Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Аведисова А.С.

Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Москва

Ястребов Д.В.

Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Москва

Оценка диагностики и терапии астенических расстройств по результатам анкетирования врачей общей практики

Авторы:

Аведисова А.С., Ястребов Д.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 873

Загрузок: 36

Как цитировать:

Аведисова А.С., Ястребов Д.В. Оценка диагностики и терапии астенических расстройств по результатам анкетирования врачей общей практики. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010;110(2):56‑60.
Avedisova AS, Iastrebov DV. Diagnosis and therapy of asthenic disorders: results of the questionnaire survey of general practitioners. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2010;110(2):56‑60. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ле­че­ние боль­ных с пос­ледстви­ями че­реп­но-моз­го­вой трав­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):26-33
Ас­те­ни­чес­кий пос­тко­вид­ный син­дром. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):61-69
Осо­бен­нос­ти ле­че­ния и ре­аби­ли­та­ция боль­ных, пе­ре­нес­ших COVID-19, с ише­ми­чес­ким ин­суль­том. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):76-84
Воз­мож­нос­ти оцен­ки ин­во­лю­ци­он­ных из­ме­не­ний ко­жи в эс­те­ти­чес­кой ме­ди­ци­не. Роль ультраз­ву­ко­вой ди­аг­нос­ти­ки. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):92-98
Хро­ни­чес­кий вер­хне­че­люс­тной ате­лек­таз, или син­дром мол­ча­ще­го си­ну­са. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(1):60-65
Диаг­нос­ти­ка и ле­че­ние нев­ро­ло­ги­чес­ких оро­фа­ци­аль­ных бо­ле­вых син­дро­мов. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):5-12
Спек­траль­ный ана­лиз ро­то­вой жид­кос­ти па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­ки­ми фор­ма­ми на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):3-6
Де­ся­ти­лет­ний опыт ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния зак­ры­тых травм под­же­лу­доч­ной же­ле­зы. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):34-38
Слу­чай нор­веж­ской че­сот­ки у па­ци­ен­та с им­бе­циль­нос­тью. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(2):161-164
Па­то­ло­гия эн­до­мет­рия и кли­ни­ко-ди­аг­нос­ти­чес­кое зна­че­ние гли­ко­де­ли­на. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):53-62

Повышенная утомляемость - самая распространенная жалоба, с которой пациенты обращаются к врачам общемедицинской практики, а хроническая утомляемость является основой для диагностики астенических расстройств. По данным разных авторов, распространенность астенических состояний в терапевтической практике варьирует от 10 до 45%. Астенические расстройства мало подвержены спонтанному обратному развитию, что определяет необходимость проведения соответствующей терапии.

В DSM-IV состояния, основными проявлениями которых являются астенические нарушения, в отдельную диагностическую рубрику не выделяются. В МКБ-10 астенические расстройства формируют 2 основные диагностические категории - органическое эмоционально-лабильное расстройство и неврастению. Наряду с этим существует тенденция к выделению среди астенических состояний новых диагностических единиц. Так, например, с середины 1980-х гг. в медицинской литературе стали встречаться описания синдрома хронической усталости, выделение которого представляет собой попытку привлечь внимание врачей к симптомам астении.

Существуют разные подходы к терапии астенических состояний.

За рубежом наиболее распространенным является подход, подразумевающий использование самых разных препаратов - от кортикостероидных гормонов до иммуномодуляторов, витаминов и антидепрессантов.

В отечественной психофармакологии более часто используются психостимуляторы и препараты группы ноотропов. Однако использование первых, наиболее эффективных, ограничено из-за рисков, связанных с их применением (злоупотребление, синдром отмены). Лишь в последние годы появилась достойная альтернатива лекарственным средствам этой группы - препараты нейрометаболического действия, в психофармакологическом спектре которых выявляется отчетливый психостимулирующий эффект.

Нейрометаболические средства, обладающие некоторыми свойствами психостимуляторов (повышение психомоторной активности) и ноотропов (улучшение когнитивных функций), могут быть выделены в новую группу антиастенических средств. Они лишены ряда нежелательных эффектов психостимуляторов и при этом обладают более широким спектром терапевтического действия, чем «чистые» ноотропы (эффект последних преимущественно проявляется лишь при терапии органически обусловленной астении).

На наш взгляд, необходимым условием совершенствования терапевтических подходов в отношении астенических расстройств является своевременное информирование широкого контингента врачей, вовлеченных в их лечение, о новых направлениях в этой области. Реализация этого направления невозможна без первоначального определения наиболее распространенных среди врачей общей практики подходов к диагностике и лечению астенических расстройств. Сказанное определяет актуальность проведенной работы.

Цель настоящей работы состояла в сборе, обобщении и анализе результатов анкетирования врачей из разных регионов страны для выявления общих подходов к диагностике и лечению астенических расстройств.

Материал и методы

В опросе приняли участие 277 врачей из 26 городов России. Распределение респондентов по регионам позволяет оценивать полученные результаты как репрезентативные. Наибольшее представительство в опросе было у врачей, работающих в Приволжском, Уральском, Северо-Западном и Южном федеральных округах (рис. 1).

Рисунок 1. Географическое распределение врачей, принявших участие в опросе. Цифры на столбцах - число опрошенных врачей.

По медицинским специальностям опрошенные врачи распределялись следующим образом: более половины (59%) составили терапевты, 36,4% - неврологи, 2,3% - психиатры, 2,3% - кардиологи, гастроэнтерологи, эндокринологи, аптечные врачи.

Средний стаж работы по специальности участников анкетирования был достаточно большим: 16,4±10,6 года (от 1 года до 55 лет). Среднее число пациентов, консультируемых в течение месяца, составило 459±201 (от 20 до 1000), из них первичных 167±133 (от 3 до 500).

Респондентам было предложено заполнить разработанную для целей настоящего исследования стандартизованную анкету, включавшую 21 вопрос относительно клинических характеристик пациентов с астеническими расстройствами и терапевтической тактики в отношении их лечения.

Результаты и обсуждение

По данным опроса было установлено, что доля пациентов с астеническими расстройствами среди общего их числа превышает ⅓, что является достаточно большим показателем. Эта величина примерно одинакова как во всем контингенте больных, так и среди первичных пациентов, составляющих в среднем 35%. По нашему мнению, это может свидетельствовать о том, что астенические нарушения на всем протяжении лечения у врача-интерниста не подвергаются заметному обратному развитию.

Указанное врачами-респондентами соотношение полов у пациентов с астеническими расстройствами - 32,4% мужчин и 67,6% женщин - соответствует имеющимся в литературе данным - 30-37% мужчин и 63-70% женщин [1-4]. Распределение по возрасту характеризуется сдвигом в сторону старших возрастных групп: старше 40 лет было 63,4% (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение (в %) первичных пациентов с астеническими расстройствами по возрасту.

Особенности данной врачами характеристики основных симптомов, регистрируемых у пациентов с астеническими расстройствами, свидетельствуют, на наш взгляд, об определенных расхождениях в квалификации астенических расстройств психиатрами и врачами общей практики. Последние явно предпочитают расширенную трактовку понятия астении. Так, в первой тройке наиболее часто указываемых симптомов фигурируют такие проявления, как снижение аппетита (184 ответа) и нарушения сна (165), т.е. такие, которые в традиционной психопатологии не входят в структуру астенического синдрома. По нашему мнению, их появление в списке симптомов может говорить о наличии хотя бы в ряде случаев так называемых «маскированных» депрессивных и тревожных расстройств, в пользу чего свидетельствует и частое упоминание среди симптомов снижения настроения (101 ответ) и повышенной тревоги (89). Также среди упоминаемых симптомов часто встречаются нарушения, которые (по крайней мере, частично) могут быть отнесены к кругу соматизации (головные боли - 95 ответов, неприятные ощущения в области сердца - 33) или к соматовегетативным нарушениям - нарушения сна, сексуальной функции, головокружения и др. (рис. 3).

Рисунок 3. Число больных с разными симптомами астенических расстройств, перечисленные врачами-респондентами. Здесь и на рис. 3-5: каждый столбец обозначен числом больных.

Среди участвовавших в опросе врачей 71,5% ответили, что способны выявлять симптомы астении у пациента даже в случае отсутствия самостоятельных и спонтанных указаний самого пациента на их наличие. Респонденты указали, что у 28,2±24,3% больных симптомы астении являются определяющими в клинической картине, что требует установки соответствующего диагноза.

Представляют интерес поставленные врачами диагнозы (рис. 4).

Рисунок 4. Диагнозы, поставленные пациентам с астеническими расстройствами.
Основная их часть подразумевает простую синдромальную квалификацию и не предполагает попытки этиологического определения природы отмеченных нарушений. Последнее предусмотрено при использовании МКБ-10 (например, рубрики G93.3, F07.2, T67.6 и др.). Но врачи предпочитают использовать более общие определения (рубрика R53 - астения, без дополнительных указаний). Характерным также является «поглощение» астенических нарушений более общим диагнозом, таким как нейроциркуляторная (вегетососудистая) дистония. Относительно редко используются диагнозы синдрома хронической усталости и неврастении. Наиболее распространены диагнозы астеновегетативного (143 ответа) и астенодепрессивного синдрома (108). В отношении последнего диагноза необходимо отметить, что упоминавшиеся выше, выходящие за рамки астенического синдрома психопатологические нарушения, наиболее подходящие под определение «маскированной депрессии», соответственно квалифицируются и врачами, выявившими их на первичном приеме. Необходимо также отметить сравнительно низкую встречаемость таких «чистых» психиатрических диагнозов, как депрессия (55 ответов) или неврастения (49). Единичными ответами были представлены такие диагнозы, как «органическое астеническое расстройство», «цереброастенический синдром» и «астеноневротический синдром». По мнению опрошенных, минимальный срок персистирования симптомов астении, достаточный для постановки указанных диагнозов, должен составлять 7,6±6,8 нед (от 1 до 24 нед). Лишь 20,5% опрошенных считают, что такой диагноз, как «синдром хронической усталости», не может быть применен к пациентам с астеническими нарушениями; подавляющая часть врачей считает его применение оправданным.

Мнения респондентов в отношении причины, провоцирующей появление астенических нарушений, распределились практически поровну между стрессогенными (49%) и сомато- и неврогенными (45%) факторами; в 6% случаев врачи затруднились их определить.

Перечень заболеваний, при которых респонденты наиболее часто регистрировали появление симптомов астении, оказался достаточно разнородным. Тем не менее в нем удается выявить наиболее характерные варианты ответов. В списке названных нарушений преобладают тяжелые хронические заболевания, в подавляющем большинстве сосудистой природы (гипертоническая болезнь - 60 ответов, ишемическая болезнь сердца - 49, более общая группа сердечно-сосудистых заболеваний - 28, сосудистые заболевания головного мозга, включая дисциркуляторную энцефалопатию - 61), в сумме представляющие почти ⅓ всех названных заболеваний. Исходя из природы названной патологии в целом, болезни сердечно-сосудистой природы и неврологические заболевания составили первый кластер основных болезней - причин астенических расстройств, упомянутых респондентами (144 и 166 ответов соответственно, суммарно - 44% всех ответов). На втором месте по частоте ответов находятся заболевания инфекционной природы, болезни желудочно-кишечного тракта, а также расстройства группы вегетативно-сосудистой (нейроциркуляторной) дистонии (87, 79 и 62 ответа соответственно, суммарно - 32,5% всех ответов). Упоминания всех остальных заболеваний, таким образом, составили менее 24% ответов. При обсуждении этого последнего, наименее представленного кластера болезней, стоит отметить минимальную представленность психических расстройств (18 упоминаний - менее 3% всех ответов), что, на наш взгляд, является подтверждением предположения об их «замаскированности» для врачей общей практики. Так, депрессия в числе патологических состояний названа всего 4 респондентами (0,6% всех ответов), в то время как упоминание сниженного настроения в числе симптомов составило 7,3% от всех названных симптомов (12-кратное расхождение). Подобным образом, повышенная тревожность как симптом в составе астенического синдрома была упомянута в 6,5% ответов в сравнении с 0,6% упоминаний невротических состояний среди предшествовавших появлению астении нарушений (10-кратное расхождение).

В соответствии с профилем опрошенных врачей в 82% ответов на вопрос о том, к врачу какой специальности чаще обращаются пациенты с астеническими расстройствами, были названы неврологи и терапевты. Сколь-либо заметную долю составили кардиологи, психотерапевты и психиатры, врачи остальных специальностей были единичны (рис. 5).

Рисунок 5. Распределение вариантов терапевтической тактики врачей в отношении пациентов с астеническими расстройствами (по оси ординат - число больных).

Мнения врачей в отношении связи астении с той или иной патологией разделились практически поровну: 52,6% респондентов считают, что астения всегда вторична по отношению к другим заболеваниям (расстройствам), а 47,4% придерживаются мнения, что астения может выступать в качестве самостоятельного расстройства. При этом лишь 13,3% опрошенных полагают, что астенические расстройства могут подвергаться спонтанному обратному развитию. Мнение о необходимости назначения специфического лечения пациентам с астеническими расстройствами, направленного на их устранение, высказали 92% опрошенных.

Соотношение случаев, когда пациент с астеническими расстройствами направляется врачом общей практики для их лечения к соответствующему специалисту, и случаев, когда врач назначает специфическую антиастеническую терапию самостоятельно, составило 2:3. При этом практически ⅓ всех пациентов может быть направлена к специалистам, практикующим нелекарственные методы лечения (психолог, физиотерапевт) или к гомеопатам. Таким образом, целевая группа пациентов, которым вероятнее всего будет назначено специфическое лечение, должна находиться на уровне 80-90% от первично выявленных (рис. 6).

Рисунок 6. Распределение вариантов терапевтической тактики врачей в отношении пациентов с астеническими расстройствами (по оси ординат - число больных).
До 23% пациентов, по мнению врачей, с этой целью могут быть госпитализированы в отделение (соматическое, неврологическое или отделение неврозов).

Анализ назначения разных препаратов для лечения астенических расстройств, указанных участниками опроса, дал следующие результаты. Спектр препаратов, используемых врачами, оказался достаточно широким и включал как препараты общего действия (витамины), неспецифические средства (антиоксиданты, гомеопатические препараты, средства растительного происхождения), традиционно используемые при таких состояниях препараты группы ноотропов (пирацетам, ноопепт, фенотропил), так и недавно появившиеся высокоэффективные препараты последнего поколения, включающие астенические расстройства в качестве основного показания к назначению (ладастен).

Всего с частотой, превышающей единичные упоминания, врачами было перечислено 40 препаратов или классов лекарственных средств. Средняя длительность курсов лечения составила 7 нед. Наиболее часто используемыми группами препаратов были ноотропы (111 ответов), витамины/минералсодержащие комплексные средства (100), метаболические препараты (95) и адаптогенные/фитосодержащие комплексы (78), в целом охватывающие порядка 70% всех назначений. Средняя длительность курсов их применения составила 7, 5, 5 и 3 нед соответственно. Краткая длительность использования фитосредств/адаптогенов, по оценке врачей, объясняется тем, что эти препараты зачастую назначаются пациентам с субклиническим уровнем симптомов, соответственно даже относительно небольшое улучшение является основанием для самостоятельного или согласованного с врачом прекращения лечения или, как чаще указывалось, для последующей скорой замены препарата в случае его неэффективности. В качестве особенностей препаратов группы ноотропов указывалось выраженное стимулирующее действие, зачастую сопровождающееся подъемом АД и нарушением сна, что ограничивало их применение у пациентов старшего возраста. Витаминизированные/минералсодержащие комплексы врачи предпочитали назначать преимущественно в составе комбинированной терапии в связи с их ограниченной эффективностью. Эта особенность их применения, по мнению врачей, затрудняла оценку вклада этих препаратов в общий клинический эффект. Отмеченные респондентами преимущества и недостатки использования различных препаратов приведены в таблице.

На основе полученных данных были выделены следующие закономерности использования разных препаратов. При выявлении симптомов астении у первичных пациентов большинство врачей предпочитают назначать традиционную комплексную схему лечения (витамино-минеральные комплексы, фитопрепараты, гомеопатические средства, ноотропы). При отсутствии первоначального эффекта или его недостаточной выраженности производится замена препаратов с подключением лекарственных средств других классов (транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы стимулирующего действия). Указанный подход приводит к увеличению сроков лечения, способствует ретенции и утяжелению симптомов астении, их большей устойчивости в отношении последующих терапевтических мероприятий. Подобного рода проблемы могли бы быть в большинстве своем решены путем назначения новых высокоэффективных лекарственных средств, обладающих выраженным антиастеническим действием, лишенных нежелательных эффектов лекарственных средств предыдущих поколений, традиционно входящих в арсенал врачей общей практики.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.