Гарбарук Е.С.

Лаборатория слуха и речи Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия, 197022

Гойхбург М.В.

Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России, Москва, Россия 117513

Важибок А.

Ольденбургский университет имени Карла фон Осецкого, Германия, 26129

Таварткиладзе Г.А.

ФГУ "Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования"

Павлов П.В.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, Москва, Россия

Кольмайер Б.

Ольденбургский университет им. Карла фон Оссиецки, Ольденбург, Германия, 26129

Применение русскоязычной версии матриксного фразового теста у детей

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2020;85(1): 34-39

Просмотров : 421

Загрузок : 8

Как цитировать

Гарбарук Е. С., Гойхбург М. В., Важибок А., Таварткиладзе Г. А., Павлов П. В., Кольмайер Б. Применение русскоязычной версии матриксного фразового теста у детей. Вестник оториноларингологии. 2020;85(1):34-39.
Garbaruk E S, Goĭkhburg M V, Warzybok A, Tavartkiladze G A, Pavlov P V, Kollmeier B. Application of the matrix sentence test Russian version in children. Vestnik Oto-Rino-Laringologii. 2020;85(1):34-39.
https://doi.org/10.17116/otorino20208501134

Авторы:

Гарбарук Е.С.

Лаборатория слуха и речи Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия, 197022

Все авторы (6)

Принятые сокращения:

дБ УЗД — децибел относительно исходного уровня звукового давления;

RUMatrix (Russian matrix sentence test) — русский матриксный фразовый тест;

Simplified RUMatrix — упрощенная версия русского матриксного фразового теста;

SNR (Signal-to-Noise Ratio) — соотношение сигнал/шум;

SRT (Speech reception threshold) — порог речевой разборчивости;

SRT20, SRT50, SRT80 — соотношение сигнал/шум, при котором достигается уровень 20%, 50%, 80% речевой разборчивости соответственно.

Введение

Одной из основных проблем при патологии слуховой функции является нарушение разборчивости речи. При этом информация о тональных порогах не может в полной мере свидетельствовать о восприятии речи человеком. В настоящее время фразовые речевые тесты широко используются как у взрослых, так и у детей в диагностических целях, в частности для выявления центральных слуховых расстройств, а также для оценки адекватности настройки слуховых аппаратов, речевых процессоров кохлеарных имплантатов [1—5].

В детской практике у русскоговорящих детей наибольшее распространение получила речевая аудиометрия, проводимая в тишине с использованием таблиц многосложных слов А.М. Ошеровича. В лаборатории слуха и речи ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова была разработана батарея речевых тестов для детей в возрасте 5—10 лет. В ходе апробации данной батареи была показана возможность и эффективность применения монауральных низкоизбыточных, дихотических тестов и тестов бинаурального взаимодействия у русскоговорящих детей старше 5 лет [6]. Однако недостатками вышеупомянутых методик являются следующие факторы: использование в качестве речевого материала только слов; исследование разборчивости речи на фоне шума возможно только при фиксированном соотношении речевого и шумового сигналов, что снижает чувствительность данных методик.

В последнее время активно разрабатываются и внедряются тесты речевой аудиометрии, наиболее приближенные к условиям реальной жизни, а именно исследование фразовой речью на фоне шумовой помехи с использованием адаптивного алгоритма определения заданного уровня разборчивости речи. Данным требованиям отвечает разработанный в Ольденбургском университете адаптивный фразовый матриксный тест [7].

Для создания фраз используется матрица из 10 имен собственных, 10 глаголов, 10 числительных и 10 существительных. Порядок слов во фразе строго определенный: имя (собственное) — глагол — числительное — прилагательное — существительное. Получаемые таким образом фразы синтаксически фиксированы, но семантически бессмысленны, что устраняет влияние фактора догадки на результат. Шумовая помеха образована путем 30-кратного наложения всех фраз. Таким образом, шум имеет такой же усредненный спектр, как и речевые стимулы. Задача слушателя — повторить те слова, которые он понял. Фразы могут подаваться как в тишине, так и на фоне шумовой помехи. При тестировании в шуме определяется соотношение сигнал/шум (в дБ SNR), при котором достигается определенная разборчивость речи, например 50% порог разборчивости речи, который обозначается как SRT50. Уровень шума поддерживается постоянным, а уровень речевого сигнала адаптивно меняется в зависимости от ответов пациента [8, 9].

Исходно разработанный для немецкого языка, к настоящему моменту данный тест адаптирован более чем для 20 языков и успешно используется во всем мире [9]. В 2013 г. в Лаборатории слуха и речи ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова была проведена апробация русскоязычной версии данного теста, называемой RUMatrix-тестом. Получены нормативные данные для нормально слышащих взрослых. Также была показана необходимость использования двух тренировочных треков перед основным измерением [10].

Отсутствие детского адаптивного русскоязычного фразового речевого теста, с одной стороны, и высокая эффективность использования RUMatrix-теста у взрослых, с другой стороны, подтолкнули к апробации RUMatrix-теста у детей. Помимо RUMatrix-теста для апробации была предложена упрощенная версия данного теста (Simplified RUMatrix-тест), содержащая сокращенный речевой материал. Апробация Simplified RUMatrix-теста проводилась на русскоязычном материале и русскоязычных слушателях впервые.

Цель исследования — апробация RUMatrix-теста и упрощенной версии данного теста (Simplified RUMatrix-теста) у нормально слышащих детей 5—10 лет.

Задачи исследования:

1) оценка эффективности русскоязычной версии матриксного фразового теста RUMatrix у детей разных возрастных групп;

2) апробация упрощенной версии русскоязычного матриксного фразового теста (Simplified RUMatrix) у взрослых;

3) апробация и получение нормативных данных Simplified RUMatrix-теста у детей разных возрастных групп.

Пациенты и методы

В первой части исследования обследовано 17 детей возраста от 7 до 10 лет (5 детей в возрасте 7 лет; 3 ребенка в возрасте 8 лет; 4 ребенка в возрасте 9 лет; 5 детей в возрасте 10 лет). Во второй части проведена апробация Simplified RUMatrix-теста на 20 взрослых (возраст от 18 до 40 лет, медиана 22 года). В 3-й части работы обследованы 64 ребенка возраста от 5 до 10 лет (17 детей в возрасте 5—6 лет; 26 детей в возрасте 7—8 лет; 21 ребенок в возрасте 9—10 лет). Таким образом, общее число обследованных составило 101 человек.

Всем слушателям было проведено базовое аудиологическое обследование, включающее тональную пороговую аудиометрию, импедансометрию. Условия включения в исследование были следующими: пороги слуха ниже 15 дБ в речевом диапазоне частот; тимпанограмма типа А; нормальные пороги регистрации акустического рефлекса; отсутствие задержки речевого развития; хорошая академическая успеваемость; родной язык — русский.

Оба варианта речевого теста разработаны в Ольденбургском университете (Германия). Каждый трек RUMatrix-теста скомпонован из 20 фраз, состоящих из 5 слов (имя — глагол — числительное — прилагательное — существительное; пример: «Петр ищет восемь красных шаров»). Каждый трек Simplified RUMatrix-теста состоит из 14 фраз, содержащих по 3 слова (числительное — прилагательное — существительное; пример: «Восемь красных шаров»). Речевые сигналы и фоновый шум подавались монаурально через головные телефоны. Для измерения заданного уровня разборчивости (SRT80, SRT50 и SRT20) использовалась адаптивная процедура с переменной интенсивностью речевого сигнала и постоянным фоновым шумом 65 дБ УЗД. Прослушивание одного трека RUMatrix-теста занимает около 4 мин; одного трека Simplified RUMatrix теста — 1 мин 50 с.

Применялись следующие протоколы тестирования:

1-я часть исследования (RUMatrix-тест, дети): каждый ребенок прослушивал 6 треков с определением SRT50 для оценки эффекта тренировки и утомления. Далее подавалось по одному треку, оценивающему 80%-й и 20%-й порог разборчивости речи (SRT80 и SRT20) для получения нормативных данных в зависимости от возраста. После прослушивания 4 треков предлагался 5-минутный перерыв. Тестирование занимало около 40 мин.

2-я часть исследования (Simplified RUMatrix-тест, взрослые): в первой половине исследования определялись эффект тренировки и нормативные значения (построение психометрической кривой). Для этого вначале испытуемому предъявляли один трек с фиксированным отношением речевого и шумового сигналов (+5дБ SNR) для ознакомления с тестом, далее подавали 3 трека для определения SRT80 и 1 трек для определения SRT50. Во второй половине исследования изучалась перцептивная однородность речевого материала всех треков. Для этого у каждого слушателя определялся уровень 20%-й и 80%-й разборчивости (SRT20 и SRT80) для всех 10 треков Simplified RUMatrix-теста. Тестирование одного слушателя занимало около 1 ч 50 мин и проводилось в 2 этапа за 2 дня.

3-я часть исследования (Simplified RUMatrix-тест, дети): вначале ребенок прослушивал 1 трек с фиксированным отношением речевого и шумового сигналов (+5дБ SNR) для ознакомления с тестом. Далее предъявляли 3 трека с оценкой 80%-го порога разборчивости речи для определения эффекта тренировки. Затем подавали 1 трек SRT50 и 1 трек SRT20 для получения нормативных значений (построения психометрической кривой). Тестирование занимало около 20 мин.

Результаты

1-я часть исследования (RUMatrix-тест, дети): в ходе исследования выявлены трудности при выполнении теста, связанные с удержанием внимания. Из 17 детей 15 смогли выполнить все задания, 2 детей не смогли прослушать более 4 треков.

Во всех возрастных группах отмечен эффект тренировки, преимущественно выраженный в первых двух треках. У детей 7 лет отмечается ухудшение результатов (т.е. эффект утомления) при прослушивании 4-го трека подряд (рис. 1).

Рис. 1. Влияние эффекта тренировки на значения SRT50 RuMatrix-теста у детей 7—10 лет. Данные для взрослых из работы [10].
Средний эффект тренировки между 1-м и 3-м треком для всех детей составил 1,68 дБ. По данным М.Ю. Бобошко и соавт. [10], для взрослых эффект тренировки равнялся 1,63 дБ. Это свидетельствует о необходимости использования двух тренировочных треков перед основным исследованием.

Значения SRT50 и угол наклона психометрической кривой для детей всех возрастов: SRT50 = –7,7 дБ SNR; угол наклона составил 10,8%/дБ (для сравнения у взрослых SRT50 = –8,8±0,8 дБ SNR, угол наклона 13,8±1,6%/дБ). Получено достоверное отличие значения SRT50 у взрослых и детей 7 лет (рис. 2а).

Рис. 2. Значение SRT50 RuMatrix-теста для взрослых и детей 7 лет (а), детей 10 лет (б).
Показано, что у детей результаты тестирования улучшаются с увеличением возраста, достигая взрослых показателей к 10 годам (см. рис. 2б). Это свидетельствует о возможности использования RUMatrix-теста начиная с 10 лет. Для детей младше 10 лет результаты RUMatrix могут быть недостоверными.

2-я часть исследования (Simplified RUMatrix-тест, взрослые): получен эффект тренировки, равный –0,5 дБ (рис. 3а),

Рис. 3. Влияние эффекта тренировки на значения SRT80 Simplified RuMatrix-теста. а — у взрослых; б — у детей.
однако данный эффект менее выражен, чем для RUMatrix-теста.

Среднее значение по всем трекам и для всех слушателей SRT20 равнялось –12,8±0,2 дБ SNR, а SRT80 составило –8,7±0,1 дБ SNR, что подтверждает однородность речевого материала (рис. 4).

Рис. 4. Средние значения для всех слушателей порогов разборчивости речи Simplified RuMatrix: а — SRT20; б — SRT80.
Нормативные данные Simplified RUMatrix-тест для взрослых составили: SRT50 = –10,7±0,2 дБ SNR и угол наклона 14,1±1,4%/дБ.

3-я часть исследования (Simplified RUMatrix-тест, дети): при исследовании эффекта тренировки для всех получено улучшение показателя SRT80 при последовательном прослушивании трех треков: для детей 5—6 лет эффект тренировки составил 1,3 дБ; для детей 7—8 лет — 1,1 дБ; для детей 9—10 лет эффект тренировки был таким же, как у взрослых, — 0,5 дБ (см. рис. 3б). Это показывает необходимость использования одного тренировочного трека.

Для детей в возрасте 5—10 лет получены нормативные данные Simplified RUMatrix-тест (таблица).

Таблица. Значения SRT50 и угол наклона психометрической кривой для Simplified RUMatrix-тест в зависимости от возраста Примечание. * — значение угла наклона рассчитано путем построения средней психомерической кривой по всем трекам для каждого слушателя, затем проведено усреднение для всех испытуемых.
С увеличением возраста результаты тестирования улучшаются и достигают взрослых показателей к 10 годам (рис. 5).
Рис. 5. Психометрические кривые Simplified RuMatrix-теста для детей разного возраста.

В ходе работы была показана перцептивная однородность треков Simplified RUMatrix, а также получены нормативные данные для нормально слышащих взрослых и детей 5—10 лет. Это делает возможным использование Simplified RUMatrix-теста для всех возрастных групп. Сокращенный речевой материал позволяет применять данный тест для пациентов с ограниченными возможностями памяти, нарушением концентрации внимания, т. е. не только в педиатрической практике, но и у пожилых лиц, при нарушении когнитивных функций. Применение Simplified RUMatrix-теста у слабослышащих детей, в том числе со слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантатами, требует дополнительной апробации в данной группе пациентов.

Заключение

— Доказана возможность использования RUMatrix-теста у детей с возраста 10 лет. Выявлено ограничение использования данного теста у детей младше 10 лет; для получения нормативных данных для этой возрастной группы необходимо дополнительное исследование.

— Показатели RUMatrix-теста и Simplified RUMatrix-теста у детей ниже, чем у взрослых; они улучшаются с возрастом и достигают взрослых значений к 10 годам.

— Апробация на взрослых подтвердила однородность треков Simplified RUMatrix-теста.

— Необходимо использовать один тренировочный трек Simplified RUMatrix-теста перед основным тестированием.

— Определены нормативные данные Simplified RUMatrix-теста для нормально слышащих взрослых и детей 5—10 лет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Гарбарук Е.С. — е-mail: kgarbaruk@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9535-6063

Гойхбург М.В. — e-mail: mgoykhburg@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-2860-0759

Важибок А. — e-mail: a.warzybok@uni-oldenburg.de

Таварткиладзе Г.А. — e-mail: gtavartkiladze@audiology.ru; https://orcid.org/0000-0003-0118-908X

Павлов П.В. — е-mail: pvpavlov@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-4626-201X

Кольмайер Б. — е-mail: birger.kollmeier@uni-oldenburg.de; https://orcid.org/0000-0001-8584-4779

Автор, ответственный за переписку: Гарбарук Е.С. — е-mail: kgarbaruk@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail