Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Зозуля С.А.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Сиряченко Т.М.

Каледа В.Г.

Научный центр психического здоровья РАМН, Москва

Дупин А.М.

Омельченко М.А.

Отман И.Н.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Клюшник Т.П.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Особенности состояния иммунной системы при эндогенных психических заболеваниях с выраженными аффективными расстройствами

Авторы:

Зозуля С.А., Сиряченко Т.М., Каледа В.Г., Дупин А.М., Омельченко М.А., Отман И.Н., Клюшник Т.П.

Подробнее об авторах

Просмотров: 851

Загрузок: 33

Как цитировать:

Зозуля С.А., Сиряченко Т.М., Каледа В.Г., Дупин А.М., Омельченко М.А., Отман И.Н., Клюшник Т.П. Особенности состояния иммунной системы при эндогенных психических заболеваниях с выраженными аффективными расстройствами. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(12):63‑67.
Zozulya SA, Siriachenko TM, Kaleda VG, Dupin AM, Omel'chenko MA, Otman IN, Klyushnik TP. The state of the immune system in endogenous mental diseases with pronounced affective disorders. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2011;111(12):63‑67. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти экспрес­сии мРНК STAT1 и STAT3 мо­но­ци­та­ми жен­щин с при­выч­ным не­вы­на­ши­ва­ни­ем бе­ре­мен­нос­ти в анам­не­зе. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(5):18-24

Результаты ряда исследований [1, 7, 17, 21, 25] свидетельствуют о вовлеченности иммунной системы в генез эндогенных психозов. Так, в крови больных шизофренией выявляются повышенная концентрация провоспалительных цитокинов, белков острой фазы воспаления, аутоантител к различным антигенам мозга [6, 20-22, 26], а также морфологические, количественные и функциональные изменения клеток иммунной системы [19, 23, 24]. Выявлены корреляции [16] между рядом иммунологических показателей, остротой и степенью прогредиентности шизофренического процесса. Были также попытки [3] установить связь между особенностями иммунологического статуса больных шизофренией и психопатологическими особенностями приступа заболевания, но соответствующих закономерностей не выявлено. Вместе с тем известно, что в клинической картине эндогенных психозов, не только аффективных, но и других, большое место могут занимать расстройства настроения (депрессивные, маниакальные, смешанные), т.е. патология эмоций, которые, как известно, тесно связаны с функцией ряда мозговых структур (мезолимбической, мезокортикальной и др.), имеющих отношение к регуляции деятельности иммунной системы [8-10]. Это делает обоснованной попытку изучения иммунологических реакций (врожденный и приобретенный иммунитет) при эндогенных психозах, в психопатологической структуре которых имеются выраженные аффективные расстройства, в том числе в аспекте связи иммунологических показателей с полярностью аффекта.

Цель работы - сравнительное изучение сопряженности показателей врожденного и приобретенного иммунитета у пациентов с различными формами эндогенных психических заболеваний при наличии в их психопатологической структуре аффективных нарушений.

Если обратиться к МКБ-10, то речь идет об аффективных психозах (рубрики F31.0, F32.2, F33.2, F41.2), шизоаффективном расстройстве (малопрогредиентная шизофрения) (F21.3), шизоаффективном психозе (F25.0, F25.1) и приступообразной шизофрении в периоде аффективно-бредового приступа (F20.02, F20.03).

Материал и методы

Работа проводилась в следующих подразделениях Научного центра психического здоровья РАМН (НЦПЗ РАМН) (директор - акад. РАМН А.С. Тиганов): в Отделе по изучению проблем подростковой психиатрии (рук. - проф. Н.А. Мазаева) на базе острых подростковых отделений Московской городской клинической психиатрической больницы №15 (глав. врач - Н.П. Герасимов); в группе по изучению психических расстройств юношеского возраста (рук. - М.Я. Цуцульковская) Отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний и в лаборатории молекулярной биохимии (рук. - Т.П. Клюшник).

Критериями для включения больных в исследование были наличие выраженной аффективной патологии (депрессия, мания) в клинической картине заболевания, манифестация заболевания в подростково-юношеском возрасте. Из исследования исключались пациенты с клиническими и лабораторными признаками острых и хронических воспалительных и аутоиммунных заболеваний, выявленными в течение 2 мес до начала обследования.

Обследовали 180 больных, 116 мужчин и 64 женщины, в возрасте 15-25 лет, находившихся на стационарном лечении. Преобладание мужчин объясняется работой авторов преимущественно в мужских отделениях.

Диагностически больные распределялись следующим образом: аффективные психозы - 29; шизоаффективный психоз - 106 больных; малопрогредиентная шизофрения - 23; приступообразно-прогредиентная шизофрения с аффективно-бредовым приступом - 22.

В каждой из диагностических групп были выделены пациенты с преобладанием в структуре психотического приступа депрессивной или маниакальной симптоматики. Так, соотношение больных с депрессиями и маниями в группе аффективных психозов было 25 (86,2%) и 4 (13,8%); в группе малопрогредиентной шизофрении 21 (91,3%) и 2 (8,7%); при шизоаффективном психозе - 60 (56,6%) и 46 (43,4%); при приступообразно-прогредиентной шизофрении - 10 (45,5%) и 12 (54,5%). У пациентов с аффективными психозами средний возраст на момент обследования был 17±2 года, с заболеваниями шизофренического спектра - 20±5 лет. Средний возраст к моменту манифестного приступа по выборке в целом был 16,9±2,6 года, длительность заболевания от момента психотической манифестации - 11,6±13 мес. 135 больных были направлены в стационар в момент первого манифестного психоза, повторные приступы наблюдались у 45.

Наряду с клиническим методом психическое состояние больных оценивали количественно с использованием шкалы Гамильтона для депрессии (HAM-D) и шкалы Янга (YMRS) при наличии маниакальной симптоматики. Наличие тревожного компонента с психомоторным возбуждением определяли и оценивали количественно с учетом характеризующих его пунктов шкалы Гамильтона - «возбуждение» и «страх».

Контрольная группа состояла из 30 психически и соматически здоровых лиц, сопоставимых по возрасту с группой больных.

О состоянии врожденного иммунитета судили по энзиматической активности в сыворотке крови лейкоцитарной эластазы (ЛЭ) - протеолитического фермента нейтрофилов, выделяющегося из клетки при ее активации, функциональной активности α1-протеиназного ингибитора (α1-ПИ). Содержание аутоантител в сыворотке крови к фактору роста нервов (ФРН) и основному белку миелина (ОБМ) отражало состояние приобретенного иммунитета.

Активность ЛЭ измеряли энзиматическим модифицированным методом В.Л. Доценко и соавт. [2] с использованием специфического субстрата N-t-BOC-Ala-ONP, функциональную активность α1-ПИ оценивали по степени ингибирования трипсина исследуемой сывороткой с использованием унифицированного энзиматического метода [12]. Уровень аутоантител к ФРН и ОБМ определяли методом твердофазного иммуноферментного анализа [15].

Статистическую обработку результатов проводили с использованием компьютерной программы Statistica-6 (для Windows, StatSoft., Inc., USA) с вычислением средних значений (М), стандартного отклонения от среднего (σ). Достоверность различий между средними значениями определяли с помощью теста Манна-Уитни (t-test); возможные клинико-биологические корреляции изучали, используя корреляционный анализ по Спирману (r).

Результаты и обсуждение

В табл. 1 приведены результаты оценки тяжести депрессии и мании в обследованных группах больных.

Из приведенных данных видно, что наибольшая выраженность депрессии, достоверно отличающаяся от соответствующей симптоматики в других группах (p<0,01), выявлена у больных шизоаффективным психозом. Отличий в степени тяжести депрессии между другими группами пациентов не выявлено. Максимальная выраженность маниакальной симптоматики также характерна для группы больных шизоаффективным психозом. Межгрупповое сравнение показало, что средняя оценка тяжести мании у пациентов с шизоаффективным психозом достоверно выше, чем в группе больных приступообразно-прогредиентной шизофренией (p<0,05).

Выраженность тревоги по шкале HAM-D по группам пациентов была следующей: аффективные психозы - 2,2±2,3; малопрогредиентная шизофрения - 1,9±2,2; шизоаффективный психоз - 5,2±1,09; приступообразная шизофрения - 3,1±0,74. Только показатель при шизоаффективном психозе достоверно отличался от других заболеваний (p<0,001).

Таким образом, у пациентов с шизоаффективным психозом выявлена и статистически подтверждена наибольшая выраженность всех изученных форм аффективной патологии (депрессия, мания, тревожный компонент с психомоторным возбуждением), которая соответствовала большей остроте психотического состояния в данном случае, а также конгруентности галлюцинаторно-бредовых нарушений.

В табл. 2 приведены результаты определения изучавшихся иммунологических показателей в крови больных обследуемых групп.

Из представленных данных следует, что во всех обследованных группах наблюдается значительное повышение активности ЛЭ по сравнению с контролем. При этом нарастание тяжести заболевания (от аффективных психозов к параноидной шизофрении) сопровождается увеличением активности ЛЭ (от 249±71 до 296±53 нмоль/мин·мл). Средняя активность ЛЭ у больных приступообразно-прогредиентной и малопрогредиентной шизофренией была одинаковой, однако она достоверно превышала таковую у пациентов с аффективными и шизоаффективным психозами (p<0,05) (см. рисунок), что может отражать большую прогредиентность патологического процесса.
Схема 1. Активность лейкоцитарной эластазы в сыворотке крови больных с различными психическими заболеваниями и в контроле. По оси абсцисс - группа, по оси ординат - активность ЛЭ, нмоль/мин мл. * - достоверные отличия от контроля (p<0,01), # - достоверные отличия от групп больных с шизоаффективными и аффективными расстройствами (p<0,05).

Средние значения функциональной активности α1-ПИ у больных всех обследованных групп достоверно превышали контрольные значения, при этом различий между диагностическими группами не выявлено.

Приведенные данные свидетельствуют, что выявленная в работе повышенная дегрануляционная активность нейтрофилов (высокая активность ЛЭ) для всех групп обследованных, вероятно, представляет собой неспецифический ответ врожденного иммунитета на патологические процессы в ЦНС при различных формах эндогенных психозов. Одним из возможных факторов, активирующих нейтрофилы, является повышенное количество иммунных комплексов в периферической крови вследствие увеличенного поступления в кровяное русло мозговых антигенов в результате тканевой альтерации. Эти иммунные комплексы взаимодействуют с Fc-рецепторами лейкоцитарных клеточных мембран, активируя лейкоциты, что является одним из звеньев воспалительного процесса [18]. Наличие воспалительного процесса при психотических состояниях подтверждается также повышением в крови другого воспалительного маркера - α1-ПИ, выявленного в настоящем исследовании. Функциональная роль α1-ПИ заключается в ингибировании активности ЛЭ и сдерживании ее деструктивного потенциала, в связи с чем повышение активности этого белка следует рассматривать как благоприятный прогностический фактор, способствующий разрешению воспаления.

При анализе среднего уровня аутоантител к нейроантигенам в сыворотке крови обследованных групп больных статистически значимых отличий от контрольной группы установлено не было, при этом их содержание широко варьировалось (от 0,34 до 1,64 ед. опт.плотн.) и в каждой группе были пациенты с уровнем аутоантител как ниже, так и выше контрольных значений. Понижение уровня аутоантител ниже контрольных значений может быть объяснено тем, что выходящие из мозга антигены связываются с пулом физиологических, регуляторных аутоантител, циркулирующих в крови всех здоровых людей, и в виде комплекса антиген-антитело выводятся из кровеносного русла [5, 13]. Есть основание предполагать, что массированное поступление антигенов мозга в кровь запускает синтез дополнительного количества аутоантител. В таком случае говорят об аутоиммунном компоненте. Однако не исключено, что запуск аутоиммунных реакций опосредуется нарушением функций самой иммунной системы. Образовавшиеся в избыточном количестве аутоантитела способны проникать через поврежденный гематоэнцефалический барьер, связываться с антигенами-мишенями, что усугубляет имеющиеся нарушения в мозге [4, 11].

В ряде исследований [5, 14, 15] было показано, что возникновение аутоиммунного компонента отражает более тяжелое течение заболеваний. В связи с этим в настоящей работе для каждой группы пациентов была определена доля гипериммунных сывороток, т.е. сывороток, в которых показатель уровня аутоантител хотя бы к одному антигену превышал значение (М±σ) контрольной группы, или 0,82 ед. опт.плотн. Оказалось, что доля гипериммунных сывороток внутри всех обследованных групп за исключением приступообразно-прогредиентной шизофрении примерно одинакова: 39,6% при шизоаффективном психозе, 34% при аффективных психозах и 30,4% при малопрогредиентной шизофрении. В группе больных с приступообразно-прогредиентной шизофренией доля гипериммунных сывороток составила всего 9%, хотя по клинической картине эти больные не имели каких-либо особенностей, что требует дополнительного изучения.

При сравнении иммунологических показателей при манифестации болезни и повторных приступах статистически значимых различий выявлено не было. Объяснение этого может быть дано при изучении влияния остроты психотического состояния на соответствующие иммунологические признаки, что в данной работе специально не изучалось.

В табл. 3 приведены результаты определения иммунологических показателей у больных обследованных групп с различными полюсами аффекта.

Из представленных данных видно, что в рамках каждой обследованной группы достоверных различий ни по одному из изученных иммунологических показателей между больными с преобладанием депрессии или мании отмечено не было. Это получило подтверждение и при корреляционном анализе: не было выявлено достоверной связи между активностью ЛЭ и выраженностью депрессии или мании как в общей группе больных, так и в каждой диагностической группе. Отсутствие указанной связи позволяет предположить, что клинико-психопатологические особенности психоза не определяются иммунными механизмами, и основой для них являются структурно-химические сдвиги на уровне мозга.

Вместе с тем нельзя не отметить, что слабые корреляционные связи были выявлены между уровнем аутоантител к нейроантигенам и степенью выраженности мании (r=0,26, p<0,05) и депрессии (r=0,14, p=0,1) в общей группе пациентов. В группе больных шизоаффективным психозом выявлена взаимосвязь между уровнем аутоантител к ФРН и степенью выраженности депрессии (r=0,28, p=0,05) и мании (r=0,31, p<0,05). Сказанное дает основание предполагать, что аутоиммунный компонент может быть дополнительным фактором, утяжеляющим клинические проявления и течение заболевания.

В группе пациентов с приступообразно-прогредиентной шизофренией имелись корреляции между иммунологическими показателями и уровнем тревоги с психомоторным возбуждением, по-видимому, являясь отражением большей прогредиентности болезненного процесса при шизофрении по сравнению с другими изучавшимися заболеваниями. Об этом свидетельствуют и приведенные выше результаты изучения активности ЛЭ.

Полученные в нашей работе результаты позволяют сделать следующее заключение: активация врожденного иммунитета (повышение активности ЛЭ и α1-ПИ) является универсальной неспецифической реакцией иммунной системы. Об этом свидетельствует активация врожденного иммунитета при всех изученных эндогенных психических заболеваниях (аффективные психозы, шизоаффективный психоз, малопрогредиентная и приступообразно-прогредиентная форма шизофрении). Нарастание темпа прогредиентности болезненного процесса (от аффективных психозов до приступообразно-прогредиентной шизофрении) сопровождается достоверным повышением активности ЛЭ в сыворотке крови больных. Отсутствие в каждой из изученных форм эндогенных психических заболеваний связей между полюсом аффекта и его интенсивностью в психотических состояниях и активностью ЛЭ позволяет предположить, что дегрануляционная активность нейтрофилов, преимущественно, указывает на тяжесть патологического процесса в мозге и незначима для формирования клинико-психопатологических симптомов психоза. Аутоиммунный компонент во всех изученных нозологических группах выявляется примерно в одинаковом проценте (30-40) случаев, что свидетельствует об иммунной гетерогенности обследованных групп больных. Наличие аутоиммунного компонента является дополнительным фактором, утяжеляющим течение заболевания.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.