Охрана здоровья детей и подростков является одним из приоритетных направлений государственной политики [1, 2]. При этом значимая роль отводится санаторно-курортным учреждениям, роль которых не должна ограничиваться возвратом здоровья, утраченного в результате болезни. Разнообразные природные лечебные факторы и современные технологии, доступные санаторно-курортным учреждениям, следует использовать для повышения уровня здоровья и функциональных резервов организма [3-7].
С 2012 г. Управление организации медицинской помощи ФМБА России в рамках исполнения Федерального закона №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [8] стало использовать в регионах новую форму детского оздоровления путем направления школьников в санаторно-курортные учреждения целыми классами совместно с классным руководителем в течение учебного года.
Основными преимуществами данного подхода считаются: непрерывность образовательного процесса, сохранение, а возможно, и укрепление социальных связей внутри класса, комплексное оздоровление с расширением адаптационных возможностей организма.
В то же время сам по себе процесс пребывания школьника в новых условиях является стрессогенным фактором, действие которого может неоднозначно сказаться на системе адаптации. Однако в доступной литературе отсутствуют систематизированные данные о влиянии подобной формы оздоровления на показатели адаптации организма школьников.
Среди методов, позволяющих оценить адаптационные процессы, особое место занимает анализ вариабельности сердечного ритма. Высокая чувствительность методики к интегральным изменениям в организме независимо от факторов, спровоцировавших изменения, позволяет предполагать ее высокую информативность в оценке эффективности санаторно-курортных мероприятий [9, 10].
Исходя из этого, целью настоящего исследования стала оценка эффективности санаторно-курортного оздоровления школьников в условиях непрерывности учебного процесса путем анализа динамики показателей вариабельности сердечного ритма и данных психофизиологического тестирования.
Материал и методы
В исследовании приняли участие 125 детей в возрасте 8-9 лет, разделенных на 2 группы: основную (3 учебных класса - 59 человек) и контрольную (3 учебных класса - 66 человек). Школьники основной группы в течение 21 дня находились в ФГБУЗ «Медицинский центр "Решма"» ФМБА России, представляющем собой санаторно-курортное учреждение местного типа, где им проводились лечебно-профилактические мероприятия в соответствии со стандартами учреждения: режим дня с десятичасовым ночным и полуторачасовым дневным сном, сбалансированное шестиразовое питание, ежедневные занятия физической культурой на свежем воздухе, занятия в тренажерном зале и бассейне, индивидуальные и групповые занятия с психологом. Детям с хроническими заболеваниями комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий (включая физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК) назначался по итогам консультации специалистов.
Учебный процесс организовывался учителем класса, направлявшимся вместе с детьми. Учащиеся контрольной группы продолжали обучение в школе в соответствии с учебным планом. Основная и контрольная группы были сопоставимы по возрастно-половому составу и распределению детей по группам здоровья (табл. 1).
Всем детям основной группы за 1-2 дня до отъезда и в течение двух дней по возвращении из санатория проводились комплексные обследования (соответственно «Обследование 1» и «Обследование 2»), включавшие психологическое, психофизиологическое тестирование и анализ вариабельности ритма сердца (ВРС). Школьники контрольной группы проходили обследования в том же объеме и в те же даты, что и дети основной группы.
Психологическое и психофизиологическое тестирование выполнялось на аппаратно-программном комплексе НС-Психотест.Net (ООО «Нейрософт», Россия) и включало следующие методики: простая зрительно-моторная реакция, помехоустойчивость, теппинг-тест, методика «Веселый-грустный», восьмицветовой тест Люшера в модификации Л. Собчик, тест «Оценка психической активности» [11-13].
Регистрация электрокардиограммы и анализ ВРС выполнялись с помощью аппаратно-программного комплекса Поли-Спектр-8/ЕХ с программным модулем Поли-Спектр-Ритм.Net (ООО «Нейрософт», Россия) в соответствии с имеющимися рекомендациями [14, 15]. Вычислялись временные и спектральные характеристики ритма сердца в фоновой и ортостатической пробе: RRNN (в мс) - средняя продолжительность кардиоинтервала, SDNN (в мс) - среднеквадратичное отклонение продолжительности кардиоинтервалов, TP (в мс2) - общая мощность спектра колебаний сердечного ритма, HF (в мс2) и HF% - мощность спектра в диапазоне высоких частот (абсолютное значение и относительный вклад), LF (в мс2) и LF% - мощность спектра в диапазоне низких частот (абсолютное значение и относительный вклад), VLF (в мс2) и VLF% - мощность спектра в диапазоне очень низких частот (абсолютное значение и относительный вклад), LF/HF - соотношение мощности спектра в диапазоне низких и высоких частот, К 30/15 - амплитуда переходного процесса ортостатической пробы.
Статистическая обработка проводилась при помощи программного пакета Statistica 6.0 («Statsoft Ink», США). В связи с тем что распределение изучаемых параметров отличалось от нормального, для оценки различий использовался критерий Уилкоксона-Манна-Уитни для несвязанных выборок, парный критерий Вилкоксона для связанных случаев; численные характеристики представлены в формате: медиана (25-й-75-й перцентиль).
Результаты и обсуждение
По результатам «Обследования 1» основная и контрольная группы достоверно не различались ни по параметрам психолого-психофизиологического статуса, ни по показателям ВРС (табл. 2). Это подтвердило сопоставимость групп и позволило провести оценку динамики функциональных параметров по окончании оздоровления в санатории.
Из всей батареи психологических и психофизиологических тестов достоверная динамика была зафиксирована только по отдельным показателям теста Люшера и теста помехоустойчивости, а именно: в обеих группах произошло сокращение среднего времени реакции (с 434,1 (398,0-491,1) до 410,7 (384,6-459,9) с в основной и с 455,8 (403,9-504,0) до 417,9 (371,9-458,6) с в контрольной группе; p<0,01) и среднеквадратичного отклонения времени реакции (с 147,4 (118,9-192,8) до 126,5 (99,9-162,7) с в основной и с 172,3 (133,1-219,6) до 139,0 (110,7-173,4) с в контрольной группе; p<0,01) в тесте помехоустойчивости. В то же время число ошибок запаздывания, имевшее тенденцию к снижению в обеих группах, достоверно снизилось только в основной группе (с 5 (3-6) до 2 (2-4) ошибок в основной группе; p<0,01; с 4 (2-6) до 3 (2-5) ошибок в контрольной; p>0,1). Если общую тенденцию к уменьшению времени и повышению качества реакции можно отнести к фактору обучения при повторном выполнении теста, то различия в динамике числа ошибок запаздывания можно напрямую связать с улучшением функционального состояния высшей нервной деятельности на фоне оздоровления в санатории.
По данным теста Люшера, достоверная динамика была получена по показателю работоспособности, который практически не изменился в контрольной группе (9,97 и 10,0), но достоверно вырос в основной группе (с 9,54 до 10,37).
Различия в динамике показателей нейрогуморальной регуляции, по данным анализа ВРС, оказались более значительными (см. табл. 2). В контрольной группе практически все показатели существенно не изменились при недостоверной тенденции к снижению общего фона регуляции (SDNN, TP) и вклада парасимпатических влияний (HF) в фоновой и ортостатической пробе. Достоверные изменения ограничились снижением показателя К 30/15, характеризующего реактивность парасимпатического отдела нервной системы в ответ на функциональную нагрузку. Отрицательная динамика К 30/15 может указывать на увеличение общей стрессовой нагрузки на организм детей и снижение резервов адаптации в течение учебного процесса.
В основной группе произошло достоверное увеличение всех основных показателей ВРС в состоянии покоя (SDNN, TP, HF, LF, VLF) в сочетании с уменьшением частоты сердечных сокращений, что можно рассматривать как проявление роста функционального резерва и повышение экономичности работы организма. При этом прирост спектральных показателей был равномерным по всем диапазонам, поскольку не произошло достоверного изменения процентного соотношения компонентов спектра. То есть пребывание в санатории привело к общему росту активности регуляторных систем без специфического влияния на отдельные звенья регуляции. В ортостатической пробе достоверные изменения коснулись относительного вклада высоко- и низкочастотных компонентов регуляции (соотношение LF/HF сместилось в сторону более выраженного преобладания симпатических влияний, доля парасимпатической регуляции, HF%, снизилась) при отсутствии снижения общей активности регуляции. В сочетании с результатами фоновой пробы указанные изменения можно трактовать как реакцию активации приспособительных механизмов, которая в свою очередь служит источником повышения функционального резерва организма школьников.
Выводы
1. Проведенное исследование подтвердило эффективность санаторно-курортного оздоровления школьников в условиях непрерывности учебного процесса.
2. Наиболее информативными объективными критериями эффективности оздоровления можно считать показатели ВРС, в первую очередь динамику спектральных параметров фоновой пробы (прирост значений TP, LF, HF), отражающую увеличение адаптационных резервов организма школьников.