Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Десмопластическая фиброма височной кости
Журнал: Вестник оториноларингологии. 2016;81(5): 81‑83
Прочитано: 3432 раза
Как цитировать:
Десмопластическая/десмоидная фиброма (ДФ) или десмоид (синонимы: агрессивный фиброматоз, глубокий мышечно-апоневротический фиброматоз, высокодифференцированная фибросаркома десмоидного типа) — особая опухоль мягких тканей, исходящая из фибробластов, склонная к рецидивированию и не имеющая метастатического потенциала. Данная патология встречается крайне редко — 0,01% всех опухолей височной кости [1, 2]. Сообщается всего о двух случаях диагностики и успешного хирургического лечения пациентов с ДФ височной кости [1].
Данная опухоль имеет достаточно агрессивный местный рост за счет компрессии жизненно важных структур тела, таких как сосуды и нервы, что может вызвать тяжелые осложнения, вплоть до летального исхода. В ряде работ описаны даже косметические уродства, обусловленные местным компрессирующим действием образования [3, 4]. Что касается локализации, то ДФ может возникать практически в любой точке тела. Десмоиды проявляются как безболезненные или малоболезненные узловые образования на конечностях, шее и костях черепа [4]. В подавляющем большинстве случаев ДФ протекает бессимптомно и является случайной находкой при обследовании у специалистов смежных направлений [5, 6]. Тем не менее десмоид любой локализации может вызывать серьезные повреждения сосудистых структур и быть причиной калечащих операций при отсутствии грамотной диагностики и комбинированного радикального лечения [1, 3, 6].
Диагноз ДФ может быть поставлен только при наличии заключения планового гистологического исследования ткани опухоли, полученной пункционной, инцизионной или экцизионной биопсией [1, 2, 5]. Это необходимо для верификации диагноза, установления уровня агрессии процесса и дифференцировки клеток опухоли. Эти данные являются базовыми для определения тактики лечебно-диагностических мероприятий. В связи с отсутствием способности данной опухоли к метастазированию возможно проведение хирургического лечения в общем ЛОР-отделении [1, 4, 5]. Наличие в стационаре экспресс-методов гистологического исследования позволяет хирургу определиться с объемом хирургического вмешательства. Стоит отметить, что экспресс-метод гистологического исследования не является высокодостоверным при ДФ [5, 6]. В виду крайней редкости данной патологии височной кости не существует четкого алгоритма действий при лечении данной группы пациентов [3, 4].
Представляем случай диагностики и хирургического лечения ДФ височной кости.
Пациент О., 27 лет, обратился в НИКИО им. Л.И. Свержевского с жалобой на периодически возникающие головные боли. Из анамнеза известно, что около 1 мес назад после переохлаждения появились головные боли. Обследовался у невролога по месту жительства в связи с данными жалобами. При выполнении магнито-резонансной томографии (МРТ) головного мозга обнаружилась случайная находка — образование левого сосцевидного отростка (предположительно гранулема). Учитывая локализацию данного образования, рекомендована консультация оториноларинголога (отохирурга). По результатам консультации отохирурга выставлен диагноз — новообразование левого сосцевидного отростка. После амбулаторного обследования и консультации пациента онкологом запланировано проведение хирургического лечения в объеме ревизии левого сосцевидного отростка с удалением новообразования.
При поступлении: общее состояние больного удовлетворительное. Температура тела нормальная. Кожные покровы обычной окраски. В легких дыхание везикулярное, без хрипов. АД — 120/80 мм рт.ст., пульс — 68 в 1 мин, ритмичный, хорошего наполнения.
ЛОР-статус. Носовое дыхание не затруднено с обеих сторон. Носовая перегородка не искривлена. Слизистая оболочка полости носа розового цвета, патологического отделяемого нет. При осмотре глотки — слизистая оболочка розовая, миндалины не изменены, за небными дужками. Гортань — слизистая оболочка розового цвета, влажная, голосовая щель 12 мм, дыхание свободное. При осмотре заушных областей — кожа не изменена, пальпация безболезненная с обеих сторон. При отомикроскопии с обеих сторон — наружные слуховые проходы широкие, свободные, сухие. Барабанные перепонки обычной формы и цвета, подвижные, опознавательные знаки определяются. Слуховые трубы при пробе Вальсальвы проходимы с обеих сторон.
При тональной пороговой аудиометрии (ТПА) слух в пределах нормы с обеих сторон.
По данным МРТ височных костей: в задних отделах сосцевидного отростка слева имеется образование, имеющее слабогетерогенный изоинтенсивный МР-сигнал в режимах T1 и T2 BИ, содержащее сосудистые структуры. Определяется четкая косная деструкция на границе с бороздой сигмовидного синуса (рис. 1). Отсутствует связь образования с оболочками мозга. Размеры образования — боковой до 15 мм, переднезадний — до 18,5 мм, каудокраниальный — до 19,5 мм. По данным МРТ образование левого сосцевидного отростка, активно накапливающее контрастный препарат, рекомендовано дифференцировать с ксантогранулемой, лангергансоклеточным гистиоцитозом и эозинофоильной гранулемой.
На компьютерной томограмме височных костей отмечается хорошая пневматизация барабанной полости, антрума и образование мягкотканной консистенции размером 3×4 см с деструкцией клеток в задних отделах сосцевидного отростка и разрушением стенки сигмовидного синуса слева (рис. 2).
Под эндотрахеальным наркозом произведено удаление образования левой височной кости с последующим гистологическом исследованием.
Ретроаурикулярным разрезом, отступя на 1 см кзади от заушной складки, обнажена площадка сосцевидного отростка. Отмечено истончение кортикального слоя в верхнезадней области сосцевидного отростка. В этой области (проекция синодурального угла) после удаления грубой фрезой кортикального слоя определяется деструктивная полость неправильной формы, заполненная грануляционноподобной тканью, резко кровоточащей при манипуляциях. Образование размером 3×3 см выделено и удалено единым конгломератом в пределах здоровой кости без вскрытия антрума. Образование заполняет всю полость деструкции, прилежит к неизмененным стенке сигмовидного синуса и оболочкам задней черепной ямки (рис. 3). В созданную полость уложена губка Surgisel и мышечно-фасциальный лоскут на нижней ножке до уровня кортикального слоя. Рана ушита послойно. Образование отправлено на гистологическое исследование.
По данным гистологического исследования: в представленном материале обнаружены фрагменты мезинхимальной опухоли с разрастаниями зрелых фибробластов, встречаются очаги миксоматоза, гиалиноза, ангиоматоза, микрокальцификаты и единичные оссификаты, включенные в ткань опухоли. Заключение: морфологическая картина и иммунофенотип опухоли соответствуют десмопластической фиброме кости (рис. 4).
Пациент выписан в удовлетворительном состоянии на 3-и сутки после операции под наблюдение оториноларинголога и онколога.
Таким образом, проведение не только МРТ, но и КТ височных костей позволяет предположить характер патологии данной области и спланировать объем хирургического лечения. Окончательный диагноз и алгоритм послеоперационного периода формируется только после гистологического исследования удаленных тканей.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.