Валиуллина С.А.

ГБУЗ «НИИ неотложной детской хирургии и травматологии» Департамента здравоохранения Москвы, Российская Федерация

Сиднева Ю.Г.

НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия

Львова Е.А.

ГБУЗ «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения Москвы», Москва, Россия

Психологическая и психиатрическая помощь детям после тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы в рамках комплексного подхода к ранней реабилитации

Журнал: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2019;96(2): 45‑53

Просмотров : 344

Загрузок : 7

Как цитировать

Валиуллина С.А., Сиднева Ю.Г., Львова Е.А. Психологическая и психиатрическая помощь детям после тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы в рамках комплексного подхода к ранней реабилитации. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2019;96(2):45‑53.
Valiullina SA, Sidnevа YuG, Lvova EA. The psychological and psychiatric care for the children after severe spinal cord injury in the framework of the combined early rehabilitative treatment. Voprosy kurortologii, fizioterapii, i lechebnoi fizicheskoi kultury. 2019;96(2):45‑53. (In Russ.).
https://doi.org/10.17116/kurort20199602145

Авторы:

Валиуллина С.А.

ГБУЗ «НИИ неотложной детской хирургии и травматологии» Департамента здравоохранения Москвы, Российская Федерация

Все авторы (3)

Обоснование

Под позвоночно-спинномозговой травмой (ПСМТ) понимают механическое повреждение позвоночника и/или спинного мозга, его сосудов, оболочек и спинномозговых нервов [1, 2]. Тяжесть травмы определяется уровнем и степенью повреждения спинного мозга.

Основными медицинскими проблемами у таких пациентов являются [1—3]: 1) расстройства двигательных функций как верхних, так и нижних конечностей, что в свою очередь ведет к нарушениям вертикализации и передвижения, ограничению выполнения социально-бытовых навыков; 2) сопутст-вующие соматические расстройства со стороны тазовых органов и костно-мышечной системы, нарушения метаболического обмена, инфекционно-воспалительные осложнения; 3) неврологические расстройства (дистония, парезы/параличи, вегетативная дисрефлексия, нарушения чувствительности). Отдельно можно выделить психологические и психиат-рические проблемы, болевой синдром разной степени выраженности [3, 4].

По мнению многих авторов, одним из частых последствий тяжелой спинальной травмы является депрессия [3—15]. В литературе данные о частоте выявляемости депрессии у пациентов с тяжелой ПСМТ различаются (табл. 1).

Таблица 1. Выявляемость депрессии у пациентов после тяжелой ПСМТ по данным литературы
Во-первых, это связано с тем, что депрессия исследовалась в разные периоды восстановления после травмы, а, как известно, психо-эмоциональное состояние человека может меняться на протяжении времени [3, 9]. Во-вторых, возможно, имеет место и гипердиагностика симптомов депрессии, в частности при использовании стандартных шкал/опросников [3]. Симптомы, выявляемые при спинальной травме, как правило, присущи и депрессии, например снижение аппетита, расстройство сна, потеря веса и др. [3, 10, 16, 17].

Следует отметить, что в литературе исследования эмоционального фона после ПСМТ касаются взрослого населения. Данных по особенностям диагностики патологии эмоций у детей с ПСМТ, их коррекции в литературе нет. К сожалению, не встретились данные и о совместном комплексном ведении таких пациентов детского возраста врачом-психиатром и психологом.

Реабилитация пациентов с ПСМТ достаточно многомерна и сложна. Для достижения максимальных результатов в активизации пациента и оптимальной адаптации его к дальнейшей жизни необходимы раннее начало восстановления и комплексный подход [1—3, 18].

Цель исследования — оценить эмоциональную и мотивационную сферы у детей после тяжелой ПСМТ в ходе комплексной ранней реабилитации; разработать методы взаимодействия врача-психиатра и психолога для коррекции психоэмоциональных нарушений в рамках междисциплинарного подхода на этапе ранней реабилитации.

Методы

Дизайн исследования

Наблюдательное одноцентровое проспективное когортное неконтролируемое исследование, в которое вошли 35 детей в возрасте до 18 лет после тяжелой ПСМТ, поступивших на лечение и реабилитацию в Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии Депар-тамента здравоохранения Москвы в 2016—2018 гг. Для оценки эмоционального и мотивационного фона все пациенты осмотрены клинически психиатром и психологом за время реабилитационного процесса в динамике с использованием диагностических шкал и опросников: до начала, на 7—10-й и 21—25-й дни курса реабилитации.

Критерии соответствия

Критерии включения:

1. Возраст до 18 лет.

2. Установленный диагноз «тяжелая ПСМТ».

Критерии исключения:

1.Тяжелая сочетанная травма.

2. Отказ родителей и/или ребенка.

Условия проведения

Исследование проводили на базе отделения нейрохирургии, отдела реабилитации (психолого-педагогическое отделение) ГБУЗ Москвы «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здраво-охранения Москвы».

Продолжительность исследования

Курс комплексной реабилитации детей после тяжелой ПСМТ составлял в среднем до 25 дней. Соответственно клинические осмотры психиатром и психологом проводились до начала, на 7—10-й и 21—25-й дни курса реабилитации.

Описание медицинского вмешательства

Все пациенты с тяжелой ПСМТ были комплекс-но обследованы по принятым в Научно-исследовательском институте неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения Москвы стандартам с нейрохирургическим, неврологическим, педиатрическим, рентгенологическим (компьютерная и магнитно-резонансная томография) и при необходимости дополнительными (вызванные потенциалы, ультразвуковое исследование и др.) исследованиями. Курс комплексной реабилитации включал мультидисциплинарный подход. Помимо психологической и психиатрической помощи, пациенту оказывались двигательная реабилитация, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

Клинический осмотр психиатром

Для выявления психических особенностей, нарушений, их синдромологической оценки, уточнения степени выраженности расстройств проводили динамические осмотры. В ходе расспросов выясняли жалобы, оценивали адекватность поведения, возможность и желание беседы. Во время наблюдения за пациентом учитывались настроение, инициатива, двигательная активность, мимика, эмоциональные реакции. Для уточнения оценки также использовали объективные сведения, полученные от близких и родных, медицинского персонала.

Клиническая беседа с психологом

Для выявления психологических особенностей и проблем в беседе с психологом учитывались эмоцио-нальные реакции, адаптивные возможности, коммуникативные качества, взаимодействие со специалистом, родителями, медицинским персоналом и другими пациентами в палате; уточнялись анамнести-ческие сведения из жизни до травмы (семья, друзья, ровесники, занятия в школе, увлечения и др.). Психологическое сопровождение пациентов осуществлялось с помощью методов гештальт-коррекции.

При необходимости психотропную медикаментозную коррекцию проводили с помощью антидепрессанта из группы ингибиторов обратного захвата серотонина (сертралин) в соответствующих возрасту дозах.

Основной исход исследования

В ходе исследования выделили группу наивысшего риска по эмоциональным осложнениям и наихудшей адаптации к восстановительным занятиям, в которой были выявлены высокий уровень личностной тревожности в сочетании с выраженными признаками депрессии и сниженной мотивацией. Эти нарушения оценивали по уровню условных баллов от 1 до 5, где 1 балл — наименьшая, 5 баллов — наибольшая выраженность.

Дополнительные исходы исследования

Дополнительные исходы в ходе исследования не учитывались.

Анализ в подгруппах

Участники исследования были распределены по группам в зависимости от выявленных эмоциональных и мотивационных нарушений, степени их выраженности. Показатели тревоги, депрессивных тенденций и мотивации распределились среди испытуемых таким образом, что их можно было разделить условно на 3 группы.

В 1-й группе оказались дети (2 мальчика, 4 девочки, возраст 14—17 лет) с наибольшей выраженностью нарушений и оценкой 4—5 баллов (депрессия, высокая тревога, низкая мотивация). Во 2-ю группу были включены дети (4 девочки, 7 мальчиков, возраст 12—16 лет) со средней степенью выраженности нарушений и оценкой 3 балла. В 3-й группе оказались дети (15 мальчиков, 3 девочки, возраст 8—17 лет), у которых эмоциональные и мотивационные нарушения носили наименьшую степень выраженности, с оценкой 1—2 балла.

Методы регистрации исходов

В целях выявления депрессии, оценки степени выраженности отдельных симптомов использовали следующие диагностические шкалы и опросники [19—21]:

1) госпитальную шкалу тревоги и депрессии (Hospital Anxiety and Depression Scale — HADS, по A. Zigmond, R. Snaith, 1983) — самоопросник как скрининг-тест для выявления депрессивных расстройств и оценки выраженности их проявлений. В шкале имеется 14 утверждений, подразделяющихся на субшкалы тревоги (7 вопросов) и депрессии (7 вопросов). Результат оценивается в баллах, где 0—7 баллов — норма, 11 баллов и более — выраженная депрессия/тревога;

2) шкалу тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI, по C. Spielberger и соавт., 1970; Ю.Л. Ханину, 1976; адаптированный вариант у детей: Ю.Л. Ханин, 1988) — предназначена для самооценки тревоги, состоит из двух субшкал, оценивающих тревогу как клиническое состояние и как черту характера в баллах: до 30 баллов — низкая тревожность, 46 баллов и более — высокая;

3) шкалу явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale — CMAS, по A. Castaneda, B. Mc Candless, D. Palermo, 1956; адаптированный вариант А.М. Прихожан, 1994) — предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8—12 лет. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности, первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка — «стены» от 1 до 10, данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола;

4) опросник «Восстановление локуса контроля» (Recovery Locus of Control, по C. Partridge, M. Johnstone, 1989). Прямым путем измерить нарушение мотивации затруднительно, поэтому обычно эти нарушения оценивают косвенно, измеряя локус-контроль. Таким способом клинический психолог может сориентироваться в том, насколько пациент считает себя контролирующим свою жизнь в разных ее областях. С помощью этого опросника возможно измерить мотивацию к реабилитации, желание больного интегрироваться в общество здоровых людей. Опросник основан на учете мнения пациента относительно его собственной роли в выздоровлении (9 вопросов). Ответы на вопросы с 1-го по 5-й оцениваются следующим образом: от «совершенно согласен» — 4 балла до «абсолютно не согласен» — 0 баллов. Ответы на вопросы с 6-го по 9-й оцениваются «зеркально»: от «совершенно согласен» — 0 баллов до «абсолютно не согласен» — 4 балла. Суммарный балл может варьировать от 0 до 36, где высокие баллы свидетельствуют о высоком уровне мотивации к достижению улучшения собственного состояния и наоборот.

Помимо этого, для оценки и анализа состояния учитывались анамнестические сведения, данные осмотров неврологом, нейрохирургом, педиатром и объективных исследований (нейровизуализация, функцио-нальная диагностика) в качестве учета соотношения выраженности повреждений, функциональной сохранности и имеющихся субъективных жалоб.

Этическая экспертиза

Выписка из протокола № 2 заседания Комитета по биомедицинской этике ГБУЗ Москвы «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии» Департамента здравоохранения Москвы от 25 января 2016 г. — протокол исследования одобрен.

Статистический анализ

Принципы расчета размера выборки: размер выборки предварительно не рассчитывался. Анализ полученных данных проведен с помощью пакета программ Microsoft Excel 2003. При нормальном распределении количественных данных описание выпол-нено с помощью среднего арифметического значения и стандартного отклонения. Для сравнения количественных данных в независимых группах применяли t-критерий Стьюдента.

Результаты

Объекты (участники) исследования

В исследование вошли все дети, поступившие на лечение и реабилитацию в Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения Москвы с диагнозом «тяжелая ПСМТ» в 2016—2018 гг.

Возраст детей после тяжелой ПСМТ оказался от 8 до 18 лет (в среднем 14,9±0,2 года); среди них мальчиков было 24 (8—18 лет), девочек — 11 (12—18 лет).

Распределение пациентов по возрасту показало преобладание детей подросткового периода (15—18 лет) — 57%.

Основные результаты исследования

В результате проведенного исследования выделены 3 группы детей после тяжелой ПСМТ в зависимости от наличия депрессивных расстройств и степени их выраженности:

1-я группа — дети с явными признаками депрессии — 6 (17,2%) человек;

2-я группа — дети с эмоциональными особенностями: высокая тревожность, снижение мотивации, неярко выраженные депрессивные тенденции — 11 (31,4%) человек;

3-я группа — дети, у которых не выявлено депрессии и депрессивных тенденций, — 18 (51,4%) человек.

У детей 1-й группы наблюдались явные депрессивные признаки, проявляющиеся подавленностью, сниженным фоном настроения, грустью, апатией, нарушением сна, пессимистическим настроем на будущее (табл. 2).

Таблица 2. Наличие отдельных признаков эмоционально-мотивационных нарушений у пациентов 1—3-й групп Примечание. Здесь и в табл. 3: «+» — наличие признака; «–» — отсутствие признака.
Дети из этой группы имели высокий уровень тревоги и низкий уровень мотивации к восстановлению. У пациентов 2-й группы отмечались высокая тревожность и низкая мотивация, но при этом депрессивные тенденции в настроении были неярко выражены. У детей 3-й группы имелись легкие расстройства в виде эмоциональной лабильности, тревожности.

Выделены основные эмоциональные особенности отдельных симптомов у детей с тяжелой ПСМТ на раннем этапе реабилитации по группам. В 1-й груп-пе явные признаки депрессии сопровождались высокой степенью тревоги и низкой мотивацией. В 3-й группе выявлялись соответственно кардинально противоположные показатели.

Депрессия в классическом варианте встречалась у детей с 14 лет, что, возможно, связано с особенностями онтогенетического развития нервной системы у них и их психического развития. Депрессивные тенденции можно было выявить уже и в младшем возрасте, начиная с 9—10 лет.

Детям из 1-й группы, у которых диагностированы явные признаки депрессии, в первую очередь необходимы психиатрическая помощь и медикаментозная коррекция, психологическое сопровождение было второстепенным (табл. 3).

Таблица 3. Отдельные признаки эмоциональных расстройств у пациентов 1—3-й групп и участие специалистов

Детям из 2-й группы, у которых выявлялись высокая тревожность и низкая мотивация с неярко выраженными депрессивными тенденциями, необходимо было психологическое сопровождение с дополнительной консультацией психиатра. Во 2-й группе работал психолог, но было отмечено, что курса стационарной реабилитации (25 дней) для достижения выраженного психотерапевтического эффекта в формировании устойчивой мотивации не хватало. Поэтому в реабилитационную команду подключался психиатр с коррекцией психофармакологического лечения. Психологическое сопровождение на фоне медикаментозной коррекции приводило к положительным результатам динамики эмоционального состояния.

Пациенты с высоким показателем личностной тревожности в сочетании с низким уровнем мотивации имели особенно выраженные сложности в адаптации к двигательной реабилитации. Это могло проявляться в различных ситуациях. Так, дети могли демонстрировать трудности при вертикализации, выcказывали нежелание пересаживаться в инвалидное кресло, воспринимали физические упражнения двигательной реабилитации как непреодолимые трудности.

Детям из 3-й группы было достаточно только психологического сопровождения.

Всем детям с повышенным уровнем тревоги и низким уровнем мотивации была необходима одновременно как психологическая, так и психиатрическая коррекция. Психиатрическая помощь со специа-лизированной психофармакотерапией оказывалась эффективной соответственно в 1-й и 2-й группах.

В результате исследования был определен алгоритм взаимодействия психиатра и психолога в комплексной ранней реабилитации детей после тяжелой ПСМТ (см. рисунок).

Алгоритм совместного психолого-психиатрического ведения пациентов с ПСМТ.

Детям, у которых выявлялось сниженное эмоциональное состояние со средним или низким уровнем тревоги, но достаточной мотивацией, было необходимо только сопровождение психолога. Дети со сниженным эмоциональным состоянием, средним или высоким уровнем тревоги и слабой мотивацией нуждались в консультации психиатра и одновременном сопровождении психолога. Дети с депрессией, высокой тревогой и низкой мотивацией требовали наблюдения психиатра, медикаментозной коррекции.

Дополнительные результаты исследования

Дополнительных результатов в ходе исследования получено не было.

Нежелательные явления

За время исследования нежелательных явлений отмечено не было.

Обсуждение

Резюме основного результата исследования

Переживание ребенком своего отношения к действительности и самому себе, удовлетворенность или неудовлетворенность собственной ситуацией складываются в эмоциональную реакцию. В ситуации травмы, имеющихся посттравматических дефектов (неврологических, двигательных) у ребенка наблюдаются отрицательные эмоциональные реакции разной степени выраженности, порой в сочетании с вегетативными проявлениями.

У маленьких пациентов с тяжелой ПСМТ прослеживается влияние эмоциональных нарушений, степени выраженности тревожности на эффективность реабилитационного процесса. В ходе исследования определилось, насколько мотивация у детей имеет значение в достижении предполагаемых итогов восстановительного лечения. В результате явными оказались трудности проведения и ограничения реабилитационных мероприятий у детей с депрессивными тенденциями, здесь же были малоэффективны и методы психологического сопровождения. Все-таки для стабилизации и закрепления выраженного психотерапевтического эффекта требуется больше времени, чем было отведено на стационарный курс реа-билитации таких пациентов. Помимо этого, у детей с выраженными депрессивными тенденциями выявлялась низкая адаптация к двигательной реабилитации, что значительно осложняло общий процесс восстановления.

Нередко можно было наблюдать, что физическая реабилитация отстает в своей эффективности, особенно на фоне эмоциональных нарушений. И те прогнозы, которые предполагались специалистами по двигательной реабилитации, часто не оправдывались. Другими словами, пациенты могли бы добиться большего результата по состоянию неврологического и соматического статусов, но в силу сниженного эмоционального фона и отсутствия мотивации не достигали должного прогнозируемого эффекта.

Выделился определенный алгоритм оказания психолого-психиатрической помощи. Когда у пациента диагностировали явные признаки депрессии, в целях их медикаментозной коррекции в междисциплинарную реабилитационную команду приглашали врача-психиатра. У пациентов, переживающих утрату потерянных функций с проявлением печали как стадии проживания горя, психологическое ведение ограничивалось только сопровождением психолога.

Обсуждение основного результата исследования

Особенность психологического сопровождения пациентов с ПСМТ заключается в том, что помощь в проживании горя после полученной травмы требует достаточного времени. Зачастую продолжительность этих переживаний и их переход от одной стадии к другой длится до 0,5 года, а в некоторых случаях и до 1 года. В период госпитализации, который длится около 1 мес, быстро «перестроить» пациента на эффективную работу по восстановлению утраченных функций достаточно затруднительно. Ведь в этот период у человека, получившего тяжелую ПСМТ, наблюдается множество реакций на случившееся событие, свое «новое» измененное состояние. Должно пройти достаточно времени, чтобы пациент осознал те изменения, которые с ним произошли, «отпустил» свое прошлое, прожив весь спектр болезненных переживаний. Только тогда он сможет полноценно адаптироваться к своему состоянию и принять «настоящее», в котором он имеет двигательные ограничения.

Реабилитолог сталкивается с картиной, когда осознание и принятие ситуации пациентом еще не произошло, он психологически еще к этому не готов, а перед ним встает необходимость восстанавливать то, что возможно восстановить уже сейчас, в данный момент, в настоящее время.

Психологическая реабилитация является одним из звеньев комплексного подхода к восстановлению пациентов, перенесших тяжелую ПСМТ. Событие травмы спинного мозга является для больных и их семей психологическим шоком, оно значительно дестабилизирует прежнюю жизнь. Частичная или полная обездвиженность пациента меняет привычный образ жизни пострадавшего и его семьи. Новые обстоятельства заставляют изменить сложившиеся стереотипы, переосмыслить дальнейшую жизнь, вынуждают строить новые планы. Пациенты сталкиваются с собственным бессилием и беспомощностью, зависимостью от близких людей. Это вызывает множество сложных переживаний: от чувства вины и стыда перед близкими людьми до эмоциональной раздражительности, негативизма и агрессии.

Эмоциональная реакция на травмирующее событие является естественной и ожидаемой. Реакции каждого отдельного человека уникальны и отличимы, однако можно выделить и сходные признаки. Как правило, чувство печали и реакция на утрату прежнего образа жизни являются общими для большинства людей, особенно в первые месяцы после травмы. В некоторых случаях эти реакции могут сохраняться в течение длительного времени или даже повторяться вновь, возвращаться, приобретая волнообразное течение.

Хотя депрессия, печаль, реакция на горе могут, на первый взгляд, показаться схожими, важно все-таки различать их. Так, эмоциональные переживания утраты потерянных функций являются естественным ответом психики. Основным критерием этих эмоциональных переживаний является их стадийность (по Э.К. Росс, 1969), и, как правило, грусть и печаль имеют реактивный характер, динамику к нивелированию.

Человек в состоянии утраты способен испытывать радость, переживать удовольствие, когда отвлекается от мыслей, касающихся удручающих его событий и обстоятельств. Когда же речь идет о депрессии, пациент не испытывает удовольствия, он лишается мотивации и потребностей, даже если направления деятельности для улучшения ситуации ему известны. При депрессии пациенты страдают от психомоторной заторможенности, когнитивных нарушений, которые затрагивают изменения в сосредоточении и концентрации внимания [3, 4, 6, 9—11].

Необходимо учитывать, что в нашем случае ПСМТ получили дети, и они отличаются от взрослых психоэмоциональными проявлениями. Это обусловлено особенностями онтогенетического развития нервной системы в детском возрасте, когда недостаточно сформированы функциональные и адаптивные реакции, проявляющиеся соответственно особенностями психического развития.

Депрессия является синдромом отрицательных эмоциональных расстройств, проявляющимся тяжелой степенью их выраженности. Она характеризуется пониженным настроением, торможением интеллектуальной и моторной деятельности, снижением побуждений, пессимистическими оценками себя и своего положения в настоящем и будущем, соматическими и вегетовисцеральными проявлениями. Ребенок «перечеркивает» себя как личность, закрывается от внешнего мира, не видит себя в будущем. Депрессивные настроения усложняют реабилита-ционные мероприятия, приостанавливают продуктивность и эффективность восстановительного лечения. Ребенок порой остается глубоким инвалидом с неврологическими и двигательными дефектами, психологической травмой. Но самое неприятное при данных эмоциональных нарушениях — что пациенты детского возраста не могут и/или не хотят возвращаться в обычную для каждого социальную среду, страдает их качество жизни.

Выявление детей с депрессией позволит вовремя оказывать квалифицированную психологическую помощь; адекватно применять специализированную психиатрическую помощь с психофармакологической коррекцией при необходимости.

Ограничения исследования

В процессе исследования авторы столкнулись с некоторыми ограничивающими факторами. На первый план выходит тяжесть соматического состояния пациентов детского возраста, перенесших ПСМТ. Нестабильность гемодинамики, нейроурологические проблемы, вегетативная дисрефлексия, вторичные инфекционные осложнения с колебанием общего самочувствия порой не позволяют пациенту детского возраста выдерживать одномоментное психодиагностическое занятие, поэтому диагностический блок может растягиваться на несколько дней.

Диагностику тревоги, депрессии, мотивации ограничивает и недостаточность специальных шкал/опросников с адаптацией их применения у детей, особенно младшего возраста (дошкольного и младшего школьного).

Помимо этого, используемые диагностические опросники являются самоопросниками, где пациенты детского возраста отвечают самостоятельно, а значит с субъективной долей оценки. В процессе диагностики и последующего анализа результатов необходимо учитывать не только особенности возраста пациента с диз-онтогенетическими особенностями развития нервной системы, психического развития, но и его характерологические акцентуации со своеобразиями контакта, реагирования и адаптации. Предполагая это, возможно, будет уместно дополнительно включать в диагностический блок личностные опросники, согласно возрасту ребенка, в целях уточнения его особенностей (например, Миннесотский многоаспектный личностный опросник, опросник Р. Кеттелла и др.) [19].

Заключение

У 48,6% детей после тяжелой ПСМТ выявляются выраженные эмоциональные и мотивационные расстройства, требующие специализированной психиатрической помощи, дифференцированного психиатрического и психологического подхода в период ранней реабилитации с определенным алгоритмом комплексного взаимодействия при оказании помощи, психотропного медикаментозного лечения.

Алгоритм комплексного подхода к ранней реабилитации ПСМТ у детей позволит более эффективно распределить работу специалистов психолого-психиатрического направления в зависимости от особенностей эмоционального состояния пациентов и адекватно выстроить взаимодействие с другими членами междисциплинарной реабилитационной команды.

Совместное ведение пациентов детского возраста с последствиями тяжелой ПСМТ психиатром и психологом позволит:

1) вовремя выявлять детей с выраженными депрессивными тенденциями, высокой степенью тревожности в сочетании с пониженным фоном мотиваций;

2) адекватно применять специализированную психиатрическую помощь с психофармакологией;

3) оказывать квалифицированную психологическую помощь.

Дифференцированный психолого-психиатрический подход в ранней реабилитации детей с тяжелой ПСМТ увеличит эффективность реабилитационных программ, повысит качество жизни и улучшит настрой детей на прогноз восстановления и социальную адаптацию при возвращении их в обычную среду.

Дополнительная информация

Источник финансирования. Исследование, подготовка и публикация рукописи проведены на личные средства авторского коллектива. Дополнительных источников финансирования не было.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Участие авторов: разработка концепции и дизайна исследования, редактирование — С.А. Валиуллина; разработка концепции и дизайна исследования, анализ полученных данных, написание текста, редактирование — Ю.Г. Сиднева; сбор материала, статистическая обработка данных, анализ полученных данных, написание текста — Е.А. Львова.

Сведения об авторах

*Валиуллина Светлана Альбертовна, д.м.н., профессор [Svetlana A. Valiullina, MD, PhD, Professor]; адрес: Россия, 119180, Москва, ул. Большая Полянка, 22 [address: 22 Bolshaya Рolyanka str., 119180 Moscow, Russia]; https://orcid.org/0000-0002-1622-0169; e-Library SPIN: 6652-2374; е-mail: vsa64@mail.ru

Cиднева Юлия Геннадьевна, к.м.н. [Yuliya G. Sidneva, MD, PhD]; https://orcid.org/0000-0003-2733-5874; e-Library SPIN: 5128-9059; e-mail: ysidneva@nsi.ru

Львова Екатерина Алексеевна, научный сотрудник [Ekaterina A. Lvova, researcher in psychology]; https://orcid.org/0000-0002-6551-7305; e-Library SPIN: 2595-5951; е-mail: kotejkin@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail