Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Носуля Е.В.

Ким И.А.

Кафедра оториноларингологии РМАПО, Москва

Косяков С.Я.

Кафедра оториноларингологии Российской медицинской академии последипломного образования, Москва

Пискунов Г.З.

Кафедра болезней уха, горла, носа РМАПО, Москва

Винников А.К.

Кафедра оториноларингологии Российской медицинской академии последипломного образования, Москва, Россия, 125367

Значение тестового контроля в последипломной подготовке по клинической ринологии

Авторы:

Носуля Е.В., Ким И.А., Косяков С.Я., Пискунов Г.З., Винников А.К.

Подробнее об авторах

Просмотров: 246

Загрузок: 1


Как цитировать:

Носуля Е.В., Ким И.А., Косяков С.Я., Пискунов Г.З., Винников А.К. Значение тестового контроля в последипломной подготовке по клинической ринологии. Вестник оториноларингологии. 2014;(6):72‑75.
Nosulia EV, Kim IA, Kosiakov SIa, Piskunov GZ, Vinnikov AK. The importance of test control for the post-graduate education in clinical rhinology. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2014;(6):72‑75. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino2014672-75

Рекомендуем статьи по данной теме:
Рос­сий­ская ме­ди­цин­ская ака­де­мия неп­ре­рыв­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зо­ва­ния — ве­ду­щее об­ра­зо­ва­тель­ное уч­реж­де­ние стра­ны по под­го­тов­ке су­деб­но-ме­ди­цин­ских кад­ров (к 90-ле­тию со дня об­ра­зо­ва­ния ка­фед­ры су­деб­ной ме­ди­ци­ны). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):5-11

Формирование у врача-оториноларинголога современных знаний по различным разделам специальности представляет собой достаточно трудоемкий процесс, который осуществляется на протяжении всего периода профессиональной деятельности клинициста.

Основными направлениями последипломного образования в оториноларингологии, как, впрочем, и в других медицинских специальностях, являются институциональные формы обучения: специализация (интернатура, или клиническая ординатура), усовершенствование, которое может быть общим (повышение квалификации по всем разделам специальности) и тематическим (совершенствование профессиональной подготовки по избранным вопросам специальности), а также обучающие курсы, стажировки на базе профильных кафедр, НИИ, научно-практических центров, располагающих необходимым оборудованием и соответствующим научно-педагогическим потенциалом. Однако нередко в этих случаях речь идет о воспроизведении традиционных взглядов и представлений об этиологии, патогенезе, диагностике, лечении и профилактике различных заболеваний, в частности - носа и околоносовых пазух. Между тем клиническая ринология в течение относительно короткого времени стала одним из динамично развивающихся и актуальных разделов оториноларингологии. В значительной степени это связано с высокой распространенностью носа и околоносовых пазух и их активной ролью в формировании многочисленных осложнений, диагностика и лечение которых зачастую требуют усилий не только оториноларинголога, но и клиницистов других специальностей - офтальмологов, нейрохирургов и др.

Вместе с тем постоянно возрастают требования к профессиональной подготовке оториноларинголога и объемы медицинских знаний, необходимых в повседневной практике. В целом по оценкам экспертов в условиях интенсивного технологического развития общий объем информации каждые 5 лет удваивается, ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% профессиональных знаний [1].

В то же время темпы обновления и/или разработки новых клинических руководств, рекомендаций, стандартов таковы, что законодательно утвержденный пятилетний интервал переподготовки по специальности не обеспечивает в полной мере поддержание должного профессионального уровня и требует от врача постоянной самостоятельной работы по обобщению и анализу больших массивов информации, ее использования в организации лечебно-диагностического процесса. В частности, речь идет о современных теориях этиологии и патогенеза, классификациях, новых методах диагностики, широком спектре хирургических технологий и протоколах медикаментозной терапии различных заболеваний носа и околоносовых пазух и их осложнений.

Несмотря на большое количество современных источников научно-медицинской информации, масштабы ее использования остаются недостаточными. Например, по данным медико-социальных исследований, лишь 18% опрошенных врачей общей практики для получения профессиональных знаний используют тематические интернет-сайты, более трети (37%) не читают специальную литературу [2]. По другим сведениям, необходимость в специальной медицинской информации в условиях реальной клинической практики («office practice») возникает у врача до 60 раз в неделю, при этом удовлетворяются лишь 30% таких информационных потребностей. Во многом это связано с неадекватным индексированием статей и сложностью их поиска в журналах, быстрым «старением» ранее изданных руководств и другими обстоятельствами [3].

В рамках клинической ринологии эти проблемы решаются на циклах тематического усовершенствования, мастер-классах, посвященных избранным разделам этого направления - фармакотерапии заболеваний верхних дыхательных путей, функциональной эндоскопической риносинусохирургии, пластической ринохирурги и др. Возрастающее значение в повышении профессионального уровня врачей приобретает участие в научно-практических конференциях, вебинарах, обобщение собственного клинического опыта с публикацией статей в профильных журналах и др.

Одной из актуальных задач современного последипломного образования является компетентностный подход, особенности которого состоят в способности к реализации знаний, эффективному их использованию и нацеленности на результат [4-6]. Важной составляющей такого подхода в подготовке оториноларинголога является, в частности, формирование у врача способности к компетентному принятию решений в различных клинических ситуациях - умение анализировать и обобщать исходные данные, выявлять причинно-следственные связи между полученными результатами и клиническими проявлениями заболевания, контролировать правильность диагностических выводов, планировать необходимые лечебные мероприятия и оценивать их эффективность.

Одним из ключевых компонентов последипломного образования в современных условиях является организация контроля и самоконтроля усвоения учебного материала, возможность самостоятельного мониторинга и индивидуальной коррекции уровня знаний. Реализация этих направлений образовательного процесса во многом связана с использованием тестовых заданий [7].

Согласно общепринятому определению, тест (test (англ.) проба, испытание, исследование) представляет собой стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет оценить знания, практические умения и навыки испытуемого.

В системе последипломного образования, в отличие от додипломного обучения в медицинских вузах, содержание тестов и сложность заданий должны соответствовать осознанному стремлению врачей к повышению своего образовательного уровня, максимальному использованию собственного опыта, знаний и умений. При этом происходит не только воспроизведение знаний, определенного набора представлений, но и формирование (закрепление) адекватной последовательности действий (умений) в условиях, моделирующих ту или иную клиническую ситуацию [7, 8].

Логика поиска правильного ответа в процессе решения конкретного тестового задания максимально приближена к реальному диагностическому процессу. Как и в реальных условиях, при выборе варианта ответа врач анализирует изложенные в условии признаки, результаты дополнительного обследования, выделяя из них наиболее важные, характерные для предполагаемого заболевания [9].

Поэтому тестовые задания должны концентрироваться на формировании у оториноларинголога таких умений, как интерпретация результатов современных методов исследования соответствующих органов, например носа, околоносовых пазух и смежных анатомических областей; обоснование диагностического заключения, определение лечебной тактики при наиболее распространенных заболеваниях начальных отделов респираторного тракта и их осложнениях.

Результаты тестирования позволяют составить объективное представление о степени усвоения учебного материала, уровне профессиональной подготовки врача, т.е. совокупности его знаний и умений по конкретному разделу специальности [7].

Принципы составления тестов в известной степени универсальны. Как правило, тестовое задание должно содержать наиболее важную для его решения информацию, изложенную в максимально сжатой форме. При этом необходимо избегать использования неопределенных терминов, материалов, имеющих дискуссионный характер, неоднозначных вопросов, ответы на которые могли бы основываться на субъективных взглядах опрашиваемого [10].

Учебный материал для создания тестов, как правило, отбирается экспертным путем и включает наиболее актуальные разделы программы. Например, в перечне тестовых заданий по разделу «Болезни носа и околоносовых пазух» целесообразно предусмотреть блоки, касающиеся анатомо-физиологических особенностей носа и околоносовых пазух. Вопросы, составляющие содержательную часть тестов этого раздела, в обязательном порядке должны охватывать наиболее значимые анатомические структуры и функциональные системы, нарушение которых играет ключевую роль в патогенезе заболеваний носа и околоносовых пазух, и их осложнений (например, носовой клапан, остиомеатальный комплекс, взаимоотношения крупных сосудов, черепных нервов и околоносовых пазух и др.).

При составлении тестовых заданий, касающихся диагностики заболеваний носа и околоносовых пазух, следует использовать результаты современных методов исследования, оказывающих существенное влияние на диагностическое заключение, лечение и прогноз. Речь идет о компьютерной и магнитно-резонансной томографии, эндоскопии, функциональных тестах (определение назальной вентиляции, обоняния), биохимических и цитологических исследованиях отделяемого из носа и др. В особенности это касается тестовых заданий по диагностике (дифференциальной диагностике) риногенных орбитальных и интракраниальных осложений, опухолей носа и околоносовых пазух. При этом предпочтение следует отдавать исследованиям, позволяющим выявить отличительные, присущие только данному заболеванию признаки.

Задания по лечению патологии носа и околоносовых пазух должны базироваться на современных протоколах медикаментозной терапии и хирургического лечения, эффективность которых доказана в хорошо организованных клинических исследованиях. Следует избегать включения в тестовые задания методов лечения и препаратов, эффективность которых не доказана.

В зависимости от формы тестовые задания могут быть открытые и закрытые [11]. Открытые тесты не содержат формализованных вариантов ответов и предполагают произвольные, самостоятельно формулируемые врачом ответы. Сфера применения таких тестов в клинической ринологии, на наш взгляд, ограничена. Это связано с определенным разнообразием терминов и определений, классификаций, используемых в повседневной практике, неоднозначностью понимания закономерностей развития некоторых заболеваний, что, в итоге, может быть источником противоречий при интерпретации и оценке правильности ответов. По этой же причине такие тесты не могут быть использованы врачом в качестве средства самоконтроля.

Закрытые тесты - это тесты с заранее сформулированными вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один (несколько) правильный, или, в зависимости от задания, неправильный (неправильные). Однако при описании последовательности принятия диагностического решения или при выборе метода (методов) лечения конкретного заболевания (острый синусит, риногенный тромбоз кавернозного синуса и др.) очень трудно, если не невозможно, ограничиться альтернативными ситуациями, когда только одно из решений - правильное (возможное), а другое - неправильное (невозможное). Поэтому задания с двумя ответами («да» или «нет») не получили распространения при оценке знаний или при самоподготовке по разделу «Болезни носа и околоносовых пазух». Кроме этого, при использовании такого рода тестов вероятность простого угадывания правильного ответа достигает 50%, что существенным образом затрудняет адекватную оценку уровня подготовки врача.

В этом плане более привлекательными являются тестовые задания множественного выбора, с помощью которых можно более адекватно моделировать процесс принятия решения применительно к той или иной клинической ситуации. При этом один или несколько правильных ответов необходимо выбрать из определенного количества уже имеющихся вариантов.

Формулирование правдоподобных, но неправильных ответов, так называемых дистракторов (to distract - англ. - отвлекать) при составлении таких заданий является ответственной и достаточно трудной задачей, поскольку именно они во многом определяют корректность и надежность теста.

Обязательным условием представления тестовых заданий является размещение внятной инструкции, разъясняющей, как правильно выполнить конкретное задание. Примером задания с выбором одного ответа может быть следующий тест:

Инструкция: выберите один правильный ответ.

У пациентки 18 лет удалена опухоль, исходящая из области нейроэпителия полости носа и представляющая собой округлое образование плотноэластичной консистенции с гладкой поверхностью бледно-розового цвета. Вероятнее всего, в данном случае речь идет о следующем новообразовании:

А. Инвертированной папилломе

В. Плазмоцитоме

С. Ангиосаркоме

D. Эстезионейробластоме

Е. Ангиоме.

В качестве тестового задания с выбором нескольких правильных ответов можно привести следующий пример.

Инструкция: выберите правильный ответ по схеме:

А) - если правильны ответы 1, 2 и 3; Б) - если правильны ответы 1 и 3; В) - если правильны ответы 2 и 4; Г) - если правильный ответ 4; Д) - если правильны ответы 1, 2, 3 и 4.

«У пациента с посттравматической назальной ликвореей проведено биохимическое исследование отделяемого из носа. При этом, вероятнее всего, будет установлено:

1. Наличие глюкозы в количестве 2,5 ммоль/л

2. Наличие глюкозы в количестве 6,5 ммоль/л

3. Наличие глюкозы в количестве 3,8 ммоль/л

4. Наличие глюкозы в количестве 10,2 ммоль/л».

Еще одним вариантом тестовых заданий являются задания на установление соответствия между двумя группами элементов - симптомами и конкретными нозологическими состояниями; лекарственными препаратами и заболеваниями, при которых их назначение показано; антибиотиками и чувствительными к ним штаммами этиологически значимых возбудителей острого бактериального синусита и др.

Примером такого рода тестов является следующее задание (см. ниже).

Тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов и (или) на установление соответствия между группами элементов позволяют охватить практически все разделы программы по теме «Болезни носа и околоносовых пазух». Они отличаются хорошей воспроизводимостью, небольшими временны`ми затратами при проведении тестирования и низкой вероятностью угадывания правильных решений.

Таким образом, постоянное совершенствование (самосовершенствование) врача, повышение уровня собственных знаний и умений определяют актуальность различных форм контроля его подготовки. В этом плане систематическое использование тестового контроля является одним из важных условий повышения эффективности последипломного образования оториноларингологов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.