Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кравцова Е.Ю.

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера Минздравсоцразвития России;
Краевая больница системы исполнения наказаний России, Пермский край

Кравцов Ю.И.

ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера»

Шевченко К.В.

ФГАУ «НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» Минздрава России, Москва, Россия

Магнитолазерная терапия в коррекции адаптивных возможностей мозга у детей с абсансами

Авторы:

Кравцова Е.Ю., Кравцов Ю.И., Шевченко К.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 524

Загрузок: 1


Как цитировать:

Кравцова Е.Ю., Кравцов Ю.И., Шевченко К.В. Магнитолазерная терапия в коррекции адаптивных возможностей мозга у детей с абсансами. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;91(2):25‑28.
Kravtsova EIu, Kravtsov YuI, Shevchenko KV. The role of magnetolaserotherapy in the correction of the adaptive potential of the brain in the children suffering absence seizures. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2014;91(2):25‑28. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Обос­но­ва­ние ре­фе­рен­сных зна­че­ний пе­ред­ней ак­тив­ной ри­но­ма­но­мет­рии у де­тей в воз­рас­те 4—14 лет. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):57-63
К воп­ро­су о па­то­ге­не­ти­чес­ких фак­то­рах ак­не у де­тей и обос­но­ва­ние сис­тем­ной те­ра­пии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):64-69
Дер­ма­тос­ко­пия в ди­аг­нос­ти­ке кож­но­го мас­то­ци­то­за у де­тей. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):75-82
Вли­яние ги­ги­ени­чес­ко­го ста­ту­са на ак­тив­ность ка­ри­оз­но­го про­цес­са у де­тей с зу­бо­че­люс­тны­ми ано­ма­ли­ями и де­фор­ма­ци­ями на фо­не брон­хо­ле­гоч­ной па­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):13-18
Кли­ни­ко-фун­кци­ональ­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей при ши­зэн­це­фа­лии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):46-50
Шка­ла слож­нос­ти ла­па­рос­ко­пи­чес­ких ре­зек­ций пе­че­ни у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):19-28
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Ор­би­таль­ные ос­лож­не­ния ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):74-79
Выяв­ле­ние РНК SARS-CoV-2 в сли­зис­той обо­лоч­ке чер­ве­об­раз­но­го от­рос­тка у де­тей с COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(3):23-28

Абсансы относятся к весьма распространенным генерализованным припадкам детского возраста при идиопатической эпилепсии. Простые абсансы проявляются только кратковременной утратой сознания. Сложные абсансы помимо кратковременной утраты сознания в своей структуре содержат другие компоненты: генерализованные миоклонии (абсанс с миоклониями), миоклонические подергивания век (миоклония век с абсансами), снижение постурального тонуса с падением больного (атонический абсанс), элементарные кратковременные автоматизмы (абсанс с автоматизмами), упускание мочи (вегетативный абсанс). При типичных абсансах на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) во время припадка обычно регистрируются ритмические и симметричные разряды «пик-волна» частотой 3 в секунду. Нарушения носят двусторонний характер [1]. Ранее нами установлено, что реактивность неспецифических (интегративных) систем мозга в состоянии бодрствования у детей с абсансами в значительной степени снижена, о чем свидетельствует замедление угасания всех компонентов ориентировочной реакции (ОР) при проведении дневного полиграфического исследования. Замедленное угасание кожно-гальванического рефлекса (КГР) и неспецифического ответа (НО) при абсансах дает основание предполагать нарушения в ринэнцефальной области. Замедление угасания реакции десинхронизации (РД) свидетельствует о дисфункции на неокортикальном уровне. Выявленные изменения ОР, являющейся своеобразным адаптационным процессом в ответ на новизну и неожиданность предъявляемого раздражителя, характерны для значительных нарушений адаптивных возможностей неспецифических систем мозга у детей с абсансами, задержки процессов становления и организации вегетативного гомеостаза [2]. Несмотря на то, что включение физиотерапевтического воздействия для улучшения состояния компенсаторных механизмов детей с различными заболеваниями нервной системы представляется важным и актуальным [3], до сих пор не разработаны принципы коррекции дисфункции адаптивных систем мозга при абсансах у детей.

В медицине успешно применяются магнитолазерная терапия (МЛТ), т.е. сочетание воздействия инфракрасного лазерного излучения и магнитного поля, чаще постоянного. Лазерное воздействие низкой интенсивности обладает седативным, анксиолитическим, умеренным снотворным, спазмолитическим и антиконвульсантным эффектами. В частности, отмечено улучшение допплерографических и ЭЭГ-показателей при лазеротерапии [4]. Показано, что при лечебном лазерном воздействии происходят уменьшение воспаления и улучшение микроциркуляции [5, 6]. Постоянное магнитное поле способствует усилению тормозных процессов в центральной нервной системе [7], суммированию и потенцированию действия двух физических факторов, вызывает вегетативные сдвиги в результате влияния на надсегментарные отделы вегетативных образований и преимущественно повышение парасимпатического тонуса [8, 9]. При сочетанном воздействии лазерного излучения и постоянного магнитного поля возбуждаются атомно-молекулярные структуры, усиливаются метаболические процессы, снижается воспаление [10]. Постоянное магнитное поле поддерживает электролитическую диссоциацию, вызванную лазерным излучением [7-9].

Цель исследования - оценить эффективность коррекции функционального состояния неспецифических систем мозга с помощью магнитолазерного излучения на вегетативные образования шеи в комплексном лечении детей с абсансами.

Материал и методы

Нами обследован 21 ребенок 8-12 лет с абсансами. Мальчиков было 8, девочек - 13. Простые абсансы отмечены у 8 детей, сложные - у 13. Контрольную группу составили 20 практически здоровых детей той же возрастной категории.

Для уточнения реактивности неспецифических систем мозга в организации и реализации взаимодействия организма с окружающей средой, определения интегративных возможностей мозга до и после воздействия МЛТ проведено дневное полиграфическое исследование с изучением ОР на звуковой индифферентный раздражитель (150 дБ, 800 Гц, в течение 15 с, 15 сигналов) с регистрацией РД, НО и КГР. Кроме того, проводилась фотостимуляция, гипервентиляция в течение 3 мин, умственная (счет) и эмоциональная (неприятная эмоция) нагрузки. Помимо изучения скорости угасания компонентов ОР нами проводилось изучение альфа-индекса в затылочных отведениях. Существует точка зрения, согласно которой изменения альфа-ритма ЭЭГ связаны с дисфункцией неспецифических систем мозга [11, 12].

Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета программ Statistica 6.0. Изучаемые количественные признаки представлены в работе в виде М±SD, где М - среднее арифметическое, SD - стандартное отклонение. При сравнении параметров двух различных групп применялся критерий Стьюдента (t). Различие считалось достоверным при коэффициенте 5% (p≤0,05).

При выборе структур, на которые можно было бы влиять доступным для невролога физическим методом, мы воспользовались известными сведениями о том, что воздействие на верхний шейный симпатический узел приводит к появлению афферентных импульсов, активирующих десинхронизирующие влияния ствола мозга [13]. Учитывая взаимосвязь шейных симпатических узлов, подкорковых и стволовых структур мозга с неспецифическими образованиями, встал вопрос о физиотерапевтическом воздействии на них. Нами использовался аппарат магнитолазерной терапии АМЛТ-01. Мощность излучения прибора 10 млВт, длина волны 0,8 мкм, частота 50 Гц, магнитная индукция 10 мТл. Воздействие осуществляли на область грудино-ключично-сосцевидных мышц. Длительность процедуры составляла 4 мин. Курс воздействия включал в себя 6 процедур ежедневно. Противоэпилептическая терапия при этом не отменялась. Во время процедур припадков не зарегистрировано.

Результаты и обсуждение

Как представлено в табл. 1 и 2, воздействие МЛТ на область вегетативных образований шеи привело к статистически достоверному снижению альфа-индекса в фоновой записи в отведениях от обоих полушарий у мальчиков и девочек, преимущественно с простыми абсансами.

Сохранялось превалирование правого полушария над левым. Однако у детей со сложными абсансами выявлялось статистически незначимое увеличение альфа-индекса в правополушарных отведениях, что составляло всего 1,05 от исходной величины. У детей с простыми абсансами альфа-индекс уменьшался при воздействии звуковых раздражителей, преимущественно в левом полушарии (см. табл. 1). У пациентов со сложными абсансными пароксизмами альфа-индекс достоверно уменьшался при гипервентиляции за счет нарастания тета-ритма. Проведение эмоциональной нагрузки вызвало статистически достоверное уменьшение альфа-ритма в отведениях от правого полушария у девочек (см. табл. 2). Уменьшение количества альфа-волн обусловлено десинхронизацией, которая сопровождалась увеличением количества бета-волн. Увеличения медленных волн, а также появления новых элементов эпилептической активности нами не выявлено. Уменьшение альфа-индекса обусловлено, по-видимому, снижением активирующих влияний стволовых отделов лимбико-ретикулярного комплекса. Проведение функциональных проб приводило к увеличению альфа-индекса при воздействии звука, фотостимуляции и умственной нагрузки у мальчиков. У девочек альфа-индекс увеличивался лишь при звуковом воздействии (см. табл. 2). Это можно объяснить включением синхронизирующих влияний, что подтверждает несостоятельность регуляторных систем, в большей степени у мальчиков. У лиц с простыми абсансами в отведениях от обоих полушарий при проведении фотостимуляции, эмоциональной и умственной проб зарегистрирован только бета-ритм, что свидетельствует о нарастании десинхронизирующих влияний. У детей со сложными абсансами альфа-ритм достоверно уменьшался при проведении эмоциональной пробы и при гипервентиляции. Уменьшение альфа-индекса при гипервентиляции связано с вытеснением альфа-волн другими элементами - бета-, тета- ритмом, а также комплексами пик-медленная волна и острыми волнами.

При изучении ОР на звук у здоровых детей вначале происходило угасание РД после 4,5±0,25 звуковых раздражителей - ЗР, затем НО (5,06±0,68 ЗР), и КГР (7,9±1,74 ЗР). До воздействия МЛТ у лиц с абсансными припадками отличались от показателей у здоровых детей порядок и скорость угасания компонентов ОР. Так, при сложных абсансах вначале угасал КГР (6,36±1,19 ЗР), затем - РД (8,4±1,89 ЗР), и НО (9,31±1,02 ЗР). При простых абсансах вначале угасал НО (7,16±1,2 ЗР), затем КГР (7,6±1,33 ЗР) и РД (8,5±0,62 ЗР). У девочек до лечения вначале происходило угасание КГР (6,44±0,89 ЗР), затем НО (7,88±1,14 ЗР), РД (9,0±0,93 ЗР). У мальчиков вначале угасал КГР (7,79±2,02 ЗР), затем РД (8,84±1,27 ЗР) и НО (9,75±1,53 ЗР). Таким образом, исследование подтверждало несостоятельность и рассогласованность адаптивных механизмов при детской абсансной эпилепсии.

В результате воздействия МЛТ изменялся порядок угасания компонентов ОР у мальчиков и девочек и больных с простыми абсансами. Он стал таким же, как и порядок угасания ОР у практически здоровых детей. Вначале угасала РД, затем - НО, последним - КГР. У девочек уменьшилась скорость угасания РД до 6,25±2,23 ЗР (р≤0,05). Угасание НО наступило после предъявления 9,4±1,25 ЗР, а КГР - после 9,8±1,76 ЗР (р≤0,05). Подобное подтверждает, что МЛТ не избавляет от рассогласованности между ринэнцефальными, корковыми, неокортикальными и вегетативными отделами регуляторных структур головного мозга. У мальчиков угасание всех компонентов ОР произошло практически одновременно - после воздействия 7-го звукового сигнала. Однако у детей со сложными абсансами после воздействия МЛТ вначале угасал КГР (7,57±2,02 ЗР), затем НО (8,85±1,35 ЗР) и РД (9,0±1,9 ЗР). При простых абсансах угасание компонентов ОР происходило в том же порядке, что и у здоровых детей, причем РД (7,0±1,6 ЗР) и НО (7,2±1,3 ЗР) угасали практически одновременно, а РД - после 10,5±2,15 звукового индифферентного раздражителя.

Таким образом, отмечался положительный эффект от воздействия МЛТ на вегетативные образования шеи у детей с абсансами в виде тенденции к нормализации реагирования структур лимбико-ретикулярного комплекса на предъявление серии звуковых сигналов. Однако функциональное состояние головного мозга в бодрствовании оставалось напряженным при рассогласованности между различными структурами неспецифических систем. Судорожная биоэлектрическая активность мозга, наблюдаемая до лечения, становилась менее выраженной, реже регистрировался тета-ритм, не отмечалось пиков и острых волн, снижалась выраженность альфа-ритма. Произошли также положительные сдвиги компонентов ориентировочной реакции - кожно-гальванического рефлекса и неспецифического ответа, свидетельствующие о повышении адаптационных возможностей лимбико-ретикулярного комплекса. МЛТ особенно эффективна у мальчиков. У девочек после воздействия МЛТ произошло улучшение биоэлектрической активности мозга в виде десинхронизации ЭЭГ, однако оставалось медленное угасание КГР и НО. Воздействие магнитолазерным излучением привело к неспецифическому лечебному эффекту, который обусловлен включением адаптивных механизмов. Предупреждалось перенапряжение и срыв адаптационно-компенсаторных систем, усиливались защитные процессы.

Заключение

С целью повышения функциональной активности интегративных систем мозга детей с абсансами возможно включение магнитолазерного излучения на вегетативные образования шеи для предупреждения перенапряжения адаптивных механизмов мозга, коррекции универсальной вегетативной регуляции. Следует продолжить исследования по определению адекватной экспозиции в течение одной процедуры, оптимальных сроков и частоты повторяемости курсов воздействия.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.