Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Одарущенко О.И.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России, Москва, Россия

Эмоционально-личностная сфера пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью

Авторы:

Одарущенко О.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1094

Загрузок: 22


Как цитировать:

Одарущенко О.И. Эмоционально-личностная сфера пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2019;96(3):25‑30.
Odarushchenko OI. The emotional-personal sphere of patients with gastroesophageal reflux disease. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2019;96(3):25‑30. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort20199603125

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние зна­чи­мых стрес­со­вых со­бы­тий на те­че­ние пер­вич­ных це­фал­гий. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):26-32
Вли­яние сим­пто­мов деп­рес­сии на пос­тмор­бид­ную адап­та­цию па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших SARS-CoV-2-ин­фек­цию (оцен­ка с по­зи­ции мо­де­ли муль­ти­мор­бид­нос­ти). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):70-74
Ин­тег­раль­ный ин­декс ка­чес­тва жиз­ни как кри­те­рий эф­фек­тив­нос­ти ви­де­ола­па­рос­ко­пи­чес­ко­го ан­ти­реф­люк­сно­го вме­ша­тельства у боль­ных гры­жей пи­ще­вод­но­го от­вер­стия ди­аф­раг­мы, со­че­тан­ной с гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ной реф­люк­сной бо­лез­нью. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):29-33
Экспресс-тест си­ту­ацион­ной тре­вож­нос­ти как ос­но­ва для вы­бо­ра пре­ме­ди­ка­ции. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):65-70
Кли­ни­ко-пси­хо­ло­ги­чес­кий про­филь и ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с пос­тко­вид­ным син­дро­мом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):53-58
Ва­ли­да­ция рус­ско­языч­ной вер­сии Гос­пи­таль­ной шка­лы тре­во­ги и деп­рес­сии в об­щей по­пу­ля­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):7-14
Кар­ди­оме­та­бо­ли­чес­кие и пси­хо­ког­ни­тив­ные осо­бен­нос­ти пос­тко­вид­но­го пе­ри­ода у боль­ных с фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):43-50
Но­зо­ген­ные пси­хо­со­ма­ти­чес­кие расстройства у па­ци­ен­тов с кож­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­ями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):36-43
Те­ра­пия пси­хи­чес­ких расстройств, обус­лов­лен­ных ли­бо про­во­ци­ро­ван­ных со­ма­ти­чес­кой и нев­ро­ло­ги­чес­кой па­то­ло­ги­ей, с при­ме­не­ни­ем муль­ти­мо­даль­но­го ан­ти­деп­рес­сан­та тра­зо­дон. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):81-89
Об­зор сов­ре­мен­ных кли­ни­чес­ких ре­ко­мен­да­ций по ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нию гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ной реф­люк­сной бо­лез­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):95-101

В современных условиях жизни увеличивается нагрузка на эмоциональную сферу человека, заставляя его организм работать на пределе адаптационных возможностей [1]. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ), развивающаяся на фоне эмоционально-стрессовых ситуаций, приобретает все более значительную роль в широкой врачебной практике [2, 3].

Актуальность проблемы ГЭРБ заключается не только в ее высокой распространенности и наличии типичных симптомов, ухудшающих качество жизни больных, но также в частом возникновении нетипичных клинических проявлений, затрудняющих диагностику ГЭРБ и приводящих к гипердиагностике некоторых заболеваний, например ишемической болезни сердца. Многочисленными работами установлена роль определенных психологических переменных в возникновении у пациентов с ГЭРБ тошноты, рвоты и изжоги. Между тем выявление такой связи не объясняет целый ряд случаев заболеваемости ГЭРБ, особенно у лиц молодого возраста [1—4].

Кроме этого, до настоящего времени остаются недостаточно изученными роль личности и особенности эмоциональной сферы в развитии и клиническом течении ГЭРБ.

Большая часть исследований по изучению психологических факторов, включенных в этиопатогенез данного заболевания, посвящена проблеме эмоций. В целом ряде исследований психоэмоциональные особенности человека оказались очень значимыми в возникновении у пациентов с ГЭРБ тошноты, рвоты и изжоги [5, 6]. Широко распространены психогенные нарушения моторики пищевода. В первую очередь это атония пищевода, которая может быть тотальной или сегментарной, наиболее ярким проявлением чего служит недостаточность кардиального сфинктера.

В работах многих авторов подчеркивается, что у данной категории пациентов обнаружены склонность к высокой частоте невротических и психопатических расстройств с депрессивными, тревожными и ипохондрическими тенденциями, преобладание дезадаптивных типов личностного реагирования на течение болезни — тревожного, ипохондрического, неврастенического, меланхолического, которые можно рассматривать в качестве эмоционально-личностных особенностей, предрасполагающих к желудочно-кишечным заболеваниям [6—9].

Однако исследования преимущественно проводились в отношении пациентов с уже имеющимися выраженными симптомами заболевания, с которыми они обращались за медицинской помощью. Исследования, посвященные изучению эмоциональных особенностей пациентов, которым впервые ставился диагноз, единичны. Результаты изучения отдельных психологических особенностей пациентов с ГЭРБ оказались противоречивыми. Одни авторы считают, что особенности эмоциональной сферы пациентов с ГЭРБ зависят от выраженности патологической симптоматики, другие это отрицают [2, 3].

Таким образом, до последнего времени недостаточно изученными остаются психологические особенности этой категории больных, особенно молодого возраста. Данные о личностных особенностях и реакциях на заболевание у пациентов фрагментарны, что и определило цель и задачи настоящего исследования.

Цель исследования — изучить характеристики личности и особенности эмоциональной сферы пациентов с ГЭРБ для совершенствования диагностики и определения направлений психокоррекционной и реабилитационной работы.

Материал и методы

В качестве материала исследования были взяты протоколы экспериментально-психологического обследования пациентов с ГЭРБ. В исследовании приняли участие 136 человек в возрасте от 18 до 45 лет: 68 пациентов с установленным диагнозом ГЭРБ (К21), согласно критериям Международной классификации болезней 10-го пересмотра, и 68 клинически здоровых добровольцев (из слушателей факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»). При этом гастроэзофагеальный рефлюкс с эзофагитом (К21.0) наблюдался у 11 человек, гастроэзофагеальный рефлюкс без эзофагита (К21.9) — у 57 пациентов. Средний возраст испытуемых 25,2±2,72 года. Мужчин было 5, женщин — 131. Высшее образование имели 129 человек, 7 были учащимися. Все испытуемые дали добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Пациенты были распределены в группы методом стратификационной рандомизации. При этом основными прогностическими факторами были возраст и пол.

Для сравнения различий в выборках применяли метод описательной и непараметрической статистики — тест Манна—Уитни.

Психологическое обследование было проведено с помощью авторской компьютерной программы, включающей:

1) методику «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 1984);

2) методику «Шкала дифференциальных эмоций» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой и М.С. Капицы, 2003);

3) методику «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой и И.В. Шишкиной (модификация 2003 г.);

4) тест оценки уровня ситуационной и личностной тревожности Ч. Спилбергера [10, 11].

Результаты

Результаты изучения уровня субъективного комфорта (индекс субъективного комфорта — ИСК) в группе пациентов с ГЭРБ и в группе практически здоровых людей представлены на рис. 1.

Рис. 1. ИСК в группе пациентов с ГЭРБ и у здоровых лиц.

Сравнивая уровни субъективного комфорта в двух группах, можно говорить о том, что пациенты с ГЭРБ характеризуются пониженным самочувствием, сниженным уровнем субъективного комфорта (41≤ИСКср.≤47), тогда как группу практически здоровых людей отличает нормальное самочувствие, приемлемый уровень субъективного комфорта (48≤ИСКср.≤54). Критерий Манна—Уитни для показателя ИСК в этих двух группах имеет значение 21 (Uэмп=21), что соответствует достоверности с уровнем значимости p≤0,01.

Результаты изучения профиля эмоций представлены ниже. Показателем положительных эмоций является индекс позитивных эмоций, характеризующий степень позитивного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации.

Сравнивая индекс позитивных эмоций в двух группах, можно было бы говорить о том, что пациенты с ГЭРБ характеризуются более выраженной степенью положительных эмоций радости, удивления и интереса. Однако критерий Манна—Уитни для индекса позитивных эмоций в этих двух группах имеет значение 44 (Uэмп=44), что соответствует недостоверности полученных результатов.

Показателем негативных эмоций является индекс острых негативных эмоций, характеризующий степень общего негативного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации.

Сравнивая индекс острых негативных эмоций в двух группах, можно было бы говорить о том, что пациенты с ГЭРБ характеризуются более выраженной степенью острых негативных эмоций горя, гнева, отвращения и презрения. Однако критерий Манна—Уитни для индекса острых негативных эмоций в этих двух группах имеет значение 30 (Uэмп=30), что соответствует недостоверности полученных результатов.

Результаты изучения выраженности тревожно-депрессивных эмоций (ТДЭМ) в группе пациентов с ГЭРБ и в группе практически здоровых людей представлены на рис. 2.

Рис. 2. ТДЭМ в группе пациентов с ГЭРБ и у здоровых лиц.

Сравнивая индекс ТДЭМ (ИТДЭМ) в двух группах, можно говорить о том, что пациенты с ГЭРБ характеризуются более выраженной степенью эмоций страха, стыда и вины. Так, у пациентов с ГЭРБ 21≤ИТДЭМср.≤30, тогда как у здоровых лиц 12≤ИТДЭМср.≤20. Критерий Манна—Уитни для ИТДЭМ в этих двух группах имеет значение 19 (Uэмп=19), что соответствует достоверности полученных результатов с уровнем значимости p≤0,01.

Результаты изучения степени хронического утомления (ХРУ) у пациентов с ГЭРБ и у здоровых людей представлены на рис. 3.

Рис. 3. Степень ХРУ у пациентов с ГЭРБ и у здоровых лиц.

Сравнивая индекс ХРУ (ИХРУ) в двух группах, можно говорить о том, что пациенты с ГЭРБ характеризуются сильной степенью ХРУ (37≤ИХРУср.≤47), тогда как в группе здоровых людей преобладают показатели индекса, соответствующие начальной степени ХРУ (18≤ИХРУср.≤26). Критерий Манна—Уитни для ИХРУ в этих двух группах имеет значение 15 (Uэмп=15), что соответствует достоверности полученных результатов с уровнем значимости p≤0,01.

Результаты изучения уровня ситуационной тревожности (индекс ситуационной тревожности — ИСТ) у пациентов с ГЭРБ и у здоровых людей представлены на рис. 4.

Рис. 4. Психоэмоциональная напряженность у пациентов с ГЭРБ и у здоровых лиц.

Сравнивая уровни психоэмоциональной напряженности в 2 группах, можно говорить о том, что пациенты с ГЭРБ характеризуются высоким уровнем напряженности (45≤ИСТср.≤60), тогда как группу практически здоровых людей отличает умеренный уровень ситуационной тревожности, психоэмоциональная напряженность в пределах нормы (35≤ИСТср.≤44). Критерий Манна—Уитни для показателя ИСТ в этих двух группах имеет значение 15,5 (Uэмп=15,5), что соответствует достоверности с уровнем значимости p≤0,01.

Результаты изучения уровня личностной тревожности (индекс личностной тревожности — ИЛТ) у пациентов с ГЭРБ и у здоровых людей представлены на рис. 5.

Рис. 5. Личностная тревожность у пациентов с ГЭРБ и у здоровых лиц.

Сравнивая уровни личностной тревожности в двух группах, можно говорить о том, что пациенты с ГЭРБ характеризуются высоким уровнем личностной тревожности (45≤ИЛТср.≤60), тогда как группу практически здоровых людей отличает умеренный уровень личностной тревожности (35≤ИЛТср.≤44). Критерий Манна—Уитни для показателя ИЛТ в этих 2 группах имеет значение 15 (Uэмп=15), что соответствует достоверности с уровнем значимости p≤0,01.

Обсуждение

Полученные результаты свидетельствуют, что пациенты с ГЭРБ испытывают субъективный дискомфорт и часто плохо себя чувствуют (ИСКср.=43,6; p≤0,01), в «профиле эмоций» выражены относительно устойчивые индивидуальные переживания тревожно-депрессивного комплекса. Они испытывают беспокойство, подвержены страхам и чувству вины (ИТДЭМср.=22,8; p≤0,01).

На психофизиологическом уровне у пациентов с ГЭРБ выражены симптомы физиологического дискомфорта, включая признаки нарушений в цикле сон—бодрствование; снижено общее самочувствие и выражен когнитивный дискомфорт; наблюдаются нарушения в эмоционально-аффективной сфере, снижение мотивации и изменения в сфере социального общения (ИХРУср.=29,2; p≤0,01). Выраженность ИХРУ у пациентов с ГЭРБ свидетельствует о глубоких психологических нарушениях, соматизации негативных последствий ХРУ.

Пациентов с ГЭРБ отличают психоэмоциональная напряженность (ИСТср.=47,3; p≤0,01) и тревожное психическое состояние, в достаточной степени устойчивое и длительное, переходящее в свойство личности, которое становится фактором ее изменения (ИЛТср.=59,3; p≤0,01).

Экспериментально-психологическое исследование пациентов с ГЭРБ с помощью оригинальной разработанной авторами компьютерной программы позволяет говорить об актуальном эмоциональном состоянии данной категории больных.

В эмоционально-личностной сфере пациентов с ГЭРБ отмечаются следующие особенности: эмоциональная напряженность, когнитивный дискомфорт, нарушения в эмоционально-аффективной сфере, а также выражены эмоции страха и вины. Кроме этого, склонность к тревожным состояниям сочетается с повышенным контролем своего поведения. Таким образом, пациенты с ГЭРБ характеризуются наличием неврозоподобного радикала в структуре личности, склонностью к фиксации на своих соматических ощущениях и переживаниях. Вместе с тем у пациентов с ГЭРБ часто наблюдаются признаки выраженной и сильной степени ХРУ. В эмоциональной сфере этих больных в большей степени было выражено состояние стресса.

В исследовании удалось не только получить данные об особенностях актуального эмоционального состояния пациентов с ГЭРБ, но и качественно описать синдром ХРУ у них, что дает возможность использовать авторскую компьютерную программу для изучения данного заболевания на ранних этапах наряду с инструментальными и клиническими методами исследования.

Заключение

Таким образом, полученные результаты экспериментально-психологического обследования пациентов с ГЭРБ с помощью данной компьютерной программы позволяют более полно описать особенности эмоционально-личностной сферы этой кате-гории больных, конкретизировать психокоррекционные задачи при работе с этими пациентами, разработать систему психокоррекционных мероприятий с учетом выявленных особенностей эмоционально-личностной сферы, персонифицировать восстановительное лечение и реабилитацию, результаты которых во многом будут зависеть от адекватности лечебных комплексов, своевременности их назначения [12].

Диагностический комплекс можно использовать для изучения данной патологии на ранних этапах наряду с инструментальными и клиническими методами исследования.

Дополнительная информация

Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

The author declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Одарущенко О.И. — к.психол.н.; https://orcid.org/0000-0002-0416-3558; e-mail: olgaodar@yandex.ru

Автор, ответственный за переписку:

Одарущенко Ольга Ивановна — https://orcid.org/0000-0002-0416-3558; e-mail: olgaodar@yandex.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.