Литвинова Т.М.

Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова, Минск, Республика Беларусь

Морозова С.В.

Кафедра болезней уха, горла и носа ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова", Москва

Еремеева К.В.

Кафедра болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России, Москва

Карпова О.Ю.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко», Воронеж, Россия

Опыт обучения в клинической ординатуре на кафедре болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (к 260-летию основания Сеченовского университета)

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2018;83(6): 81‑84

Просмотров : 366

Загрузок : 12

Как цитировать

Литвинова Т.М., Морозова С.В., Еремеева К.В., Карпова О.Ю. Опыт обучения в клинической ординатуре на кафедре болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (к 260-летию основания Сеченовского университета). Вестник оториноларингологии. 2018;83(6):81‑84.
Litvinova TM, Morozova SV, Eremeeva KV, Karpova OYu. The experience with the education based at the clinical residency of the Department of Ear, Throat and Nose Diseases, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (on the occasion of the 260th anniversary of the Sechenovsky University). Vestnik Oto-Rino-Laringologii. 2018;83(6):81‑84. (In Russ.).
https://doi.org/10.17116/otorino20188306181

Авторы:

Литвинова Т.М.

Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова, Минск, Республика Беларусь

Все авторы (4)

Качественное современное медицинское образование предполагает непрерывное обучение на протяжении всей профессиональной деятельности в медицине, включая додипломный и постдипломный этапы. Основное направление последипломного (послевузовского) медицинского образования заключается в подготовке врачей-специалистов и реализуется в клинической ординатуре. Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет) имеет богатый опыт и более чем 160-летнюю историю обучения молодых специалистов в клинической ординатуре по разным специальностям, в том числе по оториноларингологии.

Рождение российской оториноларингологии в современном ее понимании произошло в 1893 г. в Санкт-Петербурге в Военно-медицинской академии. До этого на медицинских факультетах в России преподавали отдельные курсы ушных, носовых и горловых болезней [1]. Предложение профессора горловых, носовых и ушных болезней в Императорской военно-медицинской академии Санкт-Петербургского университета Н.П. Симановского об объединении этих курсов и создании единой специальности и единой кафедры было с энтузиазмом воспринято в Москве. Реализация этого проекта стала возможной благодаря благотворительной деятельности купчихи 1-й гильдии Юлии Ивановны Базановой, и 22 октября 1896 г. на Девичьем поле была открыта первая в Москве кафедра и лучшая в Европе клиника ушных, носовых и горловых болезней [2].

Первый директор клиники профессор Станислав Федорович фон Штейн (с 1896 по 1914 г.) — один из основоположников отечественной оториноларингологии [1, 2]. Приоритетным направлением исследовательской деятельности в тот период было изучение физиологии и клиники вестибулярного анализатора. Впервые было выдвинуто положение о необходимости исследования у больных с заболеваниями уха не только слуховой, но и вестибулярной функции. Для изучения статического и динамического расстройств равновесия С.Ф. фон Штейн предложил центрифугу для вращения больного, гониометр, эргограф.

В 1914 г. клинику и ЛОР-кафедру возглавил профессор Александр Федорович Иванов. Для клиники того периода были характерны сохранение традиций и неукоснительное стремление к развитию. Усовершенствованы методики операций при гнойных воспалениях околоносовых пазух, при лечении рубцовых стенозов гортани; разработаны методы эндоназальной хирургии околоносовых пазух, внедрен оригинальный метод операции на луковице яремной вены при ее тромбозах. Другие работы посвящены диагностике и лечению рака гортани, изменениям верхних дыхательных путей при сыпном тифе, туберкулезе гортани, вопросам глухоты и тугоухости, военным травмам ЛОР-органов.

Преемник и ученик А.Ф. Иванова, член-корр. АМН СССР Андрей Гаврилович Лихачев успешно заведовал кафедрой болезней уха, горла и носа I ММИ с 1936 по 1972 г. Этот период характеризуется решением таких актуальных вопросов оториноларингологии, как использование местной анестезии при операциях удаления фибром носоглотки; классификация стадийности опухолей носоглотки; применение пенициллина для лечения ЛОР-заболеваний; лечение отогенного сепсиса, клиника и лечение гнойного лабиринтита, тромбоза кавернозного синуса и лечение гнойного лептоменингита, отогенного абсцесса мозга, остеомы околоносовых пазух, посттрепанационного выпадения мозга, а также вопросы тугоухости и методы их хирургического лечения, онкологии и пластической ЛОР-хирургии.

Академик АМН СССР Николай Александрович Преображенский — заведующий кафедрой болезней уха, горла и носа I ММИ с 1972 по 1988 г.

При нем были разработаны методы мобилизации стремени при отосклерозе, предложены протезы для реконструкции звукопроводящей системы среднего уха и ряд медицинских инструментов. Наряду с этим изучались проблемы физиологии и патологии вестибулярного анализатора, микрохирургии гортани. Совместно с сотрудниками разработаны инструментарий и методы применения криовоздействия и ультразвука в оториноларингологии.

С 1988 по 2005 г. кафедрой болезней уха, горла и носа ММА им. И.М. Сеченова заведовал академик РАМН Юрий Михайлович Овчинников. Для клиники этот период ознаменован развитием и внедрением кохлеарной имплантации, лазеров в оториноларингологии, исследованиями в области нарушения обоняния, расстройства равновесия при патологии вестибулярной системы; исследовали проблемы апноэ и храпа, предупреждение ототоксического действия антибиотиков, применяемых при лечении больных туберкулезом. Был разработан новый метод консервативного лечения больных хроническим тонзиллитом при помощи аппарата Тонзиллор, определены роль и значение КТ в диагностике поражений околоносовых пазух и уха, взаимосвязи ЛОР-патологии с другими заболеваниями (ХОБЛ, бронхиальная астма и др.).

С 2006 по 2013 г. кафедрой заведовал профессор Андрей Станиславович Лопатин. Освоение и усовершенствование методик функциональной эндоскопической хирургии околоносовых пазух, в том числе оригинальных методов эндоназальных операций на околоносовых пазухах, операции на мягком небе при синдроме обструктивного апноэ сна, методики оценки подвижности слуховых косточек при помощи КТ — вот приоритетные направления клиники на данном этапе.

С 2013 г. и по настоящее время заведующим кафедрой болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова является выпускник клинической ординатуры этой же кафедры, д.м.н., профессор Валерий Михайлович Свистушкин.

В современных условиях педагогическая и научная деятельность кафедры напрямую связана с ведущими направлениями клинической работы коллектива кафедры и клиники: хирургическое лечение гломусных опухолей и болезни Меньера, реконструктивные операции на среднем ухе у пациентов с ХГСО с холестеатомой, качество жизни пациентов после хирургической реабилитации «болезни оперированного уха», проблемы лечения хронических обструктивных нарушений евстахиевой трубы, использование новых лазеров в хирургии слухоулучшающих операций на стремени, применение радиоволновой хирургии в ЛОР-практике, эндоскопические операции на околоносовых пазухах, основании черепа, глазнице; реконструктивно-восстановительные операции на гортани и начальных отделах трахеи при стенозах; эндоларингеальные вмешательства, лечение расстройств обоняния, голоса, болезни обструктивного апноэ сна, периферических кохлеовестибулярных расстройств, ведение системы документации диагностических находок и многое другое.

На протяжении более чем 120 лет наравне с разработкой, внедрением новых методов диагностики и лечения, усовершенствованием уже существующих на кафедре шел активный учебный процесс. Заложенные С.Ф. фон Штейном традиции были продолжены в работе последующих поколений врачей клиники. Создание собственной школы дало возможность врачам из земств и городов получать теоретические и практические знания по новой специальности «оториноларингология» (в среднем от 33 до 42 человек в год); занимались и студенты, желавшие расширить кругозор своих знаний, например крупнейший специалист-оториноларинголог академик АМН СССР Б.С. Преображенский (окончил медицинский факультет Московского университета в 1914 г.), еще будучи студентом последних двух курсов, изучал болезни уха, горла и носа на приват-доцентских занятиях у С.Ф. фон Штейна, А.Ф. Иванова, С.С. Преображенского и К.А. Орлеанского [1]. Подготовка молодых специалистов в то время — это не только формирование основных профессиональных навыков, но и грамотное диагностическое (физическое) обследование больного, которое в большей мере отражает движение мысли, а не рук. Другими словами, учили навыкам не только как умению, но и как способу получения информации, которую надо правильно интерпретировать. Подобный подход актуален и сейчас, несмотря на появившееся в арсенале ЛОР-врача множество методов обследования и лечения, эффективных с точки зрения доказательной медицины. Сохраняется основополагающая задача обучения — воспитание думающего врача, который умеет расспросить больного, проанализировать анамнез, провести грамотный оториноларингологический осмотр «у постели больного» и рационально использовать действительно необходимые высокотехнологичные методы обследования. При обязательном совершенствовании образовательного процесса мы не должны утратить приобретенный опыт.

Профессорско-преподавательский состав кафедры сегодня в основном представлен выпускниками клинической ординатуры Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Такая преемственность поколений способствует сохранению традиций, передаче клинического опыта и приобретению углубленных знаний без потери их широты, не превращая специализацию в «узкую».

Большинство пришедших в ординатуру начинают работу еще в студенческом кружке, где участвуют в научно-исследовательской, клинической и экспериментальной работе кафедры. С сентября 2015 г. на кафедре болезней уха, горла и носа по инициативе ректора Университета академика РАН П.В. Глыбочко и при активной поддержке заведующего кафедрой профессора В.М. Свистушкина функционирует Школа мастерства, которая прекрасно дополняет студенческий научный кружок, подготавливая будущих ординаторов к практической деятельности [3].

Основными задачами системы послевузовского профессионального медицинского образования являются эффективное углубление знаний, совершенствование умений и навыков врачей-специалистов, направленное на улучшение качества медицинской помощи. В настоящее время разработаны основные документы, касающиеся послевузовской подготовки в ординатуре по специальности «оториноларингология».

Перед обучающимися по программе ординатуры по специальности «оториноларингология» ставятся следующие задачи: формирование базовых, фундаментальных медицинских знаний по специальности; подготовка врача-оториноларинголога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания и в смежных дисциплинах; формирование умений в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов; формирование компетенций врача-оториноларинголога в области профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациентов с ЛОР-патологией, а также в развитии психолого-педагогической и организационно-управленческой деятельности.

В настоящее время продолжительность освоения программы составляет 2 года. Кадровое обеспечение программы: доктора и кандидаты наук, ведущие специалисты кафедры болезней уха, горла и носа. Каждый ординатор, пришедший на кафедру, закрепляется за наставником, который меняется с периодичностью 1 раз в полгода, это позволяет максимально широко освоить все разделы специальности. Куратор не только контролирует ординатора, но и оказывает ему всяческую методическую помощь в обучении, именно с ним в первую очередь проводится детальное обсуждение диагноза, выбор оптимального обследования и дальнейшей тактики лечения.

Программа включает в себя несколько блоков.

Первый блок состоит из базовой (обязательной) и вариативной частей.

Базовая часть — собственно по оториноларингологии — охватывает такие разделы, как ринология, ларингология, отиатрия, фониатрия, аудиология и сурдология. Дисциплины вариативной части — это «неотложные состояния в оториноларингологии» и по выбору либо «детская оториноларингология», либо «хирургия».

Этот блок нацелен прежде всего на получение теоретических знаний с возможностью дальнейшего применения на практике и включает в себя проведение семинаров, лекций с наглядной демонстрацией в виде схем, плакатов, муляжей, разбор ситуационных клинических задач, большое значение отводится самостоятельной подготовке. В ходе обучения используется высокотехнологичное оборудование с применением мультимедийных, интерактивных технологий обучения, использование интернет-коммуникаций.

Второй блок — «Практика», обучение носит практически ориентированный характер на основе базовой части программы. Оториноларингология — это прикладная наука, при освоении которой ординаторы приобретают навыки стандартного оториноларингологического осмотра, эндоскопического исследования полости носа, носоглотки, фиброларингоскопии и стробоскопии; учатся оценивать результаты функциональных методик исследования, таких как ольфактометрия, риноманометрия; учатся правильно интерпретировать данные рентгенологического исследования околоносовых пазух и височных костей, включая мультиспиральную компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию и аудиологические исследования. Курация пациентов с различной патологией ЛОР-органов, написание истории болезни, профессорские обходы, клинические разборы с детальным обсуждением мимической картины болезни, оценкой индивидуального значения симптомов и синдромов, обсуждение дифференциального диагноза, оценка тяжести состояния и определение тактики лечения, освоение методов консервативного лечения и активное участие в хирургической жизни клиники способствуют приобретению практического опыта. В клинике выполняются операции на среднем ухе, включая реконструкцию звукопроводящей цепи, операции на супраструктурах стремени, хирургические вмешательства при различных формах хронического гнойного среднего отита, которые сочетают в себе санирующий, реконструктивный этап и по возможности слухоулучшающий; микрохирургические операции на гортани, в том числе и реконструктивно-пластические; функциональные эндоназальные и эндоскопические операции на структурах полости носа, околоносовых пазухах; операции на структурах глотки и т. д.

Прохождение ординатуры на кафедре болезней уха, горла и носа дает возможность ассистирования во всех проводимых операциях, позволяет освоить этапы отдельных операций и выполнить их в полном объеме под руководством куратора. Ординаторы участвуют в суточных дежурствах, в том числе и на базе скоропомощной больницы № 29 им. Н.Э. Баумана, так как выпускник ординатуры должен владеть навыками оказания неотложной медицинской помощи пациентам с ургентной патологией ЛОР-органов. К этим навыкам относится: остановка носового кровотечения и кровотечения из глотки, восстановление проходимости дыхательных путей, проведение коникотомии и трахеотомии, удаление инородных тел полости носа, глотки, гортани, трахеи, пищевода и уха, проведения репозиции и фиксации костей носа, вскрытие паратонзиллярного и заглоточного абсцессов и т. д.

Результатом проводимой ординаторами научно-исследовательской работы стали публикации в сборниках тезисов научных конференций, оригинальные и обзорные публикации в ведущих российских журналах. Так, с сентября 2013 г. по сентябрь 2017 г. совместно с нашими ординаторами опубликовано 67 статей и состоялось более 10 выступлений с докладами в основном на всероссийских конференциях.

Сотрудниками кафедры проведено несколько международных обучающих курсов, в частности по отохирургии совместно с клиникой оториноларингологии технологического университета Дрездена (дир. клиники — проф. Т. Цанерт). Ординаторы принимают активное участие в подготовке и проведении диссекционного курса на височной кости, что способствует углублению знаний по анатомии, топографическому ориентированию и позволяет отрабатывать различные хирургические техники.

Третий блок — «Итоговая (государственная итоговая) аттестация», который проводится по результатам освоения обучающимися базовой части программы.

Оценка качества освоения программ ординатуры обучающимися включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию. С 2013 по 2017 г. 41 выпускнику клинической ординатуры кафедры болезней уха, горла и носа присвоена квалификация «врач-оториноларинголог» и выдан диплом специалиста.

Одни из важных механизмов совершенствования профессионального обучения на кафедре болезней уха, горла и носа лечебного факультета — разработка и активное использование анкет, позволяющих провести объективный анализ удовлетворенности клинических ординаторов организацией и эффективностью образовательного процесса. Согласно результатам анкетирования, весь контингент обучающихся полностью удовлетворен качеством преподавания и учебно-методического сопровождения, а также уровнем приобретенных профессиональных компетенций. Такая система обратной связи, на наш взгляд, принципиально важна, так как позволяет чутко реагировать на запросы современного поколения молодых специалистов при овладении профессиональными компетенциями, а также максимально учитывать конкретные пожелания каждого ординатора, сделать обучение в рамках существующей программы более творческим и индивидуальным.

Программа реализуется на базе клиники болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, дисциплина вариативной части —«неотложные состояния в оториноларингологии» — на базе городской клинической больницы № 29 им. Н.Э. Баумана Департамента здравоохранения Москвы. Программа ординатуры включает все разделы и направления оториноларингологии, способствует карьерному росту и нацелена на развитие исследовательских и аналитических навыков, необходимых для профессионального и эффективного решения стоящих перед врачом задач. Но она не может дать одной из основополагающих составляющих врача — морально-нравственного облика, формирование которого должно начинаться еще в студенческие годы, а совершенствоваться на протяжении всей профессиональной жизни. Ординатура — это атмосфера, которая продолжает формировать мировоззренческие ценности будущего специалиста. В нашей клинике она складывается из более чем 120-летнего опыта, сохранения лучших традиций, при обязательном совершенствовании образовательного и клинического процесса под руководством опытных кадров, однако не следует забывать и о важности мотивации самих обучающихся.

Шагнув в XXI век, кафедра и клиника болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет) активно участвует в реализации Программы «5−100», целями которой являются повышение конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, интеграция в международные исследовательские и образовательные программы, продвижение Университета в международном научном и медицинском сообществе. О высокой авторитетности университета и кафедры наглядно свидетельствуют постоянный рост желающих обучаться в клинической ординатуре (в текущем учебном году на кафедре болезней уха, горла и носа состоят 22 ординатора 1-го и 2-го года, что более чем в 1,5 раза превышает число ординаторов в предыдущие годы) и то желание, с которым принимают на работу наших выпускников ведущие медицинские учреждения России.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1e-mail: svvm3@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-1257-9879

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail