Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шакула А.В.

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздрава России

Емельянов Г.А.

ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздрава России

Аккомодационные эффекты аудиовизуальной стимуляции у пациентов зрительно-напряженного труда с нарушением психологической адаптации

Авторы:

Шакула А.В., Емельянов Г.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 418

Загрузок: 2


Как цитировать:

Шакула А.В., Емельянов Г.А. Аккомодационные эффекты аудиовизуальной стимуляции у пациентов зрительно-напряженного труда с нарушением психологической адаптации. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;91(1):6‑8.
Shakula AV, Emel'ianov GA. Accommodation effects of the audiovisual stimulation in the patients experiencing eyestrain with the concomitant disturbances of psychological adaptation. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2014;91(1):6‑8. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Из­ме­не­ние ак­ко­мо­да­ции у де­тей с ги­пер­мет­ро­пи­чес­кой ани­зо­мет­ро­пи­ей и од­нос­то­рон­ней ам­бли­опией пос­ле реф­рак­ци­он­но-ла­зер­ной опе­ра­ции и пле­оп­ти­чес­ко­го ле­че­ния. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(6):33-40

В настоящее время все более актуальными признаются нарушения психологической адаптации, связанные, как правило, со стрессовым характером повседневной деятельности, напряженным темпом современной жизни и быстрыми изменениями окружающей социальной среды. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что данные нарушения могут возникать у практически здоровых (в психическом плане) людей вследствие различных психотравмирующих ситуаций, связанных, в первую очередь, с условиями профессиональной деятельности [1].

Особое место с позиций качества и надежности профессиональной деятельности у лиц зрительно-напряженного труда занимает аккомодационная система зрительного анализатора, так как аккомодационные нарушения могут приводить к существенному снижению зрительной работоспособности, вплоть до отказа от выполнения зрительной работы. Согласно современным представлениям, аккомодация является многосторонним процессом, зависящим как от базовых офтальмологических показателей (прежде всего, рефракции), так и от состояния собственно цилиарной мышцы глаза, иннервация которой происходит под действием парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Функциональные нарушения аккомодации у лиц зрительно-напряженного труда с признаками психологической дезадаптации могут быть связаны преимущественно с дисфункцией вегетативного баланса, проявляющегося превалированием симпатической системы вследствие активации симпатоадреналовой системы или, иными словами, с вегетативным неврозом [2]. Изложенные положения определяют актуальность рассмотрения эффективности применения «неспецифических» методов воздействия на аккомодационную систему глаза, которые в отличие от «специфических» (непосредственное воздействие на орган зрения) имеют в основе влияние традиционных для общей физиотерапии и курортологии факторов на уровень функционирования зрительного анализатора в целом и аккомодационного аппарата в частности [3].

Проблема разработки аудиовизуальных средств коррекции нарушений психоэмоционального состояния, возникающих у человека под влиянием факторов производственной деятельности, достаточно полно освещена в литературе по восстановительной медицине, офтальмоэргономике и психофизиологии труда [4-6]. При этом, в частности, определено, что применение методики аудиовизуальной стимуляции обеспечивает существенное повышение эффективности традиционного восстановительного лечения расстройств реакций адаптации, что подтверждается статистически значимой положительной динамикой психологических, субъективных, вегетативных, психофизиологических и адаптационных показателей организма [6].

Цель исследования - оценка эффективности воздействия аудиовизуальной стимуляции на состояние аккомодационной системы глаза у пациентов зрительно-напряженного труда с расстройствами психологической адаптации.

В исследовании приняли участие 60 пациентов зрительно-напряженного труда в возрасте от 26 до 36 лет (средний возраст 37,2±1,4 года), профессиональная деятельность которых была связана с повседневной работой с электронными системами отображения информации (банковская сфера, диспетчеры авиационного движения и т.д.). Основными критериями включения пациентов в исследование были: наличие повседневной интенсивной зрительной работы с высоким уровнем ответственности за результат; наличие характерных для расстройств аккомодации субъективных жалоб на состояние органа зрения, отсутствие патологии органа зрения (включая рефракционные нарушения); а также наличие признаков психологической дезадаптации, определяемых по результатам медико-психологического тестирования по тестам СМОЛ и Спилбергера STAI [7]. Всем пациентам был предоставлен 10-дневный отдых в условиях санатория-профилактория, при этом контингент был разделен на две равнозначные по возрасту и состоянию психологической адаптации группы - основную (32 человека) и контрольную (28 человек). Лицам основной группы был выполнен курс аудиовизуальной стимуляции, лицам контрольной группы коррекция не проводилась.

Методика аудиовизуальной стимуляции основывалась на применении DVD-психорелаксирую­щего фильма (как базового элемента) с сопутствующим музыкальным сопровождением. Релаксирующий эффект достигался за счет цветового решения (преобладают зеленые и голубые тона), воспроизведения в сюжете естественных биологических ритмов, а также объектов съемки (водная гладь, лес). В музыкальном оформлении использовалась спокойная, мелодичная музыка, записи шума прибоя, пения птиц. Продолжительность аудиовизуальной стимуляции в рамках одной процедуры составляла 30 мин, общая продолжительность курса составляла 10 дней [8].

Комплексное обследование аккомодационной системы зрительного анализатора выполнялось на основании методики объективной аккомодографии по показателям, характеризующим уровень функционирования аккомодационной мышцы глаза: коэффициенты аккомодационного ответа (КАО), роста (КР) аккомодограммы, высокочастотных микрофлюктуаций (КМФ), а также разбросы (σ) коэффициентов [9]. Наряду с этим выполнялась оценка субъективного статуса по показателям «качества зрительной жизни» (КЗЖ) и выраженности субъективных симптомов зрительной усталости (СЗУ) [3].

Результаты динамики исследуемых показателей у лиц основной и контрольной групп представлены в таблице.

Представленные в таблице данные свидетельствуют, что в контрольной группе пациентов какой-либо значимой динамики исследуемых показателей не отмечалось. В основной группе пациентов показатели КАО, σКАО и КР не претерпевали существенных изменений. В то же время выявлена выраженная, статистически значимая (p<0,05) положительная динамика показателей КМФ (снижение на 5,9%) и σКМФ (снижение на 21,9%). Наряду с этим выявлена положительная динамика (p<0,05) субъективного статуса пациентов, выражающаяся снижением СЗУ (на 33,2%) и повышением КЗЖ (на 4,5%).

Положительная динамика аккомодационных показателей была связана преимущественно с показателем КМФ, отображающим уровень функционирования цилиарной мышцы глаза. При этом следует отметить, что до проведения коррекции средний показатель КМФ (61,4±0,4) был значительно выше нормируемого 50-58 и соответствовал типу «стресс», отображающему высокий уровень напряжения цилиарной (аккомодационной) мышцы глаза и неравномерной работе ее волокон [2]. После курса аудиовизуальной стимуляции средний показатель по группе (57,4±0,5) не только значительно уменьшился, но и стал соответствовать верхнему уровню нормативного. Положительные изменения аккомодационных показателей закономерно отразились на динамике субъективного статуса. При этом, в частности, средний показатель СЗУ до коррекции (36,8±2,2) соответствовал (согласно ранее проведенному нормированию [3]) состоянию «хронического зрительного утомления», после проведения аудиовизуальной стимуляции данный показатель соответствовал состоянию лишь «функционального напряжения зрительной системы».

Обсуждая в целом полученные результаты, следует, на наш взгляд, подчеркнуть три основных положения. Первое связано с наличием функциональных нарушений аккомодационной системы глаза у пациентов зрительно-напряженного труда с расстройствами психологической адаптации. В связи с этим следует отметить, что собственно адекватная диагностика таких нарушений стала возможной только с внедрением объективных методов исследования аккомодации и, в частности, компьютерной аккомодографии, позволяющей диагностировать функциональное состояние аккомодации, ее работоспособность, оценивать ее динамические изменения, в том числе в процессе лечебных мероприятий.

Второе положение определяет общую оценку уровня эффективности аудиовизуального воздействия. Безусловно, выявленная положительная динамика аккомодационных показателей и субъективного статуса не столь значима по сравнению с проведением физиотерапевтической стимуляции непосредственно на орган зрения при зрительном утомлении или после эксимерлазерных операций [1-3, 10]. В то же время следует подчеркнуть, что все пациенты являлись лицами с «нормальным» зрением без выраженной рефракционной патологии, что, с учетом статистической достоверности изменений, является, на наш взгляд, достаточно значимым с позиций «релаксирующего» эффекта. При этом, несмотря на наличие определенной зрительной нагрузки во время процедуры, эффекты стимуляции объясняются, по нашему мнению, двумя основными факторами - собственно расслабляющим характером предъявляемого изображения и фиксированным расстоянием до экрана, определяющим минимальную работу аккомодации.

Третье положение определяет роль и место методики аудиовизуальной стимуляции в общем комплексе мероприятий по сохранению профессионального зрения у лиц зрительно-напряженного труда. В связи с этим мы руководствуемся базовыми положениями «восстановительной офтальмологии», согласно которым только комплекс разнонаправленных методов воздействия на орган зрения может обеспечить целевые установки физиотерапевтического воздействия, связанные с повышением зрительной работоспособности и продлением профессионального долголетия по органу зрения [12]. С этих позиций методику аудиовизуальной стимуляции целесообразно рассматривать в качестве «релаксирующей подготовки» к непосредственному воздействию на орган зрения апробированных в восстановительной медицине физических факторов (низкоэнергетического лазерного излучения, магнитотерапии, местной баротерапии и др.).

Таким образом, проведение пациентам зрительно-напряженного труда курса аудиовизуальной стимуляции (психорелаксирующий фильм с сопутствующим музыкальным сопровождением) характеризуется положительной динамикой (на 5,9-21,9%) показателей объективной аккомодографии и субъективного статуса (на 4,5-33,2%), что в целом позволяет рассматривать данный метод в качестве «релаксирующей подготовки» в общем комплексе мероприятий по сохранению профессионального зрения у данного контингента специалистов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.