрального проведения; фВМО - фасилитация вызванного моторного ответа; * - достоверные различия по сравнению с показателями в контрольной группе; # - достоверные различия между подгруппами пациентов.
Однако при изолированном поражении спинного мозга определялось достоверно большее увеличение ВЦМП, что свидетельствует о выраженном снижении проводящей функции системы ВМН (на всех диаграммах представлены усредненные данные показателей справа и слева у пациентов со спинальным поражением и на стороне гемипареза - с церебральным поражением). У больных с патологическим очагом на церебральном уровне отмечалось достоверно большее повышение порогов ВМО, что говорит о снижении возбудимости интернейронов и мотонейронов на корковом уровне.

Анализ данных, полученных методом вызванных брюшных рефлексов, показал, что у всех пациентов отмечалось достоверное увеличение латенции и повышение порога ДЛРО по сравнению со здоровыми испытуемыми (рис. 2).

Рисунок 2. Вызванные брюшные рефлексы у пациентов с поражением ВМН на церебральном и спинальном уровнях. Л КЛРО и ДЛРО - латенция коротко- и длиннолатентного рефлекторного ответа соответственно; П КЛРО и ДЛРО - пороги коротко- и длиннолатентного рефлекторного ответа; * - достоверные различия по сравнению с показателями в контрольной группе; # - достоверные различия между подгруппами пациентов.
Статистически значимые изменения определялись у больных со спинальным уровнем поражения в виде достоверно большего увеличения латентного периода ДЛРО и повышения порогов обоих рефлекторных ответов, что свидетельствует о выраженном снижении возбудимости и функциональной активности нейронального аппарата ствола и спинного мозга у этих пациентов.

У больных, перенесших полушарный инсульт, наблюдался выраженный феномен габитуации при исследовании ДЛРО, т.е. отсутствие или значительное ослабление ответа при повторных стимулах, что свидетельствует о снижении возбудимости нейронального аппарата, регулируемого нисходящими влияниями из стволового и коркового уровней [9].

Применение метода ССВП при стимуляции периферических нервов ног у пациентов с разноуровневым поражением ВМН показало (рис. 3):

Рисунок 3. ССВП у пациентов с поражением ВМН на церебральном и спинальном уровнях. Л - латенция; * - достоверные различия по сравнению с показателями в контрольной группе; # - достоверные различия между подгруппами пациентов.
1) отсутствие коротколатентных компонентов при изолированном поражении спинного мозга в 23,3% и при церебральном - в 15,3%; 2) достоверное увеличение латентных периодов Р37 и N25 и замедление ЦВП N22-Р37 по сравнению со здоровыми испытуемыми. Наибольшие отклонения наблюдались у пациентов с ТМ и ОСМ по сравнению с обследованными других групп, что свидетельствует о значительном снижении активности нейронов первичной соматосенсорной области и замедлении проведения афферентации по проводящим трактам при спинальном поражении.

Полученные данные позволяют сделать следующее заключение. У пациентов с поражением ВМН имеет место нарушение проводящей функции центральной эфферентной и афферентной системы (увеличение ВЦМП при ТМС и ЦВП N22-Р37 при ССВП) и снижение возбудимости и функциональной активности интернейронального аппарата ствола и спинного мозга (увеличение латентного периода и повышение порога ДЛРО), что, вероятно, является общей патофизиологической основой для формирования спастического симптомокомплекса.

При поражении ВМН на церебральном уровне патофизиологической основой формирования спастичности является снижение возбудимости интернейронов и мотонейронов на корковом и стволовом уровнях (повышение порогов ВМО при ТМС, выраженный феномен габитуации ДЛРО при ВБР) с последующим нарушением восходящего соматосенсорного и нисходящего кортикоспинального потоков. Формирование спастичности при поражении ВМН на уровне спинного мозга обусловлено нарушением центральных афферентных и эфферентных потоков и снижением возбудимости и функциональной активности интернейронального аппарата ствола и спинного мозга (увеличения латенции ДЛРО и повышения порогов обоих рефлекторных ответов при ВБР) с дальнейшим снижением активации первичной зоны соматосенсорной коры (увеличение латенции Р37 и N45 при ССВП).

Патофизиологические особенности церебральной и спинальной спастичности при разноуровневом поражении ВМН предполагают поиск соответствующей дифференцированной терапии.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.