Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Стариков А.С.

Кировская государственная медицинская академия

Пенина Г.О.

Применение ацеклофенака в лечении острого вертеброгенного компрессионно-ишемического синдрома

Авторы:

Стариков А.С., Пенина Г.О.

Подробнее об авторах

Просмотров: 545

Загрузок: 9


Как цитировать:

Стариков А.С., Пенина Г.О. Применение ацеклофенака в лечении острого вертеброгенного компрессионно-ишемического синдрома. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(8):57‑59.
Starikov AS, Penina GO. The efficiency of aceclofenac in acute vertebrogenic compression-ischemic syndrome. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2011;111(8):57‑59. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ра­ди­ку­ляр­ная боль в ниж­ней час­ти спи­ны. Кли­ни­чес­кий опыт при­ме­не­ния фик­си­ро­ван­ной ком­би­на­ции дик­ло­фе­на­ка и ор­фе­над­ри­на. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(3):74-80
Кон­троль ней­ро­па­ти­чес­кой бо­ли при по­яс­нич­но-крес­тцо­вой дор­сал­гии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(11):152-157
От­кры­тое наб­лю­да­тель­ное ис­сле­до­ва­ние с рет­рос­пек­тив­ным ана­ли­зом эф­фек­тив­нос­ти и пе­ре­но­си­мос­ти ацек­ло­фе­на­ка в ле­че­нии па­ци­ен­тов с ос­трой нес­пе­ци­фи­чес­кой ске­лет­но-мы­шеч­ной болью в ниж­ней час­ти спи­ны. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):99-105

Боль в спине различной интенсивности в тот или иной период жизни отмечается у 80-100% лиц в популяции. Высказано даже парадоксальное мнение, что нормой является скорее наличие боли, а не ее отсутствие [2, 3]. Синдром боли в спине - наиболее частый среди всех болевых синдромов, с которыми пациенты обращаются к неврологам [4]. В течение года такие боли отмечаются примерно у 50% лиц трудоспособного возраста [3, 4], что делает проблему экономически и социально значимой.

Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) являются препаратами выбора в лечении спондилогенного болевого синдрома [1]. В то же время иногда даже кратковременный прием небольших доз НПВС может приводить к развитию тяжелых побочных эффектов (поражение желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), нарушение функции почек, декомпенсация коронарной патологии и т.д.) [1]. Побочные эффекты НПВС, по данным различных авторов, встречаются у 5-30% принимавших эти препараты, а у 5% - представляют угрозу жизни пациентов, поэтому в последние годы большое значение придается проблеме безопасности их применения.

Целью настоящего исследования явилась сравнительная оценка эффективности НПВС диклофенака и ацеклофенака в лечении поясничных дорсопатий с одновременной оценкой их безопасности.

Материал и методы

Обследованы 68 пациентов в возрасте 26-50 лет с неврологическими проявлениями дорсопатии поясничного отдела позвоночника (компрессионно-ишемический синдром с поражением корешков на разных уровнях). Средний возраст обследованных пациентов составил 38,2±7,2 года, без достоверных различий в обеих группах. Гендерный состав в обеих группах был также идентичен, составляя в среднем 1,75:1 с преобладанием мужчин.

В 1-ю группу были включены 32 больных, принимавших в качестве НПВС ацеклофенак (аэртал) - 200 мг в сутки и 36 больных, принимавших диклофенак - по 150 мг в сутки перорально - 2-я группа. Рандомизация достигалась методом случайного бесповторного отбора из числа пациентов, обратившихся по поводу данной нозологии, находившихся в это время на стационарном либо амбулаторном лечении.

Критериями включения в исследование были впервые возникший вертеброгенный компрессионно-ишемический синдром; трудоспособный возраст - 25-50 лет; отсутствие явного нейропатического компонента боли, язвенного поражения ЖКТ на протяжении не менее 5 последних лет, диспепсических явлений на момент начала заболевания.

Критериями исключения - хроническое или рецидивирующее течение радикулярного синдрома, травма или операция на позвоночнике в анамнезе, повышенная чувствительность к НПВС или анальгетикам, заболевания почек.

Всем пациентам проводились терапевтическое обследование, неврологический осмотр, биохимический скрининг. Из методов лучевой диагностики использовалась рентгенография, компьютерная (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) поясничного отдела позвоночника. С целью уточнения уровня поражения применялась стимуляционная электронейромиография (ЭНМГ) нижних конечностей.

С целью объективизации уровня боли у пациентов до и после лечения использовались стандартные клинические шкалы: Освестровский опросник нарушения жизнедеятельности при боли в нижней части спины, опросник Роланда-Морриса, визуальная и вербальная аналоговые оценочные шкалы, шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина. Самооценка уровня боли пациентом проводилась не менее 2 раз: до начала лечения и на 14-й день лечения.

Кроме НПВС в комплексной терапии у всех пациентов также применялись миорелаксанты центрального действия (мидокалм 225-450 мг/сутки) и ряд витаминов (комбинированные инъекционные формы). В первые 3 суток при выраженном болевом синдроме у стационарных пациентов применялось внутривенное введение местных анестетиков (новокаин). Проведение медикаментозных блокад растворами местных анестетиков или глюкокортикоидами не использовалось. При нейропатическом компоненте боли также использовались антиконвульсанты (карбамазепин, габапентин) в рекомендованных дозах.

У пациентов с выраженной тревогой в остром периоде применялись бензодиазепиновые транквилизаторы. В качестве немедикаментозного лечения при стихании обострения применялись поясничное вытяжение, массаж поясничной области и нижних конечностей, физиотерапия, иглорефлексотерапия.

Результаты

Обследованные пациенты наиболее часто предъявляли жалобы на боли в области поясницы с одной, либо двух сторон - у 100% пациентов обеих групп. Жалобы на боли в ноге, несколько чаще слева, также отмечали все пациенты. Жалобы на снижение чувствительности предъявляли 72% больных 2-й группы и 53% пациентов 1-й группы. Нарушения сна отмечали 72 и 81% пациентов 2-й и 1-й групп соответственно. В единичных случаях пациенты обеих групп отмечали головные боли, головокружения, повышенную раздражительность. У одного пациента 1-й группы отмечались панические атаки.

При неврологическом осмотре наиболее частым признаком был симптом натяжения Ласега - в 100% случаев. Средняя величина угла подъема конечности при исследовании симптома Ласега у пациентов 1-й группы составила 41,0±14,3°, у пациентов 2-й группы, принимавших аэртал - 34,3±12,0° (без статистически значимых различий). Симптом Нери наблюдался у 47,2 и 56,3% больных соответственно. Наиболее часто у обследованных пациентов выявлялась заинтересованность корешка S1, реже L5. При объективном обследовании у части пациентов наблюдалась слабость в ноге на стороне поражения (33,3% - во 2-й группе, 25% - в 1-й группе с недостоверными различиями). Нарушения чувствительности по корешковому типу выявлялись у 52,8% больных 1-й группы и 46,9% больных 2-й группы. Нарушения сна при тестировании выявлены у 47,2 и 31,3% больных соответственно.

Всем больным, находившимся на стационарном лечении в республиканской больнице, проводилась стимуляционная ЭНМГ нижних конечностей (исследован n. tibialis с 2 сторон). Среднее значение амплитуды М-ответа составило 6,1±2,39 мВ, среднее значение показателей латентности M-ответа 5,0±1,96 мс. Средний показатель амплитуды H-рефлекса составил 3,1±1,9 мВ, его латентности - 39,1±5,2 мс. Увеличение латентности H-рефлекса при относительно сохранной амплитуде и латентности М-ответа характерно именно для корешкового типа поражения.

Рентгенография поясничного отдела позвоночника обнаружила у всех обследованных больных признаки дегенеративных изменений поясничного отдела позвоночника различной степени выраженности, так, явления спондилоартроза были у 41,2% пациентов, спондилеза - у 26,5%. У 8,8% пациентов (все пациенты были младше 30 лет) обнаружены аномалии развития в виде нарушений тропизма, люмбализации и сакрализации позвонков. По результатам КТ или МРТ у 26,5% пациентов выявлялись грыжи межпозвонковых дисков, в 47% - протрузии дисков.

Результаты объективизации состояния пациентов с применением оценочных шкал не выявили достоверных различий между группами. Средние значения, полученные при использовании Освестровского опросника до лечения, - 32,4 балла в группе диклофенака и 31,6 балла в группе ацеклофенака. Средний уровень боли при использовании визуальных аналоговых шкал до лечения составлял 7,3 балла, у пациентов 1-й группы 7,2±0,82, и 7,4±1,18 балла - у больных 2-й группы, принимавших аэртал. При оценке по опроснику Роланда - Морриса средняя сумма баллов составила 13,9±1,9 для группы диклофенака и 14,0±2,0 балла для группы аэртала. Результаты оценки по процентной шкале показывают средний уровень боли - 68 и 61% в 1-й и 2-й группах соответственно. При оценке уровня ситуационной тревожности, ее средний исходный уровень составил 53,1±4,2 балла среди лиц, принимавших диклофенак, и 49,3±6,1 балла в группе принимавших аэртал. Подобный уровень ситуационной тревожности расценивается как повышенный. Уровень личностной тревожности cоставил 34,3±5,1 и 32,7±3,9 балла соответственно, что характеризует его как умеренный.

Влияние терапии НПВС

После курса лечения большинство обследованных пациентов отметили улучшение состояния, при этом степень этого улучшения существенно различались в обеих группах.

По результатам Освестровского опросника, визуальной аналоговой шкалы боли, опросника Роланда-Морриса, а также оценки боли по процентной шкале (см. рисунок) уровень боли к концу курса лечения (14 дней) был достоверно (p<0,05) меньше в группе пациентов, принимавших ацеклофенак (аэртал).

Рисунок 1. Динамика уровня боли по процентной шкале в обеих группах до и после лечения. По оси ординат - выраженность боли в % от максимальной. Темные столбцы - состояние до лечения, светлые - после лечения.
Таким образом, наблюдалось достоверно (р<0,05) более выраженное уменьшение уровня боли среди пациентов, принимавших ацеклофенак (результаты между группами статистически значимы, p<0,05).

Уровень ситуационной тревожности достоверно уменьшился у пациентов обеих групп, при этом в группе принимавших диклофенак ее уровень к 14-му дню лечения составил 32,5±4,4 балла, в группе принимавших аэртал - 33,4±6,1 балла, то есть различия были недостоверны. Уровень личностной тревожности также остался на уровне, близком к исходному - умеренному.

В процессе лечения жалобы на диспепсические явления в группе пациентов, принимавших диклофенак, предъявляли 16,7% и 3,1% пациентов, принимавших аэртал (p<0,05). Жалобы на жидкий стул, либо его учащение предъявляли 5,6% пациентов в 1-й группе диклофенака и 3,1% лиц 2-й группы ацеклофенака. Аллергических реакций у пациентов обеих групп не наблюдалось.

Заключение

Проведенное сравнительное исследование показало высокую эффективность ацеклофенака (аэртала) в лечении боли при острых, впервые возникших спондилогенных компрессионно-ишемических синдромах. При использовании пероральных форм ацеклофенака по сравнению с пероральными формами диклофенака наблюдается лучшее купирование болей в спине. Ацеклофенак имеет лучший профиль безопасности в связи с достоверно меньшим количеством побочных эффектов со стороны ЖКТ.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.