Пизова Н.В.

Кафедра неврологии и нейрохирургии Ярославской государственной медицинской академии

Пизов А.В.

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Прозоровская С.Д.

Дружинин Д.С.

ООО Международный институт функциональной реконструктивной микрохирургии, Медицинский центр «Мотус», Ярославль, Россия

Зависимость смертности от ишемического инсульта и загрязненности атмосферного воздуха в Ярославле

Авторы:

Пизова Н.В., Пизов А.В., Прозоровская С.Д., Дружинин Д.С.

Подробнее об авторах

Прочитано: 828 раз


Как цитировать:

Пизова Н.В., Пизов А.В., Прозоровская С.Д., Дружинин Д.С. Зависимость смертности от ишемического инсульта и загрязненности атмосферного воздуха в Ярославле. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2012;112(12‑2):49‑54.
Pizova NV, Pizov AV, Prozorovskaia SD, Druzhinin DS. Mortality from ischemic stroke and air pollution in Yaroslavl: a correlation analysis. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2012;112(12‑2):49‑54. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Кли­ни­ко-ге­не­ти­чес­кие ас­со­ци­ации у па­ци­ен­тов с не­кар­диоэм­бо­ли­чес­ким ише­ми­чес­ким ин­суль­том. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(12-2):12-19
Биомар­ке­ры ате­рот­ром­бо­ти­чес­ко­го и кар­диоэм­бо­ли­чес­ко­го под­ти­пов ос­тро­го ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(12-2):20-26
Кли­ни­ко-то­мог­ра­фи­чес­кие со­пос­тав­ле­ния у боль­ных с афа­зи­ей в ос­тром пе­ри­оде ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(12-2):27-33
Ней­ро­ви­зу­али­за­ци­он­ные пре­дик­то­ры ге­мор­ра­ги­чес­кой тран­сфор­ма­ции ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(12-2):34-38
Воз­мож­нос­ти ней­ро­ци­топ­ро­тек­ции при про­ве­де­нии ре­пер­фу­зи­он­ной те­ра­пии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(12-2):75-88
По­ра­же­ние цен­траль­ной нер­вной сис­те­мы при сис­тем­ной крас­ной вол­чан­ке. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(2):124-129

Сердечно-сосудистая система и циркулирующая кровь являются основными транспортными системами, не только связывающими все системы организма в единое целое, но и обеспечивающими наряду с другими органами поддержание гомеостаза. Функционирование сердечно-сосудистой системы регулируется различными механизмами [1]. В большинстве случаев систему кровообращения можно рассматривать как индикатор адаптационных реакций целостного организма [2].

В последние годы во всех регионах мира отмечается рост распространенности сосудистых заболеваний, обусловливающий увеличение частоты развития острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК). Особую актуальность эта проблема приобретает в Российской Федерации, где ежегодно инсульт переносят более 450 000 человек. Церебральный инсульт занимает 2-е место в структуре общей смертности населения России (23,4%) и в структуре смертности от болезней системы кровообращения (39%). Ежегодная смертность от инсульта в России - одна из наиболее высоких в мире (175 случаев на 100 000 населения). Смертность от инсульта среди лиц трудоспособного возраста увеличилась за последние 10 лет более чем на 30% (41 на 100 000 населения) [3].

Городской атмосфере присущ ряд специфических черт, которые связаны с ее загрязнением и определяют отличия климата города от естественного, что в итоге неблагоприятно влияет на здоровье горожан. В ряде исследований [4, 5] показано, что частота развития цереброваскулярной патологии в промышленных регионах выше, чем в сельскохозяйственных, приблизительно в 2 раза. Отмечено увеличение частоты ОНМК при загрязнении воздуха выхлопными газами автотранспорта [6, 7]. Так, в Уэльсе и Англии среди лиц, проживающих в пределах 200 м от автомагистралей, риск развития ОНМК на 5% выше по сравнению с проживающими на удалении от них [8]. Показано увеличение числа госпитализаций по поводу ОНМК в дни обнаружения в воздухе максимальных концентраций оксидов азота [9-12], взвешенных веществ [7, 9, 11, 13], оксида углерода (II) [7, 9-11], диоксида серы [10, 13], озона [10]. Выявлено, что заболеваемость ОНМК связана не только с хроническим воздействием газов (при проживании вблизи автотрасс) [8, 11], но и с однократными воздействиями перечисленных поллютантов за счет их кратковременных эффектов [7, 14].

Имеются сведения о связи смертности от ОНМК с концентрациями поллютантов в воздухе [15]. С влиянием этого фактора тесно связана смертность от ОНМК среди больных как пожилого (старше 65 лет) [16], так и более молодого (24-64 года) возраста [17]. По данным R. Maheswaran и соавт. [11] в 11% случаев смерть от ОНМК была связана именно с загрязнением воздуха. В исследовании, проведенном в 29 крупных европейских городах, отмечено повышение смертности от ОНМК, вызванное выбросами оксида серы [18]. Увеличение риска смерти от ишемического инсульта (ИИ) при загрязнении воздуха оценивают в 3-6% в зависимости от вида поллютанта. Показано, что при повышении концентрации оксида серы пик смертности приходится на тот же день, оксида азота и оксида углерода - на следующий день, озона - на 3-й день после фиксации максимального уровня загрязнения [13, 16, 19].

Цель настоящего исследования - выявить с применением методов корреляционного анализа, как смертность от ИИ связана с загрязненностью окружающей среды, а также установить степень связи между загрязненностью воздуха, возрастом, полом и рядом других значимых факторов сердечно-сосудистого риска (артериальная гипертензия, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца - ИБС).

Материал и методы

Для оценки влияния загрязненности атмосферного воздуха на состояние сердечно-сосудистой системы были проанализированы истории болезни 1983 пациентов, 978 мужчин и 1005 женщин (средний возраст - 60,9±8,9 и 65,9±8,9 года соответственно), проживающих в Ярославле, в 2003-2006 гг. перенесших первичный ИИ.

Анализировалась загрязненность воздуха в районе постоянного проживания пациента, а для работающего населения - и по месту работы. Поллютанты для исследования отбирались по 3 параметрам: 1) оказывающие негативное влияние на систему кровообращения или кровь и способные привести к ОНМК; 2) систематический отбор проб органами, контролирующими качество атмосферы; 3) превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) поллютантов в атмосфере. В Ярославле такими веществами в период исследования были оксиды углерода, серы и азота, фенол, формальдегид, сероводород, аммиак. Областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды проводил измерения концентрации поллютантов в атмосфере в следующих пунктах: №1 - Кировский район; №2 - Ленинский район; №3 - Дзержинский район; №4 - Красноперекопский район; №5 - Заволжский район. Областной центр Госсанэпиднадзора отбирал пробы атмосферного воздуха в так называемых маршрутных точках (на улицах), подфакельных точках (на территории предприятий), на стационарных постах (25-26 тыс. проб ежегодно). Вследствие того что во Фрунзенском районе Ярославля нет ни одного стационарного поста организаций, контролирующих качество атмосферного воздуха, связь загрязнения воздуха и заболеваемости ОНМК была изучена по данным всех районов, кроме Фрунзенского.

Результаты и обсуждение

У включенных в исследование пациентов с ИИ основными факторами риска его развития явились артериальная гипертензия (АГ) - у 50,74% пациентов, атеросклероз церебральных артерий (АЦА) - у 34,8%, ИБС - у 15%, сахарный диабет (СД) - у 5,24% и др. Летальность больных с ИИ составила 26,48%.

Уровень загрязнения воздуха в исследуемый период представлен в табл. 1.

Установлено, что концентрация оксидов азота превышала норму наиболее часто в 2003 г. в Ленинском районе, в 2004-2005 гг. - в Дзержинском, в 2006 г. - в Красноперекопском. Концентрация сероводорода чаще всего была повышена в 2004 г. в Кировском районе, в 2005-2006 гг. - в Ленинском. Концентрации фенола и формальдегида в 2003-2006 гг. чаще всего были повышены в Ленинском районе. Концентрация оксида серы чаще всего превышала норму в 2003 г. в Ленинском районе, в 2004 г. - в Дзержинском, в 2005-2006 гг. - в Кировском. Загрязнение аммиаком отмечалось в 2002 г. в Ленинском районе, в 2005 г. - в Красноперекопском. Концентрация оксида углерода чаще всего была повышена в 2003-2005 гг. в Дзержинском районе, в 2004-2006 гг. - в Кировском.

Места работы пациентов были разделены на группы по отраслям экономики в соответствии с ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), действующим в России с 2003 г. Для пациентов, профессиональная деятельность которых связана с частыми перемещениями по городу и за его пределами (водители, экспедиторы, проводники железнодорожного транспорта, сотрудники ППС и т. д.), критерий места работы не учитывался. В этих случаях принималось во внимание только наличие контакта с исследованными поллютантами.

В Ярославле в 2003-2006 гг. отмечен неуклонный рост числа госпитализированных по поводу ИИ во всех районах города. Максимум госпитализированных приходится на Дзержинский район. Число госпитализаций достоверно возрастает с увеличением загрязнения воздуха оксидом азота (r=0,62, p<0,05), оксидом углерода (r=0,84, p<0,05), оксидом серы (r=0,37, p<0,05).

Уровень загрязнения атмосферного воздуха коррелировал с тяжестью неврологического дефицита госпитализированных пациентов. Так, при загрязнении атмосферы оксидами азота и серы неврологический дефицит был более тяжелым, чем в отсутствие этого фактора. При 4,3% проб оксида азота с превышением ПДК неврологический дефицит по шкале Рэнкина составил 3,92 балла, при 6,1% проб - 4,11 балла. При 0,75% проб с превышением ПДК оксида серы индекс Бартел был в среднем равен 29,86 балла, средний балл по шкале Ренкина - 3,92 балла, а при 7,63% проб - соответственно 25,0 и 4,2 балла.

В зависимости от района проживания пациентов смертность варьировала от 15,2 (Кировский район, №1) до 20,2% (Ленинский район, №2). В других районах этот показатель составил: район №3 - 15,3%, район №4 - 18,3%, район №5 - 17,5%.

За время исследования максимальный уровень загрязненности атмосферного воздуха был зарегистрирован в 2006 г., когда наблюдались наибольшие концентрации оксидов азота, углерода и серы, и именно в это время была зарегистрирована самая высокая частота случаев ИИ. Обращает также на себя внимание, что большая частота смертей наблюдалась в 2003 и 2006 г., когда отмечалось и большее загрязнение оксидом азота (табл. 2).

На основании проведенного корреляционного анализа между смертностью от ИИ и загрязнением атмосферного воздуха в Кировском районе была отмечена тенденция наиболее значимого влияния соединений серы, в меньшей степени - оксида азота; в Ленинском районе зафиксирована связь с концентрацией оксида азота и оксида серы; в Дзержинском районе наибольшая корреляция выявлена с концентрацией оксида азота, наименьшая - с концентрацией аммиака; в Красноперекопском районе наибольшая корреляция отмечена с содержанием оксидов азота и серы, формальдегида; в Заволжском районе отмечалась достоверная связь с концентрацией оксида серы (табл. 3).

Одновременно с этим во всех районах города имелась связь смертности от ИИ с наличием у пациентов АГ и в большинстве районов - с возрастом больных (за исключением районов №4 и №5, что, вероятно, связано с более молодым возрастом пациентов в этих районах).

В основе эффектов воздействия угарного газа на человеческий организм лежит гемическая гипоксия [20]. Очевидно, что действие оксида углерода усугубляет проявления гипоксии любого другого генеза.

В исследуемой группе пациентов таковыми являлись дыхательная и циркуляторная гипоксия наряду с прочими факторами сердечно-сосудистого риска (АГ, СД, ИБС, атеросклероз). Оксид серы также может оказывать влияние на риск развития ИИ, угнетая тканевое дыхание нейронов и вызывая эритроцитоз. У пациентов с ИБС оксид серы может оказывать непосредственное токсическое воздействие на миокард [21], вызывая брадикардию, артериальную гипотонию, эритроцитоз, ускорение свертываемости крови [21]. Вероятно, наиболее опасен он для лиц с нарушениями состояния системы гемостаза и/или микроциркуляции (атеросклероз, СД). Таким образом, среди исследуемых в работе поллютантов наиболее опасными оказались оксиды азота, серы и углерода, которые оказывают существенное влияние на организм, прежде всего на уровень артериального давления и реологические свойства крови, вызывая дезадаптацию сердечно-сосудистой системы, что связано как с токсическим действием газов, так и с механизмами адаптации к ним.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.