Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ежов В.В.

ГУ "Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского", Симферополь;
ФГКВОУ ВПО "Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова" Министерства обороны России, Санкт-Петербург;
ГУ Крымское республиканское учреждение "Крымский республиканский НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им. И.М. Сеченова", Ялта

Григорьев П.Е.

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" Минздрава России, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, 295006

Мизин В.И.

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" Минздрава России, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, 295006

Андрияшек Ю.И.

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" Минздрава России, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, 295006

Гольдберг Д.Л.

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" Минздрава России, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, 295006

Оленчук А.В.

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского ФГАОУВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского" Минздрава России, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, 295006

Разработка медицинской информационной системы для повышения качества работы санаториев Крыма

Авторы:

Ежов В.В., Григорьев П.Е., Мизин В.И., Андрияшек Ю.И., Гольдберг Д.Л., Оленчук А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 588

Загрузок: 7


Как цитировать:

Ежов В.В., Григорьев П.Е., Мизин В.И., Андрияшек Ю.И., Гольдберг Д.Л., Оленчук А.В. Разработка медицинской информационной системы для повышения качества работы санаториев Крыма. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016;93(1):48‑51.
Ezhov VV, Grigor'ev PE, Mizin VI, Andriiashek IuI, Gol'dberg DL, Olenchuk AV. The development of the medical information system for the improvement of the quality of work of the Crimean spa and health resorts. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2016;93(1):48‑51. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/kurort2016148-51

Рекомендуем статьи по данной теме:
Элек­трон­ная сис­те­ма оцен­ки ка­чес­тва ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи по про­фи­лю «дет­ская он­ко­ло­гия и ге­ма­то­ло­гия»: что бы­ло и что сде­ла­но?. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(1):74-80
Ос­лож­не­ния при ди­аг­нос­ти­чес­ких и ле­чеб­ных эн­дос­ко­пи­чес­ких вме­ша­тельствах на вер­хних от­де­лах же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та. Кол­ле­ги­аль­ное об­суж­де­ние ин­фор­ми­ро­ван­но­го доб­ро­воль­но­го сог­ла­сия, пред­ло­жен­но­го Ас­со­ци­ацией вра­чей-эк­спер­тов ка­чес­тва ме­ди­цин­ской по­мощ. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):49-65
Проб­ле­мы ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи боль­ным с хро­ни­чес­кой обструк­тив­ной бо­лез­нью лег­ких на ад­ми­нис­тра­тив­ных тер­ри­то­ри­ях Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(6):76-82
Есть ли воз­мож­нос­ти для по­вы­ше­ния ка­чес­тва ме­ди­цин­ской по­мо­щи без су­щес­твен­ных фи­нан­со­вых вло­же­ний в Рос­сии?. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(10):7-14
Це­ле­со­об­раз­ность и пу­ти внед­ре­ния кри­те­ри­ев оцен­ки ка­чес­тва ме­ди­цин­ской по­мо­щи в ин­фор­ма­ци­он­ную сис­те­му го­род­ской кли­ни­чес­кой боль­ни­цы №1 им. Н.И. Пи­ро­го­ва (г. Мос­ква). Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(1):17-25

Недостаточная эффективность деятельности санаториев Крыма, выраженный сезонный характер их функционирования во многом обусловлены нехваткой необходимой инфраструктуры и узким спектром предоставляемых медицинских услуг. Несмотря на наличие большого ресурсного потенциала, лишь 15% здравниц работают круглый год, причем с минимальной нагрузкой в низкий сезон.

В большинстве их не определены профиль и медико-социальная потребность оказываемой помощи, а документооборот не использует современные информационные технологии. Вхождение крымских санаториев в систему курортов России поможет им объединить все бизнес-процессы и полноценно взаимодействовать в достижении качественной санаторно-курортной помощи. В отличие от крымской, российская курортная медицина с 1990-х годов перешла на бюджетно-страховую основу, включающую и экономико-правовые отношения, ориентированные на повышение качества оказываемых услуг [1]. Эффективное управление качеством индивидуализированной медицинской помощи и ресурсами зависит от сложных информационных потоков, что требует систематизации всей предметной области и унификации обрабатываемых сведений [2-5]. Многие нынешние информсистемы ориентированы больше на бронирование и функционирование отдельных служб и подразделений, чем на оценку лечебно-реабилитационного или оздоровительного эффекта работы учреждений. Это можно отнести, например, к информационной системе IRTIKUD. В медицинско-информационных системах (МИС) Здравница и Санаториум достаточно хорошо налажен механизм заполнения электронных версий историй болезней и отпуска процедур, но есть и некоторые недостатки. Так, в Здравнице довольно сложен учет услуг. Санаториум недостаточно гибок, и доработка системы с учетом потребностей конкретного учреждения затруднена и требует значительных затрат времени и финансов. Функциональных возможностей МИС 1С-Рарус не хватает для всего спектра задач медучреждения. МИС RehaBase - уже устаревший продукт, в частности по функционалу расписаний.

Цель - разработка системы управления и мониторинга деятельности санаториев Крыма, ориентированной на повышение медико-экономической эффективности санаторно-курортного лечения в новых социально-экономических условиях.

Материалы и методы

Исследование выполняли в рамках Проекта 14-47-01605 "Информатизация и научно-инновационное обеспечение управления и мониторинга санаторно-курортной деятельности в Республике Крым", поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований. Применяли статистические исследования, методы математического моделирования и информационные технологии. Анализировали различные литературные источники, нормативно-правовую базу, стандарты, нормативы, рекомендации [3, 6, 7], а также результаты собственного анкетирования 50 санаториев Крыма.

Результаты и обсуждение

На основе проведенного анализа обнаружена взаимосвязь ключевых видов деятельности конкретной санаторно-курортной организации и качества оказываемой ею медицинской помощи. Собранные данные показали целесообразность системного подхода в вопросе автоматизации работы санаториев, применения комплекса отдельных методик. В ходе работы выявлены основные направления деятельности санаториев, влияющие на качество и экономическую эффективность медицинской помощи: уровень организации управления, хозяйственная и финансовая деятельность, доступность видов санаторно-курортной помощи, квалификация медицинского персонала, санитарно-противоэпидемический режим, материально-техническое обеспечение и инновации, организация лечебного питания, комфортность и уровень сервиса. Согласно данным направлениям, определены главные критерии при оценке качества и эффективности деятельности санаторно-курортных учреждений:

1. Соблюдение стандартов санаторно-курортной помощи больным, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [7].

2. Выполнение действующих штатных нормативов работников детских санаториев и санаториев для взрослых.

3. Рациональное использование коечного фонда, основными показателями которого являются:

a) число дней работы койки (N0) - число дней в году за вычетом числа дней закрытия на текущий ремонт и числа дней на отъезд и заезд. Число дней работы в году должно быть не менее 330 и не более 360;

б) среднее число штатных коек за год

:

в) плановое число койко-дней за год

:

г) выполнение плана по койко-дням

:

д) среднее число койко-дней, проведенных в санаторно-курортном учреждении одним больным

:

е) плановое число дней путевок в год

:

ж) выполнение плана по путевкам

:

4. Анализ показателей лечебно-профилактической работы санаторно-курортного учреждения в целом и по отделениям. Так, для физиотерапевтического отделения основными показателями являются:

а) NФТО - число больных данного отделения;

б) охват больных методами физиотерапии

:

в) M - число процедур, подсчитываемых как их общая сумма по всем кабинетам отделения;

г) число видов процедур, которыми пользовался один больной

:

5. Соблюдение норм расходов продуктов питания на одного больного.

6. Наличие оборудованных отделений (кабинетов) физиотерапии, ЛФК, рефлексо- и психотерапии и др., опись аптечки первой помощи [6, 7].

7. Соответствие требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", СанПиН 2.4.2.2843-2011 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев", общим требованиям к санаторно-курортным учреждениям, указанным в ГОСТ Р 54599-2011 "Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха".

8. Анкетирование пациентов санаторно-курортного учреждения с целью выявления потребительской удовлетворенности.

Особенность предлагаемого информационного решения - учет принципов системности в процессе разработки, благодаря чему МИС получит следующие преимущества:

1. Комплексность и гибкость решения. Охват всех бизнес-процессов учреждения: размещение, питание, лечение, кадры и т.п.

2. Отсутствие необходимости в установке дорогостоящего программного обеспечения на рабочих местах, что достигается за счет клиент-серверной архитектуры системы. Все вычисления производят на сервере, что позволяет снизить требования к персональным компьютерам на рабочих местах, причем устройствам любого типа (персональный компьютер, планшет, смартфон) и с любой операционной системой (кроссплатформенность), при условии наличия в ней браузера типа Mozilla Firefox, Opera, Google Chrome, Safari и др. [3].

3. Интуитивно понятный интерфейс, благодаря чему при наличии базовых навыков работы с компьютером персоналу требуется лишь минимальное обучение работе с системой.

4. Разделение функциональных обязанностей, благодаря чему каждый сотрудник имеет определенные права доступа в систему, создаются автоматизированные рабочие места с настраиваемым функционалом. Таким образом обеспечивается гибкость, быстрота создания и редактирования рабочих мест с учетом потребностей конкретного санаторно-курортного учреждения.

5. Ввод информации в систему онлайн и без запаздываний. Возможность работы из любой точки, в том числе контроль и мониторинг руководителем всех аспектов работы.

6. Хранение информации о пациентах на интернет-сервере с высоким уровнем безопасности благодаря защищенности основной базы данных от локальных сбоев, а также периодически создаваемым резервным копиям. Для функционирования защищенного канала передачи данных предполагается использование технологии VPN-туннелей.

7. Бесперебойная работа. Применение облачных технологий позволит создать среду для временного хранения передаваемой информации при сбоях работы Сети или сервера.

8. Ведение журнала изменений базы данных, что необходимо для защиты данных и политики информбезопасности.

9. Создание на базе разработанного информационного решения экспертных, научно ориентированных систем и систем поддержки принятия решений. Данные продукты значительно улучшат работу с пациентами и научно-практическую деятельность.

10. Совместимость предложенной МИС с ЕГИСЗ, что позволит гибко маршрутизировать пациентов в пределах не только города (поселка), но и района, области, субъекта и даже страны. На данном этапе в архитектуре системы имеется возможность интеграции, что поможет быстрому подключению к существующим компонентам единого информпространства с окончательным введением в эксплуатацию регионального сегмента ЕГИСЗ в Республике Крым. В первую очередь предполагается взаимодействие с сервисом интеграции прикладных систем (ИПС), который является общей интеграционной шиной ЕГИСЗ, а также с такими общесистемными компонентами, как ЕСИАиА (Единая система идентификации, аутентификации и авторизации), паспорт МО/ЛПУ (медицинской организации/лечебно-профилактического учреждения), реестр НСИ (нормативно-справочной информации), ИЭМК (интегрированная электронная медицинская карта). На последующих этапах планируется интеграция и с другими подсистемами ЕГИСЗ, что обеспечит максимальное взаимодействие медицинских учреждений в пределах страны.

Заключение

В результате проведенной работы предложена пилотная модель системы управления и мониторинга деятельности санатория, обеспечивающая повышение качества медицинской помощи и медико-экономической эффективности санаторно-курортного лечения в новых социально-экономических условиях. Отличительными признаками новой информационной системы являются единоразовый ввод данных в систему и многократное их использование, в том числе при генерации форм, справок, отчетов; упрощенное и автоматизированное заполнение учетной документации согласно медицинским стандартам; автоматическое формирование отчетной документации с учетом возможных изменений форм документов или их добавления.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: В.Е., П.Г.

Сбор и обработка материала: Д.Г., А.О., В.М., Ю.А.

Математико-статистическая обработка, программирование: Д.Г., А.О.

Написание текста: В.Е., Д.Г., А.О., П.Г.

Редактирование: В.Е., П.Г.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.