Eur J Psychiat 2009; 23: Suppl - Eur J Psychiat 2009; 23:3 - Schizophr Bull 2009; 35:4 - Psychiat Bull 2009; 33: 11. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010;110(2):106‑107.
Eur J Psychiat 2009; 23: Suppl - Eur J Psychiat 2009; 23:3 - Schizophr Bull 2009; 35:4 - Psychiat Bull 2009; 33: 11. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2010;110(2):106‑107. (In Russ.)

Слуховые галлюцинации: клиника, генетика и прижизненная визуализация

(Auditory hallucination: a clinical, genetic and neuroimaging approach)

J. Sanjuan, E.J. Aguilar, J.C. Gonzalez

Eur J Psychiat 2009; 23: Suppl: 154-159 (англ.)

Слуховые галлюцинации (СГ) говорят о наличии у больного психотического состояния. Представленное исследование отражает интегративный подход авторов к изучению этого психопатологического феномена, включающий клиническое, генетическое изучение и данные магнитно-резонансной томографии. Традиционное психопатологическое исследование CГ с выделением их клинических вариантов было дополнено применением испанской версии шкалы Psychotic Symptoms Rating Scales (PSYRATS). В молекулярно-генетической части работы изучали полиморфизмы некоторых генов, имеющих отношение в развитию нервной системы и языка (language) - FOXP2, HAR1 и ASPM, а также генов, сцепленных с регуляцией эмоциональных функций и нейротрансмиссией – HTT, CCK-AR. Было установлено усиление активации лимбической и лобной областей мозга в ответ на эмоционально значимые для пациента слова. При МРТ-морфометрии было выявлено достоверное уменьшение серого вещества в различных отделах мозга, степень которого прямо коррелировала с интенсивностью СГ. Более того, при использовании специального метода анализа для установления соответствия между областями потери серого вещества и указанной выше активацией было найдено их «перекрытие». В генетическом разделе работы были получены данные, подтверждающие наличие генетического предрасположения к возникновению СГ и особенно развития эмоциональной реакции на них. Приведенные результаты были дополнены спектроскопической оценкой метаболитических сдвигов: было обнаружено, что в правом таламусе больных с СГ имеет место снижение соотношения норадреналин/ холин по сравнению с больными без СГ (при шизофрении вообще указанное соотношение снижено по сравнению со здоровыми). На основе установленных результатов предложена модель СГ, в соответствии с которой выделены три этиопатогенетические пути их развития. Первый путь определяется общей генетической предрасположенностью к развитию СГ, которая связана с генами ССК-АR и другими, модулирующими функцию всех перцепторных входов через таламо-корковые области мозга. Второй путь связан с геном FOXP2 (возможно и с другими), обусловливающими «повышенную возможность слышать голоса», а также функциональными и структурными изменениями в височной области мозга. Третий путь включает генетически обусловленную предрасположенность, определяющую патологические эмоциональные реакции на слуховые стимулы. Полагают, что в этом случае большую роль играют гены, имеющие отношение к серотонинергической нейротрансмиссии, в лимбической и лобной областях мозга. Кроме того, авторы признают, что большое влияние на возникновение СГ имеют культуральные влияния, определяющие содержательную сторону голосов и их социальное значение. В статье приведена соответствующая этой модели схема.

Библиогр.: 27 назв.

Faculty of Mеdicine,

Valencia University,

Valencia.

e-mail: julio.sanjuan@un.es

Ночные кошмары у больных шизофренией и депрессией

(Nightmare in schizophrenic and depressed patients)

C. Okorome Mume

Eur J Psychiat 2009; 23: 3: 177-183 (англ.)

Ночные кошмары, как и инсомния, являются достаточно распространенными клиническими проявлениями в психиатрической клинике. Однако, если инсомния хорошо изучена, то в отношении ночных кошмаров при шизофрении и депрессии известно пока мало. В задачу настоящего исследования входило изучение распространенности ночных кошмаров в указанных группах больных с учетом их пола и возраста по сравнению со здоровыми. Наблюдали 54 больных шизофренией и 40 пациентов с депрессией; в контрольную группу здоровых вошли 123 человека. Возраст здоровых был 18-53 года, больных шизофренией - 18-51, больных с депрессией - 22-52; сходным был и состав этих групп по полу. Всем обследуемым был предложен опросник, направленный на выявление ночных кошмаров в течение последнего года (one year prevalence). Было установлено, что ночные кошмары в указанный период времени испытывали 4,9% здоровых (этот показатель приблизительно соответствует данным по общей популяции - 5-8%), 16,7% больных шизофренией и 17,5% больных депрессией. Среднее число эпизодов изучавшегося нарушения сна было у здоровых 18±6,6; у больных шизофренией - 42,7±6,3 и при депрессии - 44,6±5,9. Известно, что ночные кошмары особенно характерны для тревожных состояний и посттравматического стрессового расстройства, но, как показало настоящее исследование, они часто встречаются и при психозах. В связи с этим представляет интерес их дальнейшее изучение, особенно в аспекте их сопряженности по времени и содержанию с психопатологией.

Библиогр.: 14 назв.

Нигерия,

Obafemi Awolowo University,

Ile - Ife, Osun State.

e-mail: celemume2000@yahoo.com

По направлению к пониманию генетической сложности функциональных психозов

(Toward the understanding of the genetic complexity of functional psychoses)

B. Arias, M. Fatjo-Vilas, S. Papiol et al.

Eur J Psychiat 2009; 23: Suppl: 49-55 (англ.)

Авторы статьи (8 человек) составляют группу, которая изучает роль генетических и биологических факторов риска в развитии функциональных психозов (шизофрении и биполярных аффективных). В этих исследованиях используются следующие стратегии: сопоставление «случай - контроль», изучение семей и близнецов. Они проводятся в тесном сотрудничестве с клиницистами и специалистами в области базисных медицинских наук ряда испанских и европейских научных учреждений. Последние результаты, вытекающие из молекулярно-генетических исследований, позволяют констатировать следующее: 1) генетическое предрасположение, касающееся синдромальной структуры функциональных психозов, может быть связано с хромосомой 1q; 2) выявление кластера интерлейкина-1 на хромосоме 2q13 может рассматриваться как фактор риска и для шизофрении, и для биполярных психозов; 3) связь между этой геномной областью и функциональными, а также морфологическими изменениями (по данным компьютерной томографии) имеет место при обоих психозах; 4) наличие субмикроскопических изменений мозга также может представлять собой рисковый фактор для изучаемых психозов; 5) ген дисбиндина, играющий роль в развитии нейрокогнитивного профиля и преморбидных особенностей, может влиять на раннее начало психоза. Полученные авторами результаты в области пренатальных маркеров «мозговой нестабильности» позволили установить три врожденных дерматоглифических особенности (они перечислены), которые могут быть отнесены к факторам риска развития шизофрении. Касаясь взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды, авторы выделяют Val158 Met полиморфизм в гене COMT и злоупотребление препаратами конопли (каннабиса). Считают, что в развитии психоза имеет значение синергизм влияния Val аллеля и каннабиса. Все это, по мнению исследователей, показывает сложность генетической основы функциональных психозов, которая требует дальнейшего интенсивного изучения. В настоящее же время соотношение вклада генетических и внешнесредовых влияний в экспрессию фенотипической вариабельности при шизофрении с учетом существующей литературы может быть представлено следующим образом: известные генетические факторы - 5%, неизвестные генетические факторы - 75% и факторы внешней среды - 20%.

Библиогр.: 34 назв.

Universitat de Barselona,

Barselona.

e-mail: lfanana@ ub.edu

Генетические и обусловленные болезнью специфические аспекты ЭЭГ покоя при шизофрении

(Genetic and disorder-specific aspects of resting state EEG abnormalities in schizophrenia)

N.C. Venables, E.M. Bernat, S.R. Sponheim

Schizophr Bull 2009; 35: 4: 826-839 (англ.)

Для выяснения вопроса, связаны ли изменения частоты ЭЭГ покоя при шизофрении с генетическим предрасположением к заболеванию, обследовали 61 биологического родственника - первой степени родства - 48 больных шизофренией. Кроме того, для сравнения были взяты пациенты с биполярными расстройствами и их родственники. У пациентов, страдающих шизофренией, и их родственников, но не в указанных контрольных группах, была увеличена активность в области высокочастотных ритмов (бета-ритм) ЭЭГ, что свидетельствует о генетически обусловленном изменении состояния биоэлектрической активности мозга, характеризующем именно это заболевание. У больных шизофренией было отмечено также повышение и низкочастотной активности (Δ- и θ-ритмов), в то время как при биполярном психозе и у родственников в обеих группах имело место ослабление низкочастотной активности. Известно, что с Δ- и θ-активностью при шизофрении жестко ассоциирован Val158Met полиморфизм гена катехол-О-метилтрансферазы (СOMT). Эти данные позволили авторам предположить, что избыточность высокочастотной активности, особенно в лобных областях мозга, может отражать эндофенотип, характеризующий генетическую предрасположенность к шизофрении на корковом уровне. Что касается изменений низкочастотных ритмов, то они больше связаны с влиянием специфичной для шизофрении психопатологией и патофизиологией (влиянием гена СОМТ на тонус дофаминергической функции, в частности).

Библиогр.: 55 назв.

США,

University of Minnesota,

Minneapolis, MN.

e-mail: sponh001@ umn.edu.

Терапия светом при заболеваниях, фигурирующих в DSM-IV-TR

(Ligth-therapy application for DSM-IV-TR disease entities)

M. Paino, E. Fonseca-Pedrero, M. Bousono, S. Lemos-Giraldez

Eur J Psychiat 2009; 23: 3: 166-176 (англ.)

История применения терапии светом (фототерапии) в психиатрии связана с выделением так наз. сезонных депрессий, которые возникают преимущественно осенью и зимой, а ремиссии отмечаются весной и летом, что явилось основанием для попыток их лечения ярким светом (N.F. Rosenthal et al., 1984). К 90-м годам прошлого столетия в литературе накопились сведения об успешном лечении светом в разных психиатрических центрах более чем 300 больных. При этом отмечался не только быстро наступающий терапевтический эффект, но и хорошая переносимость такого лечения. В дальнейшем изучение этого вида терапии было направлено на количественную оценку депрессии (по шкале Гамильтона), выделение предикторов терапии и т.п. Но достаточно полного обобщения эти работы еще не получили, особенно в свете прогресса в области изучения патогенеза разных типов депрессивных состояний. Целью настоящей работы был обзор современной литературы, появившейся со времени работ группы N.F. Rosenthal, по результатам применения фототерапии не только при сезонной депрессии, но и несезонных вариантах депрессий, jet-lag депрессии, связанной с быстрой переменой часовых поясов, паническом расстройстве, обсессивно-компульсивном расстройстве, деменции, предменструальном синдроме, булимии, нарушениях сна. Полученные данные показали, что до сих пор нет убедительных результатов, свидетельствующих как о высокой эффективности такой терапии, так и отрицающих ее полностью. Считают, что пока такой метод лечения остается экспериментальным. Поскольку в психиатрии существует необходимость поиска методов альтернативных медикаментозному лечению, то исследования в области фототерапии должны быть продолжены во всех направлениях.

Библиогр.: 80 назв.

University of Oviedo,

Oviedo.

e-mail: mpaino@ uniovi.es

Как специалисты по ЭСТ информируют больных относительно потери памяти

(How specialists ECT consultants inform patients about memory loss)

D. Hanna, K. Kershaw, R. Chaplin

Psychiat Bull 2009; 33: 11: 412-415 (англ.)

Считают, что электросудорожная терапия (ЭСТ) остается одним из наиболее эффективных методов лечения депрессии (существует даже точка зрения, что она более эффективна, чем терапия лекарственная). Однако отношение к ЭСТ остается весьма противоречивым как в обществе, так и среди психиатров. При этом основной аргумент противников ЭСТ связан с возможностью развития достаточно выраженных нарушений памяти (потерю памяти в связи с ЭСТ отмечает приблизительно одна треть пациентов). В связи с этим большое значение приобретает предоставление больному перед лечением информации о возможности развития такого осложнения. Авторы поставили перед собой задачу выяснить ситуацию в практических психиатрических учреждениях Великобритании методом анкетного опроса. В 2003 г. были распределены 108 опросников, ответы на которые были получены в 69 случаях (от 64% врачей). Положительные ответы в отношении ознакомления больных были получены от 62 психиатров. Когда это число врачей было принято за 100%, то оказалось, что более детальная информация по отдельным вопросам, связанным с ЭСТ, дается 31-100% врачей. При этом наибольшие расхождения были отмечены в ответах врачей на вопрос: предоставляете ли вы пациентам право выбора односторонней или двусторонней ЭСТ? В этом случае 42% специалистов ответили положительно, 10% - отрицательно и 48% дали ответ - «иногда». Считают, что процедура информированного согласия при ЭСТ должна быть более упорядочена и более активной должна быть работа клиницистов по разработке методов профилактики и коррекции нарушений памяти.

Библиогр.: 14 назв.