Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Радциг Е.Ю.

Кафедра оториноларингологии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва

Селькова Е.П.

Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора, Москва, Россия, 125212

Малыгина Л.В.

Кафедра оториноларингологии педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского унивеситета им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия, 117997;
Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 119049

Лапицкая А.С.

Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора, Москва, Россия, 125212

Роль респираторных вирусов в этиологии риносинусита у детей

Авторы:

Радциг Е.Ю., Селькова Е.П., Малыгина Л.В., Лапицкая А.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 500

Загрузок: 14

Как цитировать:

Радциг Е.Ю., Селькова Е.П., Малыгина Л.В., Лапицкая А.С. Роль респираторных вирусов в этиологии риносинусита у детей. Вестник оториноларингологии. 2014;(6):39‑40.
Radtsig EIu, Sel'kova EP, Malygina LV, Lapitskaia AS. The role of respiratory viruses in etiology of rhinosinisitis in the children. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2014;(6):39‑40. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino2014639-40

Рекомендуем статьи по данной теме:
Воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния ре­ком­би­нан­тной де­зок­си­ри­бо­нук­ле­азы I че­ло­ве­ка в ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):59-66
Ор­би­таль­ные ос­лож­не­ния ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):74-79
Эф­фек­тив­ность пре­па­ра­тов би­оре­гу­ля­ци­он­ной ме­ди­ци­ны при ле­че­нии эк­ссу­да­тив­но­го сред­не­го оти­та, соп­ря­жен­но­го с ри­но­си­ну­си­том и аде­но­иди­том. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(3):13-20
Пос­тви­рус­ный ри­но­си­ну­сит, фо­кус на па­то­ге­не­ти­чес­кую те­ра­пию. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(3):38-43
Па­то­ге­не­ти­чес­кий под­ход в те­ра­пии вос­па­ли­тель­ных за­бо­ле­ва­ний но­са и око­ло­но­со­вых па­зух. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(5):91-96
При­чин­но-следствен­ные фак­то­ры раз­ви­тия по­ли­поз­но­го ри­но­си­ну­си­та. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(2):124-130
Вли­яние гас­тро­эзо­фа­ге­аль­ной реф­люк­сной бо­лез­ни на кли­ни­чес­кие про­яв­ле­ния ва­зо­мо­тор­но­го ри­ни­та. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(3):176-180

Острый риносинусит (ОРС) - воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух (ОНП) и полости носа длительностью менее 12 нед, сопровождающееся двумя или более симптомами, одним из которых является затруднение носового дыхания или выделения из носа, а также головная боль (в проекции ОНП) и/или снижение/потеря обоняния [1].

По данным статистики, на долю ОРС приходится до 30% всех заболеваний верхних отделов респираторного тракта. При этом следует отметить, что истинная заболеваемость РС и у детей, и у взрослых неизвестна, так как в большинстве случаев вирусный РС не диагностируется в качестве самостоятельного заболевания, а рассматривается как проявление острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) [1, 2].

Исследования с использованием КТ и МРТ выявили признаки РС в 95% случаев острого респираторного заболевания [3-5]. Среди основных вирусов-возбудителей ОРС называют риновирус, респираторно-синцитиальный, аденовирус, коронавирус, некоторые исследователи включают в этот перечень и вирус парагриппа [1-3, 5].

Оригинальных исследований, посвященных определению роли респираторных вирусов в этиологии РС, крайне мало. Одно из последних выполнено под руководством Е.П. Карповой А.Л. Заплатникова [2]. Авторами установлено, что в назальных смывах пациентов с РС чаще выявлялись метапневмовирусы и вирусы парагриппа, реже - корона-, рино- и аденовирусы [2].

Дискутируется вопрос о том, что должно являться материалом для проведения микробиологического исследования. Мы склоняемся к точке зрения, что установить истинного возбудителя РС позволяет только изучение аспирата, полученного при пункции синусов или эндоскопическом эндоназальном вмешательстве. При данной методике получения материала для исследования структура возбудителей соответствует этиологически значимым возбудителям синуситов [6-8]. Остальные методы (мазки или смывы со слизистой оболочки полости носа) не позволяют достоверно определить локализацию вируса (полость носа или околоносовые пазухи).

Высокий уровень заболеваемости ОРС, рецидивы и хронизация этой патологии делают актуальным уточнение этиологии, а также лечения и профилактики этого заболевания.

Цель работы - определение роли респираторных вирусов в структуре возбудителей РС у детей.

Пациенты и методы

Для выполнения поставленной цели были обследованы 204 пациента в возрасте от 2 до 17 лет, госпитализированные по поводу ОРС в ЛОР-отделение МДГКБ в период с января по апрель 2013 г. Материалом для микробиологического исследования служил аспират, полученный во время пункции синуса. Отметим, что если во время пункции ОНП при аспирации был получен воздух, исследование на вирусы не производилось. Патологическое содержимое, полученное при ЯМИК-процедуре, также не исследовалось на вирусы, учитывая невозможность определения места (полость носа, или ОНП), из которого был получен аспират. Таким образом, материал, пригодный для проведения микробиологического исследования, был получен у 46 (22,5%) детей (50 образцов). У 13 пациентов (с их добровольного согласия) дополнительно было проведено исследование сыворотки крови на респираторные вирусы.

На основании анализа литературы для определения были выбраны следующие возбудители: РС-вирус, мета­пневмовирус, вирус парагриппа 1, 2, 3 и 4-го типов, коронавирус, риновирус, аденовирус групп В, С и Е и бокавирус.

Лабораторную диагностику проводили с использованием метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) с гибридизационно-флюоресцентной детекцией в режиме реального времени (Real-time PCR). Исследование проводилось на амплификаторе Rotor-GeneQ фирмы «QIAGEN» (Германия) с использованием тест-систем производства фирмы ООО «Интер Лаб Сервис»: комплект реагентов для выделения РНК/ДНК из клинического материала РИБО-сорб, комплект реагентов для обратной транскрипции (получение ДНК на матрице РНК) РЕВЕРТА-L и набор реагентов серии Мульти Прайм для выявления возбудителей острых респираторных вирусных инфекций человека Ампли Сенс ОРВИ-скрин-FL.

Также материал аспиратов из ОНП отправляли в микробиологическую лабораторию для определения бактериальных возбудителей по общепринятой методике.

Результаты и обсуждение

Респираторные вирусы были обнаружены в 17 из 50 аспиратов, что составило 34% пациентов, у которых был получен аспират при пункции синуса (ов) и 8,3% от общего числа больных, проходивших лечение по поводу ОРС в стационаре. Структура и частота выявления вирусов: риновирус 9 (18%); парагрипп 1, 2, 3-го типов 4 (8%); аденовирус групп В, С и Е 3 (6%); РС-вирус 1 (2%).

Метапневмовирус, вирус парагриппа 4-го типа, коронавирус и бокавирус не были обнаружены ни в одном из аспиратов. Также следует отметить, что ни у одного из исследуемых больных вирусы не были обнаружены в сыворотке крови, хотя у 6 (12%) детей в посевах из ОНП (верхнечелюстные пазухи у всех пациентов) были выделены различные вирусы.

Результаты бактериологического исследования дополнили этиологическую картину ОРС: Streptococcus pneumoniaе 13 (26%); Haemophilus influenzaе 7 (14%); β-гемолитический стрептококк группы А 3 (6%); Staphylococcus aureus 2 (4%); Staphylococcus saprophyticus 2 (4%); Streptococcus viridians 2 (4%); Stenotrophomonas maltophilia 2 (4%). Посевы роста не дали - 7 (14%).

Полученные данные полностью коррелируют с данными литературы. Наиболее часто бактериальный ОРС вызывался пневмококком (26%) и гемофильной палочкой (14%).

При сопоставлении результатов обоих исследований оказалось, что в рассматриваемой выборке (50 аспиратов) ОРС имел вирусную этиологию в 8% случаев, бактериальную в 24%, вирусно-бактериальную в 26% случаев. Спектр бактериальных возбудителей в вирусно-бактериальных ассоциациях, выявленных в аспиратах из ОНП, представлен в таблице.

Наиболее часто в вирусно-бактериальных ассоциациях вирусы (рино-, аденовирусы, вирусы парагриппа) «соседствовали» с пневмококком. Недостаточное количество наблюдений не позволяет считать это закономерностью. В 42% случаев возбудитель в аспирате из ОНП не был определен ни одним из используемых методов.

Выводы

1. Согласно полученным данным, вирусный ОРС встречается в 8%, а вирусно-бактериальный - в 26% случаев.

2. Наиболее часто в аспиратах из ОНП определялся риновирус (18%). Ни у одного пациента не были выявлены метапневмовирусы, вирус парагриппа 4-го типа, корона- и бокавирус.

3. В 42% случаев возбудитель в аспирате из ОНП не был определен ни одним из используемых методов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.