Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кулишова Т.В.

ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», Барнаул, КГБУЗ «Городская клиническая больница №11», Барнаул

Гурьева В.А.

Кафедра акушерства и гинекологии с курсом ДПО Алтайского государственного медицинского университета Минздрава России, Барнаул, Россия

Карачева Ю.О.

Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул

Реабилитация больных с сочетанной патологией: дисциркуляторной энцефалопатией и климактерическим синдромом

Авторы:

Кулишова Т.В., Гурьева В.А., Карачева Ю.О.

Подробнее об авторах

Просмотров: 996

Загрузок: 21


Как цитировать:

Кулишова Т.В., Гурьева В.А., Карачева Ю.О. Реабилитация больных с сочетанной патологией: дисциркуляторной энцефалопатией и климактерическим синдромом. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2013;90(5):14‑17.
Kulishova TV, Guryeva VA, Karacheva IuO. Rehabilitation of the patients presenting with combined pathology: dyscirculatory encephalopathy and climacteric syndrome. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2013;90(5):14‑17. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эн­те­роп­ро­тек­ция в по­вы­ше­нии эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния па­ци­ен­тов с рас­простра­нен­ным пе­ри­то­ни­том. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(6):21-26
Оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти пре­па­ра­та Ци­тоф­ла­вин у па­ци­ен­тов с дис­цир­ку­ля­тор­ной эн­це­фа­ло­па­ти­ей, пе­ре­нес­ших но­вую ко­ро­на­ви­рус­ную ин­фек­цию. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):63-71
Хро­ни­чес­кий фа­рин­гит. Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нию. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(3):56-62
Ре­зуль­та­ты мно­го­цен­тро­вой наб­лю­да­тель­ной прог­рам­мы оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ком­плексной те­ра­пии па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой це­реб­ро­вас­ку­ляр­ной па­то­ло­ги­ей с ког­ни­тив­ны­ми на­ру­ше­ни­ями пре­па­ра­та­ми Кор­тек­син и Ней­ро­мек­сол (ис­сле­до­ва­ние КОРНЕлий). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(12):34-41

Хроническая сосудистая мозговая недостаточность, к которой относят дисциркуляторную энцефалопатию (ДЭ), сегодня является одним из наиболее частых неврологических заболеваний [1]. Основными причинами развития ДЭ являются: сосудистый фактор, дисфункция эндотелия, нарушения метаболических процессов, ухудшающих реологические свойства крови. Эти факторы развития ДЭ особенно интенсивно увеличиваются у женщин в перименопаузальном периоде [2]. В то же время перименопаузальный период у большинства женщин осложняется климактерическими расстройствами, что в свою очередь утяжеляет клинические проявления ДЭ, снижает качество жизни (КЖ) [3]. Данная сочетанная патология является одной из наиболее сложных как на этапе диагностики, так и на этапе лечения и реабилитации, поэтому актуален поиск новых технологий и методик. В связи с этим при сочетанной патологии одним из приоритетных направлений является поиск новых методов лечения с одновременным воздействием как на состояние хронического нарушения мозгового кровообращения, так и на климактерические расстройства. В последние годы широкое распространение в различных областях медицины получило применение озонотерапии, которое обеспечивает высокий биологический и лечебный эффект [4—6]. Известно, что озон оказывает многоуровневое антигипоксическое действие, реализующееся через улучшение кислородтранспортных функций крови и нормализацию процессов окисления и фосфорилирования [7]. Нормализация перфузии в зоне ишемии обеспечивается вазодилатационным эффектом окиси азота, активно синтезируемой эндотелиоцитами в условиях накопления пероксидных производных озона [8]. При легкой степени тяжести климактерических расстройств нет особых показаний для назначения препаратов заместительной гормональной терапии (ЗГТ). С целью устранения климактерических расстройств можно использовать фитопрепарат с эстрогеноподобным действием — климадинон. Препарат выгодно отличается от «классических» фитоэстрогенов тем, что не оказывает побочных эффектов на органы-мишени [9].

Цель исследования — оценка эффективности системной озонотерапии и фитопрепарата климадинона в комплексной реабилитации больных с сочетанной патологией: ДЭ I—II стадии и климактерическим синдромом (КС) легкой степени тяжести в условиях санатория. Под наблюдением в отделении реабилитации санатория «Барнаульский» находились 182 пациентки с ДЭ I—II стадии и КС легкой степени тяжести. Средний возраст женщин составил 52,1±2,3 года, давность заболевания — 2,6±1,8 года. Во всех случаях диагноз ДЭ и КС легкой степени тяжести был установлен до поступления на санаторно-курортное лечение при обследовании у невролога и гинеколога в амбулаторных условиях. Курс лечения в санатории составил 24 дня. Исследования проводились с информированного согласия всех наблюдаемых больных.

Критериями включения в исследование явились перименопаузальный возраст с сочетанной патологией ДЭ I—II стадии и КС легкой степени тяжести. Критериями исключения из исследования явились: репродуктивный и постменопаузальный возраст с ДЭ III стадии, острое нарушение мозгового кровообращения, черепно-мозговая травма и нейроинфекция в анамнезе, КС средней и тяжелой степени тяжести, тяжелая экстрагенитальная патология (сахарный диабет, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда в анамнезе, сердечно-сосудистая патология в стадии декомпенсации, метаболический синдром, гипо-, гипертиреоз) и общепринятые противопоказания для назначения ЗГТ.

Методом случайного выбора пациентки были распределены на 2 рандомизированные группы. Основную группу составили 94 пациентки с ДЭ I—II стадии и КС легкой степени тяжести, которые получали комплексную реабилитацию, включающую диетотерапию, хвойные ванны, массаж по Мошкову, лечебную гимнастику (ЛГ), терренкур, системную озонотерапию и климадинон. В группу сравнения вошли 88 женщин, получавших идентичный курс реабилитации, но без озонотерапии и климадинона.

В качестве критериев эффективности реабилитации до и после лечения использовались: для исследования внимания «Таблицы Шульте», для изучения кратковременной памяти тесты «Память на числа», «Память на образы» [10]. Качество жизни оценивали при помощи русской версии опросника «Short Form — 36 (SF-36) Health Status Survey» [11]. Степень тяжести КС определяли с помощью модифицированного менопаузального индекса (ММИ). Липидный профиль оценивали по общепринятым показателям, характеризующим обмен липидов в организме: общий холестерин (ОХ), холестерин липопротеинов высокой плотности (ХС ЛПВП), холестерин липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП). Функциональное состояние сосудов оценивали по содержанию признанного вазоконстриктора эндотелина-1 в плазме крови. Его определение проведено с использованием набора реактивов фирмы «BioMedica» (Австрия) и фотометра вертикального сканирования UNIPLAN-PICON (Россия). Мозговой кровоток определяли ультразвуковым дуплексным сканированием. Исследование интракраниальных сосудов выполняли на ультразвуковом сканере En Visor C («Philips»). Допплерография интракраниального отдела брахиоцефальных артерий осуществлялась с помощью фазированного датчика частотой 2,25 МГц.

Катамнестическое исследование проводилось через 3 и 6 мес после окончания санаторного лечения с использованием нейропсихологического исследования по тестам: «Память на образы», «Память на числа», «Таблицы Шульте», качество жизни по тесту «SF-36», подсчетом ММИ.

Статистическая обработка полученных данных проводилась на персональном компьютере с помощью программы Statistica 6.0 с определением средних значений (М), ошибки средней (m), критерия достоверности Стьюдента—Фишера (t), уровня значимости (p), критерия однородности χ2. Различия считались достоверными при p≤0,05 или χ2≥3,8.

Лечебный комплекс состоял из диетотерапии, ЛГ, массажа по Мошкову, хвойных ванн. Фитопрепарат климадинон назначали по 1 таблетке (20 мг) 2 раза в день утром и вечером в течение 3 мес. Насыщение физиологического раствора озоном проводилось с помощью аппарата для озонотерапии с низкой концентрацией и деструктором Медозонс-ВМ АОТ-Н-01-АРЗ-01. Внутривенное капельное введение 200 мл озонированного физиологического раствора проводилось непосредственно после окончания 15-минутного барбатирования стерильного флакона с физиологическим раствором озонокислородной смесью при скорости газопотока 1 л/мин. Разовая доза озона, введенная в сосудистое русло в течение одной инфузии, составила 160 мкг, курсовая — 800 мкг. Озонированный раствор начинали вводить через 5 мин после его получения, что связано с быстрым разложением озона в водной среде. Курс лечения состоял из 5 внутривенных капельных инфузий, проводимых ежедневно [12]. Пациентки хорошо переносили лечение, отрицательных реакций не было.

У больных обеих групп на фоне реабилитации наблюдалась достоверная динамика клинических симптомов, таких как головная боль, утомляемость, приливы жара, потливость, нарушение полового влечения, но наиболее значимые изменения были в основной группе. Так, головная боль после проведенного курса терапии в основной группе уменьшилась у 71,3% (р<0,05) больных, а в группе сравнения только у 35,3% (р<0,05), утомляемость соответственно у 59,6% (р<0,05) и 18,2% (р<0,05). Жалобы на приливы жара после курса реабилитации в основной группе уменьшились у 46,8% (р<0,05), в группе сравнения у 34,1% (р<0,05). Потливость у пациенток основной группы снизилась у 45,8% (р<0,05), в группе сравнения у 35,1% (р<0,05). Нарушение полового влечения (либидо) уменьшилось в основной группе у 48,7% (р<0,05), в группе сравнения это снижение произошло менее значимо — у 11,8% (р<0,05). Головокружение, шум в голове, эмоциональная лабильность, нарушение памяти и внимания, неустойчивость при ходьбе достоверно уменьшились только у пациенток основной группы.

До лечения у исследуемых пациенток обеих групп среднее количество запоминаемых образов и чисел по тестам «Память на образы», «Память на числа» было ниже нормы и соответствовало II степени снижения кратковременной памяти. После проведенной терапии оценка кратковременной памяти выявила у пациенток основной группы увеличение количества запоминаемых образов на 59,4% (p<0,05), чисел на 28,5% (p<0,05); при исследовании внимания среднее время, затраченное на поиск чисел, уменьшилось на 13,3% (p<0,05). В группе сравнения достоверные различия установлены только по тесту «Память на образы», при этом среднее количество запоминаемых образов увеличилось на 16,3% (p<0,05), что не достигло нормативных цифр и соответствовало снижению памяти I степени (табл. 1).

При исследовании внимания в обеих группах у больных до лечения наблюдалась неравномерность темпа выполнения задания, которая выражалась в постепенном снижении параметров, что является показателем истощаемости внимания, а также снижения умственной трудоспособности и характеризуется как функциональное нарушение произвольного внимания I степени. Эффективность терапии была значительно выше у женщин, в комплексную реабилитацию которых были включены озонотерапия и климаденон — среднее время, затрачиваемое на поиск чисел, уменьшилось на 13,3% (p<0,05). В группе сравнения достоверной динамики затраченного времени на поиск чисел не наблюдалось, при этом параметры произвольного внимания продолжали соответствовать I степени нарушения внимания. Включение озонотерапии и климадинона в реабилитационный комплекс больных основной группы способствовало снижению ММИ с 33,3±1,16 (легкая степень тяжести КС) до 25,50±1,10 балла (χ2≥3,8). Нейровегетативные нарушения уменьшились на 32,8% (p<0,05), психоэмоциональные — на 27,0% (p<0,05). Различий в отношении обменно-эндокринных нарушений не наблюдалось, что вполне объяснимо, так как данные изменения нарастают в периоде менопаузы и не имеют особой выраженности в перименопаузальном периоде.

Учитывая значимость факторов атерогенности и эндотелиальной дисфункции в патогенетическом механизме реализации ДЭ, изучение влияния озонотерапии и фитоэстрогенов на липидный профиль и функцию эндотелия имеет важное значение. До лечения у наблюдаемых нами пациенток наблюдались изменения в липидном спектре, характерные для данного возраста и имеющейся у них неврологической патологии. У больных, которым дополняли санаторный комплекс лечения озонотерапией в сочетании с климадиноном, достоверно снизился уровень ОХ — на 13,5% (р<0,05), атерогенные ЛПНП — на 16,9% (р<0,05), что подтвердило результаты более ранних исследований о снижении содержания ХС в результате нормализации фосфолипазной активности на фоне озона [13]. В группе сравнения после лечения достоверных различий данных показателей не наблюдалось. Рядом авторов уже было доказано, что нарушение эндотелиальной функции в периферических артериях возникает у женщин с естественной менопаузой в отсутствие других факторов риска развития атеросклероза [14]. В процессе лечения только у женщин основной группы произошло снижение общепризнанного вазоконстриктора эндотелина-1 на 46,4% (р<0,05). Положительная динамика данного показателя у женщин основной группы, вероятно, обусловлена однонаправленным действием озона и климадинона на сосудистый фактор. В группе сравнения различий на фоне лечения эндотелином-1 не установлено (табл. 2).

У пациенток основной группы включение в реабилитационный комплекс озонотерапии и климадинона привело к увеличению пиковой систолической скорости на 21,0% (p<0,05), увеличению пиковой скорости после гиперкапнической пробы на 32,1% (p<0,05), что свидетельствовало о восстановлении тонуса резистентных сосудов и реактивности мозговых сосудов. В группе сравнения достоверной динамики данных показателей не наблюдалось.

Параметры качества жизни по опроснику «SF-36» у пациенток в обеих группах до лечения достоверно не отличались. Низкие показатели выявлены по шкалам «физическая роль», «эмоциональная роль», «жизнеспособность», «физическая боль». После курса комплексной реабилитации отмечалась положительная динамика качества жизни в обеих группах, однако у пациенток в группе сравнения с достоверной значимостью повысились показания только по шкале «общее состояние здоровья» на 20%, (р<0,05), в основной группе этот показатель возрос после лечения на 25,5% (р<0,05). Кроме того, у женщин основной группы после проведенной комплексной терапии с включением озона и фитоэстрогенов наблюдался рост по шкалам «физическая функция» на 17,34%, (р<0,05); по шкале «физическая роль» на 61,9%, (р<0,05); по шкале «эмоциональная роль» на 66,2%, (р<0,05); по шкалам «жизнеспособность» на 68,6%, (р<0,05), «психическое здоровье» — на 44,4%, (р<0,05).

Исследование катамнеза показало, что когнитивные функции оставались достоверно выше у пациенток основной группы через 3 и 6 мес по сравнению с исходным уровнем до лечения. Среднее количество запоминавшихся образов через 3 мес было выше на 20,1% (p<0,05), чисел — на 26,5% (p<0,05). В группе сравнения уже через 3 мес когнитивные функции не различались по исследуемым параметрам с их исходным состоянием. Климактерические проявления у женщин, получавших озонотерапию и климадинон, через 3 мес исчезли. Уменьшение ММИ произошло за счет снижения выраженности нейровегетативных нарушений на 79,2% и психоэмоциональных на 75,7%. У пациенток группы сравнения степень тяжести климактерических расстройств соответствовала исходному состоянию. Через 6 мес в основной группе ММИ оставался на низком уровне — 14,5 балла, что не требовало назначения заместительной гормональной терапии. В группе сравнения ММИ вырос до 36,8 балла (χ2≥3,8).

В основной группе КЖ через 3 мес оставалось более высоким по сравнению с исходным уровнем по шкалам «физическая роль» на 51,6% (p<0,05), «эмоциональная роль» на 72,1% (p<0,05), «жизнеспособность» на 32,9% (p<0,05), шкале «психическое здоровье» на 30,1% (p<0,05), а через 6 мес по шкалам «психическое здоровье» на 29,6% (p<0,05) и «жизнеспособность» на 32,5% (p<0,05). В группе сравнения через 3 мес КЖ соответствовало исходным показателям.

Таким образом, включение в реабилитационный комплекс озонотерапии и климадинона в условиях санатория позволяет получить более выраженный терапевтический эффект, что проявляется устранением климактерической симптоматики, улучшением когнитивной функции, оптимизацией липидного обмена, функции эндотелия, мозгового кровотока и повышением качества жизни. В катамнезе через 3 и 6 мес после проведенной комплексной реабилитации у пациенток основной группы клинические и функциональные показатели были достоверно лучше, чем в группе сравнения.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.