Профессиональная нейросенсорная тугоухость (НСТ) является важной проблемой в авиации. Снижение слуха по нейросенсорному типу имеет место у 36,7% летного состава гражданской авиации [1], высоки показатели заболеваемости профессиональной тугоухостью [2], при этом удельный вес НСТ в структуре всех профессиональных заболеваний работников гражданской авиации составляет более 80% [3].
Неблагоприятная акустическая обстановка на рабочих местах наземного авиационного персонала [4, 5] также создает реальные предпосылки для возникновения отклонений в состоянии здоровья. Многолетние наблюдения за техническим персоналом (ТП), обслуживающим современные воздушные суда (ВС), показали, что у него высок риск развития НСТ и шумовой профессионально обусловленной патологии [6—8]. Проблема усугубляется отсутствием в государственной авиации табельных средств индивидуальной защиты (СИЗ) от механоакустического фактора. Используемые средства в виде гарнитуры связи (шлемофон летный) неэффективны с точки зрения шумозащиты [9, 10].
В 2010—2012 гг. НПО «Динафорс» (Россия) разработало и изготовило опытные образцы шумозащитного шлема для ТП, состоящего из трех слоев поролона (пенополиуретана) и натурального меха в качестве внутренней выстилки, и наушников. В состав шумозащитного пакета внутри чашки наушников включены материалы, обладающие градиентной пористостью и плотностью: вибродемпфирующий материал с закрытопористой ячеистой структурой, изготовленный экструзионным методом из полипропилена с введением вспенивателя, антипиренов, стабилизирующих, пластифицирующих и других технологических добавок; многослойная конструкция, состоящая из алюминиевой фольги и липкого полимерного слоя, защищенного антиадгезионной прокладкой.
По данным объективного метода, шумозащитный шлем показал высокую акустическую эффективность (табл. 1).
Испытуемые и методы
В обследованную выборку вошли авиационные техники в возрасте 23—38 лет со стажем работы 2,5—15 лет. Обследование проводилось до и после летной смены. Опытная группа (16 человек) использовала противошумы (шумозащитный шлем), контрольная группа (8 человек) для защиты от шума на стоянке ВС использовала шлемофон летный.
Функциональное состояние органа слуха оценивали с помощью тональной пороговой аудиометрии с применением диагностического аудиометра Interacoustics AD-226. Проводили автоматический тест с чистыми тонами в диапазоне 125—8000 Гц.
Экстраауральное действие шума оценивали по показателям вариабельности сердечного ритма (ВСР), отражающим уровень симпатической и парасимпатической регуляции вегетативных функций [11]. Использовали следующие показатели ВСР: среднее квадратическое отклонение кардиоинтервалов (SDNN) — показатель активности механизмов регуляции, квадратный корень суммы разностей ряда кардиоинтервалов (RMSSD) — показатель активности парасимпатического звена вегетативной регуляции, вариационный размах (MxDMn) — максимальная амплитуда регуляторных влияний, коэффициент вариации кардиоинтервалов (CV) — нормированный показатель суммарного эффекта регуляции, стресс-индекс (SI) — степень напряжения регуляторных систем (степень преобладания центральных механизмов регуляции над автономными).
При статистической обработке данных в описательной статистике применяли среднее арифметическое и стандартное отклонение. Для оценки изменений показателей после смены вычисляли непараметрические критерий Вилкоксона и критерий знаков. Расчеты выполнены с помощью пакета программ StatSoft Statistica 8.0.
Результаты и обсуждение
Данные фонового исследования слуховой функции у ТП показывают, что у ряда техников имеется снижение слуха на частотах 4 и 8 кГц (рис. 1).
Структура снижения слуха на высоких частотах по выборке представлена на рис. 2.
Результаты регрессионного анализа с бинауральной дифференцировкой представлены на рис. 3.
Полученные результаты подтверждают данные предыдущих исследований о том, что слуховая функция у ТП страдает вследствие воздействия авиационного шума на рабочем месте [12]. Характер нейросенсорной тугоухости авиационных техников (повышение порогов восприятия на частоте 4 кГц и в меньшей степени 8 кГц) соответствует профилю снижения слуха при профессиональной тугоухости [13]. Имеется достоверная взаимосвязь между двусторонним снижением слуха на частоте 4 кГц и стажем работы на аэродроме. При этом взаимосвязь с возрастом у обследованных отсутствовала — среди обследованных не было лиц, у которых по возрасту возможен пресбиакузис.
При оценке динамики состояния слуха в ходе летной смены в контрольной группе отмечалось временное смещение порогов слуха на частоте 250 Гц на 5—10 дБ. Возможной причиной этого может быть интенсивный шум на этой или близкой частоте во время подготовки ВС к вылету. На остальных частотах изменений порогов слуха выявлено не было. В опытной группе (с использованием СИЗ) пороги слуха до и после рабочей смены не имели достоверных различий. Следовательно, использование разработанного шумозащитного шлема устраняет неблагоприятное прямое воздействие авиационного шума на орган слуха.
Повышенные пороги слуха на частоте 4 кГц и умеренное временное смещение порогов слуха после смены указывают на то, что в развитии НСТ у рассматриваемой категории специалистов существенную роль играет отсроченный эффект шума. Несмотря на небольшие изменения слуха после смены по сравнению с фоном, с годами работы в условиях авиационного шума у ТП наступают характерные для НСТ изменения слуха.
Патогенез шумовой НСТ включает несколько механизмов ее развития. При воздействии шума нарушается функционирование наружных волосковых клеток [14]. Морфологические исследования на животных показывают, что при воздействии интенсивного широкополосного шума наиболее выраженные изменения наружных волосковых клеток происходят в основном завитке улитки [15]. Дегенеративные изменения вследствие шумового воздействия происходят и в фиброцитах спирального лимба, которые играют важную роль в поддержании ионного гомеостаза в улитке [16]. При воздействии интенсивного шума развивается повреждение микрососудов улитки, приводящее к стазу, изменениям сосудистой проницаемости и локальной ишемии [17].
Имеются данные о сосудистом генезе шумовой НСТ [18]. Ишемия улитки вследствие вазоконстрикции капиллярной сети сосудистой полоски является спорной, так как при шумовом воздействии 110 дБ происходит расширение просвета капилляров сосудистой полоски на 30%, сменяющееся их сужением до 12% [19]. Данные об усилении ототоксического эффекта гентамицина при акустической травме [20] подтверждают наличие вазодилатации в сосудистой полоске. Таким образом, данные о сосудистых реакциях при шумовом воздействии являются противоречивыми.
Результаты исследования вегетососудистых реакций в ответ на воздействие шума у ТП показали существенный рост тонуса симпатической нервной системы (табл. 2).
Исходные значения SI превышали верхнюю границу нормы покоя (150 усл. ед.) у 48% обследованных из обеих групп. Это свидетельствует о напряжении регуляторных систем, вызванном хроническим воздействием шума. После рабочей смены SI возрастал в обеих группах, однако только в контрольной группе его увеличение было статистически достоверным.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у ТП, не использовавшего СИЗ с адекватным шумовой нагрузке уровнем шумоподавления, усиливается симпатическая регуляция вегетативных реакций, которая вызывает вазоконстрикцию. Уменьшение CV после летной смены в контрольной группе показывает усиление тонуса симпатической нервной системы и изменение регуляторных механизмов сердечной деятельности в пользу централизации. Это свидетельствует об активации адаптационного механизма по типу стресс-реакции.
Использование СИЗ с адекватной шумовой нагрузке заглушающей способностью устраняет неблагоприятную в данном случае вегетососудистую реакцию стрессорного ответа. Таким образом, СИЗ от шума снижают ауральное (на рецепторные клетки кортиева органа) и экстраауральное (на вегетативный статус) воздействие шума.
Выводы
1. У технического персонала аэродрома развивается нейросенсорная тугоухость с характерным для профессиональной гипоакузии профилем. Степень снижения слуха имеет достоверную взаимосвязь со стажем работы на аэродроме.
2. Исследование вегетативного статуса персонала показывает, что в ходе рабочей смены у техников достоверно повышается тонус симпатической нервной системы, что приводит к вазоконстрикции. Это подтверждает данные о сосудистом генезе профессиональной НСТ.
3. СИЗ от шума с использованием перспективных технологических решений, основанных на применении материалов с изменяющейся пористостью и плотностью, способствуют снижению неблагоприятного воздействия авиационного шума на технический персонал аэродрома, тем самым устраняя предпосылки для возникновения НСТ у данной категории специалистов.