Кукушкина О.И.

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия,119112

Гончарова Е.Л.

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия,119112

Реабилитация ребенка с кохлеарным имплантом: «точка запуска» новых слуховых возможностей

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2016;81(6): 58-61

Просмотров : 57

Загрузок : 4

Как цитировать

Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Реабилитация ребенка с кохлеарным имплантом: «точка запуска» новых слуховых возможностей. Вестник оториноларингологии. 2016;81(6):58-61.
Kukushkina O I, Goncharova E L. Rehabilitation of a child with a cochlear implant: the «initial point» of new auditory abilities. Vestnik Oto-Rino-Laringologii. 2016;81(6):58-61.
https://doi.org/10.17116/otorino201681658-61

Авторы:

Кукушкина О.И.

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия,119112

Все авторы (2)

Успешная операция кохлеарной имплантации, правильное подключение речевого процессора (РП) и его корректная первичная настройка открывают ребенку с кохлеарным имплантом (КИ) новые слуховые возможности, однако анализ практики показывает, что воспользоваться ими сразу и самостоятельно он, как правило, не может. В настоящее время и отечественные, и зарубежные специалисты признают, что нужна специальная работа сурдопедагога и семьи по «запуску» открывающихся слуховых возможностей [1—9]. Содержание и эффективность этой работы могут быть различными в зависимости от того, как рассматривается слуховой онтогенез и определяются задачи сурдопедагога.

Если слуховой онтогенез рассматривается изолированно как развитие слуховой функции, то он осмысливается как последовательный переход ребенка первого года жизни от слухового сосредоточения (по типу безусловных реакций) к локализации звуков в пространстве, и далее — к дифференциации неречевых и речевых звучаний. При таком понимании слухового онтогенеза работа сурдопедагога с ребенком с КИ будет направлена, прежде всего, на тренировку его новых слуховых возможностей. Мы же ставим вопрос не о слухоречевой реабилитации, а о переходе ребенка с КИ к естественному для слышащего человека поведению и спонтанному развитию речи в естественной коммуникации. Соответственно, и главным показателем эффективности кохлеарной имплантации мы считаем именно переход ребенка с КИ после операции и реабилитации на путь естественного развития (когда он начинает вести себя в быту как слышащий и осваивать речь в естественной коммуникации, как это происходит у слышащего малыша первых лет жизни). Именно на это надеются и этого ждут родители ребенка с КИ, именно на это рассчитана высокотехнологичная дорогостоящая медицинская помощь глухому ребенку и его семье.

Цель исследования — опираясь на опыт успешной педагогической реабилитации детей с КИ, рассмотреть ключевой для ее построения вопрос: что считать «точкой запуска» новых слуховых возможностей ребенка с имплантом.

Пациенты и методы

Анализ видеоматериалов, дневниковых записей и беседы с родителями детей с КИ, прошедших реабилитацию в Институте коррекционной педагогики РАО по авторской системе А.И. Сатаевой, наблюдения за поведением детей с КИ и их взаимодействием со взрослыми на занятиях и в ситуациях свободной игры, а также беседы с автором системы, направленные на уточнение методики и ее базовых оснований, проводились с опорой на современные представления о ранних этапах психического развития детей в норме и понимание о решающей роли аффективного взаимодействия с близкими в развитии ребенка раннего возраста [10].

Результаты и обсуждение

Опыт успешной реабилитации имплантированных детей раннего и дошкольного возраста по авторской системе А.И. Сатаевой, показывает, что каждый ребенок с КИ может быть переведен на путь естественного развития при определенных условиях — если специально выделяется «запускающий» этап реабилитации и воспроизводится теперь уже на полноценной сенсорной основе логика нормального раннего развития. При этом и слуховой, и речевой онтогенез рассматриваются не изолированно, а в контексте становления и развития эмоционального взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, что отвечает современным представлениям о содержании и психологических закономерностях ранних этапов психического развития ребенка в норме. В контексте этих представлений слуховое сосредоточение, протекающее по типу безусловных реакций, не является само по себе точкой запуска развития слухового восприятия и не приводит автоматически к переходу ребенка на следующий этап — локализации звуков в пространстве.

Условием становления и развития слухового восприятия является становление и усложнение эмоционального диалога ребенка первого года жизни с близкими людьми, так как потребность и возможность полноценно использовать слух возникает у слышащего малыша в ходе и благодаря развивающемуся эмоциональному взаимодействию с ближайшим окружением.

Показателем становления эмоционального диалога слышащего малыша с близкими является в норме «комплекс оживления». Возникает выраженная ориентация и соответствующие реакции ребенка на эмоциональные проявления взрослого (эмоциональное заражение): он впервые начинает отвечать звуками на голос матери, появляется первая улыбка и первые голосовые реакции в ответ на разговор с ним, он не просто радуется, когда к нему подходят, но проявляет инициативу в общении, начинает его активно требовать, предвосхищает удовольствие от общения с близким, активно «звучит».

Рождаясь в ходе эмоционального взаимодействия ребенка с близким, слуховое восприятие включается в становление и развитие комплекса оживления — одной из начальных форм эмоционального диалога. Развитие такого диалога сделает в будущем актуальными задачи локализации и дифференциации неречевых и речевых звучаний, т. е. переход на следующие этапы раннего слухового онтогенеза. Ребенок первого года жизни учится локализовать звуки тогда и потому, что они приобретают для него смыслы в ситуациях взаимодействия с близким взрослым, и тогда появляется переживание общего с ним удовольствия как в непосредственном общении, так и в общем с ним сосредоточении на звучащей игрушке. Далее ребенок начинает различать звуки, и вновь подчеркиваем, что это происходит тогда и потому, что звуки связываются с определенными впечатлениями и переживаниями, поэтому реакция на них непременно содержит эмоциональное отношение ребенка к услышанному: удивление, обиду, грусть, гнев, радость, растерянность и смущение и др.

Именно такое понимание раннего слухового онтогенеза лежит в основе и определяет отличия нашего подхода к построению работы сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации ребенка после операции кохлеарной имплантации.

Во-первых, в ходе реабилитации ребенка с КИ любого возраста воспроизводится логика нормального развития слышащего ребенка первого года жизни, поэтому ребенок с КИ проживает запускающий этап реабилитации в семье.

Во-вторых, запускающий этап реабилитации начинается с работы над становлением эмоционального диалога ребенка с КИ с близкими на полноценной сенсорной основе, как это происходит у слышащего малыша и слышащих родителей.

В третьих, обязательным становится включение в реабилитацию родителей, которым предстоит заново прожить теперь уже на полноценной сенсорной основе этап становления эмоционального взаимодействия со своим изменившимся ребенком. Имплантация даст родителям возможность свободы и общего с ребенком удовольствия от эмоционального взаимодействия, как это происходит в норме у родителей с ребенком раннего возраста.

В-четвертых, усилия сурдопедагога направляются на перестройку взаимодействия близких с ребенком, а не на тренировку его изменившихся слуховых возможностей.

Самой ответственной, по результатам исследования А.И. Сатаевой, является первая сессия работы сурдопедагога — он вовлекает ребенка в эмоциональное взаимодействие и показывает родителям, что он может включиться в диалог на новой сенсорной основе. Затем сурдопедагог вовлекает родителей в эмоциональное взаимодействие со своим ребенком и в итоге добивается того, чтобы они сами могли инициировать эмоциональный диалог, свободно вести его на новой сенсорной основе и главное — получать общее с ребенком удовольствие, как это происходит в общении родителей со слышащим малышом первого года жизни [11].

Организуя непосредственное эмоциональное общение с ребенком, сурдопедагог, используя интересующие его предметы и действия с ними, добивается прежде всего улыбки и голосовых реакций в ответ. Важно, чтобы ребенок с КИ не только получал и выражал удовольствие, но начинал проявлять инициативу в общении, активно требовать его, предвосхищать удовольствие от общения, требовать уже не просто глазного и тактильного контакта с близким взрослым, но главное — дифференцированного эмоционального отклика на проявленную им инициативу в общении.

Речь сурдопедагога служит не только налаживанию эмоционального диалога, но и перестройке его сенсорной основы со зрительно-слуховой (как это было до операции) на новую, доступную ребенку после операции, слухо-зрительную или слуховую основу, поэтому она специфична. Полезной становится утрированная мелодичность речи, ее напевность, ярко выраженные модуляции голоса и их быстрая смена, намеренная смена темпа речи с медленного на быстрый, намеренная смена громкости голоса — от шепота до нормальной разговорной громкости и выше, охват широкого частотного диапазона — от 250 до 2000 Гц и др.

Первая сессия запускающего этапа реабилитации считается завершенной по отношению к ребенку с КИ, если в ходе организованного и поддерживаемого сурдопедагогом взаимодействия с близкими на естественной сенсорной основе у него появляется эмоциональное заражение, стабильный эмоциональный отклик, заметно активизируются голосовые реакции, он начинает проявлять инициативу в общении и явно предвосхищает удовольствие от общения с близким взрослым, как это делает слышащий малыш первых месяцев жизни. Становление и развитие такого эмоционального диалога ребенка с близкими является условием дальнейшего развития его слухового восприятия, как это происходит в норме.

Первая сессия считается завершенной по отношению к родителям, если на занятиях они не только легко включаются в организованное сурдопедагогом взаимодействие, но и сами активно инициируют эмоциональный диалог и начинают уже в обыденной жизни эмоционально взаимодействовать со своим ребенком как со слышащим.

В рамках данного подхода и вся дальнейшая работа сурдопедагога строится по принципу воспроизведения на полноценной сенсорной основе логики раннего нормального развития.

Как мы видим, принципиальным для построения эффективной реабилитации ребенка с КИ является понимание «точки запуска» его новых слуховых возможностей. В нашем подходе — реабилитация начинается с запуска эмоционального взаимодействия ребенка с КИ с близкими на полноценной сенсорной основе, характерного для слышащего ребенка первого года жизни. Отличие состоит в том, что становление эмоционального диалога на полноценной сенсорной основе происходит у ребенка с КИ в более старшем возрасте.

Точка запуска может быть иной только в том случае, если речь идет о постоперационной реабилитации ребенка, внезапно потерявшего слух, но сохранившего эмоциональное взаимодействие с близкими.

Как известно, помощь оглохшему ребенку оказывается немедленно, поскольку важно не допустить распада взаимодействия ребенка с близкими, а для этого необходимо любой ценой сохранить коммуникацию [12]. Сурдопедагог помогает «обойти» возникшие из-за потери слуха трудности восприятия речи собеседника, обучая оглохшего ребенка использовать замещающие средства (чтение с губ и письменную речь) и сохраняя его устную речь. Коммуникация осуществляется теперь на неполноценной сенсорной основе, главной опорой для ребенка становится зрительное восприятие, что, конечно, меняет качество коммуникации, но только таким образом дает возможность сохранить оглохшему ребенку взаимодействие с близкими людьми до кохлеарной имплантации. После операции такому ребенку не придется «запускать» эмоциональное взаимодействие, характерное для первого года жизни, возникает иная задача — восстановление утраченного взаимодействия на полноценной сенсорной основе, поэтому и точка запуска будет иной — это та точка онтогенеза, на которой произошла потеря слуха и нарушилось взаимодействие с окружением на полноценной сенсорной основе.

Принципиально важно рассмотреть и другую ситуацию с внезапно оглохшим ребенком — когда по тем или иным причинам до имплантации не удается сохранить коммуникацию и эмоциональное взаимодействие с близкими. Поэтому после операции сурдопедагогу придется воспроизвести в работе с таким ребенком всю логику раннего нормального онтогенеза, для этого вернуться назад — к исходным этапам становления эмоционального взаимодействия с близкими, как это необходимо глухим детям с КИ в начале реабилитации. Чем раньше ребенку установили имплант, тем меньше этапов его развития придется восстанавливать на полноценной сенсорной основе и тем легче произойдет его переход на путь естественного развития в ходе реабилитации.

Выводы

1. Разработанный в Институте коррекционной педагогики РАО подход к психолого-педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации рассматривает в качестве главного показателя эффективности операции переход ребенка с КИ к естественному для слышащего человека поведению и освоению речи в естественной коммуникации.

2. Предлагаемый подход основан на понимании нормального раннего слухового онтогенеза в контексте становления и усложнения эмоционального взаимодействия ребенка с родителями.

3. Запуск процесса реабилитации предлагается начинать с запуска эмоционального диалога имплантированного ребенка с родителями на новой и теперь достаточной сенсорной основе.

4. Эта «точка запуска» является общей для разных групп детей с К.И. Исключение составляют оглохшие дети с КИ, у которых удалось сохранить эмоциональное взаимодействие с близкими. «Точкой запуска» в этом случае становится точка онтогенеза, на которой нарушилось взаимодействие с окружением на полноценной сенсорной основе.

5. Эффективность предлагаемого подхода обосновывается накопленным в Институте коррекционной педагогики опытом успешной реабилитации 143 детей с КИ.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail