Батрак А.С.

Сочинский государственный университет

Ходасевич Л.С.

Кафедра медико-биологических дисциплин факультета физической культуры ФГБОУ ВПО "Сочинский государственный университет"

Полякова А.В.

ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе», Санкт-Петербург, Россия

Аквааэробика как форма лечебной физической культуры в пренатальной подготовке беременных

Журнал: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;91(2): 58-63

Просмотров : 146

Загрузок : 3

Как цитировать

Батрак А. С., Ходасевич Л. С., Полякова А. В. Аквааэробика как форма лечебной физической культуры в пренатальной подготовке беременных. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;91(2):58-63.
Batrak A S, Khodasevich L S, Polyakova A V. The application of aquaerobic as a form of therapeutic exercises for the prenatal preparation of the pregnant women. Voprosy kurortologii, fizioterapii, i lechebnoi fizicheskoi kultury. 2014;91(2):58-63.

Авторы:

Батрак А.С.

Сочинский государственный университет

Все авторы (3)

Беременность является наиболее важным периодом в жизни каждой женщины, которая 9 мес психологически и физически готовится к родам. Многие женщины в период беременности необоснованно ограничивают свою двигательную активность. Развивающаяся при этом гипокинезия приводит к нарушениям метаболизма и дисфункции физиологических систем организма, что оказывает неблагоприятное воздействие на плод [1-3]. Поэтому двигательная активность женщин как метод антенатальной защиты плода и пренатальной подготовки рекомендуется во все сроки беременности, что достигается с помощью лечебной физической культуры (ЛФК), в основе которой лежит использование основной биологической функции организма - движения при строго дозированных физических упражнениях на фоне постановки правильного дыхания [4-7].

Не все авторы относят физическую подготовку беременных к средствам ЛФК, мотивируя это следующими аргументами [8, 9]:

- во-первых, термин «лечебная» предполагает наличие больного, а беременность и роды - это не болезнь, а физиологическое состояние;

- во-вторых, традиционная ЛФК для беременных характеризуется наличием запретов на многие упражнения в каждом из триместров;

- в-третьих, комплексы ЛФК затрагивают лишь аспект развития эластичности тканей и никак не влияют на развитие силы мышц, координированности и способности к управлению движениями, а также не воздействуют на развитие общей выносливости и раскрепощение подсознательных механизмов управления родовой деятельностью;

- в-четвертых, появление в обществе тенденции к возрождению естественных родов способствует созданию новых комплексов физических упражнений, включающих в основном упражнения на гибкость, заимствованные из европейской гимнастики и индийской йоги.

Поэтому Ж.Л. Козина [10] считает, что программа подготовки беременных к естественным родам должна быть построена аналогично программам подготовки спортсменов к соревнованиям и содержать помимо физической психологическую и техническую подготовку, поскольку и роды, и спортивные соревнования, имея в своей основе физическую нагрузку, направлены на максимальную реализацию физических и психофизических возможностей.

Вместе с тем каждая 3-я беременность протекает на фоне экстрагенитальной патологии, которая считается одной из наиболее частых причин материнской и перинатальной смертности, а также причиной увеличения числа оперативных родов [11, 12]. Кесарево сечение остается наиболее часто выполняемой операцией в современном акушерстве. Частота абдоминального родоразрешения колеблется в разных странах от 5 до 60%. Путем кесарева сечения рождается каждый 3-й ребенок в Латинской Америке, каждый 4-й - в США, каждый 5-й - в Великобритании и Канаде [13]. Частота операции кесарева сечения в отечественных учреждениях родовспоможения превышает 35% [14]. Поэтому одним из путей снижения доли оперативного родоразрешения является использование во время беременности разнообразных средств и форм ЛФК, которая является эффективным способом профилактики заболеваний и неотъемлемым фактором комплексной терапии в акушерстве и гинекологии [15].

Вода обладает мощным оздоровительным воздействием на организм человека. Прежде всего это заключается в том, что человек находится в необычной для себя водной среде, свойства которой (теплоемкость, теплопроводность, плотность и др.) во многом определяют благоприятный характер воздействия на организм. Ученые в нашей стране и за рубежом разработали и апробировали различные технологии проведения занятий в воде [16-21].

К их числу можно отнести и аквааэробику (гидроаэробику, ритмическую гимнастику в воде) - оздоровительный вид физической культуры, в котором используются сочетания различных упражнений в воде под музыку с элементами плавания, гимнастики, акробатики, хореографии, йоги и атлетизма, выполняемых в аэробном режиме нагрузки, с целью повышения двигательной активности, получения удовольствия и сохранения здоровья [22, 23].

Как и большинство новых видов двигательной активности, аквааэробика пришла в Россию сравнительно недавно из Европы и Северной Америки, где давно научились предугадывать спортивные интересы населения. Она получила широкое распространение и популярность, особенно среди женщин, поскольку расширяет спектр общефизиологического воздействия физических упражнений на организм человека [23] благодаря:

- повышению вязкого сопротивления водной среды c ограничением темпа выполнения упражнений в воде, тогда как степень мышечных напряжений пропорционально возрастает;

- противодействию подъемной силы воды силе тяжести;

- воздействию температуры воды на кожно-сосудистые рефлексы и механизмы терморегуляции;

- снижению объема или количества повторений упражнений по сравнению с обычными условиями;

- облегчению мышечной релаксации и формированию специфической системы управления движениями с более выраженной и длительной фазой расслабления мышц конечностей после фазы динамического напряжения.

По мнению ряда авторов [20, 22], основными особенностями занятий аквааэробикой являются:

- учет индивидуального уровня здоровья и индивидуальный подход к нагрузке;

- большое количество разнообразных традиционных и нетрадиционных средств и их сочетаний, а также методов занятий, организационных форм, инвентаря и приспособлений;

- доступность и посильность нагрузки в отличие от других видов двигательной деятельности;

- эмоциональное воздействие различными средствами и методами занятий;

- привлекательность занятий, получение удовольствия от движения в водной среде (состояние гидроневесомости, большое гидродинамическое сопротивление движениям);

- воздействие музыки на занимающихся;

- добровольность выбора с учетом мотивов и интересов занимающихся;

- большие энергозатраты по сравнению с занятиями в зале;

- ограничение возможностей зрительного и слухового анализаторов в формировании представлений о движениях и их регуляции в водной среде, при этом основными источниками информации в воде становятся ощущение давления воды, кинестатические ощущения от мышц, сухожилий, суставов;

- координационные различия в движениях, выполняемых в зале и в воде, проявляются в одновременной деятельности мышц-антагонистов и синергистов.

Аквааэробика является хорошим средством развития физических качеств, если в ее комплексы включены упражнения, способствующие развитию быстроты, выносливости, гибкости, координации и силы. В результате регулярных занятий даже у женщин среднего возраста через 6-8 мес улучшаются показатели физической подготовленности: повышается взрывная сила мышц ног, динамическая выносливость мышц рук, гибкость позвоночника и подвижность суставов; укрепляются мышцы живота; улучшается статическая выносливость мышц спины и т.д. [24]. Кроме того, улучшаются показатели физического развития: снижается масса тела; увеличивается жизненная емкость легких; снижается артериальное давление (АД), уменьшается частота сердечных сокращений как в покое, так и после стандартной физической нагрузки; улучшаются показатели динамометрии кисти. Благодаря регулярным занятиям аквааэробикой улучшается самочувствие, настроение, сон, повышается активность и физическая работоспособность [25-29].

Аквааэробика положительно воздействует на организм человека, нормализуя и повышая функцио­нальные возможности кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата занимающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья [21, 30-32]. Тучные люди часто не могут в полной мере использовать многие средства ЛФК из-за опасности травм суставно-связочного аппарата и мышц. Этих негативных воздействий можно избежать при занятиях в воде [20]. Такие занятия полезны пожилым людям независимо от пола и лицам с физическими и психическими отклонениями [24, 33]. Для лиц с ограниченными возможностями пребывание в воде - это, прежде всего, радость движения. При этом тело скрыто под водой, что позволяет забыть о комплексах, выбрать индивидуальный уровень нагрузки [34-36].

Занятия в воде создают благоприятные условия для поддержания физической активности во время беременности. Аквааэробика для беременных женщин - это система специально разработанных строго дозированных по нагрузке упражнений, проводимых в воде, включающая особые плавательные движения, носящие общеукрепляющий характер. Такие занятия позволяют на любом сроке беременности получить пользу при условии, что их программа подготовлена квалифицированным инструктором и согласована с акушером-гинекологом. Для того чтобы двигаться в воде, требуются бо'льшие усилия, чем на суше. Подъемная сила воды противодействует силе тяжести, за счет чего снижается нагрузка на позвоночный столб и крупные суставы, а изменение глубины погружения при выполнении упражнений позволяет ее регулировать [15, 37].

Физические нагрузки в водной среде вызывают особые адаптационные реакции. При погружении в воду кожный анализатор, обладая высокой чувствительностью к механическим и температурным воздействиям, осуществляет связь организма с окружающей средой. Тренировка аппарата терморегуляции способствует закаливанию организма и благоприятному протеканию беременности [38, 39]. В более глубокой воде ноги подвергаются повышенному давлению, что стимулирует отток венозной крови, а это очень актуально при высокой вероятности развития варикозного расширения вен во время беременности. За счет давления воды на все тело повышается обмен веществ и дренаж лимфы. После занятий в воде уменьшаются отеки рук и ног, улучшается работа органов выделения. Техника дыхания, используемая беременными при аквааэробике, помогает подготовиться к дыханию во время родов [24].

Аквааэробика улучшает физическое, функциональное, психическое состояние беременной женщины, положительно влияет на родовую деятельность [40]. Она обеспечивает уменьшение частоты госпитализаций беременных в стационар, снижение степени внутриутробной гипоксии плода, рождение здоровых младенцев и снижение материнской заболеваемости в 2 раза, а перинатальной - в 3 раза [41-43]. Дородовая физическая подготовка беременных групп риска по внутриутробному инфицированию плода с использованием аквааэробики является эффективным способом безмедикаментозного ведения беременных, снижает частоту заболеваний у детей в раннем возрасте [44].

Аквааэробика для беременных считается самым безопасным видом оздоровительной физической культуры благодаря снижению нагрузок на связки и суставы, а также минимальной возможности получить травмы на воде. Занятия беременных в воде способствуют: укреплению сердца и сосудов, нормализации АД, закаливанию организма, снятию стресса и депрессии, улучшению осанки, купированию запоров и болей в спине, улучшению сна, поддержанию физической формы во время беременности [23, 24].

На протяжении I триместра беременности с помощью аквааэробики, так же как и ЛФК в бассейне, решаются следующие основные задачи [13, 45]:

- общее оздоровительное влияние водной среды на организм женщины;

- обучение навыкам полного и диафрагмального дыхания;

- адаптация кардиореспираторной системы к физическим нагрузкам;

- обучение произвольному напряжению и расслаблению мускулатуры;

- повышение уровня психоэмоционального состояния беременной.

В течение II триместра на первый план выходят:

- повышение адаптации кардиореспираторной системы к физическим нагрузкам;

- укрепление мускулатуры тела, в том числе мышц спины и живота, несущих повышенную нагрузку из-за смещения центра тяжести, а также мышц стопы в связи с возможным ее уплощением;

- повышение эластичности мышц тазового дна и приводящих мышц бедра;

- сохранение и развитие подвижности позвоночника и крестцово-подвздошных сочленений;

- улучшение кровоснабжения в органах малого таза и в нижних конечностях;

- совершенствование способности к волевому напряжению и расслаблению мышц живота в сочетании с грудным дыханием.

Во время III триместра во главу угла ставятся:

- стимуляция дыхания и кровообращения;

- поддержание достигнутого уровня физической активности;

- устранение застойных явлений в малом тазу и нижних конечностях;

- доведение до автоматизма и сохранение глубокого ритмичного дыхания при выполнении упражнений;

- активизация деятельности кишечника;

- выработка двигательных навыков, необходимых при родах.

Занятия аквааэробикой проводятся по рекомендации гинеколога женской консультации. Врачом ЛФК после определения уровня физической подготовленности беременной с учетом интенсивности занятий составляется индивидуальная программа физической активности, предшествующая родовому периоду на основе индивидуальных особенностей течения беременности. Интенсивность программы должна снижаться к III триместру. Продолжительность занятий не более 45 мин, не реже 2-3 раз в неделю. Структура занятий с беременными классическая, т.е. состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной [13, 24].

Задачей подготовительной части является разогрев и адаптация к воде, при этом выделяют три фазы: пассивный разогрев за счет приема теплого душа, что важно и с точки зрения гигиены; активный разогрев на суше (на бортике бассейна) до начала погружения в воду; активная разминка в воде. Продолжительность подготовительной части составляет до 10-12% от всего времени занятий (6-8 мин). Основная часть занимает около 80% от всего времени занятия (25-30 мин). Варианты основной части различаются подбором средств, дозировкой отдельных упражнений, темпом их выполнения и амплитудой движений. Однако различные варианты подчиняются общим законам структуры занятия аквааэробикой, а именно - организации упражнений под музыку в цепочки, блоки и серии. Очень важно в основной части занятия уделять время на укрепление мышц тазового дна. Непременным условием методически правильно построенного занятия является наличие заключительной части, где используются различного рода неинтенсивные упражнения с предметами, подвижные игры, упражнения на расслабление и свободное плавание. Занятия проводятся под музыку, характер и темп которой должны совпадать и соответствовать части занятия, уровню подготовленности беременной и выполняемым движениям [24].

Упражнения в воде оказывают психотерапевтическое воздействие: улучшают самочувствие и внушают веру в благоприятный исход родов. Температура воды в бассейне открытого типа должна быть 26-27 °С [24]. Водные процедуры для беременных также являются общеукрепляющим и тонизирующим средством. Вода в бассейне действует как легкий массаж, который очень важен для трофики мышц. Это один из компонентов благоприятного влияния аквааэробики при варикозном расширении вен нижних конечностей.

При проведении занятий применяют разно­образные активные и пассивные физические упражнения, выполняемые при различной глубине погружения (до пояса, до плеч, до подбородка): с элементами облегчения и отягощения (с водными гантелями, пенопластовыми плотиками, нудлсами, аквапоясами, лопатками для рук и др.); с усилием у бортика; упражнения в упоре о стенку бассейна, о поручень, о ступени бассейна, с предметами и приспособлениями (гимнастические палки, мячи различного диаметра и др.); имитирующие «чистые» или смешанные висы; способствующие мышечной релаксации и растяжению позвоночника; упражнения с использованием механотерапевтических аппаратов и приспособлений; дыхательные упражнения; разновидности ходьбы в воде [23, 24]. В аквааэробике для беременных используют различные комплексы традиционных и нетрадиционных физических упражнений и их сочетаний [21, 22, 24, 36].

Показания для назначения беременным аквааэробики такие же, как и при назначении ЛФК в бассейне: нормально протекающая беременность, анемия, гипотония, сердечно-сосудистые заболевания без сердечной недостаточности, ожирение, неврозы, варикозное расширение вен нижних конечностей, хронические заболевания верхних дыхательных путей в стадии ремиссии [37, 45]. Противопоказания могут быть акушерские: срок беременности более 35-36 нед, угроза прерывания беременности, преэклампсия, эклампсия, многоплодная беременность, многоводие, плацентарная недостаточность [23], любые болевые ощущения, вагинальное кровотечение и выделения [24]; экстрагенитальные: острые стадии (обострения) любых заболеваний, грибковые заболевания кожи и ногтей, болезни глаз, сердечная недостаточность, состояние после перенесенных острых инфекционных заболеваний и хронические инфекционные болезни при наличии бациллоносительства, эпилепсия, острые и под­острые заболевания верхних дыхательных путей, аллергические реакции (в том числе на компоненты воды), желчно- и мочекаменная болезни, острые воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей [23, 24]. Период выздоровления после любого рода заболеваний до начала занятий в бассейне должен составлять не менее 2 нед [24].

Занятия проводит инструктор ЛФК в присутствии врача. Группы по 6-8 человек формируются в соответствии со сроком беременности: 1-я группа до 22 нед, 2-я - от 23 до 30 нед, 3-я - от 31 до 35 нед беременности. Занятия начинаются с подготовительной части (до 15 мин) в зале, затем группа переходит в бассейн. Первое погружение происходит при температуре воды не ниже 27 °С. Продолжительность пребывания в воде увеличивается постепенно с 5 до 15 мин, по 3-5 мин. На каждом занятии постепенно увеличивается объем выполняемых упражнений. После выхода из воды беременная должна отдохнуть 10-15 мин. С каждой группой проводят 10 занятий через день [23, 24].

Таким образом, аквааэробика, являясь оздоровительным видом физической культуры, может быть использована и как форма ЛФК в пренатальной подготовке беременных, поскольку с ее помощью решаются основные задачи, стоящие перед последней, а именно: активация кардиореспираторной системы; улучшение кровообращения в органах малого таза и нижних конечностях; укрепление мышц спины, живота, промежности и нижних конечностей; повышение их растяжимости и эластичности; увеличение гибкости позвоночника и подвижности тазово-крестцовых сочленений; активация деятельности кишечника. Благодаря регулярным занятиям аквааэробикой беременная обучается методикам контролируемого дыхания и расслабления, включая произвольное расслабление основных групп мышц тела. У нее повышается уровень психоэмоционального состояния, улучшаются показатели физического развития и физической подготовленности, самочувствие, настроение, сон, повышается активность и физическая работоспособность.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail