Шевцов С.А.

ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздравсоцразвития России

Лечебная физкультура и психотерапия при непсихотических депрессиях у детей и подростков

Авторы:

Шевцов С.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2037 раз


Как цитировать:

Шевцов С.А. Лечебная физкультура и психотерапия при непсихотических депрессиях у детей и подростков. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2012;89(5):41‑43.
Shevtsov SA. Kinesitherapy and psychotherapy in the children and adolescents with non-psychotic depressions. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2012;89(5):41‑43. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Бо­лезнь Виль­со­на у де­тей: проб­ле­мы и пер­спек­ти­вы. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(3):80-96
Ал­го­ритм ди­аг­нос­ти­ки эн­до­ти­пов хро­ни­чес­ко­го ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(3):181-188
Рас­ту­щий пе­ре­лом вер­хней стен­ки ор­би­ты. Кли­ни­чес­кий слу­чай и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(5):77-86
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная ре­зек­ция те­ра­то­мы яич­ни­ка. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(5):54-58
К воп­ро­су об эти­оло­гии ос­трой вос­па­ли­тель­ной па­то­ло­гии глот­ки у де­тей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(5):10-15
Ту­бер­ку­лез­ный сред­ний отит у под­рос­тка. Кли­ни­чес­кий слу­чай. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(5):63-66
Мно­го­ли­кость про­яв­ле­ний псев­до­ту­мо­ра ор­би­ты у шес­ти­лет­не­го ре­бен­ка (кли­ни­чес­кое наб­лю­де­ние). Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(5):106-111
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Диаг­нос­ти­ка ней­ро­ин­фек­ций у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):51-59
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нию син­дро­ма ве­ге­та­тив­ной дис­фун­кции у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):66-75

Методы нелекарственной и комплексной терапии депрессивных расстройств непсихотического уровня, в том числе в детском и подростковом возрасте, в последние годы изучаются очень активно в нашей стране и во всем мире [2, 4, 5, 8—15].

Используемые для лечения так называемых невротических, непсихотических депрессий высокоэффективные синтетические антидепрессивные средства зачастую приходится отменять или заменять из-за побочных эффектов, которые в свою очередь также требуют терапии. Особенно остро эта проблема касается больных с аффективной патологией моложе 18 лет [1, 2, 6, 7]. Именно поэтому комплементарные нелекарственные методы лечения вследствие их особенностей [4—8], и в частности психотерапия и лечебная гимнастика (ЛГ), при депрессивных расстройствах в детско-подростковом возрасте привлекают внимание все большего числа как врачей общей и семейной практики, педиатров, так и психотерапевтов, неврологов и психиатров.

В последнее десятилетие многочисленные исследования, изучив возрастные аспекты начала и течения депрессии, показали, что наиболее часто она впервые, иногда в стертой, «маскированной» форме, встречается именно в детско-подростковом возрасте [2]. Поэтому профилактика данной психопатологии должна начинаться как можно раньше и включать в себя все возможные подходы и методики. Лечение депрессии у детей и подростков, по мнению многих авторов [1, 2, 6, 8—12], можно разделить на психосоциальное (психотерапия, тренинг и т.д.), психофармакологическое, физиологическое (ЛГ, акупунктура и т.д.), а также комбинированное, комплексное.

Многочисленными исследованиями показано, что семейная когнитивно-поведенческая терапия достоверно приводит к улучшению психического статуса детей с непсихотической депрессией и их родителей, эффект этой терапии сохраняется в течение 12-месячного периода. При этом возможности семейной, интегративной, обучающей психотерапии для улучшения прогноза и профилактики аффективных расстройств у детей не ограничены только подростковым возрастом и могут применяться и в возрасте от 8 до 12 лет, в том числе и при большом депрессивном расстройстве, дистимии и даже биполярном расстройстве [9—13].

Исследований о влиянии физической активности на течение психических заболеваний (в частности депрессивных симптомов) у детей и подростков даже в зарубежной литературе мало, у взрослых — значительно больше.

Например, C. Rothon и соавт. [13] рассмотрели связь между депрессией и физической активностью у лондонских подростков. Участники были в возрасте 11—12 и 13—14 лет и наблюдались в период с 2001 по 2003 г. Из общего числа 3322 учащихся было отобрано и обследовано 84% (2789 учащихся). Чуть менее половины (49%) школьников были мужского пола. Симптомы депрессии измерялись с помощью Short Moods and Feelings Questionnaire. Анализ показал, что существует связь между физической активностью и депрессивными симптомами как для мальчиков, так и для девочек. При этом уменьшение депрессивных симптомов оказалось прямо пропорционально каждому дополнительному часу физических упражнений в неделю. Вследствие этого авторы рекомендуют физическую культуру как метод снижения вероятности депрессии у подростков.

С 2008 г. издательством «ELSEVIER» издается научный журнал «Mental Health and Physical Activity», в котором регулярно публикуются статьи об эффективности гимнастики при депрессиях.

В отечественной литературе публикации по применению психотерапии и физической культуры при лечении депрессивных нарушений легкой степени у детей и подростков практически отсутствуют. Данные предпосылки и обусловили актуальность нашего исследования.

Целью нашей работы было изучение эффективности лечебной физкультуры и психотерапии при депрессивных расстройствах непсихотического уровня у детей и подростков.

Исследование степени эффективности краткосрочной интегративной психотерапии проводилось в виде следующих методов: когнитивно-поведенческой, суггестивной терапии, аутогенной тренировки [1, 3, 5, 8]. Аутотренинг применялся в течение

4 нед 2—4 (в среднем 3,2±0,7) раза в день по 5—15 мин (в среднем 12,7±2,4 мин).

ЛГ применялась в виде интегративной гимнастики по К.П. Левченко (1998, 2007), К.П. Бутейко (2000) и А.Н. Стрельниковой (2007) [1, 3, 6].

Нами проводилось также клиническое обследование с оценкой психического статуса на момент первичного осмотра и в динамике с использованием стандартизованных оценочных шкал: шкалы общего клинического впечатления (Clinical global inventory, CGI), шкалы оценки депрессии Гамильтона (HAMD-21).

В исследования были включены 65 пациентов с диагнозами по МКБ-10: реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации F 43, расстройство адаптации, смешанная тревожная и депрессивная реакция F 43.22 и легкий депрессивный эпизод, без соматических симптомов F 32.00, с соматическими симптомами F 32.01.

Для всех больных данное обращение к психиатру было первичным. Основными психопатологическими симптомами, которые предъявляли пациенты, были: раздражительность — 65 (100%) пациентов; сниженное настроение — 65 (100%); беспокойство, тревога — 65 (100%); нарушения сна — 55 (84,6%); утомляемость — 54 (83,1%).

Все исследуемые больные дети и подростки были в возрасте от 7 до 16 лет, средний возраст 10,2±1,9 года, из них лиц мужского пола — 39 (60%), женского — 26 (40%). Все пациенты и основной (34 человека, 52,3%), и контрольной (31 исследуемый, 47,7%) групп завершили полный курс лечения в течение 28 дней (основная группа — психотерапия и ЛГ, контрольная — только ЛГ).

В нашей работе были получены следующие данные, отраженные в табл. 1—3

и на рис. 1 и 2.
Рисунок 1. Динамика лечения в контрольной группе (только ЛГ; HAMD-21, баллы).
Рисунок 2. Динамика лечения в основной группе (психотерапия одновременно с ЛГ; HAMD-21, баллы).

На 28-й день лечения выявились достоверные различия между группами по шкале оценки депрессии Гамильтона.

Были получены также результаты сравнения двух групп по относительному (процентному) соотношению той или иной степени улучшения (см. табл. 2 и 3).

Ко 2-й неделе терапии достоверных различий между основной и контрольной группами не было выявлено.

К 4-й неделе терапии были выявлены достоверные различия в эффективности лечения между основной и контрольной группами, кроме показателя «умеренного улучшения» депрессивной симптоматики. «Выраженное улучшение» наблюдалось у 73,5% пациентов в основной группе и только у 25,8% — в контрольной.

Таким образом, полученные в данном исследовании результаты свидетельствуют о достоверно большей эффективности специфической лечебной гимнастики в сочетании с краткосрочной интегративной психотерапией в основной группе по сравнению с контрольной (только ЛГ) при лечении депрессивных расстройств легкой степени (непсихотического уровня) у детей и подростков.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.