Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Руднев В.А.

Красноярский государственный медицинский университет

Штейнердт В.В.

Красноярский государственный медицинский университет

Метод речевого донорства и речевого дискурса в практике реабилитации речи при афазиях

Авторы:

Руднев В.А., Штейнердт В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 559

Загрузок: 18

Как цитировать:

Руднев В.А., Штейнердт В.В. Метод речевого донорства и речевого дискурса в практике реабилитации речи при афазиях. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2012;112(10):14‑17.
Rudnev VA, Shteĭnerdt VV. . S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2012;112(10):14‑17. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эф­фек­тив­ность ре­аби­ли­та­ции с вир­ту­аль­ной ре­аль­нос­тью и би­оло­ги­чес­кой об­рат­ной связью в вос­ста­нов­ле­нии фун­кции кис­ти пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):68-75
Инстру­мент из­ме­ре­ния фун­кци­ональ­ных ком­му­ни­ка­тив­ных на­вы­ков и со­пос­тав­ле­ние его с тра­ди­ци­он­ным ре­че­вым тес­ти­ро­ва­ни­ем у па­ци­ен­тов с опу­хо­ля­ми го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):75-81
Ней­ро­ди­на­ми­чес­кие на­ру­ше­ния ре­чи в ос­тром пе­ри­оде ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(12-2):12-16
При­ме­не­ние ме­то­да би­оло­ги­чес­кой об­рат­ной свя­зи при ле­че­нии дис­фо­нии (об­зор ли­те­ра­ту­ры). Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(6):67-72
При­ме­не­ние ме­то­да би­оло­ги­чес­кой об­рат­ной свя­зи в те­ра­пии деп­рес­сий. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(11-2):122-126
Ме­тод би­оло­ги­чес­кой об­рат­ной свя­зи в ком­плексной те­ра­пии па­ци­ен­тов с ги­пер­то­ну­сом же­ва­тель­ных мышц. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(1):35-40

Восстановление речи при афазиях имеет системный характер и большое значение для ряда дисциплин: логопедия и дефектология речи, нейро- и психофизиология, общая психология, структурная лингвистика и др. [8—10]. Медико-социальное значение реабилитации речи требует совершенствования существующих и разработки новых методов реабилитационной практики. Основные методы и средства восстановления речевых функций в большей степени адаптированы к стационарным условиям [3—5]. Системной методологии преемственной реабилитации в постстационарном периоде не сформировано: с одной стороны, недостаточно оцениваются адаптационные резервы пациента в условиях речевой депривации, с другой — не используются латентные речевые возможности, которые могут быть основой для реабилитации речи на данном этапе.

В наших предыдущих работах [6, 7] изучались такие генетически опосредованные факторы, как высокая конкордантность по темпоритмовому каркасу организации речи у монозиготных близнецов и родственников первого порядка; проанализирована эффективность использования семейного речевого климата, т.е. тех речевых элементов, которые из-за высокой частоты встречаемости были переведены на полуавтоматический уровень.

Цель настоящего исследования — отработка методологии восстановления речи при афазиях в постстационарном периоде на основе стартового использования аудиовизуальных образцов речи родственников первого порядка с последующим переводом реабилитации на обратную связь с собственным аудиовизуальным материалом.

Материал и методы

Обследованы 53 пациента в возрасте от 22 лет до 71 года (средний — 55,5±7,8 года), проходивших курс нейрореабилитации по поводу афазии (моторная, сенсомоторная и сочетание моторной с элементами подкорковой) различной степени тяжести, связанной с перенесенным инсультом или черепно-мозговой травмой. Больные были разделены на подгруппы в зависимости от тяжести афазии: 28 пациентов с афазией средней степени тяжести, 12 — с афазией легкой степени, 13 — с тяжелой афазией.

Одним из ведущих методов в работе являлся метод компьютерного преобразования речи (КПР): запись речевого материала на цифровой диктофон (Digital Recorder model RVR-R 3650) с последующей обработкой по специальной авторской программе[1]. Математической обработке подвергалось время, затраченное на произнесение «слова», «паузы», «слово+пауза». Результаты компьютерной обработки представлялись в виде столбиковых диаграмм, где по оси абсцисс откладывались временны`е параметры в секундах, по оси ординат — величины частот в процентах: величина столбцов отражала процент встречаемости определенных частот (0,1; 0,2; 0,3 …Гц).

Метод референтной биоадаптации как эволюционный этап теории и практики биологической обратной связи (БОС) заключался в выделении оптимальных сохранившихся при патологии функциональных резервов мозга, которые использовались для построения реабилитационных программ как морфофизиологические протекторы. Одним из таких функциональных протекторов являлся темпоритмовый каркас речи, который по результатам КПР у родственников первого порядка (отец—сын, мать—дочь, сибсы), как имеющий высокую степень конкордантности, использовался в виде речевых упражнений, записанных на DVD родственниками пациента первого порядка. Осуществлялось обеспечение работы пациента с экранным донорским образцом речи ближайшего родственника, что предусматривало привлечение генетически опосредованных вербальных и невербальных аргументов — мимики, тембра, интонации, жестов и других особенностей, способствующих оживлению выработанных и природно-импринтированных компонентов речевой функции.

Изучался семейный речевой климат пациента — речевой дискурс, воспитанный частотой использования элемента в повседневной практике и имеющий многоуровневый характер организации [1]. Именно такие выработанные «клише», способные быть референтами в реабилитационном процессе, использовались в виде матрицы для монтажа речевых упражнений.

Другим важным фактором при составлении речевых упражнений являлось определение психологических векторов — установок, сформированных в результате нового когнитивно-речевого состояния пациента и наиболее значимых для него в настоящее время [2]. Например, освоение больным простых речевых возможностей, реализуемых при покупке продуктов в магазине, выражении просьб бытового характера, пользовании телефоном и т.д.

Источником оживления вербальной и невербальной активности пациента стал метод привлечения энграмм глубинной (долгосрочная) памяти, примененный с целью оптимизации оперативной памяти и оживления интонационно-жестового оформления речи. Для этого использовались упражнения в виде экскурсий в сюжеты долгосрочной памяти: пациентам нужно было вспомнить и рассказать о наиболее ярких, эмоционально запомнившихся событиях.

В монтаже речевых упражнений широко использовались термины и понятия, связанные с профессией. Особое значение в постстационарном периоде восстановления речи имело помещение пациента в привычную обстановку дома, контакт с родственниками, домашними животными, метафорическими и другими стилистическими фигурами, характерными для речевой экологии семьи. Такая социокультурная обратная речевая связь с индивидуальным вербальным паспортом может рассматриваться как вариант референтной биоадаптации.

Алгоритм речевой реабилитации был следующим. Первый этап — работа в режиме БОС с аудиовизуальным образцом речи родственника первого порядка, составленного с учетом речевых возможностей пациента, семейного речевого климата и интент-анализа психофизиологической установки. При отсутствии родственника проводилась работа по аудиовизуальным речевым упражнениям, записанным у здорового человека с учетом семейного речевого климата и интент-анализа пациента. По мере успешности выполнения первого этапа (от 7 до 14 дней) производилась запись на DVD-диск собственной речи пациента, и начинался второй этап реабилитации в режиме БОС с собственным аудиовизуальным образцом речи. Продолжительность этого этапа составляла от 14 до 21 дня, с наращиванием сложности речевых упражнений по мере успешности их выполнения и при необходимости в этом. Занятия с записями проводились пациентами 2 раза в день; обязательным условием при этом было наличие хорошего самочувствия. Контроль динамики реабилитационного процесса производился путем записи на цифровую видеокамеру в начале и конце лечения.

Статистическая обработка полученных данных выполнялась с помощью программы SPSS 19.0. Достоверность полученных различий в сравниваемых группах определялась с помощью t-критерия Стьюдента; значимость различий относительных показателей в группах наблюдения оценивали при помощи непараметрического критерия &khgr;2 Пирсона с поправкой на непрерывность. Различия считались статистически значимыми при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Математической обработке подвергались наиболее существенные для нарушения речи при афазиях элементы: литеральные и вербальные парафазии и персеверации, поиск первого звука, трудности использования глаголов и местоимений, послоговое произношение, а также невербальные компоненты речи (интонационное и кинестетическое оформление). Ниже приведены наиболее показательные результаты динамики восстановления.

По окончании курса постстационарной реабилитации речи в общей группе пациентов значительно (на 35,8%) уменьшилось число больных, у которых литеральные парафазии встречались часто (5 раз и более за занятие), а число пациентов с редко встречающимися литеральными парафазиями (не более 4) выросло с 20,8 до 45,3% (рис. 1, а).

Рис. 1. Динамика регресса парафазий.
Примечание. а — литеральные, б — вербальные. Здесь и на рис. 2—4: темные столбцы — до проведения курса реабилитации, светлые — после. По оси абсцисс: редко встречаются — частота парафазий не более 4 раз за занятие; часто встречаются — частота парафазий 5 раз и более за занятие. По оси ординат: количество пациентов.
Количество пациентов с редко встречающимся вербальными парафазиями уменьшилось с 43,4 до 18,9%, а пациентов, у которых за время занятий вербальные парафазии отсутствовали, выросло на 26,5% (рис. 1, б). Различия в частоте парафазий до и после курса реабилитации были достоверными (р<0,001 для литеральных парафазий и р=0,003 для вербальных).

Еще более заметной оказалась динамика регресса литеральных персевераций (рис. 2):

Рис. 2. Динамика регресса литеральных персевераций.

]]>
речевой дефект сохранялся с частотой 5 раз и более за занятие только у 1 больного по сравнению с 28 до начала лечения (p<0,001).

Поиск первого звука в речевой деятельности (стартовая инициация речи) является универсальным затруднением для всех видов афазий и в известной степени может служить отражением динамики реабилитационного процесса. Выявленное в настоящем исследовании достоверное (p<0,001) улучшение по данному показателю можно связать с мобилизацией всех речекомпетентных аргументов в интегративном процессе организации речевой деятельности. Число пациентов с отсутствием этого речевого затруднения после проведения курса реабилитации увеличилось на 26,4% (рис. 3).

Рис. 3. Динамика регресса поиска первого звука.

]]>
Преодоление затруднений в инициации речи при использовании метода речевого донорства объясняется привлечением в реабилитационный процесс расширенного арсенала восстановительных средств речевого дискурса — семейного речевого климата, психологических установок, элементов глубинной памяти и т.д., что обеспечивалось выведением процесса реабилитации в постстационарный период.

В результате постстационарной реабилитации показательной оказалась динамика улучшения невербальной составляющей речи — интонационное и кинестетическое оформление (мимика, жесты) (рис. 4, а, б).

Рис. 4. Динамика невербальной составляющей речи.

]]>
Примечание. а — интонационное окрашивание; б — кинестетическое оформление.
Такие значительные улучшения (p<0,001) были достигнуты в основном за счет пациентов с афазией легкой и средней степени тяжести. После проведения курса постстационарной реабилитации речи у 26 (43,4%) больных интонационное оформление речи было удовлетворительным, и лишь у 13 отсутствовало или было незначительным.

Подводя итог исследования эффективности метода речевого донорства у пациентов с афазией в постстационарном периоде, следует отметить, что результаты реабилитации в группе тяжелой афазии были хуже, чем у пациентов со средней и легкой степенью. Это обстоятельство объясняется прежде всего невозможностью полноценного включения в схему реабилитации дискурсивных и интенциональных факторов по причине минимальной речевой возможности. Положительное влияние может оказывать лишь БОС с темпоритмовой коррекцией и невербальными аргументами речи. Реабилитационные возможности в данном случае определяются традиционной медикаментозной терапией, социальной адаптацией и лечением у логопедов. Для пациентов с афазией средней и легкой степени тяжести постстационарная реабилитация речи методом речевого донорства показала эффективность, обеспечив больным относительно уверенное состояние коммуникативной речи в бытовых условиях. Приведенный материал теоретически и практически обосновывает целесообразность использования метода речевого донорства при афазиях в постстационарном периоде.



[1] 1Патент на изобретение №2144806 от 20.02.96.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.