Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шматко Н.Д.

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия, 119121

Организация педагогической реабилитации детей с кохлеарными имплантами

Авторы:

Шматко Н.Д.

Подробнее об авторах

Просмотров: 856

Загрузок: 24


Как цитировать:

Шматко Н.Д. Организация педагогической реабилитации детей с кохлеарными имплантами. Вестник оториноларингологии. 2015;80(3):25‑27.
Shmatko ND. Organization of pedagogical rehabilitation for the children with a cochlear implant. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2015;80(3):25‑27. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino201580325-27

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ауто­им­мун­ная ту­го­ухость и ве­ро­ят­ность ее фор­ми­ро­ва­ния в дет­ском воз­рас­те: об­зор ли­те­ра­ту­ры и собствен­ные наб­лю­де­ния. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):77-84
Осо­бен­нос­ти нас­трой­ки про­цес­со­ра кох­ле­ар­но­го им­план­та­та у де­тей со слу­хо­вой (ауди­тор­ной) ней­ро­па­ти­ей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):10-16
Хи­рур­ги­чес­кая так­ти­ка при кох­ле­ар­ной им­план­та­ции у па­ци­ен­тов с ин­тра­опе­ра­ци­он­ной лик­во­ре­ей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(4):4-8
Пер­спек­ти­вы кох­ле­ар­ной им­план­та­ции у па­ци­ен­тов с дис­пла­зи­ей слу­хо­во­го нер­ва. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(4):66-72
Вре­мен­ной ин­тер­вал при пос­ле­до­ва­тель­ной би­на­ураль­ной кох­ле­ар­ной им­план­та­ции. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(5):19-22
Про­фи­лак­ти­чес­кие тех­но­ло­гии как инстру­мент обу­че­ния сту­ден­тов (про­ект CINDI). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):51-56
Ба­ко­зи­ды: изу­че­ние ней­ро­би­оло­ги­чес­кой ак­тив­нос­ти и пер­спек­ти­вы при­ме­не­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):54-59
Смер­тность от це­реб­ро­вас­ку­ляр­ных за­бо­ле­ва­ний в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции до и в пе­ри­од эпи­де­мии COVID-19: ре­ги­ональ­ные раз­ли­чия. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):12-17

Эффективность кохлеарной имплантации во многом определяется адекватной организацией постоперационной педагогической работы. При этом необходимо обеспечить тесное взаимодействие органов здравоохранения и образования между собой и с семьей имплантированного дошкольника или школьника. Важно еще на стадии отбора кандидатов на КИ, до проведения операции совместно определить, где и в какой форме каждый конкретный ребенок будет получать коррекционную помощь, как будет организовано его воспитание и обучение, как будет обеспечена его максимально возможная интеграция в среду нормально слышащих и говорящих сверстников.

На первоначальном (запускающем) этапе реабилитации все дети, независимо от уровня их общего развития, возможности вступать в коммуникацию и состояния речи, нуждаются в индивидуальных коррекционных занятиях со специалистами. Занятия, как правило, организуются в учреждениях здравоохранения: центрах кохлеарной имплантации, центрах реабилитации слуха, сурдологопедических кабинетах. Они проводятся систематически 2—4 раза в неделю или периодически — 3—4 раза в год ежедневно в течение 1—2 нед. Эти коррекционные занятия обязательно дополняются ежедневной постоянной работой семьи по заданиям педагога. Продолжительность первоначального этапа реабилитации колеблется от 1—3 мес для оглохших и 3—6 мес для детей, владевших развернутой фразовой речью еще до кохлеарной имплантации, до 1—1,5 года для детей, которые до кохлеарной имплантации речью не владели или имели низкий уровень ее развития. И если семья не готова к активному ежедневному участию в реабилитации на протяжении достаточно длительного времени, то есть веские основания задуматься, делать или не делать операцию [1].

При правильно организованной и адекватно проводящейся коррекционной работе к окончанию первоначального этапа реабилитации у ребенка с кохлеарным имплантом (КИ) должно быть сформировано естественное слуховое поведение, он способен спонтанно осваивать речь — новые слова и речевые конструкции — в естественной коммуникации, как это происходит у нормально слышащего ребенка раннего возраста. Если эти умения еще не появились, то следует говорить о незавершенности этапа и необходимости продолжения целенаправленной работы [2].

Вопрос организации воспитания и обучения ребенка с КИ особенно остро встает после завершения первоначального этапа. Это обусловлено тем, что к его окончанию дети с КИ имеют разный уровень общего и речевого развития:

— близкий к возрастной норме или равный ему отмечается у оглохших и у глухих детей, имевших высокий уровень речевого развития до проведения кохлеарной имплантации, а также у большинства малышей, имплантированных до 1,5—2 лет;

— близкий к возрастной норме уровень общего развития и значительно более низкий уровень речевого развития отмечается у большинства глухих детей, до операции речью не владевших или имевших низкий уровень ее развития;

— значительно более низкий, чем в норме уровень и общего, и речевого развития отмечается у части глухих детей, до операции речью не владевших или имевших низкий уровень ее развития, у детей с дополнительными отклонениями в развитии.

Дети с высоким уровнем общего и речевого развития могут успешно продолжать обучаться в массовых детских садах и школах по месту жительства. При этом важно обеспечить психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с КИ в образовательном учреждении (систематический контроль за его развитием и поддержку процесса адаптации в обычной среде со стороны сурдопедагога и психолога). Необходимую этим детям коррекционную помощь они могут получать в центрах кохлеарной имплантации, центрах реабилитации слуха, сурдологопедических кабинетах и отделениях.

Дети с выраженными дополнительными отклонениями в развитии, которые помимо снижения слуха, имеют другие первичные нарушения (интеллекта, эмоционально-волевой и двигательной сферы, тяжелую патологию зрения и др.), несмотря на практически завершенный первоначальный этап реабилитации, имеют уровень общего и речевого развития значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Воспитание и обучение этой категории детей с КИ следует организовывать, прежде всего, с учетом характера сочетанных дефектов и их выраженности.

По отношению к глухим детям, которые к окончанию первоначального этапа реабилитации имеют низкий уровень речевого развития, особое значение приобретает адекватная организация дальнейшей реабилитационной педагогической работы. Значительное отставание от слышащих сверстников в речевом развитии не позволяет им полноценно обучаться в массовых детских садах и школах. Эти дети нуждаются в особых формах организации коррекционной помощи. Без систематического коррекционного обучения они не смогут стать практически слышащими и говорящими. Однако организация их воспитания и обучения имеет отличительные черты по сравнению с глухими и слабослышащими детьми, пользующимися не имплантами, а индивидуальными слуховыми аппаратами (СА). Успешность реабилитации таких детей во многом определяется соблюдением двух основных условий: постоянным нахождением среди нормально слышащих и говорящих детей и взрослых и обеспечением систематического коррекционного обучения. Следовательно, необходимо заранее продумать те организационные формы помощи, которые будут отвечать этим условиям. Рассмотрим возможности их реализации по отношению к детям с КИ дошкольного и школьного возраста [3].

Для детей дошкольного возраста с низким уровнем речевого развития адекватными формами коррекционной помощи являются воспитание дома под руководством специалиста или воспитание и обучение в дошкольной группе комбинированной направленности. При этом и в том, и в другом случае важно вовлечь родителей в активное участие в воспитании и обучении своих детей.

Если дошкольник воспитывается дома, то с ним могут проводиться систематические (не реже 1—2 раз в нед) или периодические (каждые 3—6 мес в течение 1—2 нед ежедневно) коррекционные занятия. Они должны быть организованы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты — в центрах кохлеарной имплантации, центрах реабилитации слуха, сурдологопедических кабинетах и в различных реабилитационных центрах, а также в образовательных учреждениях (в группах кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха) [4].

Группу комбинированной направленности посещают 3—4 ребенка с нарушенным слухом, в том числе и имплантированные, и 7—11 нормально развивающихся слышащих дошкольников​1​᠎. Дети с КИ при поступлении в группу могут иметь разный уровень речевого развития. Нежелательно принимать дошкольников с выраженными дополнительными отклонениями в развитии. В группе помимо двух воспитателей работает и учитель — дефектолог-сурдопедагог. В первой половине дня параллельно проводятся фронтальные занятия воспитателя со слышащими детьми и фронтальные и индивидуальные занятия сурдопедагога — с имплантированными детьми. Во второй половине дня воспитатель занимается со всей группой детей.

Следует помнить об особенностях коррекционной работы именно с детьми с КИ в отличие от слабослышащих дошкольников, пользующихся индивидуальными слуховыми аппаратами. Это выражается, например:

— в значительно более позднем введении письменной речи и ее иной ролью в коррекционном обучении;

— в принципиально более быстром формировании понимания речи;

— в более выраженном разрыве в пассивном и активном словаре ребенка;

— в ином соотношении слухо-зрительного и слухового восприятия речи;

— в специфике работы над развитием слухового восприятия и др.

В связи с этим возникают трудности в организации воспитания и обучения в одной группе и детей с КИ, и детей со С.А. Поэтому, по возможности, следует направлять в группы комбинированной направленности или только детей с КИ, или только детей со СА [5, 6].

Воспитание и обучение дошкольников с КИ в специальных группах (даже в группах только для имплантированных детей) не позволяет соблюсти основное условие их успешной реабилитации — постоянное пребывание в среде нормально говорящих детей. Поэтому данная форма должна рассматриваться лишь как исключение. При этом следует отдавать предпочтение детским садам комбинированного вида с группами как для слышащих, так и слабослышащих детей. В данном учреждении особое внимание должно быть обращено на организацию целенаправленной интеграции детей с КИ в коллектив слышащих сверстников в ходе проведения прогулок, развлечений, праздников и подготовки к ним. По мере овладения словесной речью дошкольники с КИ должны активно включаться и в совместные занятия с детьми с нормальным слухом. Вначале 1—2 ребенка могут во второй половине дня посещать физкультурные и музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, игре и конструированию в группе для слышащих дошкольников. В дальнейшем, при приближении уровня их речевого развития к возрастной норме, следует переводить ребенка на воспитание в массовую группу, сохраняя за ним ежедневные занятия с сурдопедагогом. Родителям следует рекомендовать забирать ребенка из детского сада ежедневно. Это позволит в вечернее время обеспечить речевое общение имплантированного ребенка со слышащими взрослыми и детьми в семье, во дворе, а также при посещении им кружков, студий, секций для нормально развивающихся детей.

Для детей школьного возраста с низким уровнем речевого развития все обстоит значительно сложнее. В настоящее время мы не можем предложить таких форм обучения и воспитания, которые будут адекватны каждому школьнику с К.И. Если дети с близким к возрастной норме уровнем общего и речевого развития могут успешно обучаться в массовых школах при наличии адекватного психолого-педагогического сопровождения, то для учащихся с более низким уровнем речевого развития данная форма обучения не будет адекватной. Они нуждаются в обучении в специальной (коррекционной) школе для слабослышащих и позднооглохших детей. Но в этом случае ребенок с КИ не имеет ежедневного общения с нормально говорящими сверстниками, что даже в условиях проведения интенсивной реабилитационной работы препятствует реализации его принципиально новых слуховых возможностей [7—11].

Одним из решений данной проблемы Институт коррекционной педагогики РАО видит в изменении статуса специальной (коррекционной) школы для слабослышащих и позднооглохших детей — ее преобразование в школу комбинированного вида с классами для детей с нормальным и нарушенным слухом (в экспериментальном режиме эффективность данного преобразования была доказана). Это обеспечит более адекватные условия обучения для школьников с КИ, а также позволит расширить образовательную и социальную интеграцию для всех воспитанников [7—12].

Можно также предложить две возможные организационные формы обучения школьников с КИ — обучение в «гибком классе» (термин введен Л.Е. Шевчуком) [13] и обучение в специальном классе общеобразовательной школы.

Для глухих школьников с КИ, уже владеющих бытовой фразовой речью, может быть эффективным их обучение в «гибком классе» общеобразовательной школы. Эта модель может быть реализована в тех школах, где имеется не менее 2—3 параллелей (2—3 первых, вторых и т. д. классов). В этом случае дети с КИ (по 2 человека) принимаются в обычные классы. Эти школьники на тех уроках, которые доступны им (уроки изобразительной деятельности, труда, физкультуры и др.), занимаются вместе со слышащими детьми. Вместе с одноклассниками они участвуют и во всей внеклассной и внешкольной деятельности. Другая часть занятий (уроки русского языка, литературы, математики и др.) организуется для них по специальной коррекционной программе в «гибком классе», в который объединяются дети с КИ из разных классов одной параллели (из первых или вторых классов и т. д.). Уроки для этих учеников проводит специалист — учитель дефектолог-сурдопедагог. Он же обеспечивает каждого ребенка индивидуальными коррекционными занятиями, а также оказывает методическую помощь массовым педагогам в обучении ребенка с КИ.

Альтернативой обучению в «гибком классе» может быть и более привычная форма — организация в общеобразовательной школе специального класса для детей с нарушениями слуха (в том числе и имплантированных) [14, 15]. В этом случае необходимо целенаправленно расширять общение детей с КИ и их слышащих сверстников: совместные прогулки, досуги, праздники, посещение кружков и спортивных секций в рамках дополнительного образования и т. п. Следует также проводить совместные уроки художественно-спортивного блока. Постепенно, по мере возрастания слуховых и речевых возможностей школьников с КИ, они смогут переходить на обучение в обычный класс при сохранении необходимой коррекционной помощи со стороны педагогов специального класса.

Таким образом, по отношению к дошкольникам с КИ существуют адекватные формы воспитания и обучения, но необходима государственная поддержка, чтобы обеспечить их доступность каждому имплантированному ребенку. Для школьников с КИ в настоящее время нет организационных форм педагогической реабилитации, которые были бы доступны каждому ребенку.

Вопросы организации реабилитации детей с КИ необходимо решать еще до проведения операции. Иначе под сомнением окажется эффективность дорогостоящей новой технологии, обладающей замечательными возможностями, но требующей внимания не только к медицинскому, но и к педагогическому аспекту реабилитации (включая адекватные организационные формы обучения детей с КИ).

1В соответствии с Типовым положением о дошкольном учреждении (2008, 2011) и методическими рекомендациями Министерства образования РФ (2002).

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.