Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Легкая Е.Ф.

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Сочи, Россия

Ходасевич Л.С.

Кафедра медико-биологических дисциплин факультета физической культуры ФГБОУ ВПО "Сочинский государственный университет"

Полякова А.В.

ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе», Санкт-Петербург, Россия

Информационные технологии в комплексной реабилитации пациентов с детским церебральным параличом (обзор)

Авторы:

Легкая Е.Ф., Ходасевич Л.С., Полякова А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1916

Загрузок: 62

Как цитировать:

Легкая Е.Ф., Ходасевич Л.С., Полякова А.В. Информационные технологии в комплексной реабилитации пациентов с детским церебральным параличом (обзор). Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016;93(2):53‑58.
Legkaya EF, Khodasevich LS, Polyakova AV. The informational technologies for the comprehensive rehabilitation of the patients presenting with juvenile cerebral palsy (a review). Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2016;93(2):53‑58. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort2016253-58

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­то­ды и ре­зуль­та­ты ней­ро­хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния дет­ско­го це­реб­раль­но­го па­ра­ли­ча. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(3):106-112
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к оп­ре­де­ле­нию де­ятель­нос­ти в здра­во­ох­ра­не­нии и нап­рав­ле­ния ис­поль­зо­ва­ния в ней ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий (сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор). Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(2):50-58
Эф­фек­тив­ность оз­до­ро­ви­тель­ных ме­роп­ри­ятий по по­вы­ше­нию ка­чес­тва жиз­ни млад­ших школь­ни­ков г. Лу­ган­ска, пре­бы­ва­ющих на дис­тан­ци­он­ном обу­че­нии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):82-87
Ран­няя диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­нос­ти­ка и вос­ста­но­ви­тель­ное ле­че­ние па­ци­ен­тов с дет­ским це­реб­раль­ным па­ра­ли­чом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):24-37
За­бо­ле­ва­емость дет­ским це­реб­раль­ным па­ра­ли­чом в Ба­ку. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):143-146

Медицина сегодня стала естественной областью применения информационных технологий (ИТ). Лечебно-диагностическое медицинское оборудование все в большей степени становится специализированным компьютером, равно как и наоборот — компьютер, получая все новые приставки, превращается в медицинский прибор [1]. И хотя вопросы использования ИТ в комплексной реабилитации пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП), особенно со спастической диплегией, для улучшения работы пальцев рук освещены в литературе недостаточно, сам факт существования такой возможности в современных условиях представляется чрезвычайно актуальным.

ДЦП — термин, используемый для обозначения группы непрогрессирующих нарушений позы тела и движений, вызванных повреждением центральной нервной системы, произошедшим в антенатальном, интранатальном или неонатальном периоде. Двигательные нарушения, характерные для ДЦП, часто сопровождаются когнитивными, речевыми, пароксизмальными расстройствами [2]. В основе различных классификаций заболевания лежат преобладающие расстройства движения в виде наличия основных видов ДЦП (спастический, атетоидный, атактический и смешанный) или категории двигательных нарушений (спастическая, дискинетическая, атактическая) [3, 4]. ДЦП считается главной причиной детской инвалидности, частота которой по этой причине составляет 2—2,5 случая на 1000 детей [5].

ДЦП характеризуется многообразием клинических проявлений, на преодоление которых в течение многих лет с большей или меньшей степенью эффективности были направлены усилия специалистов различного профиля. В реабилитации больных используют комплекс мер, отражающих разные аспекты проблемы: педагогические (кондуктивная педагогика [6]), медикаментозные (ботокс-терапия [7]), физические (методы Войта-терапии [6], Бобата [6, 8], сенсорной коррекции [9]), нейроортопедические (методы функциональной нейрохирургии [9]), физиотерапевтические (электростимуляция мышц [10], синусоидальные модулированные токи [11]), психологические (иппотерапия [12], дельфинотерапия [6]) и др.

Вместе с тем одним из важнейших методов в физической реабилитации пациентов с ДЦП является лечебная физическая культура (ЛФК), которая начинается уже в первые месяцы жизни ребенка, сразу после установления диагноза. При этом применяют комплексы упражнений, которые препятствуют ослаблению и атрофии мышц, развитию контрактур и способствуют моторному развитию ребенка [13, 14]. Одной из наиболее сложных проблем считается коррекция двигательной активности больных ДЦП в форме спастической диплегии, так как методы и средства физического развития детей с ограниченными возможностями основываются на специфике заболевания и особенностях исходного состояния организма [15, 16].

Физическая реабилитация включает как активные, так и пассивные методы в виде гидротерапии, механотерапии, массажа, мануальной терапии с хорошим лечебным эффектом. П.В. Кравцевич и соавт. [17] приводят результаты исследования, которые доказывают необходимость использования лечебного плавания в комплексе с фиксационным массажем и онтогенетической гимнастикой в качестве нового эффективного способа воздействия на организм ребенка со спастическими формами ДЦП в целях восстановления двигательных способностей в условиях учебно-реабилитационного процесса. Данная методика позволяет также активизировать все показатели системы внешнего дыхания у детей с ДЦП [17].

При этом заболевании хорошо зарекомендовали себя занятия ЛФК с применением специальных тренажеров. В комплексной реабилитации детей для развития координационных способностей успешно применяется тренажер Bosu [18]. Сообщается о высокой эффективности функциональной электростимуляции при использовании аппаратов Мионейротон-велотренажер и АКорД-Мультимиостим у больных ДЦП в форме спастической диплегии [10]. Разработан метод комплексной реабилитации, включающий ЛФК с применением вновь созданных и усовершенствованных тренажеров [19, 20], позволяющих вертикализировать больных и развивать у них новые двигательные навыки за счет увеличения объема движения в суставах верхних и нижних конечностей [13, 14].

Широкое использование нашли средства адаптивной физической культуры, такие как фитбол-гимнастика [21], тренажер Гросса [22], лечебные костюмы Гравистат и Адели [23], нейроортопедический реабилитационный комбинезон Фаэтон [24]. Анализ полученных результатов исследования, проведенного на базе отделения восстановительного лечения «Росинка» (Сургут), показал, что адаптивная физическая культура в реабилитации больных ДЦП является эффективным средством. После ее прохождения у детей отмечалось улучшение координации и мелкой моторики, снижение спастичности мышц и выраженности парезов, уменьшение контрактур, расширение двигательных умений [25]. А.М. Аксенова и соавт. [26] предложили методику миотерапии с глубоким рефлекторно-мышечным массажем. Схема лечения, включающая кроме массажа краниосакральную терапию, растягивание скелетных мышц и миофасциальное расслабление, по данным авторов, эффективна и дает положительный результат. С помощью массажа и специальных физических упражнений, направленных на укрепление мышц, замыкающих тазобедренный, коленный и голеностопный суставы, удается существенно улучшить статодинамические функции у больных с атонически-астатической формой ДЦП [27].

Одним из авторитетных специалистов и автором методик по борьбе с ДЦП можно считать профессора В.И. Козявкина, предлагающего комплексный подход в лечении этого заболевания. В его клинике, помимо традиционных методов восстановительного лечения, включающих лечебно-оздоровительные мероприятия, такие как массаж, гимнастика, механотерапия и др., имеется зал для осуществления компьютерной реабилитационной игротерапии. Использование компьютерных игр является не только интересным отвлекающим средством, но и отличным решением задачи по коррекции движений конечностей пациентов с ДЦП. Метод реабилитации Козявкина используют в клиниках Евросоюза, США и других стран [28, 29].

Компьютерный метод тренировки кисти активно применяют в реабилитационных центрах Германии, таких как «Годесхеэ» (Бонн) [30], «Швертбад» (Аахен) [31], клиника св. Маврикия Нойс-Меербуш (Меербуш) [32]. Данные центры предоставляют широкий спектр медицинских услуг, которые в сочетании с современным оборудованием и передовыми медицинскими технологиями позволяют существенно повысить эффективность реабилитации. Роботизированные тренажеры Armeo и MIT-Manus, а также компьютерный метод тренировки кисти Biometrics направлены на развитие функциональной активности рук, силы, амплитуды движений и мелкой моторики. Развитие манипулятивной функции рук тесно связано с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов, а тренировка функций рук имеет большое значение для развития психических и речевых навыков. Изучение положительного воздействия робота MIT-Manus было проведено специалистами Университета Брауна в американском штате Род-Айленд. По окончанию курса восстановительных процедур наблюдалось значительное улучшение двигательной активности рук [33].

Накопленный опыт как зарубежных, так и отечественных реабилитологов используют в ряде российских реабилитационных центров. В частности, Российский реабилитационный центр «Детство» (Ленинский район, Московская область), оказывающий специализированную помощь, оснащен новейшим оборудованием, включая кабинет компьютерных технологий, где дети с различными нарушениями получают элементарные навыки работы на специальных компьютерах в игровой форме. Используют клавиатуры большого размера с крупными кнопками, компьютеры в виде моноблоков. В комплексную реабилитацию детей вошли занятия на современном роботизированном комплексе «Локомат», который позволяет проводить занятия по отработке навыков ходьбы с неходячими пациентами [34]. Центр образования «Технологии обучения» (Москва) является учреждением дистанционного обучения. В нем могут обучаться дети с различными заболеваниями, в том числе с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, при этом занятия проходят в удобной очно-заочной форме [35, 36].

Существуют специально разработанные программно-аппаратные инструментальные средства, такие как обучающая и развивающая компьютерная программа «КИД/малыш» Ассоциации «Компьютер и детство», которая используется в реабилитации пациентов с ДЦП. Основными целями применения таких программ, по мнению Е.Б. Криницыной [37], являются стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, формирование и совершенствование его высших психических функций, а именно внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления, развития быстроты реакции, мелкой моторики и манипулятивной деятельности в целом. Специалисты Ассоциации «Компьютер и детство» и фирма «Сигма» разработали также специальные тренажеры, использующие метод биологической обратной связи, такие как компьютерно-стабилографический тренажерный комплекс и спортивный компьютерный игровой тренажер [37].

Говоря о самих устройствах, необходимо подчеркнуть, что существует большое количество их модификаций. Технические средства подбираются в зависимости от имеющейся патологии (заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, расстройства речи, слуха). Поскольку двигательные нарушения при ДЦП имеют несколько форм, специальные клавиатуры адаптированы для каждой из них. Клавиши увеличенного размера, удаленные друг от друга, с функцией исключения двойного нажатия и ряда других подходят для спастических форм заболевания. Портативные клавиатуры с компактными клавишами, настройкой чувствительности, подбором выполнения работы левой или правой рукой удобны для пациентов с ограниченным радиусом движения [38].

Помимо адаптированных клавиатур, существуют альтернативные устройства ввода информации, существенно облегчающие работу на компьютере. К таким устройствам относят компьютерные мыши, которые также подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей больного. Пользуются спросом мышь с управлением с помощью двух рычагов, большая кнопочная и сенсорная мыши, а также мышка-джойстик. Применяется также клавиатура с накладкой, которая имеет отверстия напротив кнопок для фиксации пальцев. Разработчики все больше прибегают к беспроводным сенсорным устройствам. Так, появились головные мыши, управляемые движением головы [38, 39].

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что в последнее десятилетие использование персональных компьютеров в бытовых условиях и на базе лечебно-профилактических учреждений стало более активным. Связано это как с развитием ИТ вообще, так и с созданием адаптивных технических средств. Кроме того, немаловажным фактором является интерес самих маломобильных граждан, желающих освоить компьютер, что дает возможность получения дистанционного образования и общения посредством сети Интернет.

По данным фонда «Общественное мнение», весной 2014 г. в России доля активной аудитории, использующей Интернет хотя бы один раз за сутки, составляла 50% (58,3 млн человек) [40], т. е. примерно в каждой второй семье есть персональный компьютер. В семьях, где есть ребенок-инвалид, его наличие должно стоять в одном ряду с необходимыми реабилитационными средствами. У детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата вследствие ДЦП занятия на адаптированных технических средствах позволяют развить творческие способности, внимание, память, а работа на клавиатуре — координацию и точность движений. Именно поэтому изучение использования ИТ в рамках комплексной реабилитации и адаптации детей с ДЦП востребовано.

Одним из компонентов комплексной реабилитации пациентов с ДЦП является обучение, при этом ИТ выступают ведущим средством активно развивающегося в последнее годы дистанционного обучения, которое дает возможность получить больному образование и будущую профессию. И если еще в 2009 г. вопрос о получении дистанционного образования стоял крайне остро, поскольку немногие образовательные учреждения предоставляли такую услугу, то на сегодняшний день ситуация в корне изменилась. Приказ Министерства образования и науки РФ № 2211 от 30.12.2010 «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» включает перечень образовательных учреждений по федеральным округам. В приложении к приказу приведен список вузов, в которых созданы условия для обучения и проживания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [41].

У детей с ДЦП прежде всего выражена двигательная патология, а значит, как следствие, имеются трудности, связанные с самостоятельным посещением образовательного учреждения. Дистанционные технологии, представляющие собой самостоятельную форму обучения, являются средством получения образования, поскольку, не выходя из дома, маломобильные лица получают возможность зачисления в вуз на заочную форму обучения.

Примерно у половины пациентов с ДЦП способность к обучению нарушена в умеренной либо тяжелой степени. Коэффициент интеллектуального развития (IQ) у них не превышает 70—80. Для сравнения: у обычного человека коэффициент IQ около 100, а у людей, которые окончили университет, он обычно выше 120 [42]. Тем не менее большое число больных ДЦП с особыми образовательными потребности имеют право на образование. «Это основополагающее право всех граждан, — отмечает Н.М. Назарова. — Ни один ребенок или подросток не может быть лишен этого права по причине умственного или физического недостатка, равно как и по признаку пола или принадлежности к этническому меньшинству» [43].

Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. С учетом потребностей и возможностей ребенка с ДЦП образовательные программы осваиваются в очной (путем личного посещения учебного учреждения) или дистанционной форме [44].

Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями подразумевает знание основ информатики, т. е. ребенок должен уметь работать на персональном компьютере. В 2007 г. учителя МОУ СОШ № 4 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в рамках реализации программы «Образование» прошли компьютерные курсы при Академии управления «ТИСБИ» (Казань) по темам: «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья», «Методика преподавания учебных предметов по дистанционным технологиям». Главной задачей явилось обучение детей работе на компьютере для получения профессионального образования дистанционно [45].

Владислав Шаргин — создатель и руководитель проекта «Дистанционное обучение для людей с инвалидностью» — уверен, что развитие качественного и современного дистанционного образования поможет подготовить специалистов, которые будут работать на дому в качестве бухгалтера, дизайнера, веб-дизайнера, программиста, корректора, специалиста по статистике и др. У людей с инвалидностью, благодаря обучению на дому, появилась возможность получения полноценного высшего образования. Стоит отметить, что данный проект стал лауреатом всероссийского конкурса «Доброволец 2009» [46].

Таким образом, в современных условиях использование ИТ является одним из перспективных направлений коррекции движений у пациентов с ДЦП, в том числе и со спастической диплегией. Занятия на адаптированных технических средствах позволяют развить творческие способности, внимание, память, координацию и точность движений. Неотъемлемой частью комплексной реабилитации больных ДЦП стала образовательная составляющая, в которой ИТ рассматриваются ведущим средством дистанционного обучения, дающим возможность получить ребенку-инвалиду образование и будущую профессию.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, статистическая обработка данных: Е.Л.

Написание текста: Е.Л., Л.Х., А.П.

Редактирование: Л.Х.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.