Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кожанов Л.Г.

Онкологический клинический диспансер №1 Департамента здравоохранения Москвы

Волченко Н.Н.

Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена, Москва

Романова Е.С.

Онкологический клинический диспансер №1 Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 105005

Кожанов А.Л.

кафедра оториноларингологии лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия, 117997

Костин А.Ю.

Онкологический клинический диспансер №1 Департамента здравоохранения Москвы

Наблюдение аденокистозного рака гортани

Авторы:

Кожанов Л.Г., Волченко Н.Н., Романова Е.С., Кожанов А.Л., Костин А.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1187

Загрузок: 15


Как цитировать:

Кожанов Л.Г., Волченко Н.Н., Романова Е.С., Кожанов А.Л., Костин А.Ю. Наблюдение аденокистозного рака гортани. Вестник оториноларингологии. 2018;83(3):69‑70.
Kozhanov LG, Volchenko NN, Romanova ES, Kozhanov AL, Kostin AIu. Adenoid cystic carcinoma of the larynx: a case report. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2018;83(3):69‑70. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino201883369

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­то­ри­чес­кие и сов­ре­мен­ные ас­пек­ты ре­аби­ли­та­ции го­ло­со­вой фун­кции пос­ле ла­рин­гэк­то­мии. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):64-70

Одним из редких заболеваний гортани является аденокистозная карцинома [1—5], которая возникает из элементов желез (glandula elements), находящихся в гортани. По данным R. Moukarbel и соавт. [1], в клинике Princess Margaret Hospital (Торонто) при ретроспективном исследовании данных пациентов, находившихся на лечении с 1963 по 2005 г., аденокистозная карцинома гортани установлена у 15 больных. В Институте Gustave Roussy (Канада) при анализе данных 1342 пациентов со злокачественными заболеваниями гортани эта опухоль выявлена только у 5 из них. Средний возраст больных составил 48,6 года. Наиболее частая локализация аденокистозного рака выявлена в подскладковом пространстве. Основным методом лечения является хирургический с последующей лучевой терапией. Очаговые и регионарные рецидивы были выявлены у 66,7% больных. Уровень 5- и 10-летней выживаемости составляет 64 и 46% соответственно [1]. В отечественной литературе мы не встретили описания случаев аденокистозного рака гортани. В связи с этим приводим собственное наблюдение аденокистозного рака гортани.

Больной К. 1974 года рождения, обратился в Онкологический клинический диспансер № 1 Департамента здравоохранения Москвы в мае 2017 г. c жалобами на одышку, которая беспокоит с декабря 2016 г. Общее состояние удовлетворительное.

При непрямой ларингоскопии и фиброларингоскопии выявлено следующее: язычные валекулы свободные, слизистая оболочка в области корня языка не изменена. Визуализируется экзофитная опухоль бледно-розового цвета с гладкой поверхностью и интенсивным сосудистым рисунком у основания новообразования, занимающая межчерпаловидное пространство, область черпаловидных хрящей и зачерпаловидную зону, диаметром 3,5—4 см, вызывающая сужение гортани в задних отделах и ограничивающая ее подвижность (см. рисунок,

Больной К., 43 года. Аденокистозный рак гортани. а — эндофотография; б — под покровным многослойным плоским эпителием — инфильтративный рост опухоли с образованием криброзных и солидных структур из сравнительно одноморфных гиперхромных клеток (стрелки). Микроскопия, окраска гематоксилином и эозином. Ув. 100; в — иммуногистохимическое исследование: экспрессия р63 в ядрах миоэпителиальных клеток (стрелка). Ув. 200.
а).

Регионарные лимфатические узлы при пальпации не увеличены.

При мультиспиральной компьютерной томографии шеи и легких определяется опухолевидное образование, распространяющееся на обе черпалонадгортанные складки, межчерпаловидную область, зачерпаловидное и заперстневидное пространства, сдавливающее трахею по задней полуокружности справа на уровне первого хрящевого кольца (нельзя исключить инвазию) с переходом на шейный отдел пищевода. Кроме того, со стороны подлежащих тканей процесс распространяется на голосовую складку. Опухоль интимно прилежит к капсуле правой доли щитовидной железы (ЩЖ) и фрагментарно — капсуле левой доли органа. Размер опухоли — 43×67 мм, протяженность поражения — 67 мм. Подскладковый отдел гортани не изменен, хрящевой каркас гортани визуально не изменен, шейные и подчелюстные лимфатические узлы визуально не увеличены. В легочной ткани множественные буллы, наибольшие из которых расположены субплеврально в апикальных отделах. В нижней доле правого легкого в S6 выявлен очаг до 2 мм, в базальном отделе S10 — очаги 2—3 мм, слева визуализируются очаги с неровными нечеткими контурами в S9 размером 9×5 и 12×10 мм, в базальном отделе — субплеврально до 9 мм. Корни структурны, срединная тень не смещена. Заключение: опухоль гортани с распространением на гортаноглотку, шейный отдел пищевода, сдавливающая заднюю полуокружность шейного отдела трахеи справа.

При позитронно-эмиссионной томографии, совмещенной с компьютерной томографией (ПЭТ-КТ) с фтордезоксиглюкозой F-18 (ФДГ): область головы и шеи — на задней стенке гортани над голосовыми складками отмечается очаг гиперфиксации фтордезоксиглюкозы справа, метаболический размер 18×16 мм (SUVmax до 7,1); грудная клетка — при низкодозном КТ-исследовании на свободном дыхании инфильтративных изменений в обоих легких не выявлено. В S9 левого легкого определяется очаг размером 11×9 мм без повышенного метаболизма фтордезоксиглюкозы. Заключение: по данным ПЭТ-КТ метаболически активная ткань определяется по задней стенке гортани над голосовыми складками, очаг — в S9 левого легкого.

Больной консультирован торакальным хирургом: ПЭТ-негативные очаги в нижней доле левого легкого следует трактовать как очаговый пневмофиброз.

При УЗИ шеи увеличенные лимфатические узлы не определяются. Параларингеально справа визуализируется образование с неровными контурами, распространяющееся до нижнего полюса правой доли ЩЖ между внутренней поверхностью доли и стенкой трахеи, без четких признаков распространения на паренхиму Щ.Ж. Образование инфильтрирует переднюю стенку шейного отдела пищевода.

Цитологическое исследование № 926−27 — цитограмма соответствует аденокистозному раку.

Клиническая ситуация обсуждена на консультативном совете с диагнозом рака гортани ТN0М0. Пациент госпитализирован в отделение опухолей головы и шеи для хирургического лечения на первом этапе.

26.07.17 проведено хирургическое вмешательство. Под местной анестезией 0,5% раствором новокаина сформирована трахеостома между 4-м и 5-м кольцами. Затем, после интубации трахеи через трахеостому, под общим обезболиванием произведен Т-образный разрез по передней поверхности шеи. Кожные лоскуты отсепарованы и разведены в стороны. Пересечена подъязычная кость, просвет глотки вскрыт по средней линии (надподъязычная фарингомия). При ревизии выявлена опухоль серо-розового цвета с гладкой поверхностью, с невыраженным сосудистым рисунком, размером 5,5×7,0 см, плотноэластической консистенции, расположенная в межчерпаловидной области с распространением на черпаловидные хрящи, в зачерпаловидную и заперстневидную области до шейного отдела пищевода в виде инфильтрата без четких контуров с опухолевыми отсевами 3—4 мм по передней и заднебоковой стенкам гортаноглотки. Параларингеально опухолевая инфильтрация распространяется слева до верхнего полюса ЩЖ, справа до нижнего полюса правой доли органа. Произведена биопсия опухоли. При срочном гистологическом исследовании (протокол № 5886−5906) установлен аденокистозный рак. С учетом распространенности процесса больному проведена операция в объеме ларингэктомии с резекцией ротогортаноглотки, шейного отдела пищевода, субтотальной резекции ЩЖ с одномоментной реконструкцией гортаноглотки.

В послеоперационном периоде образовался глоточный свищ, который самостоятельно закрылся.

Морфологическое исследование (5921−31/17+ИГХ Д 445/17): под многослойным плоским эпителием инфильтративный рост опухоли с образованием криброзных и солидных структур из сравнительно мелких гиперхромных одноморфных клеток, с низкой митотической активностью (см. рисунок, б). Опухоль инфильтрирует гиалиновый хрящ, прорастает в поперечнополосатые мышцы и жировую клетчатку. Отмечается периневральный рост опухоли. ЩЖ обычного строения. При иммуногистохимическом исследовании: опухоль экспрессирует — эмболизация маточных артерий, объем циркулирующей крови, цитокератины 7, р63 (см. рисунок, в) (исследование выполнено двукратно). Отсутствует экспрессия цитокератинов 20. Антиген Ki 67 экспрессируется в единичных клетках. Заключение: аденокистозная карцинома.

В настоящее время больному проводится послеоперационный курс лучевой терапии.

Особенность данного наблюдения заключается в очень низкой распространенности аденокистозного рака данной локализации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1e-mail:kojanov2@mail.ru; orcid: http://orcid.org/0000-0003-2591-0951

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.