Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Митихина И.А.

1. Научный центр психического здоровья РАМН, Москва;
2. Санкт-Петербургская психиатрическая больница им. П.П. Кащенко

Митихин В.Г.

Творогова Н.А.

Ястребов В.С.

Модели для некоторых показателей оценки деятельности российской службы психического здоровья

Авторы:

Митихина И.А., Митихин В.Г., Творогова Н.А., Ястребов В.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 300

Загрузок: 4

Как цитировать:

Митихина И.А., Митихин В.Г., Творогова Н.А., Ястребов В.С. Модели для некоторых показателей оценки деятельности российской службы психического здоровья. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2012;112(6):60‑63.
Mitikhina IA, Mitikhin VG, Tvorogova NA, Iastrebov VS. The models for some indicators of assessment of Russian health services performance. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2012;112(6):60‑63. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Спо­соб мо­де­ли­ро­ва­ния и ле­че­ния аб­сцес­са брюш­ной по­лос­ти в хи­рур­ги­чес­ком эк­спе­ри­мен­те. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия. 2023;(2):5-12

Исследование и оценка эффективности деятельности системы психиатрической помощи невозможны без рассмотрения моделей для таких базовых показателей, как средняя продолжительность лечения больного в психиатрическом стационаре или длительность госпитализации и доля повторных в течение года госпитализаций больных в стационар. Эти показатели включены в набор важнейших индикаторов в разделе «Психические расстройства» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007—2011 годы)»[1].

Согласно данным официальной статистики, социально-экономические и политические преобразования, проведенные в Российской Федерации с начала 90-х годов прошлого столетия, способствовали увеличению частоты психических расстройств. При этом выявился выраженный дефицит финансовых средств, который в значительной мере повлиял на эффективность работы служб психического здоровья, затормозил темп их реформирования и использования современных технологий в лечении, а также привел к снижению объема и качества лекарственного обеспечения психически больных. Так, в настоящее время весьма ограниченным оказалось число пациентов, охваченных бригадными формами психиатрической помощи, которыми в 2010 г. планировалось обеспечить до 34% психиатрических учреждений, отмечается также недостаточное использование методов психосоциальной терапии и реабилитации, что объясняет частые госпитализации и длительное лечение пациентов в психиатрических стационарах. Сказанное свидетельствует о том, что судьба психически больных и эффективность функционирования служб психического здоровья с медико-демографическими и социально-экономическими факторами связаны теснее, чем в других областях клинической медицины.

Цель исследования состояла с построении регрессионных моделей связи между базовыми показателями деятельности системы психиатрической помощи — длительностью госпитализации (Дг) и повторными госпитализациями (Пг), с одной стороны, и основными индикаторами (медико-демографические, социально-экономические) жизни населения России в период 1992—2008 гг., с другой, а также в количественной и качественной оценке влияния этих индикаторов на указанные показатели на основе полученных моделей.

Материал и методы

В работе были использованы следующие материалы: данные официальной государственной статистики о социально-экономическом положении в России в период 1992—2008 гг. [2]; данные официальной российской медицинской статистики о показателях деятельности психиатрической службы в период 1992—2008 гг.

Использовались материалы известных сборников И.Я. Гуровича и соавт. [1], дополненные официальными материалами и публикациями сотрудников Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского [3—4].

Исходный перечень медико-демографических и социально-экономических индикаторов, которые далее рассматриваются в аспекте построения моделей для указанных базовых показателей, включает более 50 наименований, составивших три группы. Первая группа — это демографические индикаторы: численность населения, рождаемость, смертность, миграция; вторая — показатели психического здоровья населения: болезненность и заболеваемость психическими расстройствами, показатели структуры психических расстройств и показатели ресурсов службы психического здоровья: численность врачей психиатров и психотерапевтов, число коек, число мест в лечебно-профилактических учреждениях и т.д.; третья группа — социально-экономические индикаторы: государственные расходы на здравоохранение, доход на душу населения, индекс цен, отношение средней пенсии к среднему доходу, уровень безработицы, средняя продолжительность жизни, браки, разводы и др.

Методы анализа данных были следующие: на первом этапе с целью выявления потенциально значимых факторов для рассматриваемых моделей использовали корреляционный анализ, а также системную методологию построения математических моделей оценки деятельности психиатрических служб, изложенную ранее [5]; на втором этапе при построении математических моделей зависимости для рассматриваемых показателей (с учетом мультиколлинеарных связей между факторами) использовали регрессионный анализ с оценкой значимости полученных моделей; все расчеты и статистические оценки выполняли в среде MS Excel.

Результаты и обсуждение

Для показателя Дг корреляционный анализ медико-демографических и социально-экономических факторов позволил установить наиболее значимый из них: Nнпр — число госпитализаций при непсихотических расстройствах (НПР) на 100 000 населения (величина коэффициента корреляции: r= –0,98).

С помощью регрессионного анализа была построена линейная модель, связывающая показатель Дг с указанным фактором с надежностью R2=0,959 (т.е. объясняющая на 95,9% вариацию величины Дг). Эта модель выражена следующим уравнением (У):

У1дг=151,202—0,425 Nнпр (модель 1)

На рис. 1

Рис. 1. Средняя длительность госпитализации (в днях) в психиатрических стационарах России за период 1992-2008 гг. по модели 1.
приведена иллюстрация совпадения фактических значений показателя Дг и У1дг, полученных по модели 1.

Комментарий к модели 1: а) уменьшение величины показателя Дг объясняется моделью за счет сдвига структуры психических расстройств в сторону НПР. Доля НПР (в общем количестве психических расстройств) монотонно росла в рассматриваемом периоде с 43,8% в 1992 г., до 51,1% в 2008 г. Известно [1], что средняя величина Дг при непсихотических расстройствах самая низкая (около 40 дней), т.е. практически в 2—2,5 раза меньше, чем среднее значение Дг по всем остальным диагностическим группам; б) очевидно, что величина Nнпр тесно связана с величиной показателя болезненности НПР, что статистически отражается высокозначимым уровнем корреляции между ними: r=0,94. В более широком эпидемиологическом плане при этом следует указать на такую же сильную корреляцию величины Nнпр с общим уровнем болезненности психическими расстройствами (ПР) в России на рассматриваемом временном отрезке (соответствующий коэффициент корреляции: r=0,95).

Детальный анализ приводит к модели 2, связывающей показатель Дг с уровнем болезненности ПР (на 10 000 населения) и демографическим индикатором смертности Mo (смертность населения на 1000 человек):

У2Дг=218,140—0,388 ПР—1,815 Мо (модель 2).

Модель 2 характеризуется достаточно хорошей надежностью (R2=0,929), что подтверждается рис. 2.

Рис. 2. Средняя длительность (в днях) госпитализации в психиатрических стационарах России за период 1992-2008 гг. по модели 2.

]]>

Как видно из рис. 1 и 2, если сравнивать модели 1 и 2, то можно отметить специализированный характер модели 1 (расчет значений У1Дг основан на значении фактора Nнпр) и более общий в медико-социальном плане характер модели 2.

в) величина Дг, очевидно, зависит не только от диагностической структуры психической патологии пациентов, их возраста и тяжести состояния, но и ресурсной обеспеченности системы психиатрической помощи и эффективности ее использования. К сожалению, в настоящей работе не удалось использовать данные о такой существенной компоненте, как государственное финансирование (% ВВП) психиатрической помощи в России, поскольку в официальной статистике приводятся лишь данные по общей статье расходов бюджетных средств на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

С учетом отмеченного обстоятельства можно предложить новый, дополнительный к показателю Дг расчетный показатель — относительная средняя продолжительность госпитализации больного в психиатрическом стационаре (ОДг), использование которого позволяет значительно повысить эффективность моделей даже в условиях малой («бедная») статистики.

Для показателя ОДг следует использовать соотношение:

ОДг=Дг/Дгн, (модель 3)

где Дгн — нормативное значение средней длительности пребывания больного в психиатрическом стационаре.

Показатель ОДг следует рассматривать как частный случай показателя эффективности, если исходить из общей формулы оценки эффективности некоторого процесса:

Эффективность=Результат/Затраты,

т.е. достигнутый результат (Дг) следует соотносить с затратами, заложенными в стандарт помощи (Дгн).

Согласно утвержденным в 2001 г. Минздравсоцразвития и Минфином РФ нормативным материалам[2], значение величины Дгн в регионе с возрастной структурой населения, включающей 78% взрослых и 22% детей, составляет 54 дня в рамках Программы федеральных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. В современных условиях депопуляции и очевидного «старения» населения России, величина Дгн требует корректировки. В таблице

Таблица

]]>
приведены официальные данные [2] о возрастной структуре населения России в период 2001—2008 гг., скорректированные нами на основе методики, изложенной в упомянутых нормативных материалах, значения показателей Дгн и ОДг, которые были получены на основе модели 3.

Для показателя ОДг корреляционный анализ позволил установить наиболее значимый фактор: показатель болезненности НПР — число непсихотических расстройств на 10 000 населения (r= –0,98). Соответствующая линейная регрессионная модель, связывающая показатели ОДг и НПР с надежностью R2=0,956, определяется соотношением:

Уодг=2,736—0,012 НПР (модель 4).

На рис. 3

Рис. 3. Динамика относительной средней длительности лечения больных в психиатрических стационарах России в 2001-2008 гг. по модели 4.

]]>
приведено совпадение фактических значений показателя ОДг и Уодг, полученных по модели 4.

Комментарий к модели 4:

а) уменьшение величины для рассматриваемого показателя (ОДг) объясняется моделью 4 за счет изменения величины НПР, т.е. как и в модели 1, уменьшение показателя Дг происходило за счет сдвига структуры психических расстройств в сторону НПР. В модели 4 прямо используется показатель болезненности НПР, в то время как в модели 1 — число госпитализаций при непсихотических расстройствах Nнпр;

б) важно отметить, что в рассматриваемый период 2001—2008 гг. величина показателя Дг не имеет значимой корреляции ни с одним из медико-демографических и социально-экономических индикаторов. Так, например, коэффициент корреляции Дг с НПР — r= –0,09. Напротив, коэффициент корреляции показателя ОДг с показателем НПР весьма высок: r= –0,98. Следовательно, можно сказать, что для рассматриваемого случая использование нового показателя ОДг повышает информативность оценок более чем в 10 раз;

в) новый показатель ОДг через нормативную величину длительности госпитализации позволяет неявно учитывать такие важные факторы, как материальные ресурсы психиатрической помощи и возрастную структуру населения.

Развернутое представление о перспективности использования показателя ОДг можно получить на примере следующей ситуации: использование новых лекарственных препаратов и соответствующих медико-реабилитационных технологий приводит к изменению, иногда скачкообразному, показателя Дг, что требует введения в практику помощи нового стандарта Дгн. В результате, в новых условиях показатель ОДг, дополнительный к показателю Дг, позволяет получить оценку эффективности используемых медико-реабилитационных технологий. При этом не следует забывать, что соблюдение стандартов помощи позволяет ориентироваться лишь на средние положительные результаты на «множестве однородных больных», но не дает гарантии получения желаемого результата в каждом конкретном случае. Однако статистически значимое изменение показателя ОДг при прочих равных условиях может и должно стимулировать более углубленный анализ сложившейся в психиатрическом стационаре ситуации.

Для показателя Пг корреляционный анализ позволил установить наиболее значимые факторы: Ic — индекс потребительских цен (инфляция цен) в разах к предыдущему году (r=0,96); Sch — показатель болезненности шизофренией на 10 000 населения (r=0,80); Ps — число должностей психиатров на 100 000 населения (r= –0,69). Здесь коэффициенты корреляции находились на основе данных в период 1993—2008 гг. (в силу «обвала» цен в 1992 г.). Соответствующая линейная регрессионная модель для показателя Пг с надежностью R2=0,961 имеет вид:

Упг= –71,396+0,819 Ic+1,965 Sch+0,749 Ps (модель 5).

На рис. 4

Рис. 4. Динамика доли повторных госпитализаций (в %) в психиатрические стационары России в 1993-2008 гг. по модели 5.

]]>
приведено совпадение фактических значений показателя Пг и Упг, полученных по модели 5.

Комментарий к модели 5:

а) колебания значений показателя Пг объясняются моделью 5 прежде всего соответствующим изменением инфляции в рассматриваемый период. Наблюдавшиеся скачки инфляции (особенно в 1992—1994, 1998—1999 гг.) сглаживались работой системы психиатрической помощи, в частности показатель Ps увеличивался [1] в эти сложные для населения периоды времени.

б) показатель болезненности шизофренией (Sch) способствует увеличению показателя Пг, что подтверждается соответствующей официальной статистикой [1]: доля повторных госпитализаций при шизофрении практически в 2 раза больше, чем при непсихотических расстройствах.

Показатель Ps подчеркивает очевидную значимость в системе психиатрической помощи психиатра, проводящего основную работу по диагностике и терапии больных.

В заключение отметим, что коэффициенты корреляции между показателями Дг (ОДг) и Пг находятся на нижней границе статистической значимости. Это означает, что линейные связи между этими показателями не лежат на поверхности, или, иными словами, в рассматриваемый период медико-социальные технологии, используемые российской службой психиатрической помощи, удерживали клиническую ситуацию в целом под контролем. При этом необходимо заметить, что статистической информации, в частности о финансовых ресурсах службы психического здоровья, явно не хватает для более обстоятельного анализа и прогноза в рамках проблемы «длительность госпитализации — повторные госпитализации».

Приведенные выше данные позволяют сделать следующее обобщение результатов исследования: на основе системного, корреляционного и регрессионного анализа официальной медицинской и социально-экономической информации за период 1992—2008 гг. получены регрессионные модели для таких важных показателей системы психиатрической помощи, как Дг и Пг. Модели связывают значения указанных показателей с определенными медико-демографическими и социально-экономическими индикаторами жизни населения России.

Предложен новый (дополнительный к показателю Дг) показатель — ОДг, для которого получена соответствующая регрессионная модель. В силу полученной модели изменение значений Дг в рассматриваемый период времени объясняется в первую очередь сдвигом структуры психических расстройств в сторону непсихотических. Применение показателя ОДг может обеспечивать развернутый анализ эффективности деятельности психиатрических и иных медицинских служб, а также используемых медико-социальных технологий.

Получены количественные и качественные оценки значимости для показателей системы психиатрической помощи России таких важнейших социально-экономических стресс-факторов, как смертность, инфляция, а также ресурсных и нормативных показателей деятельности службы психического здоровья.

Разработанные модели могут быть использованы для оптимального планирования медико-социальных программ в области охраны психического здоровья населения, его оперативного мониторинга, оптимального планирования структуры и деятельности российской системы психиатрической помощи.



[1] 1Постановление Правительства РФ от 10 мая 2007 г. №280 «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011)».



[2] 2Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. (Утверждены МЗ РФ, директором ФФОМС РФ, согласованы с Минфином РФ 28.08.2001.)

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.