Федотченко А.А.

ГБОУ ДПО "Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования" Минздрава России

Холмогоров Н.А.

ЗАО "Клинический курорт Ангара"

Базисная система управления санаторно-курортной организацией

Журнал: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;91(3): 60-62

Просмотров : 65

Загрузок :

Как цитировать

Федотченко А. А., Холмогоров Н. А. Базисная система управления санаторно-курортной организацией. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;91(3):60-62.
Fedotchenko A A, Kholmogorov N A. The basic system for the management of a spa and resort facility. Voprosy kurortologii, fizioterapii, i lechebnoi fizicheskoi kultury. 2014;91(3):60-62.

Авторы:

Федотченко А.А.

ГБОУ ДПО "Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования" Минздрава России

Все авторы (2)

Санаторно-курортный комплекс в Российской Федерации переживает нелегкие времена, пытаясь адаптироваться к существующей социально-экономической ситуации. В связи с этим важнейшей задачей является поиск эффективных систем управления санаторно-курортной организацией (СКО) [1-7]. Предлагаемая нами методология управления апробирована на крупном многопрофильном курорте Восточной Сибири, доказав при этом свою эффективность.

Прежде всего внимание должно быть обращено на оценку организационной структуры СКО, состояние ее материально-технической базы, избранную методику ценообразования на медицинские и сервисные услуги, финансовые поступления и затраты, сведения от пациентов о качестве оказания медицинской помощи (КМП) при различных сроках санаторно-курортного лечения (СКЛ) и от персонала о взаимоотношениях в коллективе [5, 8, 9].

Комплексная оценка производственной деятельности позволила создать оптимальную организационную структуру курорта, провести перепрофилирование коечного фонда, компьютеризацию рабочих мест, составить прейскурант на все медицинские услуги с учетом условных единиц трудозатрат (УЕТ). На основании модели КМП были разработаны критерии оценки ее качества и эффективности, формы договоров с пациентами на оказание реабилитационных и санаторно-курортных услуг, протоколы результатов лечения и экспертной оценки, внесены коррективы в формы медицинской отчетности, упорядочено штатное расписание по медицинскому и техническому персоналу, разработаны меры по дифференцированной оплате труда.

Открытие в СКО реабилитационных отделений и укороченные сроки лечения поставили оценку медицинской результативности (МР) в ряд важнейших проблем современной курортологии. По нашему мнению, консенсус врача и пациента при подведении итогов лечения с подписью последнего в медицинской карте является наиболее объективной оценкой МР. Анализ 1400 медицинских карт и 513 анонимных анкет пациентов реабилитационных отделений показал, что МР, подтвержденная подписью пациентов в медицинской карте, составила 93,4±2,2%, а по данным анонимного опроса - 92,6±2,3% (р>0,05). Отсутствие достоверных различий позволяет считать такой подход оптимальным в оценке ведущего показателя КМП.

Для изучения МР при разных сроках СКЛ про­анализировано 600 медицинских карт. При 10-дневном сроке СКЛ по согласованной с пациентом оценке положительный лечебный эффект составил 86,7±2,2%, при 14-дневном - 92,7±2,0% (р<0,05), при 18-дневном - 96,5±2,1% (р<0,01). Из этих данных следует, что МР существенно зависит от продолжительности лечебного курса.

Наряду с МР к важнейшим показателям КМП относится удовлетворенность пациентов всем комплексом санаторно-курортных услуг [5, 10]. Именно этот показатель, подтвержденный подписью пациента в медицинской карте, с юридической точки зрения служит свидетельством полного выполнения исполнителем договорных обязательств. Такой подход не должен исключать анонимного анкетирования пациентов, которое является ведущим инструментом проверки откровенности респондента и позволяет максимально оценить все этапы санаторно-курортного процесса. Анонимный опрос выявил стремление пациентов получить максимальный объем санаторно-курортных услуг, превышающий их расчетный норматив. Следовательно, о рациональном подходе к назначению процедур, их совместимости, возможных «бальнеопатологических» реакциях пациент должен быть проинформирован медицинским персоналом во избежание необоснованных претензий.

Федеральный закон РФ №323 от 21.10.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» обязывает медицинские организации осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными стандартами оказания медицинской помощи. Все указанные в них лечебно-диагностические услуги мы выразили в УЕТ.

В соответствии с «Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении» экономической службой курорта был произведен расчет стоимости лечебно-диагностических услуг, где одна УЕТ соответствует 10 мин суммарного фонда рабочего времени медицинского персонала.

Плановое количество УЕТ соответствовало 30% от стоимости санаторно-курортной путевки на каждый срок СКЛ. Такой расчет позволяет организациям и гражданам убедиться в том, что передаваемые ими в распоряжение СКО финансовые средства используются эффективно и прозрачно. Положительным моментом в оценке медицинских услуг в УЕТ является и то, что их количество в стандарте медицинской помощи всегда остается постоянным, а в связи с инфляцией меняется только цена УЕТ. Четкий алгоритм и финансовый норматив лечебно-диагностического процесса при конкретных нозологических формах делает стандарты санаторно-курортной помощи важным инструментом клинико-экономического учета [5, 9, 11, 12]. Анализ востребованности тех или иных диа­гностических и лечебных процедур позволяет формировать перечень оснащения диагностических и лечебных кабинетов, производить корректировку штатного расписания и нагрузки медицинского персонала.

Маркетинг является концептуальной основой рыночной экономики. Для оптимизации маркетинга необходимо изучить влияние цены услуги на ее спрос, используя показатель эластичности спроса, и проанализировать эффективность системы продвижения медицинских услуг к потребителю [6]. К основным задачам финансового менеджмента относятся планирование доходов и расходов, формирование основных и оборотных средств, мобилизация финансовых ресурсов на улучшение технологии производства и повышение оплаты труда персонала [6]. Здесь ведущее значение имеют острота потребности и отдача от инвестиций. Благодаря стандартизации лечебно-диагностического процесса и рационального использования финансовых средств доля активной части основных производственных фондов возросла на 31,4%. Это обусловило повышение показателя фондоотдачи на 42,8%, снижение фондоемкости на 30,3%, рост фондовооруженности курорта на 30,7%, фондооснащенности койки на 84,2% и фондовооруженности труда персонала на 84,1%.

Для оценки качества санаторного этапа реабилитации и СКЛ использовались коэффициенты медицинской результативности (КМР), удовлетворенности лечением (КУЛ), соблюдения стандарта (КСС), которые объективно отражают основные показатели КМП. Сумма этих коэффициентов по отношению к их общему числу составляла интегральный показатель ИПКМП (ИПКМП = КМП + КУЛ + КСС/3). Использование этих коэффициентов позволило подходить к оценке КМП в лечебных подразделениях СКО с единых позиций, что упрощало ее внутриведомственный контроль. Экспертиза всех медицинских карт по законченным случаям возлагалась на заведующих отделениями, а выборочная экспертиза - на заместителя главного врача по медицинской части. При разработке положения о системе внутриведомственного контроля КМП предусматривалась и оценка качества ведения медицинской документации с вычислением соответствующего коэффициента.

Управление кадрами - важнейшая часть менеджмента СКО. Управление персоналом должно входить в обязанности не только руководителя СКО и его заместителей, но и заведующих отделениями, главной и старших медицинских сестер. Негативная оценка условий труда и отсутствие адекватного материального стимулирования подходят под определение «стрессовых» и могут приводить к развитию синдрома «эмоционального выгорания».

Результаты анонимного анкетирования показали активное участие медицинского персонала в оценке социальных вопросов своей жизни и труда. Среди врачей анкеты заполнили 94,2%, среди медицинских сестер - 93,9% человек. Большинство (85,9%) респондентов оценили взаимоотношения в коллективе как хорошие. Заботу о сотрудниках со стороны администрации курорта отметили 78,1% медицинского персонала. Однако 10,8% медработников желали сменить работу, а 5,9% - даже профессию.

В связи с этим разработка концепции кадровой политики должна основываться на создании максимальных условий для повышения заинтересованности персонала в своей работе на принципе приоритетности стимулирующей функции заработной платы.

В последнее время перед руководством СКО встала очень важная проблема правовой защиты СКО и медицинского персонала от необоснованных жалоб пациентов. К сожалению, в законодательстве нет специальных статей, гарантирующих права медицинских работников в конфликтных ситуациях. В связи с этим качественное ведение медицинской документации, наличие договора и информированного согласия пациента с его условиями, четкое соблюдение стандарта КСС и его финансового норматива должны иметь ключевое значение в положительном решении искового дела в пользу СКО.

Таким образом, предлагаемая базисная система управления СКО обеспечивает ее эффективную работу, является гарантом КМП, основой профилактики конфликтных случаев и правовой защиты персонала.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail