Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мадаева И.М.

ФГБУ "Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека" Сибирского отделения РАМН, Иркутск

Семенова Н.В.

ФГБУ "Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека" Сибирского отделения РАМН, Иркутск

Колесникова Л.И.

ФГБУ "Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека" Сибирского отделения РАМН, Иркутск

Бердина О.Н.

ФГБУ "Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека" Сибирского отделения РАМН, Иркутск

Солодова Е.И.

ФГБУ "Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека" Сибирского отделения РАМН, Иркутск

Инсомнические расстройства у женщин в периоде менопаузы

Авторы:

Мадаева И.М., Семенова Н.В., Колесникова Л.И., Бердина О.Н., Солодова Е.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 467

Загрузок: 1

Как цитировать:

Мадаева И.М., Семенова Н.В., Колесникова Л.И., Бердина О.Н., Солодова Е.И. Инсомнические расстройства у женщин в периоде менопаузы. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(11):81‑84.
Madaeva IM, Semenova NV, Kolesnikova LI, Berdina ON, Solodova EI. Insomniac disorders in post menopause women. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(11):81‑84. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние би­на­ураль­ных и мо­на­ураль­ных би­ений в струк­ту­ре мо­но­тон­но­го зву­ко­во­го сти­му­ла на ла­тен­тность сна. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):109-113
Те­ра­пия пси­хи­чес­ких расстройств, обус­лов­лен­ных ли­бо про­во­ци­ро­ван­ных со­ма­ти­чес­кой и нев­ро­ло­ги­чес­кой па­то­ло­ги­ей, с при­ме­не­ни­ем муль­ти­мо­даль­но­го ан­ти­деп­рес­сан­та тра­зо­дон. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):81-89
Ин­сом­ния в кон­тек­сте аф­фек­тив­ных расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):43-48
Ве­де­ние па­ци­ен­тов с ин­сом­ни­ей при по­ли­мор­бид­ной па­то­ло­гии: кон­сен­сус эк­спер­тов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):49-57
Ре­зуль­та­ты срав­ни­тель­но­го кли­ни­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния эф­фек­тив­нос­ти и бе­зо­пас­нос­ти ком­би­ни­ро­ван­но­го ле­карствен­но­го пре­па­ра­та Лев­ро­со Лонг с пре­па­ра­та­ми Ме­лак­сен и Ди­мед­рол у па­ци­ен­тов с бес­сон­ни­цей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):76-81
Связь со­су­дис­тых ос­лож­не­ний с це­реб­ро­вас­ку­ляр­ной ре­ак­тив­нос­тью и эн­до­те­ли­аль­ной дис­фун­кци­ей у па­ци­ен­тов с обструк­тив­ным ап­ноэ сна. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):82-88
Вли­яние про­ти­во­эпи­леп­ти­чес­кой те­ра­пии на на­ру­ше­ния сна у жен­щин с эпи­леп­си­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):105-109
Пси­хо­па­то­ло­ги­чес­кие син­дро­мы с расстройства­ми сна у па­ци­ен­тов с са­хар­ным ди­абе­том 2-го ти­па. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):30-35
Вли­яние ме­но­па­узаль­ной гор­мо­наль­ной те­ра­пии на дер­ма­то­ло­ги­чес­кий ста­тус жен­щи­ны в пос­тме­но­па­узе или меж­дис­цип­ли­нар­ный под­ход в anti-age про­то­ко­лах ком­плексно­го ве­де­ния жен­щин в пе­ри­оде пос­тме­но­па­узы. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(2):70-80
Поиск пре­дик­то­ров эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния ин­ги­би­то­ра­ми CDK4/6 у па­ци­ен­ток с HR+HER2-ме­тас­та­ти­чес­ким ра­ком мо­лоч­ной же­ле­зы. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(3):34-41

Одной из наиболее распространенных проблем, связанных со сном, являются инсомнические расстройства. Отдельные симптомы инсомнии встречаются у 18-50% людей. Суммарная распространенность разных форм инсомнии оценивается в 5-10%. При использовании критериев диагностики инсомнии по DSM-IV, ее распространенность составляет 6% [29, 30].

Выраженность инсомнии по Международной классификации нарушений сна [18] оценивается следующим образом:

Слабо выраженная инсомния, когда соответствующие расстройства сна возникают почти каждую ночь и сопровождаются незначительным ухудшением социальных и профессиональных функций.

Умеренно выраженная инсомния, когда нарушения сна присутствуют каждую ночь и сопровождаются слабо или умеренно выраженным ухудшением социальных и профессиональных функций.

Выраженная инсомния, когда расстройства сна возникают каждую ночь и сочетаются с выраженным ухудшением социальных и профессиональных функций.

По длительности инсомния подразделяется на три типа: острая - менее 4 нед, но не более; подострая - более 4 нед, но не более 6 мес; хроническая - более 6 мес.

Для инсомнии характерны следующие жалобы: трудности засыпания, поддержания сна, ранние и частые ночные пробуждения, усталость, «не освежающий силы сон», раздражительность, дневная сонливость, ухудшение общего самочувствия, беспокойство по поводу своего сна, социальный дискомфорт и др. [8].

Причинами инсомнии могут быть стресс (психофизиологическая инсомния), неврозы, психические заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.), соматические заболевания (бронхиальная астма, атопический дерматит, гастроэзофагеально-рефлюксная болезнь), прием психотропных (в том числе снотворных) препаратов, алкоголь, токсические факторы, эндокринно-обменные заболевания, органические заболевания головного мозга (инсульт, паркинсонизм, гиперкинетические синдромы, эпилепсия, опухоли мозга и др.), болевые феномены, синдромы, возникающие во сне (синдром обструктивного апноэ сна, двигательные нарушения), внешние неблагоприятные условия (шум, влажность и др.), сменная работа, перемена часовых поясов, нарушение гигиены сна [6, 11].

Последствия инсомнии могут быть как социальными (увеличение риска дорожно-транспортных происшествий, снижение производительности труда), так и медицинскими [10]. Наличие инсомнии увеличивает риск развития в дальнейшем психических нарушений, алкоголизма и лекарственной зависимости [8].

Эпидемиологические исследования показали, что женщины страдают инсомнией чаще, чем мужчины [19, 22, 25, 31]. При этом особенно часто расстройства сна встречаются у женщин в критические периоды их жизни, во время беременности и в климактерическом периоде.

В соответствии с темой настоящего исследования остановимся более подробно на нарушениях сна при менопаузе.

С наступлением менопаузы 25-54% женщин отмечают те или иные проблемы, связанные со сном, по сравнению с 15% женщин фертильного возраста [14, 20, 24, 26, 27]. Британскими учеными [23] было выявлено, что женщины, вступившие в период менопаузы, в 3,4 раза чаще предъявляют жалобы на нарушение сна. В проспективном крупномасштабном исследовании инсомнии, проведенном американскими учеными [27], лиц в возрасте от 47 до 69 лет, было установлено, что основным симптомом инсомнии у женщин в постменопаузе (физиологической или хирургической) является затрудненное засыпание [38]. По данным Y. Erlik и соавт. [21], существует связь между частотой характерных для климактерического периода ночных «приливов» и количеством пробуждений во время сна.

Сказанное выше определяет постоянный интерес к изучению инсомнии и поиску эффективных методов лечения данных расстройств сна, в том числе у женщин.

При лечении нарушений сна широко используются фармакологические препараты. Применяются, в частности, препараты бензодиазепинового ряда, основными лечебными эффектами которых являются анксиолитический или транквилизирующий. Но они имеют ряд побочных эффектов в виде привыкания и зависимости, а также синдром отмены. Следующая группа препаратов, эффект которых основан на блокаде гистаминовых Н1-рецепторов - группа этаноламинов, которые наряду с М-холино­бло­кирующим действием, проникают в ЦНС и оказывают выраженное седативное действие, способствуя засыпанию. Одним из препаратов этой группы является донормил (доксиламин). Время достижения его максимальной концентрации в плазме равно 2 ч, период полувыведения - 10 ч [4], примерно 60% доксиламина выводится с мочой в неизмененном виде, а его метаболиты неактивны [2].

Не было обнаружено его серьезных побочных эффектов при лечении терапевтическими дозами [5]. После приема донормила значительно снижается общая продолжительность пробуждений, происходит укорочение 1-й стадии и удлинение 2-й стадии, при этом препарат не оказывает влияния на продолжительность 3-й и 4-й стадий и фазу быстрого сна [7]. В лечении инсомнии донормил является достойной альтернативой бензодиазепинам, особенно учитывая его низкую токсичность [1] и отсутствие негативного влияния на показатели дыхания во время сна [15]. Донормил применяют в терапии пациентов с самыми различными заболеваниями [9, 12, 13, 16, 17]. Тем не менее в этой области требует уточнения еще целый ряд вопросов, в том числе применительно к определенным периодам в жизни больных и их индивидуальным особенностям.

Цель исследования - оценка эффективности донормила при инсомнических расстройствах у женщин в климактерическом периоде.

Материал и методы

Обследовали 25 женщин в возрасте 49,3±6,7 года с жалобами на нарушения сна в течение 2-6 лет.

Критериями включения пациентов в исследование были возраст 45-65 лет, индекс массы тела (ИМТ) - 18-28, жалобы на затрудненное засыпание (более 20 мин); частые ночные пробуждения (не менее 2-3 эпизодов за ночь), жалобы на нарушения сна в течение 6 и более мес, повторяющиеся не менее 4 и более ночей в неделю, а также отсутствие инвалидизирующего соматического, психического и неврологического заболевания.

Обязательным условием включения пациентов в исследование являлось выполнение всех пунктов гигиены сна.

Критериями исключения были работа в ночную смену, применение гипнотиков в течение последних 2 нед, синдром обструктивного апноэ сна, наличие острой или хронической боли, эпилепсия. Все больные перед включением их в данное исследование подписывали информированное согласие на участие в нем.

Для исследования субъективной оценки нарушений сна использовали ряд анкет и тестов: специализированный опросник сна, тест по определению индекса тяжести инсомнии (ISI), шкала сонливости Epworth, анкета для скрининга апноэ во время сна.

Наряду с субъективными показателями по данным анкетирования определялись объективные показатели сна по ЭЭГ: длительность 1-2-й и 3-4-й стадий медленноволнового сна (ФМС), фазы быстрого сна (ФБС), латентность сна, реакции активации (РЭА), а также количество пробуждений, эффективность сна, индекс апноэ/гипо­пноэ (ИАГ), насыщение крови кислородом (SaO2).

В качестве объективного метода применяли и полисомнографическое (ПСГ) исследование, которое включало в себя непрерывную синхронную многоканальную регистрацию основных параметров жизнедеятельности: ЭЭГ в 4 стандартных отведениях, ЭОГ левого и правого глаза, ЭМГ подбородочных мышц, воздушный поток дыхания, грудное и брюшное мышечные усилия, ЭКГ, ЭМГ нижних конечностей, насыщение крови кислородом (SaO2). Оно проводилось в специально оборудованной лаборатории сна с использованием системы GRASS-TELEFACTOR Twin PSG («Comet») c усилителем As 40 с интегрированным модулем для сна SPM-1 (USA). Методика проведения ПСГ путем наложение электродов и датчиков, монтаж, калибровка и борьба с артефактами, определение и оценка стадий сна осуществлялась по стандартной методике.

Статистическую обработку данных проводили с помощью стандартных программ. Уровень значимости для статистических критериев принимался равным 0,05.

Всем пациентом после обследования был назначен донормил в дозе 15 мг за 15-30 мин до сна в течение 5-7 дней.

Результаты и обсуждение

При изучении анамнеза обследованных женщин было выявлено, что 9 из них принимали различные гипнотики, преимущественно растительного происхождения. Из 25 женщин, включенных у исходную выборку, 5 не смогли продолжить исследование по разным причинам. Поэтому при оценке лечения речь пойдет о 20 больных.

Нарушения сна у обследованных проявлялись разными симптомами, при этом характерными для инсомнии являлись жалобы на дневную сонливость. Степень выраженности желания спать днем может косвенно свидетельствовать о реальной потребности во сне, следовательно, и в подборе адекватного лечения.

Шкала Epworth, позволяющая в баллах оценивать степень сонливости в дневное время в разных жизненных ситуациях (норма 5 и менее баллов), показала наличие высокого уровня дневной сонливости у пациенток - 12,2 балла в среднем. При оценке динамики уровня дневной сонливости на фоне 10-дневного приема донормила было установлено значительное улучшение - в среднем до 6,7 балла. Улучшение было подтверждено и при изучении тяжести бессонницы по индексу ISI, который состоит из 5 пунктов (от 0 до 4 баллов).

Важным является введение в дизайн исследования опросника оцениваемого в баллах выявления апноэ во сне, что позволяет исключить пациентов с подозрением на апноэ (табл. 1).

Таким образом, по данным специальных тестов было установлено статистически достоверное улучшение субъективных характеристик сна при приеме донормила.

При ПСГ была выявлена выраженная фрагментация сна с увеличением длительности поверхностного сна (ПС), значительным уменьшением ФМС и ФБС и высоким индексом РЭА, а также показателя WASO (wake after sleep onset) - количества времени бодрствования в течение ночи после наступления сна. Число ночных пробуждений оказалось также весьма значимым, что характерно для выраженной инсомнии (табл. 2).

После 10-дневного курса приема донормила перед сном было отмечено улучшение качественных и количественных показателей сна. Выявляется статистически достоверная тенденция улучшения структуры сна, уменьшение количества ночных пробуждений и показателя WASO.

Регистрация параметров дыхания и насыщения крови кислородом подтвердила отсутствие эпизодов обструктивного апноэ, хотя храп у 5 пациентов без эпизодов апноэ сохранялся и при приеме донормила. Длительное затрудненное засыпание и частота пробуждений в течение ночи подтвердились при ПСГ. Так, латентный период наступления сна (49,2 мин) и количество пробуждений (4,2) до и после 10-дневного приема составили 14,2 и 2,2 мин соответственно. Статистически значимо улучшились показатели общей эффективности сна.

Таким образом, проведенное исследование показало улучшение субъективных и объективных характеристик сна у женщин в период менопаузы с инсомническими расстройствами после применения донормила. Это дает основание рекомендовать этот препарат для лечения больных с инсомническими расстройствами.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.