Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Булынко С.А.

Морозовская ДГКБ ДЗМ, Москва, Россия, 119049

Денисова О.А.

21-я городская клиническая больница, Новосибирск

Солдатский Ю.Л.

Научная группа при кафедре болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России

Северин Т.В.

Морозовская ДГКБ Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 119049

Чередниченко А.С.

Морозовская ДГКБ Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 119049

Наблюдение двух изолированных парафарингеальных абсцессов у одного ребенка

Авторы:

Булынко С.А., Денисова О.А., Солдатский Ю.Л., Северин Т.В., Чередниченко А.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1029

Загрузок: 20


Как цитировать:

Булынко С.А., Денисова О.А., Солдатский Ю.Л., Северин Т.В., Чередниченко А.С. Наблюдение двух изолированных парафарингеальных абсцессов у одного ребенка. Вестник оториноларингологии. 2018;83(6):44‑45.
Bulynko SA, Denisova OA, Soldatskiĭ IuL, Severin TV, Cherednichenko AS. The observation of two cases of isolated parapharyngeal abscess in a single child. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2018;83(6):44‑45. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20188306144

Парафарингеальные абсцессы являются грозным бактериальным осложнением воспалительных процессов глотки. По данным отечественной литературы, в структуре экстренной патологии ЛОР-органов доля пациентов с абсцессами глотки и шеи, в том числе парафарингеальными, составляет от 1,3 до 3,8% [1]. Эти заболевания являются одной из наиболее частых причин госпитализации в стационар по поводу заболеваний глотки в детском возрасте [2]. По нашим данным, доля пациентов с абсцессами глотки от общего числа госпитализированных в клинику детей с острой воспалительной патологией ЛОР-органов составляет 8% [3]. В подавляющем большинстве наблюдений встречаются паратонзиллярные абсцессы, абсцессы шеи выявляют значительно реже — до 9% от общего числа этой группы больных [2, 3].

Раннее выявление абсцессов глотки может играть ключевую роль в снижении частоты развития флегмон шеи [4], а также гнойного медиастинита [5].

Наряду с жалобами, данными анамнеза и клинической картиной в настоящее время, особенно в сложных диагностических случаях, дополнительными методами диагностики абсцессов глотки и шеи являются компьютерная томография (КТ) и УЗИ. Чувствительность К.Т. составляет 100%, а специфичность — 50% [6]. В качестве инструментальной диагностики абсцессов глотки можно использовать УЗИ [7], однако информативность этого метода, особенно у детей раннего возраста, является недостаточной.

В подавляющем большинстве наблюдений абсцесс глотки локализуется с одной стороны, хотя в единичных случаях встречаются сочетанные поражения, например двусторонние паратонзиллярные абсцессы [3]. В связи с относительной редкостью парафарингеальных абсцессов считаем важным привести наблюдение одновременного возникновения двух изолированных парафарингеальных абсцессов у ребенка 3 лет.

Девочка Г., 3 лет, 23.01.18 доставлена бригадой СМП в приемное отделение Морозовской ДГКБ с жалобами на повышение температуры тела, боль в области шеи справа, увеличение шейных лимфатических узлов с обеих сторон, больше справа. Из анамнеза известно, что на протяжении недели у ребенка отмечались насморк, кашель, в течение 2 дней появились прогрессирующая боль в области шеи, повторное повышение температуры тела до фебрильных значений.

При осмотре: общее состояние тяжелое, ребенок вялый, увеличение подчелюстных и шейных лимфоузлов до 1,5—2 см слева и до 2—3 см справа, ограничение движений головы при повороте вправо и запрокидывании назад. Орофарингоскопия: умеренный тризм и выбухание заднебоковой стенки глотки справа, небные миндалины І степени, розовые, неотечные, без патологического содержимого в лакунах. Риноскопическая и отоскопическая картина без особенностей. По данным общего анализа крови: лейкоцитоз (18,6·109/л) с преобладанием гранулоцитов (14,8·109/л), повышение СОЭ (115 мм/ч). После проведения первичного осмотра в связи с подозрением на наличие парафарингеального абсцесса в условиях приемного отделения ребенку выполнена КТ области шеи с внутривенным контрастным усилением. Учитывая возраст ребенка, исследование проводилось с применением аппаратно-масочного наркоза. По данным КТ: в мягких тканях, паравертебрально, на уровне С2 определяются два изолированных однородных образования неправильной овальной формы, размером 20×12 и 10×7 мм, объемом 1 и 0,2 мл соответственно, окруженные усиливающейся при контрастировании стенкой. Мягкие ткани правой половины носоглотки и ротоглотки неравномерно увеличены в объеме, выступают в их просвет полициклическими контурами, деформируя и сужая его. Было диагностировано наличие двух парафарингеальных абсцессов справа (см. рисунок).

Ребенок Г., 3 лет. КТ области шеи с контрастным усилением. Фронтальная (а) и аксиальная (б) проекции. В парафарингеальной области справа определяются два изолированных полостных образования (стрелки).

Ребенок был госпитализирован в отделение оториноларингологии, где после предоперационной подготовки, через 6 ч с момента обращения в стационар, было выполнено хирургическое вмешательство под интубационным наркозом. Первым этапом для доступа к парафарингеальному пространству была выполнена правосторонняя тонзиллэктомия. Затем через правую тонзиллярную нишу тупым путем щипцами Гартмана произведена ревизия парафарингеального пространства, последовательно вскрыты оба абсцесса, получено гнойное отделяемое, полости абсцессов промыты раствором антисептиков.

Назначена системная антибактериальная терапия: цефтриаксон 900 мг 2 раза в день и метронидазол 135 мг 3 раза в день внутривенно в течение 7 сут, противовоспалительные и обезболивающие препараты (ибупрофен 100 мг, парацетамол 100 мг в 1—2-е сутки после вмешательства). Послеоперационный период протекал благополучно. Начиная с первых суток после операции температура нормализовалась, отмечались купирование локальных изменений в области глотки, облегчение движений в области шеи и улучшение общего состояния; боль исчезла на 3-и сутки. По данным бактериологического исследования отделяемого из абсцессов обнаружен Streptococcus oralis (II степень обсемененности).

31.01.18, через 8 дней после госпитализации, ребенок был выписан из стационара в удовлетворительном состоянии с клиническим диагнозом: парафарингеальные абсцессы справа, подчелюстной и шейный лимфаденит.

В заключение следует отметить, что только своевременное выполнение КТ области шеи с контрастным усилением позволило выявить наличие двух изолированных парафарингеальных абсцессов и тем самым выбрать адекватную хирургическую тактику.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: ysoldatsky@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-0046-9944

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.