Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Воронина И.А.

ФГАУ «НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко», Минздрава России, Москва

Воронов В.Г.

Алгоритм выявления дифференциально-диагностических клинических синдромов нейроэпителиальных опухолей III желудочка

Авторы:

Воронина И.А., Воронов В.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 558

Загрузок: 8


Как цитировать:

Воронина И.А., Воронов В.Г. Алгоритм выявления дифференциально-диагностических клинических синдромов нейроэпителиальных опухолей III желудочка. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(8):4‑8.
Voronina IA, Voronov VG. Algorithm identification of differential diagnostic clinical syndromes in patients with neuroepithelial tumors of the III ventricle. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2011;111(8):4‑8. (In Russ.)

Совершенствование нейрохирургических технологий при удалении нейроэпителиальных опухолей III желудочка [8, 16, 17, 24, 33, 44] обусловливает необходимость осмысления существующих и выявления новых клинических дифференциально-диагностических синдромов (ДДС) данной патологии, что позволит более обоснованно принимать решение об оперативном вмешательстве, точнее прогнозировать его эффективность, предвидеть необходимый объем медицинской реабилитации больных и т.д. [16, 17, 22, 24].

К настоящему времени накоплен большой материал, касающийся клинических проявлений при разных гистологических [4, 10, 13, 21, 22, 45-47] и отдельных анатомо-топографических [2, 8, 17 , 33, 40, 42, 43] вариантах нейроэпителиальных опухолей. Описаны частные аспекты опухолей III желудочка - психопатологические [12, 29], офтальмологические [26], эндокринные [20, 44] нарушения. Однако клинические особенности поражения передних, задних отделов, дна, крыши III желудочка и распространенных опухолей, тампонирующих его полость, остаются нечеткими. Одни и те же симптомы могут наблюдаться у больных с разными анатомо-топографическими вариантами новообразований, что обусловливает необходимость их сравнительного анализа и выделения среди них высокоспецифичных.

Традиционный подход к выявлению клинических синдромов при опухолях III желудочка основывается исключительно на опыте специалистов, эмпирических закономерностях и ассоциациях, т.е. на экспертной оценке. Вместе с тем выделение ДДС с учетом многофакторности воздействия новообразования на церебральные структуры - инфильтрации и деструкции таламических и гипоталамических ядер, проводящих путей, лимбико-ретикулярного комплекса, подкорковых ядер, хиазмы, субкомисуральных спаек, масс-эффекта опухоли, нейромедиаторных, гемоликвородинамических, токсических и других нарушений - представляет собой трудноразрешимую проблему [13, 15, 18, 22, 32].

Решение рассматриваемой задачи невозможно без привлечения информационных технологий. Для выявления диагностических симптомов широко применяются методы Байеса, дискриминантного анализа, классификационных деревьев, нейронных сетей и т.п. [1, 14, 23, 25, 31, 39, 48], однако задача состоит не столько в выявлении отдельных диагностических симптомов, сколько в построении симптомокомплексов, обеспечивающих высокую специфичность дифференциации клинических ситуаций. Такие работы в доступной литературе не обнаружены.

Перспективным представляется метод ассоциативных правил, однако непосредственное его применение показало ограниченность возможностей данного метода, поскольку в нем предполагается учет показателей, не имеющих клинической интерпретации. Кроме того, важной характеристикой для выявления синдрома является его специфичность [30]. Таким образом, при анализе данных литературы выявлена недостаточная теоретическая и практическая проработанность методов выделения высокоспецифичных ДДС у нейроонкологических больных.

В настоящей работе мы отказались от попытки формирования синдромов путем обобщения частных исследований и решили оценивать их путем клинических испытаний. Достоинством этого подхода является, во-первых, отсутствие проблемы априорной оценки информативности анализируемых признаков и, во-вторых, соответствие парадигме доказательной медицины, так как синдромы получают количественную оценку достоверности по результатам клинического испытания [9].

Цель исследования - разработка методов выявления высокоспецифичных ДДС с привлечением информационных технологий и апробация их на клиническом материале больных с различными анатомо-топографическими вариантами нейроэпителиальных опухолей III желудочка.

Материал и методы

База данных (БД) для выявления ДДС хранит данные 368 пациентов, 183 мужчин и 185 женщин в возрасте от 18 до 59 лет (медиана - 31 год) с опухолями базально-диэнцефальной локализации, оперированных в НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН с 1991 по 2006 г.

Распределение больных по нозологическим формам представлено в табл. 1.

Больные с инфильтративно растущими опухолями, согласно классификации ВОЗ [50], включались в группу нейроэпителиальных опухолей III желудочка. Гипертензионно-гидроцефальный синдром выявлен у 167 пациентов, злокачественные формы роста опухолей - у 48.

Исследование проводилось по методу «случай-контроль» - сравнение группы больных с интересующим анатомо-топографическим вариантом нейроэпителиальных опухолей III желудочка (основная группа) с больными с другими вариантами опухолей базально-диэнцефальной локализации (группа сравнения). Данные о пациентах отражают результаты ретроспективного поперечного нерандомизированного обсервационного исследования.

Для наполнения БД использованы экспертные оценки дооперационного неврологического, офтальмологического, эндокринологического статусов, а также данные нейровизуализации - магнитно-резонансной (МРТ) и компьютерной (КТ) томографии головного мозга больных, протоколы оперативных вмешательств и морфологические данные из историй болезней, представленные в виде строк симптомов для каждого больного. Неврологические расстройства оценивали по общепринятой методике [21].

Все данные были приведены к номинальной (дихотомической, логической) шкале. Такое представление данных позволяет использовать логические формулы для формирования выборок из БД.

Методика выявления синдромов основана на формировании множеств случаев «больные» и «небольные» для 4-клеточной таблицы «тест-заболевание» клинической эпидемиологии, генерации возможных диагностических синдромов и оценке их качества по чувствительности и специфичности [30].

Формирование групп случаев проводилось заданием логических формул в 3 этапа. Первый этап - формирование всего множества тематических случаев, второй - выделение из него группы «больные» (основная группа), тем самым становится определенной группа «небольные» (группа сравнения). Третий этап - разбиение всех тематических больных по ответу на тест, который в нашем случае отождествляется с синдромом. Диагностический синдром - это подмножество клинических особенностей больных, включенных в отобранное множество тематических случаев. Ответ считается положительным, если запись случая в базе данных содержит все симптомы, образующие синдром, и отрицательным - в противном случае.

В результате этих операций полностью заполняется 4-клеточная таблица и появляется возможность оценить качество ДДС по чувствительности и специфичности [5, 30].

Программное обеспечение выявления вариантов ДДС является комбинаторной переборной задачей. Подобная задача близка к ассоциативным правилам из арсенала data maning [1]. Основной проблемой в подобных задачах является большая размерность решений, поэтому применение стандартных программ не решало задачи. В связи с этим потребовалась разработка оригинальных программ [6, 7]. Для сокращения большого числа вариантов синдромов производился первоначальный отбор симптомов по критериям чувствительности с установлением ограничений «снизу» на их чувствительность.

Результаты

Предлагаемая методика иллюстрируется примером выявления высокоспецифичных ДДС у больных с разными анатомо-топографическими вариантами нейроэпителиальных опухолей III желудочка. Были установлены гарантированные уровни чувствительности (0,5) и специфичности (0,5).

Заданием логической формулы выделяли группы больных с разными вариантами нейроэпителиальных опухолей III желудочка (основная группа), группу сравнения составили пациенты с опухолями базально-диэнцефальной локализации (структур промежуточного мозга), воздействующими на III желудочек.

На первом этапе выделены релевантные признаки - кандидаты в ДДС у больных с опухолями III желудочка, обеспечивающие гарантированную чувствительность и специфичность (табл. 2).

Далее отдельные релевантные клинические симптомы и синдромы были использованы в качестве входных данных для выявления высокоспецифичных ДДС. Как уже отмечалось, программа решает задачу выделения ДДС по 3 критериям: максимизации чувствительности, специфичности и отношения рисков. Естественно, что результаты оказываются различными. Отбор ДДС производился по критерию отношения рисков (шансов), который устанавливает оптимальный баланс между чувствительностью и специфичностью, что обычно и требуется в практике врача. В табл. 3 приведены все 3 характеристики ДДС и их 95% доверительные интервалы (ДИ), из которой видно, что на основе разработанной методики количественной оценки клинических признаков у больных с опухолями III желудочка вычислены высокоспецифичные ДДС.

Обсуждение

Для построения решающих правил для ДДС предложен алгоритм и специальная программа для его реализации с позиций доказательной медицины. Необходимо повторить, что результаты их вычисления с гарантированными чувствительностью, специфичностью, отношением рисков зависят от группы сравнения. Группу сравнения для каждого варианта нейроэпителиальных опухолей III желудочка составляли больные с другими анатомическими вариантами инфильтративных опухолей и внемозговыми новообразованиями базально-диэнцефальной локализации, что явилось основанием для однозначного решения вопроса о принципе ее формирования.

Использование программного построения синдромов позволило не только осуществить синтез экспертных данных различных специалистов и в соответствии с принципами клинической эпидемиологии статистически охарактеризовать описанные ранее нозологические формы базально-диэнцефальных опухолей, но и выделить среди них высокоспецифичные ДДС. Соотношение рисков полученных ДДС у больных с нейроэпителиальными опухолями III желудочка (от 2,40 до 5,39) показывает высокую вероятность соотнесения их с определенным анатомо-топографическим вариантом.

Нейроэпителиальные опухоли гипоталамуса и дна III желудочка из-за трудностей выделения исходной зоны роста нередко рассматривают в одной группе [2, 8, 17, 49]. Выявленный ДДС заключается в сочетании битемпоральной гемианопсии с атрофией дисков зрительных нервов. Варианты хиазмального синдрома при данной патологии были описаны ранее [8, 26, 37], однако нами впервые вычислены количественные характеристики высокоспецифичного ДДС. Ю.Г. Басенцян [2] считал, что «симптомы нарушения психики можно считать патогномоничными для опухолей дна III желудочка», однако в настоящем исследовании это не подтвердилось.

Для пациентов с поражением передних отделов III желудочка наиболее высокоспецифичны генерализованные клонико-тонические эпилептические припадки (65% больных). По данным разных авторов, преимущественно генерализованные эпилептические припадки при глиомах III желудочка без указания их зависимости от поражения отделов III желудочка встречаются у 25-85% больных [29, 35, 36, 41], что согласуется с полученными нами данными.

При нейроэпителильных опухолях задних отделов и крыши III желудочка высокоспецифичен гипертензионно-гидроцефальный синдром, на что есть указания в литературе [16, 18, 24]. Необходимо отметить, что поражение крыши III желудочка редко встречается изолированно [3, 19, 33], чаще в сочетании с поражением прозрачной перегородки, как в наших наблюдениях. Блокада опухолью ликворотводящих путей при этих опухолях обусловливает доминирование внутричерепной гипертензии с многоуровневым поражением головного мозга вследствие аксонального повреждения перивентрикулярного серого вещества, мозолистого тела, подкорковых и стволово-мозжечковых образований [11, 28, 38, 47].

При распространенных опухолях III желудочка, тампонирующих его полость, высокоспецифичным ДДС является наличие висцерально-вегетативных пароксизмов сложной структуры. На их наличие в структуре диэнцефального синдрома при распространенных нейроэпителиальных опухолях указывали и другие авторы [3, 16, 34]. Однако есть мнение о доминировании психических нарушений при распространенных опухолях III желудочка [27]: у 80% больных - апатико-абулический синдром, у остальных - психоорганический и астенический.

Таким образом, вычислены высокоспецифические клинические ДДС, коррелирующие с анатомо-топографическим вариантом нейроэпителиальных опухолей III желудочка. Полученные предложенным методом данные могут быть рекомендованы в качестве уточнения и дополнения неврологической семиотики в практических протоколах по лечению больных с данной патологией для повышения качества диагностики, принятия решений по выбору тактики лечения и повышения его эффективности [19, 22].

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.