Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Голубова Т.Ф.

ГБУЗ РК «Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации»

Нуволи А.В.

ГБУЗ РК «Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации»

Влияние йодобромных ванн на показатели стресс-систем у детей с расстройствами аутистического спектра

Авторы:

Голубова Т.Ф., Нуволи А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2223

Загрузок: 79


Как цитировать:

Голубова Т.Ф., Нуволи А.В. Влияние йодобромных ванн на показатели стресс-систем у детей с расстройствами аутистического спектра. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2022;99(1):42‑49.
Golubova TF, Nuvoli AV. Effect of iodine-bromine baths on stress-systems indicators in children with autism spectrum disorders. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2022;99(1):42‑49. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort20229901142

Рекомендуем статьи по данной теме:
Обос­но­ва­ние ре­фе­рен­сных зна­че­ний пе­ред­ней ак­тив­ной ри­но­ма­но­мет­рии у де­тей в воз­рас­те 4—14 лет. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):57-63
К воп­ро­су о па­то­ге­не­ти­чес­ких фак­то­рах ак­не у де­тей и обос­но­ва­ние сис­тем­ной те­ра­пии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):64-69
Дер­ма­тос­ко­пия в ди­аг­нос­ти­ке кож­но­го мас­то­ци­то­за у де­тей. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):75-82
Вли­яние ги­ги­ени­чес­ко­го ста­ту­са на ак­тив­ность ка­ри­оз­но­го про­цес­са у де­тей с зу­бо­че­люс­тны­ми ано­ма­ли­ями и де­фор­ма­ци­ями на фо­не брон­хо­ле­гоч­ной па­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):13-18
Кли­ни­ко-фун­кци­ональ­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей при ши­зэн­це­фа­лии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):46-50
Шка­ла слож­нос­ти ла­па­рос­ко­пи­чес­ких ре­зек­ций пе­че­ни у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):19-28
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Ор­би­таль­ные ос­лож­не­ния ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):74-79
Выяв­ле­ние РНК SARS-CoV-2 в сли­зис­той обо­лоч­ке чер­ве­об­раз­но­го от­рос­тка у де­тей с COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(3):23-28

Введение

В большинстве стран, в которых проводится мониторинг расстройств аутистического спектра (РАС), в последние годы отмечен значительный рост таких нарушений развития. Распространенность РАС, составлявшая 4—5 случаев на 10 тыс. детского населения в 40-х годах прошлого столетия, в настоящее время достигла 100 и более случаев на 10 тыс. детского населения [1, 2]. Аутизм характеризуется тяжелыми и устойчивыми нарушениями социального взаимодействия и стереотипным поведением, этиология до конца не определена и включает в себя сложные взаимодействия между генетическими, эпигенетическими и экологическими факторами [3].

В связи с определенной уязвимостью детей с нарушениями развития и РАС их нервная система подвергается избыточным по силе внешним раздражителям, часто не соответствующим компенсаторным возможностям детского организма. Для оценки адаптационно-функциональных возможностей ребенка широко используются психологические, функциональные и биохимические методы исследования. Активация регуляторной стресс-системы, повышающей адаптивные возможности организма и объединяющей эндокринную и нервную системы, на любой стрессовый фактор реагирует неспецифическими реакциями [4, 5].

Эндокринная система является важным активатором стресс-системы, повышая выброс катехоламинов и глюкокортикоидов, вызывает мобилизацию органов и тканей и увеличивает их энергообеспечение. Она обусловливает более длительное приспособление к изменяющимся условиям, в то время как нервная система реагирует немедленно. При нарушении адаптивных механизмов действие стресс-реализующей системы может быть избыточным, приводя к стрессорным повреждениям [6, 7].

Ограничение активности стресс-реализующих систем оказывают стресс-лимитирующие системы, одной из которых являются расположенные в срединных структурах головного мозга нейроэндокринные органы. Опиоидная система вырабатывает более 40 нейропептидов, обеспечивая защиту организма от стрессовых повреждений, координируя работу систем, органов и тканей [8, 9].

Исследование взаимосвязи стресс-реализующих и стресс-лимитирующих систем является актуальным у детей с РАС. Возможно, дисфункция взаимозависимости уровней β-эндорфина, адренокортикотропного гормона (АКТГ) и кортизола может занимать значительное место в патогенезе аутистических расстройств, снижая адаптивные реакции ребенка.

Одним из важных этапов реабилитационных программ детей-инвалидов традиционно является санаторно-курортное лечение (СКЛ), которое может оказывать саногенетическое и патогенетическое действие при РАС [10, 11]. В СКЛ наряду с соблюдением санаторного режима, диетическим питанием, лечебной физкультурой, массажем, физиотерапевтическими процедурами, психологической коррекцией, медикаментозным лечением (при необходимости) в комплекс включены природные физические факторы — климато- и бальнеотерапия, которые оказывают благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние, повышают резервные возможности и неспецифическую резистентность организма [12, 13].

Бальнеотерапия — наружное лечение природными или искусственно приготовленными минеральными водами — всегда занимала важное место в реабилитации пациентов с психоневрологическими заболеваниями [13, 14]. В последние годы все большее распространение получают искусственные йодобромные ванны (ЙВ). За время процедуры в организм через кожу проникает 140—190 мкг йода и 0,28—0,3 мг брома, которые избирательно накапливаются в щитовидной железе, гипофизе и гипоталамусе. Доказано, что применение ЙВ при хронической ишемии головного мозга сопровождается улучшением мозгового кровообращения, нормализацией биоэлектрических процессов головного мозга, исходно нарушенного состояния вегетативной нервной системы, повышением уровня адаптационно-приспособительных возможностей организма. Ионы йода и брома, включаясь в биохимические процессы, стимулируют работу ферментных систем. Бром, накапливаясь в структурах головного мозга, оказывает благотворное влияние на нервную систему. ЙВ действуют успокаивающе, так как они способствуют усилению процессов торможения в коре головного мозга [14].

Подобные исследования являются актуальными для определения особенностей патогенетических механизмов РАС. Изучение содержания в сыворотке крови уровня АКТГ, кортизола, β-эндорфина у детей с РАС позволяет оценить адаптационные механизмы стресс-реализующей и стресс-лимитирующей систем, их динамику при применении йодобромных ванн, что способствует обоснованию применения природных лечебных факторов и повышению эффективности реабилитационных программ у пациентов с данной патологией [15].

Цель исследования — оценить влияние йодобромных ванн на показатели стресс-системы у детей с РАС.

Материал и методы

Под наблюдением находилось 74 ребенка в возрасте от 3 до 14 лет (средний возраст 6,23±0,37 года), больных РАС (F 84), поступивших на СКЛ в ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» Минобороны России (Евпатория), которые составили основную группу (ОГ). Исследования проводились с 2016 по 2019 г. Критерии включения в исследование: дети с установленным диагнозом F84 и имеющие инвалидность по этому заболеванию. Критерии невключения: коморбидная патология — эпилепсия (G40) с ремиссией менее 3 лет, а также острые вирусные, бактериальные и кожные заболевания. Обязательным было информированное добровольное согласие родителей ребенка на проведение исследования.

Комплексное обследование детей включало осмотр педиатра, невролога, психиатра, клинического психолога. Оценку тяжести заболевания проводили с помощью шкалы CARS (Childhood Autism Rating Scale — детская рейтинговая шкала аутизма). Сумме баллов от 30—37 (мягкая или умеренная степень аутизма) соответствовали 34 (45,9%) ребенка и 37—60 баллов (аутизм тяжелой степени тяжести) — 40 (54,1%) пациентов. Дополнительно в ОГ детей с РАС выделены две подгруппы: подгруппа А — 27 (36,5%) детей с незначительно выраженными симптомами гиперактивности; подгруппа Б — 47 (63,5%) детей с выраженной агрессией, истериками, повышенной гиперактивностью, нарушением сна. Контрольную группу (КГ) составили 25 детей I и II групп здоровья, которые получали курс оздоровления на Евпаторийском курорте.

Биохимические исследования включали определение в сыворотке крови уровней β-эндорфина с использованием набора реагентов для иммуноферментного анализа (ИФА) пептидов в сыворотке крови General Protocol for Peptide Enzyme Immunoassay (EIA) (Peninsula Laboratories, LLC, США); кортизола методом ИФА в сыворотке (плазме) крови Кортизол-ИФА (ООО «Хема», Россия); АКТГ методом ИФА в сыворотке (плазме) крови ACTH-ELISA (Biomerica Inc., США).

Обследование детей проводили до начала и после курса СКЛ. Базовое СКЛ включало: сезонную климатотерапию, массаж классический ручной (10 процедур), лечебную гимнастику индивидуально (15 процедур), занятия с логопедом, дефектологом 3—4 раза в неделю.

Методом рандомизации ОГ детей с РАС разделена на 2 подгруппы: 1-я подгруппа — 30 детей, получивших базовое СКЛ; 2-я подгруппа — 44 ребенка, которые на фоне СКЛ получили курс ЙВ. ЙВ проводили при температуре воды 37—36 °C продолжительностью 10—12—15 мин, на курс лечения 10 процедур, проводимых через день.

Статистический анализ данных выполнен с использованием пакета программ Statistica 10 (StatSoft Inc., США). Количественные признаки описаны с учетом медианы (Me), указанием интерквартильного интервала (Q1; Q3), где Q1 — 25-й перцентиль и Q3 — 75-й перцентиль. Сравнительный анализ количественных переменных произведен при помощи t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Различия считали статистически значимыми при p<0,05.

Проведение исследования одобрено на заседании этического комитета института «Медицинская академия им. С.И. Георгиевского» ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Симферополь, Россия (протокол №9/3 от 25.11.16).

Результаты

Исходные показатели уровней β-эндорфина, АКТГ, кортизола у детей с РАС представлены в табл. 1. Установлено, что показатели уровня β-эндорфина у детей подгрупп А и Б были статистически значимо выше по сравнению с показателями у детей КГ (p<0,01, p<0,05, p<0,001 соответственно), а показатели у детей подгруппы Б — статистически значимо выше (p<0,001) по сравнению с показателями у детей подгруппы А (см. табл. 1).

Таблица 1. Показатели β-эндорфина, адренокортикотропного гормона, кортизола в сыворотке крови у детей с расстройствами аутистического спектра до начала санаторно-курортного лечения

Группа

β-эндорфин, нг/мл

Me (Q1; Q3)

АКТГ, пг/мл

Me (Q1; Q3)

Кортизол, нмоль/мл

Me (Q1; Q3)

ОГ, n=74

0,25 (0,06; 0,43)

p<0,01

9,75 (8,37; 11,07)

p<0,05

467,5 (410,2; 526,8)

p<0,01

Подгруппа А (без гиперактивности), n=27

0,19 (0,04; 0,29)

p<0,05

9,57 (8,26; 10,87)

p<0,05

436,7 (396,2; 478,4)

p<0,05

Подгруппа Б (выраженная гиперактивность), n=47

0,33 (0,15; 0,49)

p<0,001

p1<0,001

9,85 (7,63; 12,08)

p<0,001

p1<0,01

498,3 (437,5; 561,7)

p<0,001

p1<0,05

КГ, n=25

0,14 (0,05; 0,22)

9,18 (8,1; 10,37)

375,4 (326,7; 425,2)

Примечание. p — статистическая значимость различий по сравнению с показателями контрольной группы; статистическая значимость различий между показателями подгрупп А и Б.

Исходные значения уровня АКТГ были статистически значимо выше у детей с РАС обеих подгрупп ОГ как у детей без гиперактивности, так и у детей с выраженной импульсивностью, гиперактивностью, по сравнению с показателями у детей КГ (p<0,05, p<0,05, p<0,001 соответственно), а показатели у детей подгруппы Б — статистически значимо выше (p<0,01), чем у детей подгруппы А (см. табл. 1).

Уровень кортизола также статистически значимо повышен у детей обеих подгрупп ОГ по сравнению с показателями у детей КГ (p<0,01, p<0,05, p<0,001 соответственно), а у детей с выраженной гиперактивностью показатели статистически значимо выше (p<0,05) по сравнению с показателями у детей без гиперактивности.

Таким образом, наше исследование позволило установить значительное повышение уровней β-эндорфина, АКТГ и кортизола у детей с РАС по сравнению с показателями у здоровых сверстников. Отмечены умеренное их повышение у детей без гиперактивности и статистически значимо более высокие показатели у детей с выраженной гиперактивностью, импульсивностью, наличием агрессии, аутоагрессии. Оценивая данные детей без и с гиперактивностью, выявили, что максимальная разница между подгруппами была по уровню β-эндорфина, менее выраженная — по содержанию АКТГ и минимальная — по содержанию кортизола.

Динамика изучаемых показателей у детей с РАС после проведенного лечения представлена в табл. 2, 3.

Таблица 2. Динамика показателей β-эндорфина, адренокортикотропного гормона, кортизола в сыворотке крови у детей 1-й подгруппы с расстройствами аутистического спектра в процессе санаторно-курортного лечения без включения йодобромных ванн

Показатель

Период наблюдения

1-я группа

ОГ, n=30

подгруппа А (без гиперактивности), n=12

подгруппа Б (выраженная гиперактивность), n=18

β-эндорфин, нг/мл

Me (Q1; Q3)

До лечения

0,24 (0,07; 0,46)

p=0,047

0,18 (0,05; 0,29)

p=0,036

0,32 (0,10; 0,51)

p=0,01

После лечения

0,25 (0,09; 0,39)

0,20 (0,06; 0,35)

0,34 (0,16; 0,48)

АКТГ, пг/мл

Me (Q1; Q3)

До лечения

9,73 (9,39; 10,12)

p=0,028

9,54 (8,41; 10,67)

p=0,0026

9,93 (9,08; 10,79)

p=0,001

После лечения

9,56 (9,24; 10,04)

9,37 (7,66; 11,07)

9,69 (8,02; 11,38)

Кортизол, нмоль/мл

Me (Q1; Q3)

До лечения

462,31 (409,2; 517,7)

433,28 (396,2; 473,4)

493,7 (448,3; 538,1)

После лечения

457,3 (400,5; 515,6)

432,45 (351,7; 514,2)

487,3 (418,5; 556,7)

Примечание. p — статистическая значимость различий показателей в группах до и после лечения; АКТГ — адренокортикотропный гормон.

Таблица 3. Динамика показателей β-эндорфина, адренокортикотропного гормона, кортизола в сыворотке крови у детей 2-й подгруппы с расстройствами аутистического спектра в процессе санаторно-курортного лечения с курсом йодобромных ванн

Показатель

Период наблюдения

2-я группа

ОГ, n=44

подгруппа А (без гиперактивности), n=15

подгруппа Б (выраженная гиперактивность), n=29

β-эндорфин, нг/мл

Me(Q1; Q3)

До лечения

0,26 (0,08; 0,43)

p=0,0001

0,20 (0,09; 0,3)

p=0,0065

0,33 (0,13; 0,52)

p=0,0001

После лечения

0,20 (0,06; 0,33)

0,17 (0,07; 0,32)

0,24 (0,09; 0,39)

АКТГ, пг/мл

Me (Q1; Q3)

До лечения

9,77 (9,42; 10,13)

p=0,001

9,61 (8,48; 10,75)

p=0,001

9,95 (8,71; 11,2)

p=0,001

После лечения

9,48 (9,26; 9,75)

9,29 (8,14; 10,43)

9,69 (8,34; 11,05)

Кортизол, нмоль/мл

Me (Q1; Q3)

До лечения

472,41 (412,5; 532,7)

p=0,001

439,67 (354,2; 524,8)

p=0,01

503,2 (466,5; 542,7)

p=0,001

После лечения

424,63 (386,7; 462,2)

408,51 (357,5; 457,1)

441,87 (406,3; 478,6)

Примечание. p — статистическая значимость различий показателей в группах до и после лечения; АКТГ — адренокортикотропный гормон.

У всех детей ОГ, получивших СКЛ без ЙВ, показатели β-эндорфина статистически значимо повышались (p<0,05), значения АКТГ статистически значимо снижались (p<0,05), в большей степени у детей без выраженной гиперактивности (p<0,001). А уровень кортизола имел только тенденцию к снижению без статистически значимых изменений (см. табл. 2).

Таким образом, СКЛ без ЙВ воздействовало стимулирующе на опиоидную систему, что необходимо учитывать при назначении данного комплекса детям с аутизмом, повышенной гиперактивностью, агрессией, так как такая симптоматика может усугубиться и вызвать нежелательные гиперактивные реакции. Однако СКЛ без ЙВ оказывало благоприятное влияние на центральные механизмы регуляции реактивности гипоталамо-гипофизарной системы — гормон АКТГ, умеренно снижая его синтез во всех исследуемых группах и практически не оказывая влияния на периферическое звено стресс-системы — кортизол, что также лимитирует использование данного комплекса в качестве антистрессового воздействия у детей с РАС.

У детей ОГ, получивших СКЛ с включением ЙВ (2-я подгруппа), уровень β-эндорфина статистически значимо снизился (p<0,001), что демонстрирует выраженный седативный эффект этого метода у детей с РАС. Влияние ЙВ на содержание АКТГ оказывало однонаправленное, но более выраженное действие по сравнению с СКЛ без ЙВ, влияя на центральные механизмы регуляции и статистически значимо снижая его исходно повышенный уровень у детей всех исследуемых групп (p<0,001). На показатели стрессового периферического гормона кортизола ЙВ оказывали выраженный супрессивный эффект, статистически значимо снижая его уровень у всех детей ОГ, включая детей без гиперактивности и с выраженными симптомами нервозности, импульсивности, агрессии (p<0,001; p<0,01; p<0,001 соответственно) (см. табл. 3).

Таким образом, включение в СКЛ курса ЙВ оказывало тормозящее воздействие на синтез β-эндорфина, АКТГ и кортизола, способствуя нормализации центральных механизмов стресс-лимитирующей системы, благоприятно влияя на регуляцию реактивности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, на центральные и периферические звенья стресс-реализующей системы.

Обсуждение

Полученные результаты исследования свидетельствуют о повышении уровня β-эндорфина у детей с аутизмом, преимущественно с выраженными проявлениями гиперактивности, агрессии, аутоагрессии, аффективными реакциями. Это может свидетельствовать о напряженно функционирующих адаптационных механизмах, существовании длительных интенсивных хронических воздействий, способствующих избыточной экспрессии стресс-лимитирующего фактора.

Учитывая, что эндогенные опиаты помимо своих «классических» функций выполняют регуляцию «второго уровня» — регулируют адреналиновую, серотониновую, дофаминовую системы, являясь определенными нейрорегуляторами, можно предположить, что длительно существующее повышение β-эндорфина может также вызывать дисфункцию нейротрансмиттеров, что проявляется клиническими изменениями [16, 17]. Хроническое повышение эндогенных опиатов нарушает физиологическую целесообразность усиления синтеза эндорфинов (как механизм награды, выживания и др.) и организм детей с аутизмом в определенной степени находится под влиянием эндорфинов. С одной стороны, β-эндорфин оказывает стресс-лимитирующее компенсаторное воздействие на организм детей с РАС, с другой стороны, возможно, влияет и на другие звенья патогенеза, усиливая нейротрансмиттерную дисфункцию.

Наличие повышенного уровня β-эндорфина также может быть связано с нарушением функции «опиоидных рецепторов», когда меняется механизм передачи определенного стимула при адекватном либо повышенном количестве самого вещества.

Современными экспериментальными исследованиями, проведенными в Италии, показано, что детеныши мыши, лишенные определенного гена, который называется «опиоидный рецептор», ведут себя иначе, когда их отделяют от матери. Так, если обычных новорожденных мышат отделяют от матери, они находятся в состоянии стресса, издавая при этом звуки высокой частоты, эквивалентные плачу младенцев, а детеныши мыши, лишенные «опиоидного рецептора», спокойно спят, никак не реагируют на изоляцию и даже на запах матери [18].

При рассмотрении роли опиатной системы в развитии РАС необходимо отметить и исследования по определению содержания ауто-антител класса IgG определенной антигенной специфичности. Отмечено, что у большого числа детей с аутизмом имеется аномальное повышение аутоантител к антигенным компонентам опиатных μ-рецепторов [19].

Следовательно, роль β-эндорфина в патогенезе аутизма выходит за рамки стресс-лимитирующего фактора и показывает его более сложное воздействие на патофизиологические механизмы.

Оценивая центральное и периферическое стресс-реализующее звено у детей с РАС, следует отметить значительное усиление секреции АКТГ и кортизола у всех детей, но с более выраженным повышением при гиперактивности, агрессии, инсомнии, фобиях. Повышение уровня АКТГ способствовало значительному увеличению уровня стресс-гормона кортизола. Отрицательным у детей с РАС, особенно с симптомами выраженной импульсивности, гиперактивности, агрессии, является тот факт, что высокий уровень эндорфинов не вызывает у детей такого контингента стресс-лимитирующий эффект и не способствует торможению синтеза АКТГ, что, в свою очередь, не контролирует избыточное выделение кортизола. Повышенные значения кортизола способствуют запуску эксайтотоксических процессов, что может неблагоприятно сказываться на состоянии нервной и психической систем детей с РАС.

Проведение комплексов санаторно-курортного лечения (без и с включением ЙВ) четко демонстрирует направленное положительное воздействие на состояние здоровья детей с РАС. Так, СКЛ без ЙВ оказывало тонизирующее, стимулирующее воздействие на детей с аутизмом, значительно повышая уровень эндорфинов, что необходимо учитывать у детей с нарушением сна, агрессией, повышенной гиперактивностью, склонностью к истерикам. Этот комплекс благоприятно воздействовал на центральное звено стресс-системы — АКТГ, снижая его уровень у детей всех групп. Тем не менее СКЛ без ЙВ не оказывало существенного влияния на показатели периферического звена стресс-системы (уровень кортизола), оставляя их стабильно высокими. В данном контексте можно отметить, что снижение уровня контролирующего гормона АКТГ не оказывало воздействие на уровень кортизола, следовательно, можно предположить, что имеется десинхронизация процессов центрального и периферического звена стресс-реализующей системы и возможное влияние на синтез кортизола других факторов, кроме АКТГ.

Включение в комплекс СКЛ курса ЙВ оказывало благоприятное седативное, тормозящее воздействие на детей с РАС. Уровень β-эндорфина значительно снизился у детей всех групп, в том числе у детей с выраженной агрессией, гиперактивностью, нарушением сна, что позволяет расценивать такой метод в качестве естественного седативного фактора по отношению к нервной системе. Воздействие ЙВ на центральный механизм гипоталамо-гипофизарной оси было более выраженным, однако оказывало однонаправленное действие с СКЛ без ЙВ, снижая уровень АКТГ у детей всех исследуемых групп. Применение курса ЙВ оказывало выраженное положительное влияние на периферическое звено стресс-системы, способствуя существенному снижению гормона стресса во всех группах, тем самым прерывая патологический механизм и синхронизируя взаимоотношения между АКТГ и кортизолом.

Заключение

Исследование некоторых компонентов стресс-системы позволило установить, что у детей с расстройствами аутистического спектра, особенно у детей с выраженной гиперактивностью, агрессией, фобиями, нарушением качества сна, склонных к истерикам, уровни β-эндорфина, адренокортикотропного гормона и кортизола были статистически значимо выше по сравнению с показателями у здоровых сверстников. Несмотря на высокие значения β-эндорфина, не выявлена его четкая реализация как стресс-лимитирующего фактора, что может свидетельствовать о включении β-эндорфина в нейромедиаторные дисфункции. Он не оказывал существенного влияния на снижение синтеза центрального стресс-реализующего гормона адренокортикотропного гормона, уровень которого был статистически значимо выше у детей с расстройствами аутистического спектра. Отмечено, что при наличии повышенного синтеза адренокортикотропного гормона уровень периферического стресс-гормона кортизола был статистически значимо высоким, способствуя поддержанию у детей с расстройствами аутистического спектра хронического стрессового состояния.

Выявлено, что санаторно-курортное лечение без йодобромных ванн статистически значимо повышало уровень эндорфинов у детей с расстройствами аутистического спектра особенно при выраженной гиперактивности, агрессии, истериках, что ограничивает его изолированное применение у детей с такой симптоматикой. Отмечено его благоприятное воздействие на центральное звено стресс-реализующей системы, которое способствовало значительному снижению уровня адренокортикотропного гормона. Однако это не влияло на уровень периферического стресс-гормона кортизола, значения которого имели только тенденцию к снижению. Таким образом, комплекс санаторно-курортного лечения без йодобромных ванн обладает общетонизирующим действием, и его можно рекомендовать детям с расстройствами аутистического спектра, без повышенной гиперактивности, склонным к замкнутости, изоляции, зацикливании на предметах, еде, избегающим социальных контактов, и ограничить его применение у детей с выраженной гиперактивностью, агрессией, фобиями и другими гиперреактивными реакциями.

Отмечено, что применение в комплексе санаторно-курортного лечения курса йодобромных ванн способствовало благоприятному влиянию на уровень эндорфинов, гармонизируя стресс-лимитирующее звено и значительно снижая их исходно высокие значения, особенно у детей с выраженными гиперактивными реакциями. Выявлено однонаправленное действие санаторно-курортного лечения с йодобромными ваннами с комплексом санаторно-курортного лечения без йодобромных ванн в отношении центрального стресс-реализующего фактора — адренокортикотропного гормона, способствовавшее его статистически значимому снижению у всех детей с расстройствами аутистического спектра. Кроме того, отмечено выраженное супрессирующее действие на уровень периферического стресс-гормона кортизола, что способствовало синхронизации центрального и периферического звеньев стресс-системы. Курс йодобромных ванн в комплексе санаторно-курортного лечения рекомендовано использовать на этапе реабилитации как успокаивающий немедикаментозный метод, способствующий снижению нежелательной, часто трудно купируемой гиперреактивной симптоматики у детей с расстройствами аутистического спектра.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.В. Нуволи, Т.Ф. Голубова; сбор и обработка материала — А.В. Нуволи; статистическая обработка данных — А.В. Нуволи; написание текста — А.В. Нуволи; редактирование — Т.Ф. Голубова.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.