Извин А.И.

Кафедра оториноларингологии Тюменской государственной медицинской академии

Традиционные и инновационные технологии педагогического процесса в медицинских вузах

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2020;85(2): 84‑87

Просмотров : 327

Загрузок : 15

Как цитировать

Извин А.И. Традиционные и инновационные технологии педагогического процесса в медицинских вузах. Вестник оториноларингологии. 2020;85(2):84‑87.
Izvin AI. Traditional and innovative technologies of the pedagogical process in medical universities. Vestnik Oto-Rino-Laringologii. 2020;85(2):84‑87. (In Russ.).
https://doi.org/10.17116/otorino20208502184

Авторы:

Извин А.И.

Кафедра оториноларингологии Тюменской государственной медицинской академии

Все авторы (1)

Советская высшая школа пользовалась уважением во всем мире и была для своего времени достаточно развитой образовательной моделью. Однако развитие медицинской педагогической науки на современном этапе невозможно без внедрения новых образовательных технологий. Этому способствуют не только общепризнанные формы обучения, но и постоянное совершенствование технологии и внедрение новых его форм [1, 2].

Высшая школа занимает ведущее место в системе непрерывного образования. Она прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом, поэтому ее развитие является составной частью стратегии общего национального развития. Именно поэтому необходимо четко и осознанно представлять, какими должны быть высшее профессиональное образование и специалист, выпускаемый высшей школой, в ближайшем и отдаленном будущем [3]. От качества подготовки медицинских кадров, определяющего в итоге и качество медицинской помощи, будут зависеть дальнейший прогресс и рост эффективности здравоохранения. Решение задач обеспечения потребностей здравоохранения в высококвалифицированных и компетентных специалистах неразрывно связано с необходимостью совершенствования, оптимизации, интенсификации и инновации учебного процесса. Конечная цель высшего медицинского образования состоит во взаимосвязи таких основных позиций, как предоставление студентам знаний, умений и навыков на современном научном уровне по важнейшим разделам медицины, возможности постоянного пополнения и обновления этих знаний и совершенствования в избранной специальности; создание условий для творческого развития личности врача [4].

Как известно, основу знаний составляют практические навыки и умения, которые обучающиеся получают на семинарских и практических занятиях, а также при посещении лекционного курса. Однако, несмотря на базовую подготовку, зачастую студентам трудно ориентироваться в клинико-диагностических аспектах различных воспалительных заболеваний, поэтому обучение должно быть направлено прежде всего на отработку практических навыков активными методами обучения (АМО), в частности деловыми играми.

Основным объектом деловых игр выступает процесс наглядного обучения студентов принципам работы с пациентами с различными заболеваниями. Предметом же обучения должна быть выработка у студентов четкого алгоритма оказания медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, клинико-лабораторной диагностики заболеваний лор-органов и лечения пациентов.

Характерное отличие деловой игры — личное участие в условной, но близкой к реальности ситуации, которая безопасна для участников, так как в игре невозможно допустить непоправимые ошибки. Деловая игра основана на выполнении условной роли и дает возможность изучить собственное поведение в определенной ситуации, выйти за пределы поведенческих шаблонов, освоить некоторые навыки. Деловая игра позволяет увидеть и зафиксировать не только образ действий, но и отношение человека к тому, как он действует. Анализ деловой игры дает возможность вскрыть и обсудить стереотипы, лежащие в основе собственных действий, задуматься над тем, насколько эти стереотипы соответствуют реальности. Деловые игры также способствуют развитию навыков мышления и работы в команде: умения решать конкретные проблемы, понимать людей из других социальных групп. Через игру участники могут лучше понять собственные поступки в реальной жизни, избавиться от страха за последствия ошибок.

Однако какую бы модель ни применял тот или иной вуз, одной из важнейших форм обучения в медицинском вузе является и должна оставаться лекция [3—5]. Секрет ее долголетия в том, что заменить живое общение лектора со студентами не удается даже ставшему столь популярным среди молодежи Интернету. Это связано с тем, что обучение и воспитание, как известно, единый процесс. Поэтому преподаватели-воспитатели должны стремиться к тому, чтобы лекции повышали общую культуру врача, которая для него не менее важна, чем профессиональная квалификация. В настоящее время профессорско-преподавательским составом могут быть использованы различные лекционные формы в рамках инновационного обучения: «размышления лектора вслух», представление нового материала в виде проблемных задач и поиск средств к их разрешению; лекция-визуализация (с эффективной реализацией принципа наглядности); лекция вдвоем (при которой моделируется ситуация обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами в форме диалога, например вопросов ассоциированных заболеваний); лекция с заранее запланированными ошибками (врачебные ошибки или иллюстративные ошибки в лекциях по теоретическим дисциплинам); лекция-консультация.

В то же время следует подчеркнуть, что какую бы форму ни использовал лектор, клинические лекции должны отвечать высоким требованиям и, на наш взгляд, являться продуктом высшей интеллектуальной пробы. При их рассмотрении следует не только умело преобразовывать лекционный материал с учетом последних научных достижений, но разумно и умело применять новые методы диагностики и лечения заболеваний с учетом современных средств фармакотерапии. Только в этих случаях клиническая лекция будет способствовать повышению успеваемости студентов.

Более того, клиническая лекция, красочно озвученная, хорошо проиллюстрированная учебными таблицами, слайдами или с помощью электронных носителей, неизменно вызывает интерес у студентов, побуждает их размышлять над предметом, а может быть, даже приблизит студента к решению избрать эту дисциплину своей будущей специальностью.

Одним из важных элементов лекции являются хорошо подготовленные, умело проведенные демонстрации и разборы больных, обычно оставляющие у студентов яркие впечатления и надолго остающиеся в памяти.

Эффективность клинической лекции, ее успех во многом зависят от личности лектора как врача и ученого, его авторитета, общей эрудиции и культуры речи. Чистота речи, мастерство изложения материала без применения слов-паразитов и ошибок в ударении и произношении, а не монотонное чтение лекции по заранее написанному тексту позволяют лектору установить хороший контакт с аудиторией, который тоже играет весьма важную роль в учебном процессе.

Каждый лектор, безусловно, должен иметь план лекции и ее текст, которым, однако, едва ли надо пользоваться во время чтения лекции и который перед каждой лекцией должен непременно обновляться, совершенствоваться, но не превращаться в пересказ страниц учебника.

Для подготовки специалистов высшей медицинской квалификации особое значение имеет повышение эффективности и результативности учебного процесса. В решении данной проблемы важная роль принадлежит активной самостоятельной работе обучающихся в процессе их учебной деятельности. Под самостоятельной работой учащегося понимается активная творческая работа студента, в основе которой лежат его умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, самому видеть проблемы, ставить новые задачи и находить подходы к их решению [6]. Цель самостоятельной работы студентов на любой кафедре медицинского вуза — научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания, с тем чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Однако следует подчеркнуть, что активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — получить знания и навыки для сдачи экзамена. В то же время кафедра должна создавать все условия для самостоятельной работы студента, имея для этого полное методическое обеспечение учебного процесса.

Одним из факторов повышения знаний студентов в высшей медицинской школе является и должен оставаться контроль качества усвоения материала, который может осуществляться по таким показателям, как глубина знаний, действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях [7]. Именно контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студента. Как показывает практика, попытки исключить частично или полностью контроль из учебного процесса приводят к снижению качества обучения, поскольку контроль — это не только процесс выявления уровня знаний, умений и навыков, он имеет и воспитательную функцию, а также дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях и устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и помогает развить свои индивидуальные способности [8]. В этом плане систематическое использование и совершенствование форм и методов тестового контроля является одним из важных условий повышения эффективности до- и последипломного образования в медицинском вузе [9].

Иначе говоря, медицина — это одна из областей человеческой деятельности, где вопросы качества и его оценки имеют особое значение. Тот уровень медицинской компетенции, который сегодня должен закладываться в вузе, завтра будет предоставлен пациентам.

Балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов высших учебных заведений является важным элементом модернизации системы подготовки специалистов, а также одним из основополагающих факторов вхождения вузов в единое образовательное пространство, декларированное Болонским соглашением. Рейтинговая система ставит студента в условия, когда он обязан освоить дисциплину в достаточном объеме, при этом студент за любую свою работу получает баллы, которые суммируются в конце учебного года и влияют на итоговую оценку. Итоговая оценка формируется из экзаменационной оценки только на 40%, а на 60% — из набранных студентом баллов в течение года, и это стимулирует студента работать ритмично в течение всего учебного года. Данный метод в определенной мере активизирует даже и работу преподавателей, хотя опыт многих вузов показывает, что внедрение такого необходимого компонента в обучение зачастую значительно повышает нагрузку на профессорско-преподавательский состав в связи с введением громоздкой системы документации. Поэтому внедрение этой работы требует широкого привлечения педагогического корпуса вуза, четкого плана разработки и внедрения системы на всех этапах, создания простых и прозрачных в методическом плане, но эффективных систем балльно-рейтинговой оценки.

Как известно, знания устаревают каждые 3—5 лет, а технологические знания — каждые 2—3 года. Пройдет не так много времени — и этот период будет составлять 1,5—2 года. Объем знаний выпускников вузов удваивается каждые 3—4 года. Если не менять образовательные технологии, качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. В связи с этим актуальным является внедрение в учебный процесс высокоинформационных технологий, таких как дистанционные технологии обучения. На этапе додипломного обучения (т.е. среди студентов 1—6-го курсов) дистанционное обучение возможно по таким направлениям, как: 1) предоставление доступа к мультимедийным ресурсам сайта вуза: учебно-методические пособия, сборники тестовых заданий и ситуационных задач, программы этапного и итогового тестирования по различным учебным курсам, электронные и видеолекции; 2) внедрение в практику обучения на младших курсах (1—3-й) электронных учебников; 3) проведение видеоконференций с другими вузами страны; 4) видеотрансляции в режиме online и offline различных диагностических манипуляций и оперативных вмешательств. Особенно это актуально в связи с невозможностью присутствия большого количества студентов (а в группе 15 человек) при проведении данных процедур в силу нарушения принципов асептики и антисептики, а также права пациентов на неразглашение диагноза; 5) итоговое тестирование студентов как один из этапов сдачи экзамена или зачета, которое осуществляется удаленно, через центр дистанционной подготовки студентов или на кафедре.

На этапе последипломного образования, которое проходят интерны, ординаторы и курсанты-врачи, возможности методов дистанционного обучения гораздо шире. Преимущества дистанционного обучения в данном случае выражаются в сокращении очной части обучения специалистов и в повышении качества их подготовки за счет привлечения в качестве преподавателей наиболее опытных и квалифицированных сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава [10].

Важную роль в обучении практическим навыкам играют симуляционные методы, которые позволяют моделировать реальные клинические ситуации и дают возможность студентам более эффективно осваивать различные манипуляции и хирургические техники [11].

Появление новых знаний, быстрый темп медицинской науки ставят перед студентом-медиком сложную задачу по поиску актуальной, верной информации для подготовки к аудиторным и внеаудиторным занятиям. Часто Интернет становится основным ее источником. Помощь ли это студенту? Вопрос остается открытым. К сожалению, не все сайты, содержащие медицинскую информацию, являются актуальными и проверенными с точки зрения достоверности предоставляемых данных. Зачастую статьи не могут претендовать на научность или даже не могут быть отнесены к рангу научно-популярной литературы. Тем не менее проведенный нами опрос выявил, что 95% юношей и 88% девушек считают, что Интернет является важным источником информации для студентов как при подготовке к практическим занятиям, так и при написании рефератов.

Таким образом, использование разных форм аудиторной и внеаудиторной работы позволяет оптимально организовать учебный процесс, повысить уровень усвоения студентами знаний и умений, привить им навыки профессионального совершенствования. Полное методическое обеспечение, интенсивность и высокая мотивация обучения, ответственность и прочность усвоения материала, достигаемые с помощью таких инноваций, как ролевые и деловые игры, проблемное обучение и полный контроль знаний и умений на всех этапах, способствуют повышению эффективности образовательного процесса в медицинском вузе. Нет сомнения в том, что отечественная система образования всегда готовила и впредь призвана готовить хорошо образованных специалистов, обладающих профессиональными знаниями, практическими навыками исследователей, с высокими нравственными принципами и чувством ответственности за судьбу страны и ее социально-экономическое процветание.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflict of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail