Королев Юрий Николаевич (к 80-летию со дня рождения)

Королев Юрий Николаевич (к 80-летию со дня рождения). Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2018;95(1):59‑59.
Korolev Yuri Nikolaevich (on the occasion of his 70th birthday anniversary). Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2018;95(1):59‑59. (In Russ.)

7 октября 2017 г. исполнилось 80 лет доктору медицинских наук, профессору, заведующему лабораторией экспериментальных исследований ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России Юрию Николаевичу Королеву. В 1961 г. он окончил 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова, с 1961 по 1969 г. был аспирантом, затем ассистентом кафедры гистологии и эмбриологии. С 1969 г. работает в ФГБУ НМИЦ Р.К. Минздрава России (ранее Институт курортологии и физиотерапии): сначала руководителем лаборатории морфологии, затем руководителем отдела экспериментальных исследований и доклинических испытаний, заведующим отделом диагностических технологий. В 1965 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1982 г. — докторскую диссертацию на тему «Морфофункциональные закономерности действия лечебных физических факторов на органы пищеварения».

Приоритетным направлением его научных исследований является изучение общих закономерностей структурного обеспечения адаптационных и компенсаторно-восстановительных реакций при применении немедикаментозных лечебных факторов. Впервые в рамках этой проблемы под руководством Ю.Н. Королева проведены систематические электронно-микроскопические исследования по изучению влияния лечебных физических факторов на процессы клеточной и внутриклеточной регенерации в органах различных функциональных систем. Результаты этих исследований расширили понимание о механизмах действия факторов на процессы внутриклеточной адаптации и компенсации, внесли существенный вклад в развитие экспериментальной курортологии и физиотерапии, восстановительной медицины и реабилитации.

Ю.Н. Королев является автором 250 научных работ, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе более 40 работ в журнале «Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры». Под его руководством выполнено 7 кандидатских диссертаций.

В течение многих лет Ю.Н. Королев являлся членом ученых советов по защите кандидатских и докторских диссертаций ФГБУ НМИЦ Р.К. Минздрава России, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России и ФГБНУ «Научно-исследовательский институт морфологии человека». Юрий Николаевич долгие годы принимал активное участие в общественной жизни ФГБУ НМИЦ Р.К. Минздрава России. Награжден орденом «Дружба народов».

Сердечно поздравляем Юрия Николаевича с юбилеем, от всей души желаем крепкого здоровья, счастья, дальнейших творческих успехов.

Редколлегия журнала «Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры»