Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Краснова В.В.

Московский НИИ психиатрии Минздрава России, Москва

Холмогорова А.Б.

Московский НИИ психиатрии Минздрава России, Москва

Социальная тревожность и суицидальная направленность у студентов

Авторы:

Краснова В.В., Холмогорова А.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 10181

Загрузок: 241

Как цитировать:

Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и суицидальная направленность у студентов. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(4):50‑53.
Krasnova VV, Kholmogorova AB. Social anxiety and suicidal behaviour in students. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(4):50‑53. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пси­хи­чес­кие расстройства при бле­фа­рос­паз­ме. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(12):76-82
От­но­ше­ние сту­ден­тов к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):75-80
Мор­фо­фун­кци­ональ­ные из­ме­не­ния го­лов­но­го моз­га, свя­зан­ные с раз­ви­ти­ем су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):67-72
Ин­ди­ви­ду­аль­ные и кон­тек­сту­аль­ные ус­ло­вия фор­ми­ро­ва­ния по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка у сту­ден­тов пи­ще­во­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­фи­ля. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):67-73
Оцен­ка сос­то­яния здо­ровья сту­ден­тов стар­ших кур­сов фар­ма­цев­ти­чес­ко­го фа­куль­те­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):57-62

Известно, что в студенческом возрасте в связи с высоким уровнем нагрузок и стресса высок риск манифестации психической патологии [2, 3, 5, 7] и развития суицидальных тенденций [3, 6, 7]. По данным целого ряда исследователей [1, 3, 4, 7, 10-12], основной проблемой дез­адаптации студентов в виде суицидальной направленности мышления и поведения являются дисфункциональные межличностные отношения, которые могут вызывать социальную тревожность.

Социальная тревожность - это состояние эмоционального дискомфорта, страха, опасения и беспокойства в отношении социальной ситуации и оценки другими людьми [8, 13, 14, 16]. Человеку с высокой социальной тревожностью в ситуации взаимодействия с людьми кажется, что он будет выглядеть смешно или глупо, что окружающие его осудят или унизят. Однако каждый человек на протяжении жизни постоянно оказывается в ситуациях необходимости контакта с другими людьми. Учеба, работа, развлечения и даже поездки в общественном транспорте тесно связаны с общением. Естественно, что человеку, у которого ситуации общения вызывают сильное чувство тревоги и дискомфорта, сложно справляться с повседневными делами.

Социальная тревожность способна оказать серьезное негативное влияние на процесс социальной и эмоциональной адаптации и качество жизни студентов. Из-за повышенной тревожности студент зачастую не способен действовать эффективно в присутствии других людей и, как правило, без всяких оснований приходит к мнению, что его осуждают. Избегая ситуации, контактов с людьми, такой студент лишает себя возможности развить свои социальные навыки и убедиться в том, что он способен успешно взаимодействовать.

Крайним проявлением социальной тревожности является социальная фобия. Если социальная тревожность приносит дискомфорт в жизнь человека, делает для него определенные ситуации мучительными и неприятными, то социофобия ведет к более серьезной дезадаптации, вплоть до отказа от деятельности, связанной с пугающими ситуациями. Основным выходом для людей, страдающих социальной фобией, часто становится избегание любых ситуаций, которые связаны с вероятностью негативной оценки. Они избегают выступлений, встреч с противоположным полом, вечеринок, выходов «в люди», что приводит к частичной или полной социальной изоляции. Это сильно ограничивает их возможность чувствовать радости жизни и приводит к страданию от одиночества. Еще более тяжело переносимой такую ситуацию делает постоянное сравнивание себя с более успешными и уверенными людьми с негативными выводами относительно собственной персоны. В настоящее время социофобия имеет статус самостоятельного психического расстройства в рамках МКБ-10, разработаны критерии клинической диагностики, стандарты медикаментозного и психотерапевтического лечения. По данным некоторых исследователей [11], это расстройство связано с высоким риском суицида и злоупотребления психоактивными веществами. Типичные симптомы социальной фобии - острая тревога, сильное напряжение, покраснение лица, ощущение кома в горле, сердцебиение, сухость во рту, тошнота, дрожь и слабость в ногах, невозможность сосредоточиться в провоцирующих страх ситуациях.

Цель настоящего исследования - изучение распространенности и уровня социальной тревожности у студентов, а также связи между социальной тревожностью и суицидальной направленностью мышления и поведения.

Материал и методы

Были обследованы 553 студента III курса московских гуманитарных вузов. Среди них 246 юношей и 307 девушек, средний возраст - 21 год. Исследование проводилось анонимно, очно.

Методический комплекс включал следующие опросники: для оценки выраженности социальной тревожности использовались: шкала социального избегания и дистресса (Social Avoidance and Distress Scale, SADS), которая направлена на оценку склонности к избеганию социальных ситуаций и дискомфорта в таких ситуациях [16]; шкала страха негативной оценки (Fear of Negative Evaluation, FNE), ориентированная на измерение уровня тревоги в ситуациях оценивания [16]; краткая шкала социальной фобии (BSPS) [15]. Для оценки наличия суицидальной направленности анализировалась шкала «Суицидальные мысли и желания» в опроснике депрессии Бека (BDI, адаптация Н.В. Тарабриной) [9].

Для выделения групп с высоким уровнем социальной тревожности использовался метод процентилей, который позволяет показать процент случаев в определенной генеральной совокупности с равными или меньшими заданному значению процентиля оценками. Таким образом, метод процентилей дает более точную информацию, чем просто сообщение о том, что в данном распределении некое значение переменной попадает выше или ниже среднего. Обработка полученных результатов производилась с помощью пакета статистических программ SPSS for Windows 11.0.

Результаты и обсуждение

Участники исследования были разделены на 3 группы: с низким, средним и высоким уровнем социальной тревожности (значения процентилей - 0/33/66). Поскольку социальная тревожность неоднородна и включает различные проявления, разделение проводилось по следующим аспектам: социальное избегание и социальный дистресс, страх социальной оценки и показатели по шкале социальной фобии.

В табл. 1 приведены результаты распределения уровня социальной тревожности в исследуемой выборке.

В обследуемой выборке 9 (1,6%) студентов имели показатели по шкале BSPS, равные 41 баллу и выше, что, согласно данным исследований [15], с высокой степенью вероятности указывает на наличие у них клинической формы социальной фобии.

В табл. 2 приведены данные о распределении студентов по наличию и выраженности суицидальной направленности мышления.

Исходя из этих данных, 28% студентов имеют суицидальные мысли и намерения, 4% из которых готовы совершить самоубийство в подходящий момент.

В табл. 3 представлены результаты распределения студенческой выборки по показателям суицидальной направленности мышления у юношей и девушек.

Среди юношей оказалось гораздо больше студентов без суицидальных мыслей, чем среди девушек. Лишь половина девушек (55%) не имеют суицидальных мыслей. Среди юношей больше студентов без суицидальных намерений (79%), но и больше готовых совершить самоубийство в подходящий момент (6%), причем последний показатель по сравнению с девушками выше в 3 раза. Статистический уровень значимости полученных различий - р<0,001.

В табл. 4 приведены данные исследования взаимосвязи показателей социальной тревожности и суицидальной направленности мышления у студентов.

Как видно из приведенных данных, была выявлена значимая положительная корреляционная связь между исследуемыми переменными: чем выше уровень социальной тревожности в виде социального избегания и дистресса, социальной фобии и страха социальной оценки, тем выше показатель суицидальной направленности мышления.

В табл. 5 приведены результаты сравнения групп с разным уровнем социальной тревожности по показателям суицидальной направленности мышления.

Как видно из приведенных данных, у студентов с высоким уровнем социальной тревожности суицидальные намерения более выражены, чем у студентов с низким и средним уровнем социальной тревожности. Так, в группе студентов с высоким уровнем социальной тревожности 40% имеют выраженную суицидальную направленность мышления. Кроме того, наибольший процент студентов, готовых совершить самоубийство при подходящем моменте, приходится как раз на группу с высоким уровнем социальной тревожности - 7%. Статистический уровень значимости полученных различий - р<0,001.

Полученные данные согласуются с результатами других исследователей. Так, в ходе исследования распространенности и выраженности суицидального поведения в студенческой популяции, проведенного в 2009 г. А.Б. Холмогоровой и соавт. [11], было выявлено, что студенты с выраженной суицидальной направленностью демонстрируют более высокие показатели социальной тревожности в виде социального дистресса и избегания.

В процессе «срезового» исследования эмоциональной дезадаптации в студенческой популяции в течение 4 лет нами была выявлена некоторая динамика в показателях суицидальной направленности мышления и поведения у студентов третьих курсов гуманитарных вузов. В табл. 6 приводятся результаты распределения студентов по показателю суицидальной направленности мышления и поведения в разные годы - с 2009 по 2012 г.

Так, в 2009 г. студентов, отмечающих у себя в данный момент времени наличие суицидальных мыслей и намерений, было 16%, в 2010 г. этот показатель увеличился до 21%, еще через год в выборке студентов суицидальная направленность мышления отмечалась у 24%, а к 2012 г. их стало 28%. При этом похожая динамика наблюдается и с числом студентов, желающих совершить самоубийство в подходящий момент - 1,8, 2,0, 2,6 и 4,0%.

В заключение отметим, что высокий уровень социальной тревожности негативно сказывается на качестве жизни индивида. В студенческой среде это может особенно ярко проявляться в связи с необходимостью постоянно взаимодействовать с одногруппниками и преподавателями. Успешность обучения и эмоциональное благополучие в ВУЗе во многом зависят от социальной активности студента, поэтому социальная тревожность может стать

серьезной помехой на пути развития и самореализации молодого человека. Социальная тревожность тесно связана с таким проявлением эмоциональной дезадаптации, как суицидальная направленность мышления и поведения. Результаты исследования наглядно демонстрируют ухудшение эмоционального благополучия в студенческой популяции в виде суицидальной направленности мышления, ставя задачи по организации работы службы психологического сопровождения студентов и психопрофилактической работы в ВУЗах.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.