Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Рахманова И.В.

Кафедра оториноларингологии педиатрического факультета, научно-исследовательская лаборатория экспериментальной и клинической детской оториноларингологии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Москва

Дьяконова И.Н.

Кафедра физиологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Матроскин А.Г.

Кафедра оториноларингологии педиатрического факультета, научно-исследовательская лаборатория экспериментальной и клинической детской оториноларингологии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Москва

Корнеев Д.Ю.

Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 119049

Хаулина Е.В.

Кафедра оториноларингологии педиатрического факультета

Взаимосвязь параметров вызванной отоакустической эмиссии и тимпанометрии у детей, рожденных с экстремально низкой массой тела

Авторы:

Рахманова И.В., Дьяконова И.Н., Матроскин А.Г., Корнеев Д.Ю., Хаулина Е.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 739

Загрузок: 10


Как цитировать:

Рахманова И.В., Дьяконова И.Н., Матроскин А.Г., Корнеев Д.Ю., Хаулина Е.В. Взаимосвязь параметров вызванной отоакустической эмиссии и тимпанометрии у детей, рожденных с экстремально низкой массой тела. Вестник оториноларингологии. 2017;82(6):34‑38.
Rakhmanova IV, D'iakonova IN, Matroskin AG, Korneev DYu, Khaulina EV. The relationship between the parameters of evoked otoacoustical emission and tympanometry in the children born with the extremely low body weight. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2017;82(6):34‑38. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino201782634-38

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­хо­ды пе­ри­на­таль­но­го по­ра­же­ния нер­вной сис­те­мы у глу­бо­ко­не­до­но­шен­ных де­тей к 12 ме­ся­цам скор­ри­ги­ро­ван­но­го воз­рас­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):97-100

Принятые сокращения:

ПИОАЭ — отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения

МАО — мощность акустического ответа улитки

ШТ — ширина тимпанограммы

СК — статический комплаенс

ИД — интратимпанальное давление

ИАП — индекс акустической податливости

Наиболее частой причиной нарушения слуховой функции у детей с экстремально низкой массой тела является позднее созревание (а иногда и повреждение) периферической части слуховой системы, а именно внутреннего и среднего уха [1, 2].

В настоящее время основными методами, отражающими состояние периферического отдела слухового анализатора (среднего и внутреннего уха), являются вызванная отоакустическая эмиссия и тимпанометрия [3—5].

Принципы, на которых основаны эти методы, абсолютно разные. Так, при проведении отоакустической эмиссии с помощью высокочувствительного микрофона регистрируется звуковая волна, возникшая в результате ответной активности наружных волосковых клеток внутреннего уха. При тимпанометрии регистрируется реакция структур среднего уха на звук и давление, в результате чего измеряется способность проведения волны звукового давления различной интенсивности барабанной перепонкой и слуховыми косточками. Учитывая анатомическую близость среднего и внутреннего уха, логично предположить существование взаимосвязи между амплитудой отоакустического вызванного ответа и характеристиками тимпанограммы [3—5].

Имеющиеся единичные экспериментальные [6] и клинические работы [7—10] действительно предполагают существование такой взаимосвязи, но не дают исчерпывающего представления о зависимости параметров вызванной отоакустической эмиссии от тимпанограммы.

Анализ данных литературы показал отсутствие работ, в которых исследование слуховой функции у недоношенных детей, рожденных с экстремально низкой массой тела, проводилась бы одновременно названными двумя объективными методами [11—16].

Цель настоящего исследования — поиск возможной взаимосвязи показателей отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения и параметров тимпанометрии на двух частотах (226 Гц и 1 кГц) у недоношенных детей, рожденных с экстремально низкой массой тела.

Пациенты и методы

С учетом поставленной цели в исследование были включены 113 детей основной и контрольной групп.

В основную группу были включены недоношенные дети до 28 нед — 52 ребенка (103 уха) в 3 мес, 46 детей (92 уха) в 6 мес и 44 ребенка (88 ушей) в 1 год жизни, в контрольную — 61 (122 уха), 54 (108 ушей) и 43 (85 ушей) доношенных ребенка в том же возрасте.

Всем детям проводилось аудиологическое исследование методами с определением стационарных и коротколатентных слуховых вызванных потенциалов, отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения и с помощью тимпанометрии на частотах зондирующего тона 226 Гц и 1 кГц в 3 мес, 6 мес и 1 год фактической жизни.

После проведенного обследования был выполнен сравнительный анализ показателей отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения (ПИОАЭ) и тимпанограмм.

Исследование внутреннего уха ПИОАЭ проводили на аппарате Eclipеs Interacoustics (Дания).

Регистрацию ПИОАЭ выполняли на скрининговых частотах 1, 2, 4, 6 кГц на интенсивностях 65/55 дБ УЗД в течение максимального общего времени в 60 с на частоте продукта искажения 2 f1—f2. В протоколе DP-тестов использовались следующие характеристики, необходимые для получения «Тест пройден»: соотношение сигнал/шум — более 7 дБ УЗД, разрешенная толерантность стимула — 3 дБ УЗД, уровень отклонения теста — 20 дБ УЗД, соотношение L1/L2 — 10 дБ УЗД, соотношение f2/f1, равное 1,22, количество зарегистрированных ответов на три из четырех предъявляемых частот.

На DP-граммах ПИОАЭ рассчитывалась мощность вызванного отоакустического ответа улитки (МАО) — усредненное значение амплитуд ответов на всех частотах [17], а также амплитуда ответа улитки на отдельных частотах 1, 2, 4, 6 кГц, указывающая на эффективность работы наружных волосковых клеток [18].

Тимпанометрию проводили на аппарате Tympstar II (GSI, США) методами скрининговой тимпанометрии с частотой зондирующего тона 226 Гц и с частотой 1 кГц (высокочастотная тимпанометрия).

Все тимпанограммы подвергались качественному анализу: визуальной оценке типа (А, В, С, Е) и параметров интратимпанального давления (ИД) — давления на пике тимпанограммы; статического комплаенса (СК) — максимальной высоты (амплитуда) на кривой тимпанограммы; ширины тимпанограммы (ШТ) — разности показателей давления с двух сторон ТГ, расположенных на середине ее пика; индекса акустической податливости (ИАП) — величины, используемой для оценки соотношения акустического импеданса и давления воздуха в среднем ухе и вычисляемой как ИАП=(СК:ШТ)×100) [19].

Для визуальной оценки тимпанограмм, полученных при скрининговой и высокочастотной тимпанометриях, ориентировались на классификацию J. Jerger, G. Liden (1970) [20].

Всего за период работы было обработано и сопоставлено: 1196 тимпанограмм, выполненных на частоте 226 Гц (598) и 1 кГц (598), с 598 DP-граммами, полученными при отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения.

При статистическом анализе полученных данных проверку закона распределения изучаемых числовых переменных, нормальность распределения определяли по критерию Колмагорова—Смирнова. В случае нормального распределения (p>0,05) рассчитывали коэффициент корреляции Пирсона, а при ненормальном (р<0,05) — непараметрический коэффициент Спирмена. Корреляцию считали значимой при r>0,2 и р<0,05, при α=0,01.

Для выяснения значимости различий качественных и ранговых признаков использовали критерий χ2 (сравнения частотных характеристик качественных признаков). Различия считали достоверными при p<0,05.

Статистическая обработка проводилась в пакете статистических программ SPSS (IBM, США) и EPI INFO 7.

Условием включения в работу являлось отсутствие в анамнезе патологии со стороны челюстно-лицевого аппарата, сенсоневральной тугоухости (по данным анамнеза и исследования слуха методом слуховых вызванных потенциалов), а также острого воспаления среднего уха и серных масс.

Результаты и обсуждение

Проведенный сравнительный анализ выявил зависимость прохождения теста отоакустической эмиссии от типов тимпанограмм (табл. 1).

Таблица 1. Частота прохождения теста ПИОАЭ (%) в зависимости от типа тимпанограммы у недоношенных детей 25—28 нед гестации Примечание. Здесь и в табл. 2: «+» — тест пройден, «–» — тест не пройден.

Так, по данным отоакустической эмиссии и тимпанометрии на частоте 226 Гц, процент прохождения теста ПИОАЭ у недоношенных в 3 мес жизни был выше при тимпанограмме типа А, чем при типе В (χ2=59,7; р=0,000001), С (χ2=69,3; р=0,000001) и Е (χ2=56,7; р=0,0000) и процента не прохождения теста (χ2=25,8; р=0,000003).

Процент непрохождения теста был одинаковым как при тимпанограмме типа А, так и В (χ2=0,3; р=0,02).

Результаты анализа данных тимпанометрии в 1 кГц показали схожесть результатов с предыдущим обследованием, однако процент непройденных тестов отокакустической эмиссии при тимпанограмме типа В был недостоверно выше и связан с трансформацией тимпанограмм.

В 6 мес жизни анализ полученных данных показал, что процент прохождения отоакустической эмиссии при нормальной тимпанограмме (тип А) на 226 Гц и 1 кГц, также как и в 3 мес жизни, был выше, чем при тимпанограммах типа В и С (χ2=125,0; р=1·10–8), а также больше непрохождения (χ2=97,6; р=1·10–7) (см. табл. 1).

Процент непрохождения теста отоакустической эмиссии в этом возрасте при тимпанометрии на частоте 226Гц не зависел от типа тимпанограмм, однако при обследовании на 1 кГц такая закономерность была выявлена (χ2=6,8; р=0,0009).

В 1 год жизни зависимость результатов регистрации ПИОАЭ от типа тимпанограмм имела схожую тенденцию с предыдущими случаями.

При анализе динамики изменений процента зарегистрированных и не зарегистрированных тестов отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения у недоношенных детей было выявлено достоверное различие между числом прошедших тестов в 3 и 6 мес (χ2=19,8; р=0,00008), также в 3 мес и 1 год жизни (χ2=33,3; р=0,000001) при тимпанограмме типа А, полученной на 226 Гц и 1 кГц. Процент непрошедших тест эмиссий при типе, А был различен только при сравнении данных в 3 мес и 1 год (χ2=5,6; р=0,01) при тимпанометрии на 226 Гц, а на 1 кГц как в 3 мес и 6 (χ2=13,6; р=0,0002), так и в 3 мес и 1 год жизни (χ2=13,6; р=0,00002).

Процент непрошедших тест эмиссий при регистрации тимпанограммы типа В был достоверно выше в 3 мес по сравнению с 6 мес (χ2=5,1; р=0,02) и 1 годом жизни (χ2=5,6; р=0,01) при тимпанометрии на 226Гц, однако при обследовании на 1 кГц этот показатель был отличен от показателя только в 1 год жизни (χ2=9,5; р=0,002).

В группе доношенных детей (группа контроля) анализ распределения прохождения теста отоакустической эмиссии каких-либо отличий от покателей в основной группе не выявил (табл. 2).

Таблица 2. Частота прохождения теста ПИОАЭ (%) в зависимости от типа тимпанограммы у доношенных детей

Анализ динамики прохождения теста при отоакустической эмиссии на протяжении первого года жизни у доношенных детей, в зависимости от типа тиманограммы, не выявил достоверных различий в проценте прохождения отоакустической эмиссии при тимпанограмме типа, А (р>0,05), полученной как при исследовании на 226 Гц, так и 1 кГц. Однако процент непройденных тестов при регистрации ПИОАЭ и тимпанограмме типа, А отличался при сравнении результатов, полученных как в 3 и 6 мес (χ2=11,7; р=0,0006), так и в 3 мес и 1 год жизни (χ2=13,4; р=0,002), но только при обследовании на 226 Гц. Процент непройденных тимпанограмм при типе В достоверно не отличался (р>0,05).

Анализ корреляционной зависимости параметров отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения от скрининговой и высокочастотной тимпанометрии показал прямую умеренную зависимость значений МАО ПИОАЭ на частотах 2 кГц, 4 кГц от ШТ (r=0,3; p=0,0001), СК (r=0,3; p=0,01), ИАП (r=0,4; p=2·10–6), полученных при тимпанометрии на частоте зондирующего тона 1 кГц.

Амплитуда вызванного отоакустического ответа, полученная на частоте 6 кГц, находилась в зависимости от ШТ (r=0,3; p=0,001), полученной при обследовании на 1 кГц.

В 6 мес жизни анализ взаимосвязи параметров изучаемых методов обследования показал прямую умеренную корреляцию между МАО на частотах 2—6 кГц, и ШТ, полученной при исследовании на частоте зондирующего тона как 226 Гц, так и 1 кГц (r=0,3—0,5, p=0,001). Также была при обследовании выявлена корреляция между ответом улитки на частоте 2кГц и статическим комплаенсом на 1 кГц (r=0,3; p=0,003).

При анализе параметров в 1 год жизни выявлена умеренная и высокая корреляционная взаимосвязь между ответами улитки на частотах 2—6 кГц, МАО и ШТ, полученных при исследовании на 1 кГц (r=0,3—0,5; p=0,004).

Анализ взаимозависимости параметров двух методов обследования периферического анализатора у доношенных детей (группа контроля) в 3 мес жизни выявил корреляцию амплитуды ответа на частоте 2 кГц от ШТ (r=0,3—0,4; p=0,004) и статического комплаенса (r=0,3; p=0,001), полученных как при высокочастотной, так и скрининговой тимпанометрии (r=0,3; p=0,001), а также от ИАП на 1 кГц (r=0,3, p=1·10–7). Исследование данных выявило умеренную прямую корреляцию между амплитудой 4 кГц и шириной тимпанограммы на 1 кГц (r=0,3, p=5·10–7).

Мощность акустического ответа была взаимосвязана с шириной тимпанограммы на 226 Гц (r=0,3; p=0,00001) и 1 кГц (r=0,4; p=0,000004), статическим комплаенсом (r=0,3; p=0,001) и индексом акустической податливости (r=0,3; p=0,001) на 226 Гц.

В 6 мес жизни корреляционный анализ полученных данных тимпанометрии и ПИОАЭ выявил прямую корреляционную зависимость амплитуды ответа на 2 кГц от ИАП на 1 кГц (r=0,3; p=0,00001).

Корреляционный анализ параметров тимпанометрии и отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения в 1 год жизни у доношенных детей выявил прямую зависимость амплитуды ответа улитки на частоте 4 кГц, а также мощности акустического ответа улитки от индекса акустической податливости, полученного при тимпанометрии на частоте зондирующего тона 226 Гц (r=0,3; p=0,003).

Таким образом, выявлена прямая зависимость мощности акустического ответа улитки, а также отдельных амплитуд ответов улитки, полученных на частотах 2кГц, 4 кГц и 6 кГц, от ширины тимпанограммы, статического комплаенса и индекса акустической податливости как у недоношенных, так и у доношенных детей.

Необходимо подчеркнуть, что более выраженное влияние параметров тимпанограмм на акустический ответ улитки у недоношенных и доношенных детей зарегистрировано до 6 мес жизни.

Заключение

Результаты исследования потверждают незрелость среднего уха у недоношенных детей, что проявляется наличием трансформации и различием соотношения частоты прохождения и непрохождения отоакустической эмиссии в зависимости от типа тимпанограммы.

Полученные корреляционные зависимости параметров отоакустической эмиссии от ширины тимпанограммы, статического комплаенса и индекса акустической податливости при тимпанометрии на частотах зондирующего тона 226 Гц, и в особенности 1 кГц, свидетельствуют о влиянии структур среднего уха на амплитуду вызванного акустического ответа улитки, регистрируемого при ПИОАЭ.

Полученные данные обосновывают необходимость проведения высокочастотной тимпанометрии недоношенным детям с незрелым периферическим отделом слухового анализатора перед отоакустической эмиссией, поскольку недооценка влияний анатомо-физиологических особенностей среднего уха у недоношенных детей, выявляемых при тимпанометрии, может приводить к неправильной интерпретации результатов скринингового обследования.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.