Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Туровинина Е.Ф.

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, Тюмень, Россия

Шишина Е.В.

АО «Центр восстановительной медицины и реабилитации “Сибирь”», Тюменская область, Россия

Шумасова Ф.К.

АО «Центр восстановительной медицины и реабилитации “Сибирь”», Тюменская область, Россия

Аверин С.О.

АО «Центр восстановительной медицины и реабилитации “Сибирь”», Тюменская область, Россия

Лечебные минеральные воды юга Тюменской области

Авторы:

Туровинина Е.Ф., Шишина Е.В., Шумасова Ф.К., Аверин С.О.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1929

Загрузок: 55


Как цитировать:

Туровинина Е.Ф., Шишина Е.В., Шумасова Ф.К., Аверин С.О. Лечебные минеральные воды юга Тюменской области. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2018;95(3):69‑73.
Turovinina EF, Shishina EV, Shumasova FK, Averin SO. The medicinal mineral waters in the southern part of the Tyumen region. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2018;95(3):69‑73. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort201895369

Гидроминеральные ресурсы юга Тюменской области

Природные богатства недр Западной Сибири — это не только углеводородное сырье, но и ценнейшие гидроминеральные ресурсы, имеющие, прежде всего, лечебно-профилактическое значение: минеральные воды различного химического и газового состава, показанные для бальнеотерапии и питьевого лечения.

На территории Тюменской области выделены две провинции минеральных вод [1]:

– провинция бромных, йодобромных вод (Тюмень, Тобольск, Ханты-Мансийск);

– провинция минеральных вод, действие которых определяется ионным составом и общей минерализацией (Тараскуль).

В 2016 г. на юге Тюменской области зарегистрированы 74 глубоких скважины минеральных вод, которые широко используются в лечебных целях и являются одним из важных курортных факторов. Традиционно минеральные воды подразделяются по виду применения на питьевые и наружного применения. По ГОСТ Р 54316−2011, минеральные питьевые лечебные воды Тюменской области относят к талицкому и нижнесергинскому типам, а минеральные воды наружного применения выделяют в отдельный тюменский тип, включенный в класс хлоридных натриевых, по группе борсодержащих, йодных, бромных, йодобромных [2].

На протяжении 25 лет в санатории «Сибирь» (ныне АО «Центр восстановительной медицины и реабилитации “Сибирь”»; Тюменская область) для оздоровления и лечения пациентов успешно применяются естественные природные факторы — воды местных термальных источников. На территории АО «ЦВМиР “Сибирь”» функционируют две скважины — № 13-Б и № 14-Б (глубина 1409 и 1172 м соответственно). Минеральный состав этих термальных вод (температура воды 40 °С) характерен для подземных вод юга Тюменской области.

По бальнеологическому заключению, выданному ФМБА России Томским научно-исследовательским институтом курортологии и физиотерапии в 2013 г., в соответствии с критериями оценки минеральных вод Минздрава России, подземная вода скважины № 13-Б является природной минеральной лечебной водой для наружного применения, которая относится к пятой группе бальнеологических вод (подгруппа 5.6, тюменский тип). Согласно заключению этого же института, по ГОСТ Р 54316−2011, подземная вода скважины № 14-Б является природной минеральной питьевой лечебно-столовой, близким аналогом которой являются воды ХХХ группы (тюменский тип) (см. таблицу).

Результаты исследования химического состава минеральных вод скважин № 13-Б и № 14-Б АО «ЦВМиР “Сибирь”»

Оба источника похожи по составу основных анионов и катионов и присутствию в водах биологически активных компонентов, при этом различны по их концентрации и величине общей минерализации.

Минеральная вода скважины № 13-Б является хлоридной натриевой с общей минерализацией 10,5 г/дм3, повышенным содержанием, но не достигающим бальнеологической нормы, брома, йода, бора и кремния. Действие хлоридных натриевых вод на организм при наружном применении (ванны, бассейны) хорошо изучено, сформулирован механизм действия, подробно описаны реакции отдельных функциональных систем организма при применении хлоридных натриевых ванн, обусловливающих конечные, регистрируемые в клинике, основные эффекты: изменение микроциркуляторной, регионарной и центральной гемодинамики, обезболивающее и противовоспалительное действия, перестройка обменных процессов, улучшение трофики и функциональной активности тканей и органов. Также установлено, что перечисленные физиологические и лечебные эффекты хлоридных натриевых вод могут быть получены при определенной концентрации солей, установленной на основании большого научного и практического опыта. Для наружного применения принят порог минерализации 10 г/дм3 [3, 4], что соответствует общей минерализации воды скважины № 13-Б.

В последние годы продолжались научные исследования по изучению бальнеотерапии хлоридными натриевыми водами. При сахарном диабете с микро- и макроангиопатиями [5], хроническом бронхите установлены противовоспалительное, десенсибилизирующее и иммунокорригирующее действия, благоприятное влияние на функцию внешнего дыхания, гемодинамику малого круга кровообращения, общую и периферическую гемодинамику, микроциркуляцию, улучшение переносимости физических нагрузок.

Было показано, что общие хлоридные натриевые ванны с разной концентрацией солей (10, 20 и 30 г/л) эффективны в восстановительном лечении в домашних условиях пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС) со стабильной стенокардией I и II функциональных классов с экстрасистолической аритмией [6]. Впервые установлено, что общие хлоридные натриевые ванны указанных концентраций в домашних условиях оказывают существенный тренирующий эффект у пациентов с ИБС со стабильной стенокардией I и II функциональных классов с желудочковыми аритмиями 1–3-го класса по Б. Лауну, наджелудочковой экстрасистолией, проявляющийся в повышении физической работоспособности и коронарного резерва сердца. Причем тренирующий эффект общих хлоридных натриевых ванн у пациентов с ИБС возрастает с увеличением концентрации солей. Но и концентрация ванн 10 г/л эффективна при указанных формах заболевания, что имеет для нас существенное значение, учитывая состав имеющейся минеральной воды.

Микроэлементный состав минеральных вод юга Тюменской области

Йод и бром — ценные компоненты минеральных вод. Не останавливаясь детально на проведенных в последние годы исследованиях и высказываниях различных авторов, можно в целом резюмировать следующее. Изучение фармакокинетики йода и брома при бальнеотерапевтических процедурах свидетельствует о том, что эти вещества поступают во внутренние среды организма. Интересны данные о том, что поступление этих микроэлементов через кожу увеличивается при снижении величины общей минерализации, и это, на наш взгляд, очень важно, особенно в отношении поступления в организм йода при нашей краевой патологии. Осаждение йода и брома на кожу оказывает раздражающее действие на ее рецепторы, и именно с этим связан химический компонент влияния йодобромных ванн. Это положение общепринято и не вызывает сомнений.

Во многих клинических исследованиях отмечаются некоторые специфические черты действия йодобромных ванн на организм человека. Наиболее характерным их свойством является способность влиять на функциональное состояние различных отделов нервной и сердечно-сосудистой систем, микроциркуляторные процессы, гемореологию, липидный обмен, функцию щитовидной железы.

По минерализации и основному ионно-солевому составу вода скважины № 14-Б является среднеминерализованной кремнистой хлоридной натриевой со слабощелочной реакцией водной среды и показана для внутреннего применения как лечебно-столовая вода. В соответствии с классификацией минеральных питьевых вод [7], вода скважины № 14-Б отнесена к шестой группе «хлоридные различного катионного состава», которые содержат хлорид-ионы в количестве 2,0–6,5 г/дм3. Вода из скважины № 14-Б используется для полостных орошений (десневые, носовые, гинекологические, кишечные), ингаляций, подается в питьевой бювет, применяется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Использование питьевых минеральных вод в качестве лечебного и оздоровительного фактора известно на протяжении столетий. Кроме положительного влияния на деятельность органов пищеварения и мочевыделения, обменные процессы при разнообразных исследованиях, особенно в последние десятилетия, выявлено положительное влияние минеральных вод на многие стороны метаболизма, кроветворения, иммунного статуса.

В эксперименте и клинике также доказано отчетливое положительное влияние питьевых минеральных вод различного состава на липидный обмен (снижение общего холестерина, триглицеридов, β-липопротеидов), в практике врача-курортолога питьевое лечение при сердечно-сосудистых заболеваниях используется столь же часто, как при болезнях систем пищеварения и мочевыделения или нарушении обмена веществ [8].

Интересны экспериментальные исследования по применению йодсодержащей хлоридной натриевой воды, кремнийсодержащей (концентрация кремния — 139 мг/л, минерализация — 7,3 г/л), борсодержащей хлоридной гидрокарбонатной натриевой воды (концентрация бора — 250 мг/л, минерализация — 10,6 г/л), доказавшие их радиозащитное действие (устранение ряда основных последствий радиационного облучения).

Исследования последних лет показали, что питьевые минеральные воды вызывают адаптивные реакции в организме. Курсовой прием минеральной воды вызывает длительную перестройку гипофизарно-надпочечниковой системы, что способствует повышению регуляторных способностей организма и обеспечивает длительный период последействия. Профилактическое действие минеральных вод связано со специфическими реакциями, которые развиваются в гастроэнтеропанкреатической эндокринной системе, и неспецифическими адаптационными реакциями, которые контролируются гормонами гипофиза, коры надпочечников и тиреоидной системы. Активируется продукция тканевых ферментов, меняются электролитный и ферментативный составы пищеварительных соков, состав электролитов крови, улучшается функция иммунной системы. Считается, что даже однократный прием минеральной воды ведет к формированию стрессорных реакций физиологического типа — в крови повышается уровень адренокортикотропного гормона, кортизола, глюкагона, гастрина, инсулина, лейцинэнкефалина и тиреоидных гормонов на фоне снижения уровня метионинэнкефалина, а в процессе курсового приема развивается состояние адаптации и наблюдается повышение резистентности организма [9].

Минеральные воды из скважин № 13-Б и № 14-Б АО «ЦВМиР “Сибирь”» также содержат биологически активную метакремниевую кислоту, достигающую бальнеологической значимой нормы 51,6 мг/л в скважине № 14-Б и максимально приближенную к кондиции — 48,8 мг/л в скважине № 13-Б.

Метакремниевая кислота чаще содержится в термальных азотных водах малой минерализации и находится в них в виде коллоидной недиссоциированной фракции [10]. На сегодняшний день известно, что в организме кремний, связанный с гликозаминогликанами и компонентами коллагена, ускоряет синтез гликозаминогликанов, способствует развитию архитектуры фиброзных элементов соединительной ткани, вносит вклад в их структурную целостность, обеспечивая упругость и эластичность соединительнотканных элементов, а также участвует в формировании и минерализации костной ткани [11]. По некоторым данным, есть положительные результаты использования высокотемпературных кремнистых терм в антивозрастной терапии геронтологами Японии [1].

В курортологической практике широко используются кремнийсодержащие минеральные воды как для питьевого лечения, так и наружного применения в виде ванн, орошений, спринцеваний и других методов курортологического лечения.

При гастродуоденальной патологии питье минеральных кремнистых вод эффективно вследствие сорбционных свойств присутствующих в минеральной воде коллоидных соединений кремния, которые оказывают детоксикационное действие, угнетают продукцию соляной кислоты и пепсина, нормализуют моторную функцию желудка, снижают воспалительную реакцию слизистой оболочки желудка, стимулируют процессы репаративной регенерации.

Кремнистые воды, согласно исследованиям японских геронтологов, гармонизируют деятельность эндокринных желез, являются мощным геропротектором, снижают содержание в крови липопротеидов низкой плотности, нормализуют показатели клеточного и гуморального иммунитетов.

Термальные минеральные воды юга Тюменской области (в частности, АО «ЦВМиР “Сибирь”») имеют уникальный сбалансированный состав, который позволяет действовать на организм комплексно и в щадящем режиме. В АО «ЦВМиР “Сибирь”» минеральные воды назначаются внутрь и наружно, а также по показаниям проводятся полостные орошения и ингаляции. За последние 5 лет пролечены свыше 67 тыс. человек, из них около 30% пациентов оздоровились повторно (2 раза и более). Из всех пролеченных 90% получили комплекс процедур, который включал наружное применение минеральных вод (бассейн, ванны), внутренний прием, а также полостные методики. Квалифицированный подход к назначению процедур на основании имеющихся разработанных дифференцированных показаний и противопоказаний, строгий контроль за лечением способствовали его эффективности и отсутствию отрицательных реакций в процессе бальнеотерапии. Можно также ожидать улучшения показателей содержания йода в организме пациентов, особенно это важно для жителей Тюменской области, на определенной территории которой имеется зобная эндемия, требующая массовой йодной профилактики и наблюдения [12].

Заключение

Таким образом, учитывая состав и соотношение микроэлементов в минеральных водах скважин № 13-Б и № 14-Б АО «ЦВМиР “Сибирь”», а также положительные результаты их комплексного применения в оздоровлении и лечении пациентов в течение 25 лет, можно констатировать, что они являются ценным природным лечебным фактором. Возможно, дальнейшее их изучение и полученные результаты расширят показания для применения данных природных минеральных вод, в том числе и в целях профилактики при некоторых микроэлементозах.

Дополнительная информация

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Сведения об авторах

*Шумасова Фиалида Кафиевна [Fialida K. Shumasova, MD]; адрес: Россия, 625519, Тюменская область, Тюменский район, с. Червишево АО «ЦВМиР “Сибирь”» [address: Chervishevo, 625519, Tyumen Region, Russia]; https://orcid.org/0000-0003-1287-2116; eLibrary SPIN: 2965-4072; е-mail:shumasova@sibircentr.ru

Туровинина Елена Фаридовна, д.м.н. [Elena F. Turovina, MD, PhD]; https://orcid.org/0000-0002-6585-0554; eLibrarySPIN: 2811-2011; е-mail: e_turov@mail.ru

Шишина Елена Владимировна [Elena V. Shishina, MD]; https://orcid.org/0000-0001-8152-5105; eLibrary SPIN: 1149-6590; е-mail: glavmed@sibircentr.ru

Аверин Сергей Олегович [Sergey O. Averin, MD]; https://orcid.org/0000-0003-1171-7771; eLibrary SPIN:2942-6117; е-mail: soaverin@gmail.com

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.