Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Батрак А.С.

Сочинский государственный университет

Ходасевич Л.С.

Кафедра медико-биологических дисциплин факультета физической культуры ФГБОУ ВПО "Сочинский государственный университет"

Полякова А.В.

ГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе», Санкт-Петербург, Россия

Аквааэробика как форма лечебной физической культуры в пренатальной подготовке беременных

Авторы:

Батрак А.С., Ходасевич Л.С., Полякова А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 5229

Загрузок: 120

Как цитировать:

Батрак А.С., Ходасевич Л.С., Полякова А.В. Аквааэробика как форма лечебной физической культуры в пренатальной подготовке беременных. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;91(2):58‑63.
Batrak AS, Khodasevich LS, Polyakova AV. The application of aquaerobic as a form of therapeutic exercises for the prenatal preparation of the pregnant women. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2014;91(2):58‑63. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ак­не у бе­ре­мен­ных. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):70-74
Фак­то­ры, влияющие на неб­ла­гоп­ри­ят­ное те­че­ние миг­ре­ни во II—III три­мес­трах бе­ре­мен­нос­ти. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):39-46
По­тен­ци­аль­ная роль ней­тро­филь­ных внек­ле­точ­ных ло­ву­шек в па­то­ге­не­зе пре­эк­лам­псии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):63-72
Осо­бен­нос­ти те­че­ния бе­ре­мен­нос­ти и ро­дов у жен­щин с но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ци­ей. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):73-78
Пост-COVID-19 и реп­ро­дук­тив­ное здо­ровье (дан­ные ан­ке­ти­ро­ва­ния и ана­ли­за ре­зуль­та­тов). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):86-93
К воп­ро­су о струк­тур­ной ре­ор­га­ни­за­ции в пла­цен­тах жен­щин, пе­ре­нес­ших COVID-19 в I и II три­мес­трах бе­ре­мен­нос­ти. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):5-10
Но­вая ко­ро­на­ви­рус­ная ин­фек­ция у бе­ре­мен­ных: рис­ки для ма­те­ри и но­во­рож­ден­но­го. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):34-40
Фак­то­ры рис­ка внут­ри­ут­роб­ной ги­бе­ли пло­да. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):47-52
Пер­вич­ные опу­хо­ли поз­во­ноч­ни­ка и спин­но­го моз­га и бе­ре­мен­ность. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):88-94
Сов­ре­мен­ный взгляд на так­ти­ку ле­че­ния бе­ре­мен­ных с па­то­ло­ги­чес­ким прик­реп­ле­ни­ем и пред­ле­жа­ни­ем пла­цен­ты (об­зор ли­те­ра­ту­ры). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(2):42-50

Беременность является наиболее важным периодом в жизни каждой женщины, которая 9 мес психологически и физически готовится к родам. Многие женщины в период беременности необоснованно ограничивают свою двигательную активность. Развивающаяся при этом гипокинезия приводит к нарушениям метаболизма и дисфункции физиологических систем организма, что оказывает неблагоприятное воздействие на плод [1-3]. Поэтому двигательная активность женщин как метод антенатальной защиты плода и пренатальной подготовки рекомендуется во все сроки беременности, что достигается с помощью лечебной физической культуры (ЛФК), в основе которой лежит использование основной биологической функции организма - движения при строго дозированных физических упражнениях на фоне постановки правильного дыхания [4-7].

Не все авторы относят физическую подготовку беременных к средствам ЛФК, мотивируя это следующими аргументами [8, 9]:

- во-первых, термин «лечебная» предполагает наличие больного, а беременность и роды - это не болезнь, а физиологическое состояние;

- во-вторых, традиционная ЛФК для беременных характеризуется наличием запретов на многие упражнения в каждом из триместров;

- в-третьих, комплексы ЛФК затрагивают лишь аспект развития эластичности тканей и никак не влияют на развитие силы мышц, координированности и способности к управлению движениями, а также не воздействуют на развитие общей выносливости и раскрепощение подсознательных механизмов управления родовой деятельностью;

- в-четвертых, появление в обществе тенденции к возрождению естественных родов способствует созданию новых комплексов физических упражнений, включающих в основном упражнения на гибкость, заимствованные из европейской гимнастики и индийской йоги.

Поэтому Ж.Л. Козина [10] считает, что программа подготовки беременных к естественным родам должна быть построена аналогично программам подготовки спортсменов к соревнованиям и содержать помимо физической психологическую и техническую подготовку, поскольку и роды, и спортивные соревнования, имея в своей основе физическую нагрузку, направлены на максимальную реализацию физических и психофизических возможностей.

Вместе с тем каждая 3-я беременность протекает на фоне экстрагенитальной патологии, которая считается одной из наиболее частых причин материнской и перинатальной смертности, а также причиной увеличения числа оперативных родов [11, 12]. Кесарево сечение остается наиболее часто выполняемой операцией в современном акушерстве. Частота абдоминального родоразрешения колеблется в разных странах от 5 до 60%. Путем кесарева сечения рождается каждый 3-й ребенок в Латинской Америке, каждый 4-й - в США, каждый 5-й - в Великобритании и Канаде [13]. Частота операции кесарева сечения в отечественных учреждениях родовспоможения превышает 35% [14]. Поэтому одним из путей снижения доли оперативного родоразрешения является использование во время беременности разнообразных средств и форм ЛФК, которая является эффективным способом профилактики заболеваний и неотъемлемым фактором комплексной терапии в акушерстве и гинекологии [15].

Вода обладает мощным оздоровительным воздействием на организм человека. Прежде всего это заключается в том, что человек находится в необычной для себя водной среде, свойства которой (теплоемкость, теплопроводность, плотность и др.) во многом определяют благоприятный характер воздействия на организм. Ученые в нашей стране и за рубежом разработали и апробировали различные технологии проведения занятий в воде [16-21].

К их числу можно отнести и аквааэробику (гидроаэробику, ритмическую гимнастику в воде) - оздоровительный вид физической культуры, в котором используются сочетания различных упражнений в воде под музыку с элементами плавания, гимнастики, акробатики, хореографии, йоги и атлетизма, выполняемых в аэробном режиме нагрузки, с целью повышения двигательной активности, получения удовольствия и сохранения здоровья [22, 23].

Как и большинство новых видов двигательной активности, аквааэробика пришла в Россию сравнительно недавно из Европы и Северной Америки, где давно научились предугадывать спортивные интересы населения. Она получила широкое распространение и популярность, особенно среди женщин, поскольку расширяет спектр общефизиологического воздействия физических упражнений на организм человека [23] благодаря:

- повышению вязкого сопротивления водной среды c ограничением темпа выполнения упражнений в воде, тогда как степень мышечных напряжений пропорционально возрастает;

- противодействию подъемной силы воды силе тяжести;

- воздействию температуры воды на кожно-сосудистые рефлексы и механизмы терморегуляции;

- снижению объема или количества повторений упражнений по сравнению с обычными условиями;

- облегчению мышечной релаксации и формированию специфической системы управления движениями с более выраженной и длительной фазой расслабления мышц конечностей после фазы динамического напряжения.

По мнению ряда авторов [20, 22], основными особенностями занятий аквааэробикой являются:

- учет индивидуального уровня здоровья и индивидуальный подход к нагрузке;

- большое количество разнообразных традиционных и нетрадиционных средств и их сочетаний, а также методов занятий, организационных форм, инвентаря и приспособлений;

- доступность и посильность нагрузки в отличие от других видов двигательной деятельности;

- эмоциональное воздействие различными средствами и методами занятий;

- привлекательность занятий, получение удовольствия от движения в водной среде (состояние гидроневесомости, большое гидродинамическое сопротивление движениям);

- воздействие музыки на занимающихся;

- добровольность выбора с учетом мотивов и интересов занимающихся;

- большие энергозатраты по сравнению с занятиями в зале;

- ограничение возможностей зрительного и слухового анализаторов в формировании представлений о движениях и их регуляции в водной среде, при этом основными источниками информации в воде становятся ощущение давления воды, кинестатические ощущения от мышц, сухожилий, суставов;

- координационные различия в движениях, выполняемых в зале и в воде, проявляются в одновременной деятельности мышц-антагонистов и синергистов.

Аквааэробика является хорошим средством развития физических качеств, если в ее комплексы включены упражнения, способствующие развитию быстроты, выносливости, гибкости, координации и силы. В результате регулярных занятий даже у женщин среднего возраста через 6-8 мес улучшаются показатели физической подготовленности: повышается взрывная сила мышц ног, динамическая выносливость мышц рук, гибкость позвоночника и подвижность суставов; укрепляются мышцы живота; улучшается статическая выносливость мышц спины и т.д. [24]. Кроме того, улучшаются показатели физического развития: снижается масса тела; увеличивается жизненная емкость легких; снижается артериальное давление (АД), уменьшается частота сердечных сокращений как в покое, так и после стандартной физической нагрузки; улучшаются показатели динамометрии кисти. Благодаря регулярным занятиям аквааэробикой улучшается самочувствие, настроение, сон, повышается активность и физическая работоспособность [25-29].

Аквааэробика положительно воздействует на организм человека, нормализуя и повышая функцио­нальные возможности кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата занимающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья [21, 30-32]. Тучные люди часто не могут в полной мере использовать многие средства ЛФК из-за опасности травм суставно-связочного аппарата и мышц. Этих негативных воздействий можно избежать при занятиях в воде [20]. Такие занятия полезны пожилым людям независимо от пола и лицам с физическими и психическими отклонениями [24, 33]. Для лиц с ограниченными возможностями пребывание в воде - это, прежде всего, радость движения. При этом тело скрыто под водой, что позволяет забыть о комплексах, выбрать индивидуальный уровень нагрузки [34-36].

Занятия в воде создают благоприятные условия для поддержания физической активности во время беременности. Аквааэробика для беременных женщин - это система специально разработанных строго дозированных по нагрузке упражнений, проводимых в воде, включающая особые плавательные движения, носящие общеукрепляющий характер. Такие занятия позволяют на любом сроке беременности получить пользу при условии, что их программа подготовлена квалифицированным инструктором и согласована с акушером-гинекологом. Для того чтобы двигаться в воде, требуются бо'льшие усилия, чем на суше. Подъемная сила воды противодействует силе тяжести, за счет чего снижается нагрузка на позвоночный столб и крупные суставы, а изменение глубины погружения при выполнении упражнений позволяет ее регулировать [15, 37].

Физические нагрузки в водной среде вызывают особые адаптационные реакции. При погружении в воду кожный анализатор, обладая высокой чувствительностью к механическим и температурным воздействиям, осуществляет связь организма с окружающей средой. Тренировка аппарата терморегуляции способствует закаливанию организма и благоприятному протеканию беременности [38, 39]. В более глубокой воде ноги подвергаются повышенному давлению, что стимулирует отток венозной крови, а это очень актуально при высокой вероятности развития варикозного расширения вен во время беременности. За счет давления воды на все тело повышается обмен веществ и дренаж лимфы. После занятий в воде уменьшаются отеки рук и ног, улучшается работа органов выделения. Техника дыхания, используемая беременными при аквааэробике, помогает подготовиться к дыханию во время родов [24].

Аквааэробика улучшает физическое, функциональное, психическое состояние беременной женщины, положительно влияет на родовую деятельность [40]. Она обеспечивает уменьшение частоты госпитализаций беременных в стационар, снижение степени внутриутробной гипоксии плода, рождение здоровых младенцев и снижение материнской заболеваемости в 2 раза, а перинатальной - в 3 раза [41-43]. Дородовая физическая подготовка беременных групп риска по внутриутробному инфицированию плода с использованием аквааэробики является эффективным способом безмедикаментозного ведения беременных, снижает частоту заболеваний у детей в раннем возрасте [44].

Аквааэробика для беременных считается самым безопасным видом оздоровительной физической культуры благодаря снижению нагрузок на связки и суставы, а также минимальной возможности получить травмы на воде. Занятия беременных в воде способствуют: укреплению сердца и сосудов, нормализации АД, закаливанию организма, снятию стресса и депрессии, улучшению осанки, купированию запоров и болей в спине, улучшению сна, поддержанию физической формы во время беременности [23, 24].

На протяжении I триместра беременности с помощью аквааэробики, так же как и ЛФК в бассейне, решаются следующие основные задачи [13, 45]:

- общее оздоровительное влияние водной среды на организм женщины;

- обучение навыкам полного и диафрагмального дыхания;

- адаптация кардиореспираторной системы к физическим нагрузкам;

- обучение произвольному напряжению и расслаблению мускулатуры;

- повышение уровня психоэмоционального состояния беременной.

В течение II триместра на первый план выходят:

- повышение адаптации кардиореспираторной системы к физическим нагрузкам;

- укрепление мускулатуры тела, в том числе мышц спины и живота, несущих повышенную нагрузку из-за смещения центра тяжести, а также мышц стопы в связи с возможным ее уплощением;

- повышение эластичности мышц тазового дна и приводящих мышц бедра;

- сохранение и развитие подвижности позвоночника и крестцово-подвздошных сочленений;

- улучшение кровоснабжения в органах малого таза и в нижних конечностях;

- совершенствование способности к волевому напряжению и расслаблению мышц живота в сочетании с грудным дыханием.

Во время III триместра во главу угла ставятся:

- стимуляция дыхания и кровообращения;

- поддержание достигнутого уровня физической активности;

- устранение застойных явлений в малом тазу и нижних конечностях;

- доведение до автоматизма и сохранение глубокого ритмичного дыхания при выполнении упражнений;

- активизация деятельности кишечника;

- выработка двигательных навыков, необходимых при родах.

Занятия аквааэробикой проводятся по рекомендации гинеколога женской консультации. Врачом ЛФК после определения уровня физической подготовленности беременной с учетом интенсивности занятий составляется индивидуальная программа физической активности, предшествующая родовому периоду на основе индивидуальных особенностей течения беременности. Интенсивность программы должна снижаться к III триместру. Продолжительность занятий не более 45 мин, не реже 2-3 раз в неделю. Структура занятий с беременными классическая, т.е. состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной [13, 24].

Задачей подготовительной части является разогрев и адаптация к воде, при этом выделяют три фазы: пассивный разогрев за счет приема теплого душа, что важно и с точки зрения гигиены; активный разогрев на суше (на бортике бассейна) до начала погружения в воду; активная разминка в воде. Продолжительность подготовительной части составляет до 10-12% от всего времени занятий (6-8 мин). Основная часть занимает около 80% от всего времени занятия (25-30 мин). Варианты основной части различаются подбором средств, дозировкой отдельных упражнений, темпом их выполнения и амплитудой движений. Однако различные варианты подчиняются общим законам структуры занятия аквааэробикой, а именно - организации упражнений под музыку в цепочки, блоки и серии. Очень важно в основной части занятия уделять время на укрепление мышц тазового дна. Непременным условием методически правильно построенного занятия является наличие заключительной части, где используются различного рода неинтенсивные упражнения с предметами, подвижные игры, упражнения на расслабление и свободное плавание. Занятия проводятся под музыку, характер и темп которой должны совпадать и соответствовать части занятия, уровню подготовленности беременной и выполняемым движениям [24].

Упражнения в воде оказывают психотерапевтическое воздействие: улучшают самочувствие и внушают веру в благоприятный исход родов. Температура воды в бассейне открытого типа должна быть 26-27 °С [24]. Водные процедуры для беременных также являются общеукрепляющим и тонизирующим средством. Вода в бассейне действует как легкий массаж, который очень важен для трофики мышц. Это один из компонентов благоприятного влияния аквааэробики при варикозном расширении вен нижних конечностей.

При проведении занятий применяют разно­образные активные и пассивные физические упражнения, выполняемые при различной глубине погружения (до пояса, до плеч, до подбородка): с элементами облегчения и отягощения (с водными гантелями, пенопластовыми плотиками, нудлсами, аквапоясами, лопатками для рук и др.); с усилием у бортика; упражнения в упоре о стенку бассейна, о поручень, о ступени бассейна, с предметами и приспособлениями (гимнастические палки, мячи различного диаметра и др.); имитирующие «чистые» или смешанные висы; способствующие мышечной релаксации и растяжению позвоночника; упражнения с использованием механотерапевтических аппаратов и приспособлений; дыхательные упражнения; разновидности ходьбы в воде [23, 24]. В аквааэробике для беременных используют различные комплексы традиционных и нетрадиционных физических упражнений и их сочетаний [21, 22, 24, 36].

Показания для назначения беременным аквааэробики такие же, как и при назначении ЛФК в бассейне: нормально протекающая беременность, анемия, гипотония, сердечно-сосудистые заболевания без сердечной недостаточности, ожирение, неврозы, варикозное расширение вен нижних конечностей, хронические заболевания верхних дыхательных путей в стадии ремиссии [37, 45]. Противопоказания могут быть акушерские: срок беременности более 35-36 нед, угроза прерывания беременности, преэклампсия, эклампсия, многоплодная беременность, многоводие, плацентарная недостаточность [23], любые болевые ощущения, вагинальное кровотечение и выделения [24]; экстрагенитальные: острые стадии (обострения) любых заболеваний, грибковые заболевания кожи и ногтей, болезни глаз, сердечная недостаточность, состояние после перенесенных острых инфекционных заболеваний и хронические инфекционные болезни при наличии бациллоносительства, эпилепсия, острые и под­острые заболевания верхних дыхательных путей, аллергические реакции (в том числе на компоненты воды), желчно- и мочекаменная болезни, острые воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей [23, 24]. Период выздоровления после любого рода заболеваний до начала занятий в бассейне должен составлять не менее 2 нед [24].

Занятия проводит инструктор ЛФК в присутствии врача. Группы по 6-8 человек формируются в соответствии со сроком беременности: 1-я группа до 22 нед, 2-я - от 23 до 30 нед, 3-я - от 31 до 35 нед беременности. Занятия начинаются с подготовительной части (до 15 мин) в зале, затем группа переходит в бассейн. Первое погружение происходит при температуре воды не ниже 27 °С. Продолжительность пребывания в воде увеличивается постепенно с 5 до 15 мин, по 3-5 мин. На каждом занятии постепенно увеличивается объем выполняемых упражнений. После выхода из воды беременная должна отдохнуть 10-15 мин. С каждой группой проводят 10 занятий через день [23, 24].

Таким образом, аквааэробика, являясь оздоровительным видом физической культуры, может быть использована и как форма ЛФК в пренатальной подготовке беременных, поскольку с ее помощью решаются основные задачи, стоящие перед последней, а именно: активация кардиореспираторной системы; улучшение кровообращения в органах малого таза и нижних конечностях; укрепление мышц спины, живота, промежности и нижних конечностей; повышение их растяжимости и эластичности; увеличение гибкости позвоночника и подвижности тазово-крестцовых сочленений; активация деятельности кишечника. Благодаря регулярным занятиям аквааэробикой беременная обучается методикам контролируемого дыхания и расслабления, включая произвольное расслабление основных групп мышц тела. У нее повышается уровень психоэмоционального состояния, улучшаются показатели физического развития и физической подготовленности, самочувствие, настроение, сон, повышается активность и физическая работоспособность.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.