Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Федотченко А.А.

ГБОУ ДПО "Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования" Минздрава России

Холмогоров Н.А.

ЗАО "Клинический курорт Ангара"

Базисная система управления санаторно-курортной организацией

Авторы:

Федотченко А.А., Холмогоров Н.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 269

Загрузок: 5


Как цитировать:

Федотченко А.А., Холмогоров Н.А. Базисная система управления санаторно-курортной организацией. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;91(3):60‑62.
Fedotchenko AA, Kholmogorov NA. The basic system for the management of a spa and resort facility. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2014;91(3):60‑62. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Не­бар­хат­ный се­зон оте­чес­твен­но­го ку­рор­тно­го де­ла, 1914—1922. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(1):63-68

Санаторно-курортный комплекс в Российской Федерации переживает нелегкие времена, пытаясь адаптироваться к существующей социально-экономической ситуации. В связи с этим важнейшей задачей является поиск эффективных систем управления санаторно-курортной организацией (СКО) [1-7]. Предлагаемая нами методология управления апробирована на крупном многопрофильном курорте Восточной Сибири, доказав при этом свою эффективность.

Прежде всего внимание должно быть обращено на оценку организационной структуры СКО, состояние ее материально-технической базы, избранную методику ценообразования на медицинские и сервисные услуги, финансовые поступления и затраты, сведения от пациентов о качестве оказания медицинской помощи (КМП) при различных сроках санаторно-курортного лечения (СКЛ) и от персонала о взаимоотношениях в коллективе [5, 8, 9].

Комплексная оценка производственной деятельности позволила создать оптимальную организационную структуру курорта, провести перепрофилирование коечного фонда, компьютеризацию рабочих мест, составить прейскурант на все медицинские услуги с учетом условных единиц трудозатрат (УЕТ). На основании модели КМП были разработаны критерии оценки ее качества и эффективности, формы договоров с пациентами на оказание реабилитационных и санаторно-курортных услуг, протоколы результатов лечения и экспертной оценки, внесены коррективы в формы медицинской отчетности, упорядочено штатное расписание по медицинскому и техническому персоналу, разработаны меры по дифференцированной оплате труда.

Открытие в СКО реабилитационных отделений и укороченные сроки лечения поставили оценку медицинской результативности (МР) в ряд важнейших проблем современной курортологии. По нашему мнению, консенсус врача и пациента при подведении итогов лечения с подписью последнего в медицинской карте является наиболее объективной оценкой МР. Анализ 1400 медицинских карт и 513 анонимных анкет пациентов реабилитационных отделений показал, что МР, подтвержденная подписью пациентов в медицинской карте, составила 93,4±2,2%, а по данным анонимного опроса - 92,6±2,3% (р>0,05). Отсутствие достоверных различий позволяет считать такой подход оптимальным в оценке ведущего показателя КМП.

Для изучения МР при разных сроках СКЛ про­анализировано 600 медицинских карт. При 10-дневном сроке СКЛ по согласованной с пациентом оценке положительный лечебный эффект составил 86,7±2,2%, при 14-дневном - 92,7±2,0% (р<0,05), при 18-дневном - 96,5±2,1% (р<0,01). Из этих данных следует, что МР существенно зависит от продолжительности лечебного курса.

Наряду с МР к важнейшим показателям КМП относится удовлетворенность пациентов всем комплексом санаторно-курортных услуг [5, 10]. Именно этот показатель, подтвержденный подписью пациента в медицинской карте, с юридической точки зрения служит свидетельством полного выполнения исполнителем договорных обязательств. Такой подход не должен исключать анонимного анкетирования пациентов, которое является ведущим инструментом проверки откровенности респондента и позволяет максимально оценить все этапы санаторно-курортного процесса. Анонимный опрос выявил стремление пациентов получить максимальный объем санаторно-курортных услуг, превышающий их расчетный норматив. Следовательно, о рациональном подходе к назначению процедур, их совместимости, возможных «бальнеопатологических» реакциях пациент должен быть проинформирован медицинским персоналом во избежание необоснованных претензий.

Федеральный закон РФ №323 от 21.10.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» обязывает медицинские организации осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными стандартами оказания медицинской помощи. Все указанные в них лечебно-диагностические услуги мы выразили в УЕТ.

В соответствии с «Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении» экономической службой курорта был произведен расчет стоимости лечебно-диагностических услуг, где одна УЕТ соответствует 10 мин суммарного фонда рабочего времени медицинского персонала.

Плановое количество УЕТ соответствовало 30% от стоимости санаторно-курортной путевки на каждый срок СКЛ. Такой расчет позволяет организациям и гражданам убедиться в том, что передаваемые ими в распоряжение СКО финансовые средства используются эффективно и прозрачно. Положительным моментом в оценке медицинских услуг в УЕТ является и то, что их количество в стандарте медицинской помощи всегда остается постоянным, а в связи с инфляцией меняется только цена УЕТ. Четкий алгоритм и финансовый норматив лечебно-диагностического процесса при конкретных нозологических формах делает стандарты санаторно-курортной помощи важным инструментом клинико-экономического учета [5, 9, 11, 12]. Анализ востребованности тех или иных диа­гностических и лечебных процедур позволяет формировать перечень оснащения диагностических и лечебных кабинетов, производить корректировку штатного расписания и нагрузки медицинского персонала.

Маркетинг является концептуальной основой рыночной экономики. Для оптимизации маркетинга необходимо изучить влияние цены услуги на ее спрос, используя показатель эластичности спроса, и проанализировать эффективность системы продвижения медицинских услуг к потребителю [6]. К основным задачам финансового менеджмента относятся планирование доходов и расходов, формирование основных и оборотных средств, мобилизация финансовых ресурсов на улучшение технологии производства и повышение оплаты труда персонала [6]. Здесь ведущее значение имеют острота потребности и отдача от инвестиций. Благодаря стандартизации лечебно-диагностического процесса и рационального использования финансовых средств доля активной части основных производственных фондов возросла на 31,4%. Это обусловило повышение показателя фондоотдачи на 42,8%, снижение фондоемкости на 30,3%, рост фондовооруженности курорта на 30,7%, фондооснащенности койки на 84,2% и фондовооруженности труда персонала на 84,1%.

Для оценки качества санаторного этапа реабилитации и СКЛ использовались коэффициенты медицинской результативности (КМР), удовлетворенности лечением (КУЛ), соблюдения стандарта (КСС), которые объективно отражают основные показатели КМП. Сумма этих коэффициентов по отношению к их общему числу составляла интегральный показатель ИПКМП (ИПКМП = КМП + КУЛ + КСС/3). Использование этих коэффициентов позволило подходить к оценке КМП в лечебных подразделениях СКО с единых позиций, что упрощало ее внутриведомственный контроль. Экспертиза всех медицинских карт по законченным случаям возлагалась на заведующих отделениями, а выборочная экспертиза - на заместителя главного врача по медицинской части. При разработке положения о системе внутриведомственного контроля КМП предусматривалась и оценка качества ведения медицинской документации с вычислением соответствующего коэффициента.

Управление кадрами - важнейшая часть менеджмента СКО. Управление персоналом должно входить в обязанности не только руководителя СКО и его заместителей, но и заведующих отделениями, главной и старших медицинских сестер. Негативная оценка условий труда и отсутствие адекватного материального стимулирования подходят под определение «стрессовых» и могут приводить к развитию синдрома «эмоционального выгорания».

Результаты анонимного анкетирования показали активное участие медицинского персонала в оценке социальных вопросов своей жизни и труда. Среди врачей анкеты заполнили 94,2%, среди медицинских сестер - 93,9% человек. Большинство (85,9%) респондентов оценили взаимоотношения в коллективе как хорошие. Заботу о сотрудниках со стороны администрации курорта отметили 78,1% медицинского персонала. Однако 10,8% медработников желали сменить работу, а 5,9% - даже профессию.

В связи с этим разработка концепции кадровой политики должна основываться на создании максимальных условий для повышения заинтересованности персонала в своей работе на принципе приоритетности стимулирующей функции заработной платы.

В последнее время перед руководством СКО встала очень важная проблема правовой защиты СКО и медицинского персонала от необоснованных жалоб пациентов. К сожалению, в законодательстве нет специальных статей, гарантирующих права медицинских работников в конфликтных ситуациях. В связи с этим качественное ведение медицинской документации, наличие договора и информированного согласия пациента с его условиями, четкое соблюдение стандарта КСС и его финансового норматива должны иметь ключевое значение в положительном решении искового дела в пользу СКО.

Таким образом, предлагаемая базисная система управления СКО обеспечивает ее эффективную работу, является гарантом КМП, основой профилактики конфликтных случаев и правовой защиты персонала.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.