Неизменно высокая частота патологии органов мочевой системы у детей, в которой ведущее место отводится пиелонефриту, диктует необходимость поиска новых подходов к комплексной медицинской реабилитации пациентов детского возраста, страдающих хроническим пиелонефритом.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Оценить эффективность комплексной медицинской реабилитации детей с хроническим пиелонефритом, включающей занятия в «Школе здоровья: социально-психологическая реабилитация детей с заболеванием почек» (далее — «Школа здоровья»).
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Проведено проспективное одноцентровое контролируемое рандомизированное исследование. Под наблюдением находился 61 пациент детского возраста с хроническим пиелонефритом. В основную группу вошли 32 ребенка (средний возраст 9,44±0,6 года), которым проводили комплекс медицинской реабилитации (режим — щадящий; диета — стол №1; лечебная гимнастика; ручной массаж пояснично-крестцовой области; аппликации сапропеля на поясничную область; интерференцтерапия от аппарата «АИТ-01»; кислородный коктейль), включающий обучение в «Школе здоровья». Группу сравнения составили 29 детей (средний возраст 9,45±0,7 года), которым был назначен аналогичный комплекс, но без занятий в «Школе здоровья». В контрольную группу вошли 20 соматически здоровых детей (средний возраст 9,41±0,6 года). Методы работы, используемые в «Школе здоровья», включали: мониторинг, анкетирование; проблемно-целевое обучение родителей; оценку медико-педагогической активности семьи в рамках комплексной медицинской реабилитации; групповые и индивидуальные занятия, теоретические и практические.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Установлено, что подавляющее большинство детей к началу реабилитационных мероприятий, помимо клинико-лабораторных проявлений хронического пиелонефрита, имели психологические изменения (более 70% детей), рассогласованность всех компонентов установки (когнитивной, эмоциональной, поведенческой), низкую мотивационную составляющую. На фоне комплексной медицинской реабилитации отмечена положительная клинико-лабораторная динамика (купирование дизурического синдрома, синдрома интоксикации), выявлено благоприятное влияние занятий в «Школе здоровья» на психоэмоциональное состояние детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексный подход к медицинской реабилитации детей, страдающих хроническим пиелонефритом, с включением организации «Школы здоровья» приводит к стабилизации хронического воспалительного процесса в почках, психоэмоционального состояния пациентов, способствует профилактике прогрессирования хронического пиелонефрита.