Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Остапец Е.А.

Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Москва

Первичная и вторичная профилактика нарушений психического развития у детей с врожденными аномалиями системы кровообращения

Авторы:

Остапец Е.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2642

Загрузок: 44


Как цитировать:

Остапец Е.А. Первичная и вторичная профилактика нарушений психического развития у детей с врожденными аномалиями системы кровообращения. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(9):23‑27.
Ostapets EA. Primary and secondary prevention of mental development disorders in children with inherited abnormalities of blood flow. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2011;111(9):23‑27. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пси­хо­ло­ги­чес­кие, пси­хи­ат­ри­чес­кие и нев­ро­ло­ги­чес­кие ас­пек­ты COVID-19. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):44-51
Пси­хи­чес­кие расстройства, ас­со­ци­иро­ван­ные с ос­трой фа­зой те­че­ния COVID-19: кли­ни­ка, под­хо­ды к те­ра­пии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):52-59
Ги­пер­сом­ния при пси­хи­чес­ких расстройствах. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):63-68
Сов­ре­мен­ные пред­став­ле­ния о со­от­но­ше­нии фиб­ро­ми­ал­гии и пси­хи­чес­ких расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):7-16
Пси­хи­чес­кие расстройства при бле­фа­рос­паз­ме. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(12):76-82
Пси­хи­чес­кие расстройства, со­ци­аль­ные и де­мог­ра­фи­чес­кие ха­рак­те­рис­ти­ки па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой и эпи­зо­ди­чес­кой миг­ренью. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):94-101
Ди­на­ми­ка за­бо­ле­ва­емос­ти пси­хи­чес­ки­ми расстройства­ми и расстройства­ми по­ве­де­ния в пе­ри­од пан­де­мии COVID-19 в Пен­зен­ской об­лас­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(2):129-134

В последние годы отмечается рост числа случаев врожденной патологии сердца у детей. Одновременно с улучшением кардиохирургической и активной терапевтической помощи, которое позволяет достичь положительной динамики соматического состояния пациентов, стали значимыми нарушения психической деятельности, обусловливающие расстройства психосоциального функционирования. Это определяет актуальность проблем первичной и вторичной психопрофилактики в рассматриваемой ситуации [2, 3].

Имеющаяся у детей с врожденными аномалиями (пороками развитии) системы кровообращения системность нарушений (наличие врожденного дефекта сердечно-сосудистой системы, сопутствующие проявления дыхательной и сердечной недостаточности, вегетодистонические нарушения, вторичные психические расстройства, включающие нарушения психического развития (психический дизонтогенез) делает необходимым анализ значения в первичной и вторичной профилактике психических расстройств патобиологических, психологических и социально-средовых факторов [1, 5-9, 12, 13]. Патобиологические факторы включают в себя внутренние причины (отрицательная динамика врожденных аномалий системы кровообращения стенозирование искусственных клапанов, рецидивирующие дефекты, аритмии) и внешние (ускоренный и непропорциональный рост в подростковом возрасте). К психологическим факторам относятся внутренняя картина болезни и особенности личности ребенка (амбивалентность и неустойчивость самооценки, неприятие проблем и трудностей, которые транслируются родителями, отношение ребенка к собственному «Я», условиям окружающей его среды). Социально-средовые факторы включают в себя семейные и школьные стрессовые ситуации и нарушения коммуникативной сферы [4, 10].

Нарушения психического здоровья у детей с врожденными аномалиями (пороками развития) системы кровообращения, несмотря на успешное кардиохирургическое вмешательство, сохраняются и проявляются в виде поведенческих расстройств (гиперактивность, оппозиционно-вызывающее поведение), эмоциональных нарушений (депрессивные, тревожные и тревожно-ипохондрические переживания), задержанного психического развития. Это коррелирует, с одной стороны, с декомпенсацией соматического состояния, с другой - с проблемами семейной, школьной и социальной дезадаптации ребенка [14]. Факторами, ухудшающими соматическое состояние и психосоциальное функционирование детей с врожденными аномалиями (пороками развития) системы кровообращения, являются эмоциональные и поведенческие расстройства, а также семейное воспитание по типу гиперопеки, трудности адаптации в школе и нарушение коммуникации со сверстниками [11]. Необходимо выделить три направления психопрофилактики: 1) функционально-динамических психических расстройств, связанных с компенсацией/декомпенсацией хронической гипоксии с проявлениями сердечной и дыхательной недостаточности; 2) задержки психического развития, включая вторичные эмоционально-поведенческие расстройства; 3) расстройств психосоциального функционирования в семейной и школьной сферах как нарушений, определяющих риск декомпенсации со стороны соматического и психического состояния.

Цель исследования - выделение основных объектов первичной и вторичной профилактики соматических и психических нарушений у детей с врожденными аномалиями (пороками развития) системы кровообращения для эффективной психосоциальной реабилитации с успешной адаптацией в семейной и школьной сферах.

Материал и методы

Обследовали 80 детей и подростков, находящихся на лечении по поводу врожденных аномалий (пороков развития) системы кровообращения (по МКБ-10 рубрики Q20-Q23, Q25) и других уточненных врожденных аномалий сердца (по МКБ-10 рубрика Q24.8). Они наблюдались в детском кардиоревматологическом санатории №20 «Красная Пахра» Департамента здравоохранения города Москвы.

Обследованные больные составили 3 группы: 1-я группа - 20 детей и подростков в возрасте от 11 до 16 лет (средний - 12,9±0,33 года) имели врожденные аномалии (пороки развития) системы кровообращения (по МКБ-10 Q20-Q23, Q25), подвергшиеся успешному кардиохирургическому вмешательству; 2-я группа - 20 детей и подростков в возрасте от 11 до 16 лет (средний - 13±0,34 года) имели врожденные аномалии (пороки развития) системы кровообращения (по МКБ-10 Q20-Q23, Q25), эффективно лечившиеся терапевтическими средствами. 3-я группа - 40 детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет (средний - 12,8±0,22 года) имели другие уточненные врожденные аномалии сердца (по МКБ-10 Q24.8) и эффективно лечились терапевтическими методами. По демографическим и основным медицинским показателям различий между группами не было.

В работе применялись методы клинико-психопатологический, клинико-динамический, экспериментально-психологический, статистический. Психическое состояние детей и подростков оценивали с помощью критериев многоосевой классификационной системы и МКБ-10. Кроме того, использовался ряд шкал: Торонтская алекситимическая шкала (TAS), адаптированная в научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, шкала личностной тревожности А.М. Прихожан и шкала общего клинического впечатления (CGI). Больные обследовались также школьными и клиническими психологами.

Результаты и обсуждение

У детей и подростков 1-й группы диагностировались тяжелые врожденные пороки сердца (ВПС) с наличием сердечной и дыхательной недостаточности (транспозиции магистральных сосудов, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородки). Диагностика ВПС у детей данной группы происходила в младенческом возрасте (до 1 года). Оперативное вмешательство было отсрочено до периода расширения двигательной активности (в среднем 4 года 8 мес), сопровождавшейся нарастанием сердечной и дыхательной недостаточности. Повторные хирургические вмешательства по поводу коррекции ВПС проводились у 30% детей, по поводу других заболеваний - у 10%. У 60% детей с ВПС, перенесших успешное кардиохирургическое вмешательство в раннем детстве, на отдаленном этапе лечения отмечалась устойчивая компенсация соматического состояния, у 40% - периодически наблюдались состояния декомпенсации с усилением дыхательной и сердечной недостаточности.

Со стороны психической сферы в этой группе в 35% случаев наблюдалась задержка психического развития (по МКБ-10 F-60.0-60.7, F-07.8, F80-F89), формирование которой определялось наряду с действием патобиологических факторов, условиями семейного воспитания, ограничениями педагогического процесса и дефицитарностью общения со сверстниками.

Задержка психического развития сочеталась с другими психическими расстройствами пограничного спектра. У детей и подростков 1-й группы регистрировалось стойкое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство по соматоорганическому типу (по МКБ-10 F06.6) и легкое когнитивное расстройство (по МКБ-10 F06.7) (90% детей после кардиохирургического вмешательства; 75% - с врожденными аномалиями (пороками развития) системы кровообращения при терапевтической помощи) (t<2, р>0,05), а также эмоциональные расстройства тревожного типа (по МКБ-10 F40-41) (60% детей 1-й группы; 35% - 2-й и 3-й групп с врожденными аномалиями системы кровообращения при терапевтической помощи) (t>2, р<0,05).

Эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство по соматоорганическому типу проявлялось соматоастеническим синдромом и часто сопровождалось патохарактерологическими реакциями по астеническому типу. Соматоастенический синдром включал следующие признаки: вестибулярные нарушения (непереносимость езды в транспорте отмечалась у 60% детей 1-й, 55% - 2-й и 37,5% - 3-й группы); метеозависимость (75% детей 1-й, 50% - 2-й и 52,5% - 3-й группы); периодические головные боли (65% детей 1-й, 40% - 2-й и 37,5% - 3-й группы). Повторяющиеся патохарактерологические реакции по астеническому типу характеризовались ситуационной обидчивостью со слезами, раздражительностью и тревожностью при неожиданных изменениях обстановки, значительной психической истощаемостью, непереносимостью физических, эмоциональных нагрузок. У детей с тяжелыми врожденными аномалиями (пороками развития) системы кровообращения, оперированными в раннем возрасте, с течением времени происходила редукция астено-органических (реже беспокоили головные боли, метеочувствительность, укачивание в транспорте) и вегетативных (носовые кровотечения, лабильность пульса и артериального давления, обморочные состояния) признаков, однако часто увеличивались эмоционально-поведенческие нарушения и расстройства адаптации, более явной становилась задержка психического развития.

Эмоциональные расстройства проявлялись колебаниями настроения по неустойчивому либо гипотимическому типу со склонностью к учащению выраженности тревожных расстройств. Тревожность у детей 1-й группы варьировала в широком диапазоне от ситуативной до формирования тревожно-избегающего поведения с фиксацией тревожных черт характера.

Во 2-й (ВПС без сердечной и дыхательной недостаточности - врожденные аномалии аортального и митрального клапанов) и 3-й (другие уточненные врожденные аномалии сердца - пролапс митрального клапана без выраженной регургитации, минимальные аномальные развития сердца и др.) группе диагностика соматических расстройств, связанных с патологией сердца, происходила в более позднем возрасте, активное терапевтическое вмешательство было отсрочено от момента постановки диагноза (на 2 года 6 мес во 2-й и на 7,5 года в 3-й группе). У данного контингента детей и подростков состояния декомпенсации с признаками дыхательной и сердечной недостаточности отмечались значительно реже и были связаны преимущественно с семейными и школьными стрессовыми ситуациями.

У детей 2-й и 3-й групп также диагностировалась задержка психического развития (30% детей 2-й и 3-й групп в целом). Коморбидными к задержке психического развития являлись эмоционально-поведенческие расстройства, обусловленные особенностями воспитания и социального функционирования и нарушения адаптации (по МКБ-10 F43.2, F90-F98) (65% детей 2-й и 3-й групп в целом).

В этих группах отмечались эмоционально-поведенческие нарушения, главным образом по возбудимому и тревожному типам.

Сочетание задержки психического развития с другими психическими расстройствами являлось фактором, утяжеляющим состояние ребенка, и определяло частую встречаемость нарушений адаптации в семейной («выученная беспомощность», симбиотические связи с родителями, тревожное реагирование на разлуку) и школьной (низкая успеваемость, коммуникативные нарушения) сферах. Симбиотические связи с родителями сочетались с фиксацией с рождения ребенка аномального стиля воспитания в виде гиперопеки с тревожным компонентом (стойкие симбиотические связи с родителями отмечались у 25% детей 1-й, у 15% - 2-й группы и 5% - 3-й группы; воспитание по типу гиперопеки наблюдалось в 65% семей детей 1-й, 55% - 2-й и 32,5% - 3-й группы).

В семьях детей, успешно прооперированных по поводу ВПС, с полной компенсацией соматического состояния на протяжении многих лет после кардиохирургического вмешательства со стороны родителей сохранялись установки на щадящий образ жизни с ограничением ребенка в физических и эмоциональных нагрузках. В ряде случаев после кардиохирургического вмешательства у ребенка отмечались периодические состояния декомпенсации соматического состояния. Как правило, они сочетались с усилением тревоги родителей за здоровье ребенка. Это сопровождалось пунктуальным соблюдением со стороны родителей всех врачебных рекомендаций и строгим ограничением физических и эмоциональных нагрузок ребенка. Воспитание по типу гиперопеки в сочетании со стойкими симбиотическими связями детей с родителями обусловливало развитие черт социальной и эмоциональной незрелости, тревожности и пассивности, что тормозило социальную адаптацию детей. В семьях детей с тревожными расстройствами формировался «порочный» круг «циркулирующей тревоги», с разделяемой детьми тревогой родителей. При сочетании задержки психического развития с эмоционально-поведенческими нарушениями с агрессивностью и оппозиционно-вызывающими реакциями семейная дезадаптация была обусловлена, как правило, конфликтными отношениями ребенка с родителями, причиной которых часто являлись импульсивность, оппозиционно-вызывающее и протестное поведение со стороны ребенка.

Проявления школьной дезадаптации были связаны с когнитивно-интеллектуальными нарушениями с трудностью усвоения школьных навыков или с эмоционально-поведенческими расстройствами, обусловливающими поведенческий тип дезадаптации. В структуре школьной дезадаптации (неуспеваемость по предметам, неспособность к длительному обучению и устойчивому овладению навыками) у детей с прооперированными ВПС ведущее значение имели когнитивно-интеллектуальные нарушения с расстройством формирования школьных навыков на фоне повышенной утомляемости и отвлекаемости в структуре органического эмоционального лабильного (астенического) расстройства. Другой вариант школьной неуспешности был связан с эмоционально-поведенческими расстройствами. У детей с эмоциональными расстройствами тревожного типа школьная дезадаптация была обусловлена наличием тревоги и страхов, касающихся как непосредственно обучения (страхи ответов у доски, получения неудовлетворительной оценки), так и связанных с коммуникативной сферой с одноклассниками и учителями. У детей с эмоционально-поведенческими нарушениями с агрессивностью и оппозиционно-вызывающим поведением доминировал поведенческий тип школьной дезадаптации с конфликтными отношениями с учителями, соучениками. Формирование того или иного типа школьной дезадаптации определялось как медицинскими, так и социально-средовыми факторами. Медицинские факторы включали в себя ограничение педагогического процесса необходимостью периодических диагностических обследований, госпитализаций и санаторного лечения.

Социальная дезадаптация в коммуникативной сфере со сверстниками у детей с задержкой психического развития была обусловлена избеганием детьми контактов со сверстниками, заниженными притязаниями в сфере общения, непереносимостью фрустрационных ситуаций и родительскими установками на выборочность и ограничение общения со сверстниками. Дезадаптация в коммуникативной сфере у детей с тревожными расстройствами была обусловлена страхами общения со сверстниками, избегающим поведением, трудностью привыкания к новому коллективу. Дезадаптация детей с оппозиционно-протестным поведением часто сопровождалась конфликтными отношениями со сверстниками, реакциями соперничества.

В трех обследованных группах детей соотношение влияния патобиологических (соматических), социально-средовых и психологических (личностных) факторов на развитие и усиление выраженности соматических расстройств, задержки психического развития и социальной дезадаптации было различным. В 1-й группе доминировали внутренние патобиологические (соматические) и психологические факторы, во 2-й и 3-й - социально-средовые.

Соотношение выделенных факторов определило особенности профилактической работы у детей с врожденными аномалиями (пороками развития) системы кровообращения.

Первичная профилактика психических расстройств при врожденных аномалиях (пороках развития) системы кровообращения включает в себя мероприятия по оптимизации внутрисемейных отношений с превенцией астенических, эмоциональных, личностных реакций у детей и признаков задержанного психического развития. Существенным ее компонентом является семейная психотерапия, которая осуществляется в семьях, когда у родителей отсутствуют отклонения в воспитательном подходе к ребенку. В рамках семейной психотерапии проводились родительские семинары с обсуждением ключевых для профилактики тем: особенности здоровья детей с врожденными аномалиями (пороками развития) системы кровообращения; организация воспитания, обучения и лечения детей; профилактика психических нарушений у детей; медицинские, психологические и социально-средовые стрессовые факторы, способствующие возникновению психических нарушений у детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы; необходимость и важность расширения физической и психоэмоциональной активности детей, привлечения их к дополнительной деятельности, занятиям спортом, расширение общения ребенка со сверстниками. Первичная профилактика задержки психического развития заключалась в реализации в группах риска различных форм психотерапевтической помощи детям. Психотерапевтические мероприятия были направлены на повышение уровня личной ответственности, способности к выбору решений, самостоятельности, активности, а также развитие навыков эффективной коммуникации со сверстниками.

Вторичная профилактика заключалась в мероприятиях, направленных на снижение риска повторного обострения дыхательной и сердечной недостаточности при развитии и утяжелении психических расстройств, а также нарушениях социального функционирования и сопровождающих их стрессовых реакциях. Мероприятия вторичной профилактики включали психотерапевтическое воздействие на снижение выраженности тревожности и эмоционально-поведенческих нарушений с расстройством адаптации в семье, школе, общении. Объектами вторичной профилактики психических нарушений у детей с врожденными аномалиями (пороками развития) системы кровообращения являлись стойкое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство по сомато-органическому типу; декомпенсация тревожных расстройств, сопровождающихся дезадаптацией в семье, школе, общении. Вторичная профилактика декомпенсации психических расстройств состояла в различных формах индивидуальной и групповой психотерапевтической работы и неспецифических лечебно-оздоровительных мероприятиях. Индивидуальные и групповые варианты психотерапевтической программы включали в себя следующие модули: релаксационный; эмоционально-чувственный развивающий; эмоционально-чувственный коррекционный; эмоционально-когнитивный; коммуникативный. На занятиях применялись различные психотерапевтические методики: проективные рисовальные техники, игротерапия, групповые дискуссии, поведенческие тренинги. Семейная вторичная профилактика психических нарушений у детей проводилась в семьях с нарушенным воспитательным подходом и аномальными формами родительско-детских отношений по типу симбиотических. Объектами вторичной профилактики выступали стойкие симбиотические связи, ригидная установка родителей на сохранение патологических расстройств у ребенка, гиперпротекция и другие аномальные типы воспитания.

С родителями проводилась семейная психотерапия, осуществляющаяся методами эмоционально-когнитивного переструктурирования их отношения к ребенку.

В процессе работы родители формулировали суждения, касающиеся здоровья ребенка. Наиболее распространенные примеры иррациональных суждений родителей, нуждающихся в переструктурировании: «Мы (родители) виноваты перед ребенком за то, что он болен», «Мы обязаны его лечить», «Наш ребенок тяжело болен», «Ребенок постоянно нуждается в поддержке специалистов», «Ребенку необходимо ограничение физических и эмоциональных нагрузок», «Ребенок должен уделять больше внимания интеллектуальным, чем физическим занятиям». Таким образом, система ложных иррациональных эмоционально-когнитивных установок и суждений родителей не совпадала с суждениями ребенка («Хочу наравне со сверстниками быть успешным в спорте», «Играть в подвижные игры», «Не нуждаюсь в обследованиях и лечении» и т.д.), что создавало конфликтные ситуации. Внимание родителей фиксировалось на том, что их иррациональные суждения затрудняют социальную адаптацию ребенка, формируя у него черты социальной и эмоциональной неуверенности и пассивности. Позитивное эмоционально-когнитивное переструктурирование отношения родителей к ребенку с врожденными аномалиями (пороками развития) системы кровообращения было ориентировано на формирование у родителей установок позитивного содержания о необходимости самостоятельной активности ребенка, повышении уровня его общения со сверстниками, необходимости для ребенка адекватных физических нагрузок.

При оценке эффективности программ вторичной профилактики учитывались социально-психологические и клинико-психопатологические показатели использованных шкал. По социально-психологическим показателям учитывали изменение стиля детско-родительских отношений, повышение уровня школьной успешности, включая уменьшение поведенческих расстройств, рост учебной активности и успеваемости. В качестве клинико-психопатологических показателей анализировались динамика тревожных психических расстройств; динамика уровня личностной активности и психосоциального функционирования детей в семье, школе, общении. Позитивная динамика, характеризовавшаяся снижением интенсивности тревожных психических расстройств (преимущественно простые фобии), отмечалась у 35% детей; позитивная динамика, связанная с улучшением уровня личностной активности и повышением позитивного психосоциального функционирования детей в семье, школе, общении - у 20%.

В группе взрослых, включенных во вторичную психопрофилактическую помощь, отмечалась обратная динамика ригидных установок на сохранение патологических расстройств у ребенка, а также ограничение его спектра личностной и поведенческой активности.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Системность нарушений соматического состояния, психической деятельности и уровня социального функционирования у детей, страдающих врожденными аномалиями (пороками развития) системы кровообращения, определяет многокомпонентный и сочетанный характер мер первичной и вторичной профилактики психических расстройств у данного контингента лиц. 2. В системном характере соматических, психических расстройств и нарушений средовой дезадаптации установлено различное соотношение влияния патобиологических, психологических и социально-средовых факторов на следующих уровнях: 1) соматических расстройств (сердечная, дыхательная недостаточность, сопутствующие им соматические расстройства); 2) собственно психических нарушений, включая задержку психического развития и функционально-динамические психопатологические симптомокомплексы; 3) нарушений социальной адаптации в семейной и школьной сферах. 3. Меры первичной психопрофилактики, ориентированные на детей, направлены на предупреждение риска формирования у них задержки психического развития, а также стойких эмоционально-поведенческих расстройств, обусловленных особенностями воспитания и социального функционирования и нарушения адаптации. Меры первичной психопрофилактики в семье ориентированы на родителей, не имеющих отклонений в воспитательном подходе к ребенку. 4. Вторичная психопрофилактика направлена на декомпенсацию эмоционально лабильного (астенического), тревожных и других эмоционально-поведенческих расстройств. Вторичная психопрофилактика реализовалась через индивидуальные и групповые психотерапевтические программы. Меры вторичной психопрофилактики в семье ориентированы на родителей со стойкими нарушениями воспитательного подхода к детям с проблемами развития и поведения при врожденных аномалиях (пороках развития) системы кровообращения. 5. Дифференциация мер первичной и вторичной профилактики соматических и психических расстройств у детей с врожденными аномалиями (пороками развития) системы кровообращения определяет эффективность комплексной социально-медицинской реабилитации этого контингента детей.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.