Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Семенов Ф.В.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Нажмудинова Х.А.

Кубанский государственный медицинский университет, Минздрава России

Снахо Б.А.

Кубанский государственный медицинский университет, Минздрава России

Влияние признаков дисморфофобии на оценку результата ринопластики

Авторы:

Семенов Ф.В., Нажмудинова Х.А., Снахо Б.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 839

Загрузок: 14


Как цитировать:

Семенов Ф.В., Нажмудинова Х.А., Снахо Б.А. Влияние признаков дисморфофобии на оценку результата ринопластики. Вестник оториноларингологии. 2020;85(5):74‑77.
Semenov FV, Nazhmudinova HA, Snakho BA. The influence of signs of dysmorphophobia on the evaluation of the result of rhinoplasty. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2020;85(5):74‑77. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20208505174

Ринопластика является одной из самых распространенных эстетических операций в пластической хирургии. Ежегодно в мире выполняется около 1 млн ринопластик с неуклонной тенденцией к увеличению их количества [1—3]. Несмотря на то что многие пациенты, обращающиеся к пластическому хирургу, не имеют психологических проблем, существуют отдельные категории людей, которые из-за особенностей своего психологического склада являются довольно рискованными субъектами для проведения операции.

Среди пациентов, являющихся, по мнению многих специалистов, неподходящими кандидатами для пластической хирургии, выделяют лиц с дисморфофобией. Эти люди убеждены, что они выглядят плохо, несмотря на то, что в их внешности нет ничего ненормального. Малозаметное отклонение от идеальных в их понимании стандартов они считают грубым дефектом внешности, который замечают и обсуждают все окружающие. Обычно это молодые люди, которые, как правило, эгоистичны, одержимы навязчивой идеей и очень многого ожидают от операции — не только улучшения своей внешности, но и повышения интеллектуальных способностей, достижения профессионального успеха, решения проблем в личной жизни.

Дисморфомания (Body Dysmorphic Disorder — BDD) — психическое расстройство, характеризующееся идеями физического недостатка, объективно отсутствующего или необоснованно преувеличенного [4]. Встречается в 7—15% случаев среди пациентов эстетической хирургии против 1—2% случаев в общей популяции [3, 4]. В настоящее время особое внимание к проблеме дисморфофобии принято связывать с ростом популярности косметических процедур и неудовлетворенности образом тела в современном обществе.

Цель исследования — изучить взаимосвязь субъективной оценки результатов ринопластики с индексом дисморфофобии.

Пациенты и методы

Изучив ряд стандартных анкет, используемых для выявления дисморфофобии [5—7], мы составили опросный лист, позволяющий количественно оценить отношение анкетируемых к своей внешности и выявить пациентов с признаками дисморфофобии (табл. 1, 2). Ответы на вопросы анкеты оценивались в баллах, сумму баллов мы условно назвали индексом дисморфофобии. Пациентам с их информированного согласия предлагалось заполнить анкету накануне дня операции. Мы приглашали пациентов на контрольный осмотр через 1, 6 и 12 мес после снятия фиксирующей повязки с наружного носа. Через 1 год после операции врач и пациент оценивали результат по следующей схеме. Врач: 1 — полностью удовлетворен; 2 — есть недостатки, но они малозаметны и не требуют коррекции; 3 — есть заметные дефекты, коррекция желательна. Пациент: 1 — полностью удовлетворен; 2 — отмечает небольшие малозаметные недостатки (согласен, что они незначительны и малозаметны), при этом: 2а — не требует их коррекции, 2б — настаивает на их устранении; 3 — гипертрофирует небольшие малозаметные недостатки и настаивает на их устранении; 4 — отмечает значительные отклонения, 4а — согласен на проведение коррекции в исполнении того же хирурга или в другом месте по совету хирурга, воспринимает проблему спокойно, 4б — желает провести корригирующую операцию в другом месте, эмоционально несдержан.

С использованием вышеописанных критериев нами проанализированы результаты ринопластики у 367 пациентов, прооперированных в 2016 г. (табл. 3).

Таблица 1. Опросный лист для оценки наличия у пациента признаков дисморфофобии

1. Вы очень обеспокоены своей внешностью? Есть ли у Вас проблемы, которые заботят Вас?

а) да б) нет

2.Нравится ли Вам внешний вид своего носа?

а) да б) нет

3.Вы считаете, окружающие замечают Ваш недостаток?

а) нет б) только те, кто находится в близком окружении в) да, окружающие только на него и смотрят

4. Вы много думаете о данной проблеме?

а) да б) нет

5. Эти проблемы вызывают у Вас много переживаний?

а) нет б) незначительно в) умеренно г) существенно д) очень много

6. Мешает ли Вам данная проблема в социальной, профессиональной или других сферах жизни?

а) нет б) незначительно в) умеренно г) существенно д) очень мешает

7. Эта проблема существенно мешает Вашей личной жизни?

а) нет б) незначительно в) умеренно г) существенно д) очень мешает

8. Данная проблема мешает Вашей учебе, работе и способности выполнять Ваши обязанности?

а) нет б) незначительно в) умеренно г) существенно д) очень мешает

9. Есть ли вещи (ситуации), которых Вы избегаете из-за своей проблемы?

а) да б) нет

Таблица 2. Оценка ответов на вопросы опросного листа, отражающие вероятность наличия у пациента дисморфофобии (в баллах)

№ вопроса

Ответы

а

б

в

г

д

1

1

0

2

1

0

3

0

1

2

4

0

1

2

5

0

1

2

3

4

6

0

1

2

3

4

7

0

1

2

3

4

8

0

1

2

3

4

9

1

0

Сумма баллов________________

Таблица 3. Субъективная оценка эстетического результата ринопластики пациентом и врачом в зависимости от наличия признаков дисморфофобии (пояснения в тексте)

Эстетическая оценка результата ринопластики врачом (В) и пациентом (П)

Число пациентов

Индекс дисморфофобии (среднее арифметическое)

В1 — П1

199

5

В1 — П2а

111

6

В1 — П2б

7

14

В1 — П3

9

16

В2 — П1

14

3

В2 — П2а

17

6

В2 — П2б

6

10

В2 — П3

2

15

В3 — П4а

1

5

В3 — П4б

1

12

Результаты и обсуждение

Общаясь с пациентами в течение всего периода наблюдения, мы удалили из выборки 14 анкет. Последнее было связано с явным несоответствием результатов анкетирования и психотипа пациента: низкий индекс зарегистрирован у лиц с выраженными признаками дисморфофобии и наоборот. По-видимому, это можно объяснить недобросовестным подходом к заполнению анкеты, непониманием значения исследования или просто неискренностью. Возможно, в процессе общения врачу не удалось добиться полного взаимопонимания с пациентом и доверия с его стороны.

Из табл. 3 видно, что пациенты с низким индексом дисморфофобии (в пределах 5—6 баллов) адекватно оценивали результат операции, их мнение совпадало с оценкой врача, а в ряде случаев они даже не замечали тех незначительных дефектов, которые видел врач. Общее количество результатов ринопластики, удовлетворяющих пациента и врача, составило 93% (341 человек).

У пациентов, придающих большое значение мелким недостаткам внешности, а в ряде случаев склонных к их гипертрофированию, индекс дисморфофобии был высоким (16 (4%) пациентов — средний индекс дисморфофобии 15). Они настаивали на коррекции «дефекта», отмечали, что все окружающие замечают имеющийся у них недостаток. При этом, по мнению хирурга и коллег, привлекаемых к беседе с пациентом, полученный результат с эстетической точки зрения был хорошим. В 6 (1,6%) случаях пациенты отмечали незначительные, малозаметные, дефекты, однако настаивали на их устранении, при этом у них было отмечено среднее значение индекса дисморфофобии — 10. Два пациента гипертрофировали небольшие, малозаметные, недостатки и настаивали на их устранении (индекс дисморфофобии — 15). В двух случаях мнение врача и пациента по поводу наличия значительных дефектов после операции совпадало, при этом пациент, желавший провести повторную операцию у того же хирурга, имел низкий индекс дисморфомании, а второй пациент, желавший провести корригирующую операцию у другого хирурга, имел высокий индекс дисморфомании. Пациенты с высоким индексом дисморфомании готовы дополнительно оплачивать повторные операции, вступают с врачом в продолжительные беседы на эту тему. В случае отказа в дополнительном вмешательстве ведут себя агрессивно.

В подобных ситуациях врачу следует проявить терпение. Не следует категорически отрицать наличие мелкой асимметрии или неровности в области наружного носа. Демонстрация результатов операций из руководств по пластической хирургии известных отечественных и зарубежных авторов, обсуждение до- и послеоперационных фотографий самого пациента, беседы о технике выполнения ринопластики, влиянии на ход послеоперационного «поведения» тканей многих независящих от хирурга и пациента факторов, позволили нам в большинстве случаев убедить пациентов в отсутствии необходимости корригирующего вмешательства.

Заключение

Проведенное исследование показывает, что анкеты, содержащие вопросы, которые позволяют выявить признаки дисморфофобии, могут быть полезными при отборе пациентов для пластических операций, в частности ринопластики. По данным нашей анкеты, индекс дисморфофобии 5 баллов и ниже позволяет рассчитывать на адекватную оценку пациентом результатов ринопластики. Значение индекса от 6 до 10 баллов может потребовать психологической поддержки пациента, который будет слишком скрупулезно оценивать результат. Хирургу понадобится терпение в процессе совместной с пациентом оценки послеоперационной формы носа, объяснений ограниченных возможностей пластической хирургии в достижении совершенного внешнего вида. С такими пациентами желательно неоднократно обсудить будущий результат до операции. Значение индекса дисморфофобии >10 баллов должно насторожить хирурга в отношении неадекватной оценки пациентом результатов операции, особенно в случае малейших асимметрий в области хирургического вмешательства. Более того, такой пациент может связать с операцией косметические дефекты в соседних областях, например заявить, что после ринопластики морщин вокруг глаз стало больше и т.п.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.