Налобина А.Н.

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у детей первого года жизни, перенесших церебральную ишемию-гипоксию I-II степени

Авторы:

Налобина А.Н.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1173 раза


Как цитировать:

Налобина А.Н. Особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у детей первого года жизни, перенесших церебральную ишемию-гипоксию I-II степени. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2012;112(5):13‑17.
Nalobina AN. Autonomic regulation of the heart rate in infants with cerebral hypoxia-ischemia of I-II degrees. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2012;112(5):13‑17. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Муль­ти­мо­даль­ное действие пре­па­ра­та Ди­ме­фос­фон как ос­но­ва нор­ма­ли­за­ции ве­ге­та­тив­но­го го­ме­ос­та­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(5):34-43
Осо­бен­нос­ти ве­ге­та­тив­ной ре­гу­ля­ции ва­ри­абель­нос­ти рит­ма сер­дца у мо­ло­дых лиц при про­фи­лак­ти­ке сер­деч­но-со­су­дис­той па­то­ло­гии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):76-81
Вли­яние про­дол­жи­тель­нос­ти вре­мен­но­го про­те­зи­ро­ва­ния на адап­та­цию к несъем­ным ор­то­пе­ди­чес­ким конструк­ци­ям у па­ци­ен­тов с деп­рес­сив­ным нев­ро­зом. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2024;(3):30-34
Вли­яние ме­то­ди­ки ма­ну­аль­но-фи­зи­чес­кой кор­рек­ции на ве­ге­та­тив­ную ре­гу­ля­цию у па­ци­ен­тов с эс­сен­ци­аль­ной ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зи­ей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):23-28
Улуч­ше­ние про­то­ко­ла ав­то­ма­ти­чес­ко­го ана­ли­за наг­ру­зоч­ной про­бы как ре­ше­ние проб­ле­мы вы­яв­ле­ния сим­па­то­за­ви­си­мых арит­мий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):115-121
Вли­яние нар­ко­ти­чес­ких аналь­ге­ти­ков на ве­ге­то­то­нус у де­тей в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2025;(1):34-37
Оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти и бе­зо­пас­нос­ти аэроб­ных цик­ли­чес­ких тре­ни­ро­вок у де­тей пос­ле хи­рур­ги­чес­кой кор­рек­ции врож­ден­ных по­ро­ков сер­дца и осо­бен­нос­ти крат­ков­ре­мен­ной адап­та­ции в за­ви­си­мос­ти от ви­да па­то­ло­гии. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2025;(1):19-31
Боль в гор­ле и па­ни­чес­кие ата­ки: воз­мож­на ли вза­имос­вязь? Кли­ни­чес­кий при­мер. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2025;(2):69-73
Срав­ни­тель­ная ха­рак­те­рис­ти­ка фун­кции ды­ха­ния плов­цов, спортсме­нов, не за­ни­ма­ющих­ся пла­ва­ни­ем, и лю­дей, не за­ни­ма­ющих­ся спор­том. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(4):117-122
Срав­ни­тель­ный ана­лиз про­фи­лак­ти­чес­ко­го действия питье­вой суль­фат­ной ми­не­раль­ной во­ды на ор­га­ны ней­ро­гор­мо­наль­ной и им­мун­ной ре­гу­ля­ции при ра­ди­ацион­ном об­лу­че­нии крыс. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2025;(2):45-51

Несмотря на все достижения современной медицины постоянно увеличивается число детей, имеющих нарушения деятельности функциональных систем. Наиболее частой причиной, приводящей к задержке двигательного, психического и речевого развития, являются перинатальные поражения ЦНС гипоксического генеза [1, 4, 6, 7, 14—16, 25, 28, 30]. Рост и развитие на 1-м году жизни детей, перенесших перинатальные поражения нервной системы, выявляет различные варианты исходов, варьирующих между полным выздоровлением, транзиторными (преходящими) формами и стойкими (органическими) дефектами. Среди клинических проявлений данной патологии часто выявляются нарушения вегетативной регуляции [2, 9, 13, 20, 26, 31].

Вегетативной нервной системе (ВНС) принадлежит ведущая роль в обеспечении адаптивного реагирования на усложняющиеся в процессе индивидуального развития ребенка воздействия внешней среды. Диапазон адаптационных возможностей организма, в основе которых лежат приспособительные свойства, обеспечивающие, согласно концепции А.А. Маркосяна, высокую надежность, нормальную жизнеспособность и устойчивость физиологических систем, является чрезвычайно важным показателем возрастной нормы [3, 10, 12, 14, 17, 25, 27, 32].

Оценка вегетативных функций у детей 1-го года жизни проводится по частоте сердечных сокращений (ЧСС), дыхательных движений (ЧДД), величине зрачков и др. Однако этих данных не всегда достаточно. Одним из основных параметров функционирования ВНС является вариабельность сердечного ритма, основанная на математическом анализе различных вариантов регистрации изменений ЧСС [3, 8, 11, 12, 22, 29, 34]. Сердечный ритм — наиболее лабильный показатель сердечно-сосудистой системы, формирующийся в тесной связи с функциональным становлением ЦНС. По его изменению можно судить не только (и не столько) о состоянии сердечно-сосудистой системы, сколько о состоянии всего организма.

В настоящее время исследование показателей вариабельности сердечного ритма проводится только у детей, имеющих расстройства ВНС (код по МКБ-10 — G90.9.). Однако для педиатрии и перинатологии проблема исследования вегетативного статуса является крайне актуальной, поскольку на 1-м году жизни имеют место интенсивный рост и дифференцировка тканей, в связи с чем максимально выражено влияние неблагоприятных факторов. Необходимо изучение индивидуального развития компенсаторно-адаптационных реакций детей 1-го года жизни, перенесших церебральную ишемию-гипоксию, так как успех применения лечебных воздействий во многом зависит от правильного установления компенсаторных возможностей организма, их направленной и адекватной стимуляции.

Цель данной работы — исследование вариабельности сердечного ритма в состоянии относительного покоя и при выполнении функциональных проб у детей 1-го года жизни, перенесших церебральную ишемию-гипоксию I—II степени.

Материал и методы

Исследование проводилось на базах кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, городского неонатального центра, детских городских клинических больниц №3 и 4, областного центра восстановительной медицины и реабилитации Омска. Обследованы 34 ребенка в возрасте от 1 до 12 мес. Критерием включения в исследование явился диагноз перинатальной транзиторной постгипоксически-ишемической энцефалопатии с основными клиническими проявлениями в виде (в соответствии с классификацией последствий перинатальных поражений нервной системы [13]) нарушения (задержка) моторного развития (код по МКБ-10 — F82) — 20 (59%) детей; расстройства ВНС неуточненного генеза (G90.9) — у 5 (15%) пациентов; гиперактивного поведения, гипервозбудимости (F90.1) — у 4 (11%); доброкачественной внутричерепной гипертензии (G93.2) — у 4 (11%); симптоматических судорог и ситуационно обусловленных пароксизмальных расстройств (R56.0, R56.8) — у 1 (3%). Диагноз церебральная ишемия-гипоксия и ведущий клинический синдром определялись по результатам осмотра врачом-неонатологом. Для выявления особенностей функционального состояния включенных в исследование пациентов в соответствии с рекомендациями для обследования детей грудного возраста [18] все его участники были разделены по возрасту и полу (табл. 1).

Таблица1

Для оценки физического развития проводили антропометрические измерения: длина и масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы. На основании полученных данных методом центилей были определены соматотип и гармоничность физического развития.

Изучение неврологического статуса детей проводили по стандартной методике [4, 21].

Также были проведены дополнительные исследования, позволяющие оценить психомоторное развитие пациентов. Изучение двигательного развития ребенка осуществлялось по общим движениям и мелкой моторике. Для каждого возраста характерен свой набор двигательных умений и навыков, который по мере развития ребенка должен изменяться количественно (от 9 до 12 баллов в норме) и качественно [18, 23]. Сравнение детей различных возрастных когорт осуществлялось с учетом возраста: 1—2, 3—4, 5—6, 7—9, 10—12 мес (см. табл. 1); при подсчете суммы баллов полученные результаты сравнивали с нормативным показателем для этого возраста. Большое значение имеют и движения руки младенца, так как отражают и оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности. И.А. Скворцов [30] определил должный объем движений руки ребенка, на основе которого были разработаны педагогические тесты, позволяющие оценить состояние мелкой моторики [23, 24]. Оценка сенсорных функций проводилась отдельно по трем направлениям: состояние зрительной и слуховой сенсорных систем и вестибулярного аппарата [24].

Оценку вегетативных функций проводили по показателям математического и спектрального анализа вариабельности сердечного ритма с помощью компьютерной системы ПОЛИ-СПЕКТР («Нейрософт», Россия). Для количественной оценки функционального состояния сердца по степени выраженности синусовых аритмии и брадикардии использовали интегральные показатели вариабельности сердечного ритма: мода (Мо, с) — наиболее часто встречающееся значение длительности интервала R-R, характеризующее активность гуморального звена регуляции ритма сердца; амплитуда моды (АМо, %) — количество наиболее часто встречающихся значений кардиоинтервалов в процентах к общему числу зарегистрированных кардиоциклов, отражающее состояние активности симпатического отдела ВНС; вариационный размах (ВР, с) — разность между максимальным и минимальным значением длительности кардиоинтервалов, отражающая уровень активности парасимпатического отдела ВНС; индекс напряжения (ИН, стресс-индекс) регуляторных систем, характеризующий уровень функционирования центрального контура регуляции ритма сердца, рассчитывали по формуле ИН=АМо/(2Мо x ВР).

Кроме того определялись следующие показатели: ТР — суммарная активность регуляторных механизмов по среднеквадратичному отклонению; %VLF — процент регуляции кровообращения гуморально-метаболической системой; %LF — процент регуляции кровообращения симпатической нервной системой; %HF — процент регуляции кровообращения парасимпатической нервной системой.

Статистический анализ полученных данных проводили с использованием параметрических (t-критерий Стьюдента) и непараметрических (критерий знаков z, t-критерий Уилкоксона) тестов, а также корреляционных методик.

Результаты

Оценка физического развития детей 1-го года жизни, перенесших церебральную ишемию-гипоксию I—II степени, в зависимости от клинического синдрома выявила, что физическое развитие ниже среднего уровня чаще встречалось у детей с доброкачественной внутричерепной гипертензией, а выше среднего — у детей с гипервозбудимостью. Физическое развитие ниже среднего уровня было связано с низкими показателями роста и окружности грудной клетки, а выше среднего — с высокими показателями массы тела и окружности головы. Стоит отметить, что увеличение массы тела при ухудшении адаптационных возможностей организма к условиям среды является более неблагоприятным фактором, чем ее уменьшение.

При исследовании мышечного тонуса было выявлено, что 25% обследованных имели физиологический гипертонус мышц сгибательной группы. У 31% детей наблюдался гипотонус мышц верхних и нижних конечностей, а у 41% — выраженный гипертонус.

При исследовании мышечного тонуса по группам в зависимости от клинических проявлений перенесенной церебральной ишемии-гипоксии выявлено, что у детей с нарушением (задержкой) моторного развития 25% имели физиологический гипертонус мышц сгибательной группы, 40% — гипотонус мышц верхних конечностей, 20% — выраженный гипертонус нижних конечностей и 15% — верхних. Среди детей с расстройством ВНС 80% имели физиологический гипертонус сгибательной группы, а 20% — гипотонус в верхних конечностях. Выявлено, что половина детей с гиперактивным поведением и гипервозбудимостью имели выраженный гипертонус верхних конечностей, а остальные — гипотонус верхних и нижних конечностей.

Таким образом, у детей, имеющих задержку моторного развития и пароксизмальные расстройства, преобладал выраженный гипертонус верхних и нижних конечностей.

При исследовании двигательной сферы были выявлены нарушения безусловно-рефлекторной деятельности, которые выражались в задержке как появления, так и угасания рефлексов. Задерживались в появлении рефлексы Переза (у 26% детей) и Галанта (у 20%), поисковый рефлекс (у 15%), туловищная выпрямляющая реакция (у 9%). У 20% обследуемых в срок не угасли рефлекс опоры и автоматической походки, у 15% — симметричный шейный тонический, у 9% — защитный и лабиринтный тонический рефлексы.

При исследовании двигательной сферы по группам в зависимости от ведущего клинического синдрома выявлено, что у 10% детей с нарушением (задержкой) моторного развития в срок не появились рефлексы Моро, Галанта, туловищная выпрямляющая реакция, у 20% — рефлекс Переза; у 20% — не угасли в срок симметричный шейный тонический рефлекс, у 15% — защитный и лабиринтный тонический рефлексы, а также рефлексы опоры и автоматической походки. У 40% детей с расстройством ВНС не появились в срок рефлексы поисковый, Моро, Галанта, Переза, у 60% — асимметричный шейный тонический; в срок не угасли симметричный шейный тонический рефлекс — у 20%, рефлексы опоры и автоматической походки — у 60%. У детей с гиперактивным поведением и гипервозбудимостью отмечалась задержка угасания симметричного шейного тонического рефлекса — у 25%, автоматической походки — у 50%. У детей с доброкачественной внутричерепной гипертензией была выявлена задержка появления рефлексов Галанта, Переза, опоры и автоматической походки, а также угасания симметричного шейного тонического рефлекса. При симптоматических судорогах и ситуационно обусловленных пароксизмальных расстройствах выявлялась задержка появления рефлексов поискового, хватательного, Бауэра, Переза, Галанта.

Таким образом, исследование безусловнорефлекторной деятельности у детей, перенесших церебральную ишемию-гипоксию I—II степени, в зависимости от клинических проявлений выявило, что задержка появления рефлексов преобладает у детей с расстройством вегетативной (автономной) нервной системы, симптоматическими судорогами и доброкачественной внутричерепной гипертензией. У детей с гиперактивным поведением и гипервозбудимостью наблюдается задержка редукции рефлексов, а с нарушением (задержкой) моторного развития — отмечена задержка появления и редукции рефлексов.

Достоверных различий по результатам исследования общих движений, сенсорных функций у детей грудного возраста, перенесших церебральную ишемию-гипоксию I—II степени, в зависимости от основных клинических проявлений не было выявлено.

Среднее количество баллов, которое набирали обследованные дети при тестировании общих движений, находилось на нижней границе возрастной физиологической нормы и составляло 8,9±3,8. 18 (53%) обследуемых набрали нужное количество баллов — 9—12), 14 (41%) — от 4 до 8, 2 (6%) — меньше 4.

Исследование сенсорных функций показало, что у детей, перенесших церебральную ишемию-гипоксию I—II степени, наибольшие нарушения выявлялись со стороны зрительного и вестибулярного анализаторов. Также было выявлено, что состояние зрительного анализатора имеет весьма слабую (r= –0,11) корреляционную связь с возрастом ребенка и достоверную связь с тонусом мышц верхних (r=0,43) и нижних (r=0,45) конечностей. Так, чем сильнее у детей повышен мышечный тонус, тем хуже параметры зрительно-моторной координации. Особого внимания заслуживают данные о том, что у большинства детей — 25 (73%) — доминирующей рукой являлась левая. Корреляционный анализ выявил наибольшее количество достоверных связей данного показателя с другими показателями состояния сенсорных функций. Можно предположить, что у детей до года, перенесших церебральную ишемию-гипоксию I—II степени, преобладает активность правого полушария.

Оценка показателей вариабельности сердечного ритма детей 1-го года жизни, перенесших церебральную ишемию-гипоксию I—II степени, показала, что общая мощность спектра нейрогуморальной модуляции ТР составила 2667,6±380,6 мс. При этом у 8 (23,5%) детей выявлена низкая общая мощность спектра (ТР=810±10 мс), а у 10 (29%) — высокая (5134,4±42,7 мс), что свидетельствует о нарушении функционирования адаптационных механизмов [24, 33].

В структуре общей мощности спектра было выявлено преобладание очень медленного периода волнового компонента (VLF=49,7±3,5%) при среднем уровне низкочастотных (LF=35,5±2,2%) и небольшой доле высокочастотных волн (HF=14,3±2,4%). Возможно, преобладание VLF-компонента обусловлено поражением ЦНС, и генератором представленной волновой структуры ритмограммы могут являться те или иные отделы головного мозга, активация которых в соответствии с концепцией Г.Н. Крыжановского может оказывать модулирующее влияние на сердечный ритм.

Исследование вариабельности сердечного ритма с помощью математического анализа показало бурную качественную перестройку механизмов регуляции целостного организма по пути гиперфункции гипатоламо-гипофизарной и симпатоадреналовой систем без соответствующего уравновешивания со стороны холинергического звена регуляции (ИН=330,0±41,0 у.е.; Mo=0,40±0,04 с; Amo=53,8±2,4%; BP=0,3±0,1 с).

Оценка вегетативной функции детей 1-го года жизни, перенесших церебральную ишемию-гипоксию I—II степени, с учетом ведущего клинического синдрома показала, что достоверно (p<0,05) более высокая активность центральных механизмов регуляции (ИН=1666±50 у.е.) встречалась при симптоматических судорогах и ситуационно обусловленных пароксизмальных расстройствах. При доброкачественной внутричерепной гипертензии был отмечен самый высокий (р<0,05) показатель активности симпатического отдела вегетативной нервной системы (АМо=72,0±8,4%) и относительно низкая активность центральных механизмов регуляции сердечного ритма. У детей с гиперактивным поведением и гипервозбудимостью выявлены достоверно (р<0,05) самый низкий показатель активности симпатического отдела (АМо=36,0±5,8%) и самый высокий показатель активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВР=0,09±0,06 с). Достоверно (р<0,05) самый низкий показатель активности парасимпатического отдела ВНС (ВР=0,04±0,02 с) зарегистрирован у детей с расстройством вегетативной (автономной) нервной системы, а также при симптоматических судорогах и ситуационно обусловленных пароксизмальных расстройствах.

Результаты проведенного исследования позволили определить показатели, имеющие наибольшее практическое значение для оценки состояния адаптационных механизмов детей 1-го года жизни, перенесших церебральную ишемию-гипоксию I—II степени.

По уровню активности центрального контура регуляции сердечного ритма (ИН) все дети были разделены на 2 группы. 1-ю группу составили дети с высокой активностью нервной регуляции (ИН=360,91±53,07 у.е.), 2-ю — с низкой (ИН=37,6±5,53 у.е.). При этом в обеих группах отмечалась высокая активность симпатического отдела ВНС (Амо 51,9±3,7 и 56,25±3,7% соответственно) и низкая — гуморального канала регуляции (Мо 0,45±0,01 и 0,44±0,007 с соответственно), однако у детей 2-й группы был зарегистрирован достоверно (р<0,001) более высокий показатель активности парасимпатического отдела ВНС — ВР 0,8±0,3 и 0,2±0,01 с соответственно (табл. 2).

Таблица3

]]>

Обращало на себя внимание, что дети 1-й группы с относительно высокой активностью центральных регуляторных механизмов оказались младше (р<0,01) детей 2-й группы. У них медленнее (относительно нормативных показателей, характерных для здоровых детей) протекали процессы восприятия, обработки и передачи информации из слухового и зрительного анализаторов (табл. 3).

Таблица3

]]>
Безусловнорефлекторная деятельность этих детей характеризовалась как задержкой редукции, так и появлением первичных двигательных автоматизмов. У детей 2-й группы эффективнее протекали процессы формирования и становления крупной и мелкой моторики. Моторный коэффициент (92,5±2,45%) был близок к должным величинам. По мнению многих авторов, высокая активность симпатоадреналовой системы у детей 1-го года жизни является свидетельством нормального хода онтогенетического развития [2, 4, 5, 10, 16, 19, 31]. При этом напряженная регуляция (1-я группа) в случае неадекватного подбора средств и методов медицинской реабилитации несет в себе опасность «перенапряжения» симпатоадреналовой системы с нарушением регуляторных механизмов с развитием патологических состояний. При снижении активности центрального контура регуляции (2-я группа) создаются предпосылки более эффективного освоения двигательных навыков (см. табл. 3).

Таким образом, проведенное исследование показало, что оценка параметров вариабельности сердечного ритма важна для понимания течения адаптационных процессов у детей 1-го года жизни, в том числе для построения реабилитационных программ на различных возрастных этапах развития.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.