Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Сторожева З.И.

1. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Москва;
2. Научно-исследовательский институт нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, Москва

Киренская А.В.

Лазарев И.Е.

Новотоцкий-Власов В.Ю.

Самылкин Д.В.

Фастовцов Г.А.

Исследование предстимульной модификации акустической стартл-реакции у здоровых и больных шизофренией

Авторы:

Сторожева З.И., Киренская А.В., Лазарев И.Е., Новотоцкий-Власов В.Ю., Самылкин Д.В., Фастовцов Г.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 589

Загрузок: 8

Как цитировать:

Сторожева З.И., Киренская А.В., Лазарев И.Е., Новотоцкий-Власов В.Ю., Самылкин Д.В., Фастовцов Г.А. Исследование предстимульной модификации акустической стартл-реакции у здоровых и больных шизофренией. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(2):72‑75.
Storozheva ZI, Kirenskaia AV, Lazarev IE, Novototskiĭ-Vlasov VIu, Samylkin DV, Fastovtsov GA. Prepulse modification of acoustic startle reaction in patients with schizophrenia and healthy controls. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2011;111(2):72‑75. (In Russ.)

Нарушение внимания и фильтрации сенсомоторной информации - один из психофизиологических маркеров шизофрении [2]. В мировой практике для изучения раннего и позднего ненаправленного внимания широко применяется тест предстимульной модификации акустической стартл-реакции (АСР) [2, 5, 10], позволяющий оценить изменение амплитуды реакции в условиях предъявления перед основным стимулом менее интенсивного, не вызывающего стартл-реакции сигнала (предстимула). Характер предстимульной модификации зависит от интервала между началом предстимула и основного стимула - интервала опережения (ИО). При ИО 50-500 мс наблюдается снижение амплитуды АСР - предстимульное торможение (ПСТ), а свыше 1000 мс - повышение амплитуды реакции - предстимульная фасилитация (ПСФ). ПСТ характеризует фильтрацию сенсорной информации на ранних стадиях ее обработки, а ПСФ - позднее ненаправленное внимание [2, 5]. Показано нарушение ПСТ у больных шизофренией, а также их родственников и высказано предположение, что это один из психофизиологических маркеров генетической предрасположенности к шизофрении, т.е. эндофенотип [7, 14]. В то же время данные об изменениях ПСФ при шизофрении противоречивы [2, 9, 10]. На показатели предстимульной модификации существенное влияние оказывает этническая принадлежность испытуемых [8, 13, 14]. В последнее время активно проводятся многоцентровые исследования по изучению особенностей АСР и ее предстимульной модификации у здоровых испытуемых и людей, страдающих нервно-психическими заболеваниями [8, 14].

Цель исследования состояла в изучении показателей предстимульной модификации АСР у больных шизофренией и психически здоровых лиц. Такое исследование было проведено в России впервые.

Материал и методы

Были обследованы лица мужского пола 25-50 лет из российской популяции, в числе которых были 25 здоровых и 26 больных с диагнозом шизофрения (рубрика F20 по МКБ-10).

При исследовании предстимульной модификации АСР за основу был принят протокол, рекомендованный Международным консорциумом по генетике шизофрении [5]. В ходе эксперимента испытуемый сидел в кресле с открытыми глазами в затемненном экранированном помещении. Для вызова АСР использовали широкополосные звуковые импульсы, подаваемые со звуковой карты компьютера через наушники бинаурально. Длительность основного стимула составляла 40 мс, интенсивность - 105 дБ. Длительность предстимула составляла 20 мс, интенсивность - 85 дБ. Интервал между основными стимулами задавался по таблице случайных чисел и менялся в пределах от 15 до 22 с.

Исследование состояло из четырех серий. В первой и четвертой сериях подавалось по 5 основных стимулов (без предстимулов). Во второй и третьей сериях подавались стимулы четырех типов: 1) основной стимул без предстимула; 2) основной стимул в сочетании с предстимулом при ИО 60 мс; 3) основной стимул в сочетании с предстимулом при ИО 120 мс; 4) основной стимул в сочетании с предстимулом при ИО 2500 мс. В каждой серии подавалось по 8 стимулов каждого типа, чередовавшихся в случайном порядке. Между сериями испытуемые отдыхали 2-3 мин.

Величину АСР оценивали по электромиограмме (ЭМГ) круговой мышцы глаза (m.orbicularis oculis). ЭМГ регистрировали с помощью 4-канального Нейромиографа-01-МБН (МБН, Россия). Частота квантования составляла 1000 Гц; фильтр верхних частот - 0,5 Гц, нижних- 200 Гц. Использовали хлорсеребряные одноразовые электроды Skintact диаметром 10 мм (Leonard Lang GMBH, Австрия). Заземляющий электрод располагали на середине лба.

Записи ЭМГ вначале подвергали визуальному анализу с целью удаления артефактных реализаций. Из дальнейшего анализа исключали реализации, содержавшие заметную мышечную активность в интервале от 100 мс перед началом стимула до 20 мс после стимула. Для получения интегрированной ЭМГ записи подвергались цифровой высокочастотной фильтрации с частотой среза 10 Гц (для удаления низкочастотного тренда), выпрямлению и сглаживанию фильтром скользящего среднего. По интегрированной ЭМГ определяли автоматически амплитуду и латентность максимального отклонения от базовой линии в интервале 20-200 мс после основного стимула.

Исходные параметры АСР определяли как средние величины амплитуды и латентного периода реакций в течение первой серии. Угашение реакции оценивали по показателю снижения (в процентах) средней амплитуды АСР в четвертой экспериментальной серии относительно соответствующего значения в первой серии. Величину предстимульного торможения определяли по формуле ПСТ=[(Ао-Ап)/Ао]·100%, а предстимульной фасилитации - по формуле ПСФ=[(Ап-Ао)/Ао]·100%, где Ао - средняя амплитуда АСР в ответ на основной стимул без предстимула, а Ап - средняя амплитуда АСР в ответ на основной стимул в сочетании с предстимулом. Вычисления ПСТ проводили раздельно для предстимулов с ИО 60 и 120 мс.

В каждой из групп обследованных проводили оценку влияния факторов черепно-мозговой травмы в анамнезе и опыта употребления психоактивных веществ (ПАВ) - галлюциногенов, психостимуляторов и марихуаны.

Результаты и обсуждение

Исходная амплитуда АСР при регистрации с левого глаза у здоровых составила 44,3±9,4 мкв, у больных шизофренией - 33,0±6,5 мкв. Соответствующие показатели при регистрации с правого глаза составили 60,1±1,6 и 59,4±2,0 мкв. Таким образом, достоверных различий между группами в исходной величине амплитуды АСР обнаружено не было. Не было выявлено также значимых различий между группами по показателю угашения АСР: в группе нормы - 36,6±6,2% при регистрации с левого глаза и 49,0±5,5% - с правого, у больных шизофренией - 44,9±8,4 и 37,0±11,9% соответственно (p>0,1).

Ни в одной из групп не наблюдалось достоверного влияния ЧМТ и опыта употребления ПАВ на базовые значения и угашение амплитуды АСР.

В группе здоровых было обнаружено достоверное снижение ПСТ у лиц с опытом приема ПАВ, а также у испытуемых с ЧМТ в анамнезе (см. таблицу).

Нарушения ПСТ наблюдались при регистрации как с правого, так и левого глаза и были более выраженными во второй экспериментальной серии, а в третьей - носили характер тенденции (0,05

В группе нормы при регистрации с левого глаза наблюдалось повышение ПСФ у лиц с опытом приема ПАВ (см. таблицу). Тенденция к повышению ПСФ (р=0,098) при регистрации с правого глаза была обнаружена в группе больных, принимавших ПАВ.

Учитывая полученные данные, при сравнении показателей ПСТ и ПСФ из анализа исключали здоровых испытуемых с ЧМТ в анамнезе. Испытуемые с опытом употребления ПАВ были исключены из обеих групп. В этих условиях у больных шизофренией обнаружено нарушение предстимульного торможения амплитуды АСР при ИО 60 мс и регистрации с левого глаза, которое выявлялось как при раздельном, так и суммарном анализе второй и третьей экспериментальных серий. Различия с контролем, выявленные при помощи медианного теста, обусловлены появлением подгруппы больных с очень низкими значениями ПСТ (рис. 1).

Рисунок 1. Величина предстимульного торможения АСР при ИО 60 мс у здоровых и больных шизофренией. А - регистрация с левого глаза, Б - с правого. По оси абсцисс - группы испытуемых и экспериментальная серия: Ш-2 - больные шизофренией 2-я серия; Н-2 - норма 2-я серия; Ш-3 - больные шизофренией 3-я серия; Н-3 - норма 3-я серия; Ш-cумм - больные шизофренией, суммарно; Н-сумм - норма суммарно. По оси ординат - величина предстимульного торможения АСР в %. Указаны уровни достоверности различий с соответствующим показателем нормы, оцениваемые при помощи медианного теста.
При регистрации с правого глаза в группе больных наблюдалась тенденция к снижению уровня ПСТ при ИО 60 мс, не достигающая, однако, уровня достоверности и выявляемая только суммарно по двум сериям эксперимента (см. рис. 1). Достоверных различий показателя ПСТ при ИО 120 мс между группами обнаружено не было.

Базовые средние показатели латентного периода АСР у здоровых и больных испытуемых при регистрации с левого глаза составили соответственно 63,2±1,7 и 65,0±2,3 мс, с правого - 61,3±2,0 и 59,4±2,4 мс. У больных шизофренией во второй серии экспериментов в отличие от здоровых наблюдалась фасилитация (снижение) латентного периода АСР предстимулом с ИО 60 мс при регистрации с левого глаза (рис. 2).

Рисунок 2. Величина предстимульной модификации латентного периода АСР при различных интервалах опережения предстимула у больных шизофренией и здоровых (по результатам второй экспериментальной серии, регистрация с левого глаза). По оси абсцисс - группы испытуемых и величина интервала опережения. Ш-60 шизофрения, ИО 60 мс, Н-60 - норма, ИО 60 мс; Ш-120 шизофрения, ИО 120 мс; Н-120 - норма, ИО 120 мс; Ш-2500 шизофрения, ИО 2500 мс; Н-2500 - норма, ИО 2500 мс. По оси ординат - изменения латентного периода АСР в %. Указан уровень достоверности различий с соответствующим показателем нормы, оцениваемый при помощи медианного теста.

У больных шизофренией было выявлено также нарушение ПСФ при регистрации с левого глаза, которое имело место исключительно во второй экспериментальной серии (рис. 3).

Рисунок 3. Величина предстимульной фасилитации АСР при ИО 2500 мс у здоровых и больных шизофренией ( по результатам второй экспериментальной серии). По оси абсцисс - группы испытуемых и регистрируемый глаз: Ш-л - шизофрения, регистрация с левого глаза; Н-л - норма, регистрация с левого глаза; Ш-пр - шизофрения, регистрация с правого глаза; Н-пр - норма, регистрация с правого глаза. По оси ординат - предстимульная фасилитация амплитуды АСР в %. Указан уровень достоверности различий с соответствующим показателем нормы, оцениваемый при помощи медианного теста.

В группе больных была выявлена положительная корреляция базовой амплитуды АСР (r=0,63, р=0,04) и отрицательная (r=-0,65, р=0,030) - базового латентного периода АСР со шкалой П4 (возбуждение) PANSS (Шкала позитивных и негативных симптомов) [1]. Значимых корреляций между уровнем ПСТ и показателями PANSS выявлено не было. В то же время нарушение ПСФ ассоциировалось с высокими показателями по шкалам PANSS П5 (идеи величия, r=-0,79, р=0,02), П7 (уровень враждебности, r=-0,73, р=0,009) и суммарной шкале позитивных симптомов (r=-0,63, р=0,030).

Таким образом, в проведенном исследовании показано, что при отсутствии отличий от нормы в базовых характеристиках и показателях угашения АСР больные шизофренией демонстрируют дефицит ПСТ и фасилитацию латентного периода АСР при ИО 60 мс, свидетельствующие о нарушении фильтрации сенсомоторной информации. В литературе также имеются сведения, что дефицит ПСТ при шизофрении наблюдается преимущественно при ИО 60 мс [7, 12, 13]. Вместе с тем нарушения ПСТ у больных шизофренией обычно более выражены при регистрации с правого глаза [5, 7, 12]. Несоответствие полученных результатов данным литературы может быть обусловлено особенностями состава групп больных (различные формы шизофрении). Нельзя также исключить роль этнической принадлежности. Дальнейшие исследования с привлечением большего количества испытуемых и анализом однородных клинических синдромов, возможно, позволят выявить причину данного феномена.

В нашем исследовании, что согласуется и с данными литературы, вне терапии корреляций уровня ПСТ с показателями PANSS не наблюдалось [11]. Вместе с тем выявлены корреляции базовых параметров АСР с показателем уровня возбуждения по PANSS. Ранее корреляционные связи базовых параметров АСР с возбудимостью были показаны у детей с синдромом де ля Туретта [6].

Имеющиеся в литературе данные, касающиеся нарушений ПСФ при шизофрении, противоречивы; отмечена нестабильность ее уровня при регистрации в двух последовательных экспериментальных сериях, обусловленная латентным торможением [2, 10]. В нашем исследовании дефицит ПСФ у больных также наблюдался только во второй экспериментальной серии. Эти результаты требуют дальнейших исследований, поскольку данные об изменениях латентного торможения при шизофрении противоречивы [3, 4].

Впервые показано, что нарушение позднего ненаправленного внимания, характеризуемого предстимульной фасилитацией амплитуды АСР при ИО 2500 мс, ассоциируется с высокими показателями шкал позитивных синдромов PANSS.

В целом полученные результаты свидетельствуют о множественных нарушениях ненаправленного внимания при шизофрении. Сравнение особенностей модификации АСР предстимулами с различными интервалами опережения позволяют предположить, что нарушения ПСТ и изменения ПСФ, возможно, являются различными эндофенотипами (психофизиологическими маркерами) шизофрении. Об этом свидетельствуют и различия, наблюдаемые в действии на указанные параметры факторов травмы головы и приема психоактивных веществ. В литературе также имеются сведения [9, 16] о различии действия галлюциногенов и никотина на ПСТ и ПСФ.

Выявленный профиль эффектов употребления наркотических соединений у здоровых испытуемых согласуется с данными литературы [16], однако нуждается в дальнейшем исследовании на предмет стабильности и специфичности. В связи с этим интересно отметить, что в настоящее время ЧМТ и прием ПАВ рассматриваются как факторы риска в отношении развития шизофрении [15].

Тест предстимульной модификации АСР может быть успешно использован в клинической психиатрии для изучения процессов внимания и обработки сенсомоторной информации, в частности для изучения эффектов наркотиков и предрасположенности к их употреблению, выявления лиц с высоким риском развития психической патологии, а также при нервно-психических заболеваниях.

Работа поддержана фондом РГНФ (проект 10-06-00701а)

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.