Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Захарова М.Л.

Кафедра оториноларингологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия, 194100

Павлов П.В.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена — филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, Москва, Россия

Врожденные параличи гортани у детей

Авторы:

Захарова М.Л., Павлов П.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1800

Загрузок: 39


Как цитировать:

Захарова М.Л., Павлов П.В. Врожденные параличи гортани у детей. Вестник оториноларингологии. 2020;85(1):30‑33.
Zakharova ML, Pavlov PV. Congenital laryngeal paralysis in children. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2020;85(1):30‑33. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20208501130

Врожденные параличи гортани у детей до сих пор вызывают много споров в отношении тактики лечения, а именно сроков и объема оперативного вмешательства. Вместе с тем врожденные параличи гортани занимают второе место среди врожденных пороков развития гортани, могут приводить к выраженной дыхательной недостаточности и требовать активных действий медицинского персонала.

По мнению R.G. Berkowitz [1], врожденный двусторонний паралич гортани является самой частой причиной стридора новорожденных в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Он является причиной наложения трахеостомы у этого контингента детей в 50% случаев. Многие авторы тоже считают, что врожденный двусторонний паралич гортани у детей, имея гетерогенную природу, имеет и различную клиническую картину и поэтому нецелесообразно применять единую тактику, а следует соблюдать индивидуальный подход в каждом случае [1—3]. M. Lesnik и соавт. описали серию врожденных двусторонних параличей гортани у младенцев (26 человек) за 15-летний период [3]. Это однородная серия показывает, что врожденные двусторонние идиопатические параличи имеют спонтанные темпы восстановления, сравнимые с ранее опубликованными результатами [1, 3, 4]. Восстановление чаще происходит в течение первых 2 лет жизни. Поэтому инвазивные хирургические методики следует применять после этого периода времени [3]. По-прежнему методом выбора в ряде случаев является трахеостомия, однако многие авторы приводят сведения о высоком уровне осложнений (от 58% до 70%) и даже смертности (0,5%) после трахеостомии [5, 6]. Предложено несколько методов в качестве альтернативы трахеостомии при врожденном двустороннем параличе голосовых складок; наиболее используемым у детей считают лазерную хордотомию [2, 7, 8].

Если же говорить об оперативном лечении больных, которым ранее накладывали трахеостому, то наряду с ларингопластикой с постановкой реберного аутотрансплантата в заднюю стенку гортани высокий процент деканюляции у детей отмечен и после хордаритеноидотомии [4, 9].

Цель исследования — оптимизировать диагностику и тактику лечения детей с врожденными параличами гортани на современном этапе.

Материал и методы

Проведено ретроспективное исследование историй болезни пациентов с врожденными параличами гортани, проходивших обследование и лечение в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете. Методы исследования включали анализ жалоб, анамнеза и данных гибкой назофаринголарингоскопии, проводившейся без общей анестезии. Гибкую назофаринголарингоскопию проводили с использованием эндовидеоларингоскопа Tele pack, pal 20043020 фирмы Karl Storz с диаметром гибкого эндоскопа 3,4 мм либо при помощи фиброназофаринголарингоскопа Athmos с наружным диаметром 3,2 мм, используя эндовидеокамеру Athmos Cam 31. Метод гибкой назофаринголарингоскопии позволил выявить патологию у 100% пациентов с врожденными параличами гортани. Дополнительным методом обследования была рентгенография шеи в боковой проекции, которая позволяет исключить патологию подголосового отдела гортани и трахеи и может косвенно подтвердить наличие паралича.

Результаты и обсуждение

За период с 1995 по 2015 г. в клинике оториноларингологии СПбГПМУ наблюдались 30 детей в возрасте от 1 месяца до 15 лет с различными формами врожденного паралича гортани: 15 (50%) мальчиков и 15 (50%) девочек. Средний возраст больных на момент поступления в клинику составил 4 года 6 мес. Распределение больных по полу и возрасту на момент поступления в клинику представлено в табл. 1.

Таблица 1. Распределение больных с врожденной нейрогенной патологией гортани по полу и возрасту на момент поступления в клинику
Для группирования пациентов по возрасту была использована модифицированная классификация периодов детства Н.П. Гундобина как наиболее распространенная и проверенная временем и практикой (см. табл. 1).

Учитывая разницу в жалобах, клинической картине, выраженности симптомов обструкции верхних дыхательных путей, сопутствующей патологии и тактике ведения, больные были разделены на 2 группы: 1-я группа — дети с односторонним параличом гортани; 2-я группа — дети с двусторонним параличом гортани.

1-я группа. Односторонний паралич гортани был обнаружен у 11 детей, что составило 37% от всей группы с различными формами врожденного паралича гортани. Во всех случаях это был левосторонний паралич гортани. При одностороннем параличе гортани родители детей в возрасте до 3 лет предъявляли жалобы на осиплость, поперхивание, шумное дыхание при физической нагрузке. У детей в возрасте 3 лет и старше основные жалобы были на осиплость и шумное дыхание при нагрузке.

Диагноз был поставлен на основании жалоб, клинической картины и характерных признаков при эндоскопии гортани, выполненной без общей анестезии.

Возможные причины развития левостороннего паралича гортани удалось установить у 6 (54%) детей: неврологические нарушения — у 3 (27%), недоношенность в сочетании с патологией ЦНС — у 1 (9%), пороки развития сердечно-сосудистой системы — у 2 (18%), у 5 (46%) пациентов паралич считали идиопатическим.

Пациентов с односторонними параличами гортани в 91% случаев вели консервативно. Одному ребенку (9%) с левосторонним параличом гортани, ларингомаляцией и сопутствующим детским церебральным параличом была выполнена трахеостомия в возрасте 2 мес в связи с аспирационным синдромом и развитием признаков стеноза гортани 1—2-й степени. Больному впоследствии потребовалось длительное лечение у невролога и пульмонолога. После частичного восстановления неврологических функций, появления компенсации левостороннего паралича за счет функции правой голосовой складки и купирования аспирационного синдрома больной был деканюлирован в возрасте 3 лет после пластики трахеостомы.

У 10 (91%) детей проводили консервативную терапию, которая включала в себя нейротропные средства, витамины, антихолинэстеразные препараты, этиотропную терапию при выявлении причины паралича.

Среди детей с односторонним параличом гортани восстановление произошло у 3 (27%) пациентов в возрасте от 3 лет 1 мес до 4 лет (средний возраст на момент восстановления — 3 года 6 мес). Срок наблюдения составил от 1 года до 10 лет (в среднем 6 лет).

2-я группа. Двусторонний паралич гортани был выявлен у 19 (63%) детей. При двустороннем параличе гортани у детей в возрасте до 1 года родители предъявляли жалобы на шумное дыхание, громкий, высокотональный стридор, втяжение уступчивых мест грудной клетки на вдохе, усиливающееся при нагрузке, быструю утомляемость при кормлении, плохую прибавку массы тела. У детей в возрасте 1—2 лет и старше наравне с жалобами на шумное дыхание и осиплость появлялось отставание в физическом развитии.

Возможную причину двустороннего паралича гортани удалось установить у 5 (26%) детей: поражение ЦНС — у 4 (21%), поражение ЦНС + спинальная амиотрофия — у 1 (5%). У остальных 14 (74%) детей двусторонний паралич гортани расценивали как идиопатический.

При поступлении у всех детей были клинические признаки стеноза гортани: 1—2-й степени — у 6 (32%), 2-й степени — у 8 (42%), 5 (26%) детей поступили с наложенной ранее трахеостомой.

Оперативные методики, которые мы применяли для восстановления просвета у детей с двусторонним параличом гортани и стенозом гортани 2-й степени, были следующие:

— хордаритеноидотомия;

— контралатеральная хордаритеноидотомия;

— многоэтапная ларинготрахеопластика с редрессацией печатки перстневидного хряща и стентированием в течение 3 мес;

— многоэтапная ларинготрахеопластика с установкой реберного аутотрансплантата в заднюю стенку гортани со стентированием в течение 1 мес;

— ларинготрахеальная резекция;

— трахеостомия.

У одного мальчика паралич разрешился самопроизвольно в возрасте 2 лет 6 мес. От наложения трахеостомы в связи со стенозом гортани 1—2-й степени родители отказались. Мы наблюдали его с возраста 11 мес. Сопутствующий диагноз: бронхолегочная дисплазия, перинатальная энцефалопатия — гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Хордаритеноидотомия была выполнена у 10 детей. У 5 (26%) детей со стенозом гортани 1—2-й, 2-й степени была произведена односторонняя хордаритеноидотомия (причем одному ребенку — с последующей супраглоттопластикой). Средний возраст детей составил 8 лет 4 мес (от 3 лет 9 мес до 15 лет). Эта операция позволила избежать наложения трахеостомы в данной группе больных.

Из 13 детей, которым первым этапом была наложена трахеостома, деканюлировать на данный момент удалось 7 (54%) человек. Индивидуальный анализ ведения этих 7 больных представлен в табл. 2.

Таблица 2. Возраст на момент наложения трахеостомы, восстановительного оперативного вмешательства и возраст на момент деканюляции у детей с двусторонним параличом гортани Примечание. В первом столбце представлен порядковый номер пациента, который далее будет упоминаться по тексту в круглых скобках. *ХАТ — хордаритеноидотомия; кХАТ — контралатеральная хордаритеноидотомия; **ЛТПр — ларинготрахеопластика с постановкой ребра в заднюю стенку; ***ЛТР — ларинготрахеальная резекция; ****ПТ — пластика трахеостомы; *****ЛТП3 — многоэтапная ларинготрахеопластика со стентированием в течение 3 мес.

С целью восстановления просвета дыхательных путей и деканюляции 5 детям была выполнена хордаритеноидотомия, и 4 из них — контралатеральная ХАТ. При этом удалось деканюлировать 4 (80%) детей, однако у одного ребенка (пациент 6) в возрасте 14 лет снова была наложена трахеостома в связи с развившимися признаками стеноза гортани.

У одной девочки после двух хордаритеноидотомий, выполненных в возрасте 1 года и 1 года 6 мес, сформировался рубцово-паралитический стеноз гортани, что не позволило деканюлировать ребенка и потребовало целого ряда ларингопластических операций. Пациентку удалось деканюлировать в возрасте 18 лет после ларинготрахеальной резекции.

У одного ребенка деканюляция была произведена после самопроизвольного разрешения паралича гортани в возрасте 4 года 5 мес. Предварительно ему была выполнена пластика трахеостомы в объеме удаления рубцово-грануляционного козырька.

Мальчику (пациент 6) в возрасте 16 лет после двух проведенных ранее ХАТ и девочке (пациентка 4) в возрасте 4 лет 5 мес было решено провести комбинированную ларингопластику с редрессацией печатки перстневидного хряща, постановкой реберного аутотрансплантата в заднюю стенку гортани и стентированием в течение 1 мес. Оба ребенка были деканюлированы.

Среди детей, которых не удалось деканюлировать к данному моменту (6 человек), 3 пациента имеют сопутствующую неврологическую патологию и аспирационный синдром; 2 пациента — сопутствующую ларингомаляцию и возраст до 2 лет; и одна девочка перенесла 2 ларинготрахеопластики (по месту жительства), выполненные комбинированным доступом с постановкой реберного аутотрансплантата в переднюю стенку гортани, что не позволило деканюлировать пациентку.

На основании анализа историй болезни пациентов и учитывая анализ данных литературы [3, 8], мы разработали следующий алгоритм тактики ведения детей с врожденными параличами гортани.

В основу алгоритма положен тот факт, что врожденные параличи гортани могут подвергаться восстановлению с возрастом. В нашем исследовании такое восстановление наблюдалось в 16% случаев.

При одностороннем параличе гортани в 91% случаев не требовалось восстановления просвета гортани, мы вели таких больных консервативно. Однако наличие одностороннего паралича может усугублять течение ларингомаляции у детей первого года жизни; сочетание этой патологии мы наблюдали у 9 детей, и в 55% случаев это привело к наложению трахеостомы. Такую же тенденцию отмечают и другие авторы [1, 4, 6].

Консервативное лечение должно быть прежде всего направлено на установление возможной причины паралича, если ее удалось установить.

Основной целью хирургического лечения является не только увеличение просвета дыхательных путей, но и сохранение качества голосовой функции и сохранение функции глотания (запирательной функции).

Кроме того, мы учли тот факт, что раннее выполнение хордотомии, хордаритеноидотомии не позволяет деканюлировать больного, но может привести к дополнительному рубцеванию и формированию рубцово-паралитического стеноза, что требует более длительного лечения. Так, раннее хирургическое лечение, направленное на восстановление просвета гортани (хордаритеноидотомия), у детей, возраст которых не превышал 3 года 6 мес, было успешно в 25% случаев (у 1 из 4 детей), но в последующем этому ребенку была снова наложена трахеостома в связи с нарастанием дыхательной недостаточности. Длительность лечения у этой группы детей составила в среднем 13 лет и 2 мес (от 6 до 18 лет).

Заключение

Выбор паллиативного метода (трахеостомия) лечения при двустороннем параличе гортани и клинике стеноза 2-й степени, на наш взгляд, целесообразен у детей грудного возраста, так как он позволяет обеспечить удовлетворительную дыхательную функцию пациента и тем самым выиграть время для самопроизвольного восстановления или проведения оперативного лечения в оптимальные сроки.

При стенозе гортани 1—2-й степени и возрасте детей старше 3 лет 6 мес операцией выбора может стать хордаритеноидотомия.

При стенозе гортани 2-й степени, наличии трахеостомы у ребенка оптимальным выбором мы считаем ларинготрахеопластику с постановкой реберного аутотрансплантата в заднюю стенку гортани в возрасте 4 лет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Захарова М.Л. — е-mail: dr.essina@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-6410-3533

Павлов П.В. — е-mail: pvpavlov@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-4626-201X

Автор, ответственный за переписку: Захарова М.Л. — е-mail: dr.essina@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.